Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков «Р-Л».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Материал предназначен для учителей-логопедов логопункта ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_logopunkt.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД  по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.  Дифференциация звуков «Р-Л».

Образовательный процесс построен на Образовательной программе дошкольного образования  ГБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга и Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Автор Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина;- М.: «Просвещение»

Логопункт   посещают 25 детей, из них 13 девочек и 12 мальчиков. После обследования специалистов у всех детей поставлен диагноз Фонетико-фонематическое нарушение речи, Фонетическое нарушение речи. Детей старшего возраста (5 лет) – 7, детей подготовительного возраста (6лет) – 18.

1группа здоровья  – 2 ребенка, 2 группа здоровья – 20 детей, 3 группа здоровья – 3 ребенка. ФФНР – 23 ребенка, ФНР – 2 детей

Занятие рассчитано на 25 минут и является ознакомительным по теме «Дифференциация звуков Р-Л»          

Цель:  Дифференциация звуков «Р-Л»

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Упражнять в различии и правильном произношении звуков [Л] - [Р] в слогах, в словах, во фразе.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие координации мелкой и общей моторики рук.

- Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционных упражнений.

- Развитие фонематического слуха.

- Развитие целенаправленной воздушной струи.

- Развитие слоговой структуры слов.

- Развитие навыков звукового анализа слов.

- Развитие умения словообразования путем замены звуков.

- Развитие пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль.

- Воспитывать культуру поведения на занятии.

Оборудование:

конверт, карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков, тазик с водой, бумажная лодка, изображения главных героев, контейнер с фасолью.


 

Ход занятия

Орг. момент

- Здравствуй! Я рада тебя видеть. У меня для тебя важное сообщение. Ко мне пришло письмо, и вот что там написано: «Волк похитил Колобка и Чебурашку. Для их спасения необходимо пройти 6 уровней с заданиями. Задание для первого уровня находится в синей коробке».

- Ну что, будем спасать друзей?

1 уровень: артикуляционная гимнастика

Отгадай загадки и изобрази ответ:

Лопата

Вместе с дворником шагаю,
Расчищаю снег кругом. 
А детишкам помогаю 
Делать гору, строить дом.

Парус

Я от ветра раздуваюсь,

Но совсем не обижаюсь,

Пусть меня он раздувает,

Судну скорость прибавляет.

Маляр

Кого зовем мы красить дом

С длинной кисточкой, с ведром?

Мастер этот всем знаком

Он зовется …

Индюк

По двору он важно ходит,

Хвостик веером всегда.

Резкий голос: «Клюк, да клюк»

Недовольный всем …

Лошадь

Скачет она быстрее ветра

И копытами стучит.

Очень уж добра

И хозяину нужна.

Дятел

Стучит по дереву с утра,
Слетают щепочки, кора.
Он леса старого приятель,
Жуков изловит умный ...(В. Лактионов).

- Молодец, задание для второго уровня находится под столом.

2 уровень: Сравнение [Л] - [Р] по артикуляции. Слоговая структура

- Скажи, пожалуйста, какой звук находится на третьем месте в слове «колобок».

При произнесении «Л» губы у нас в полуулыбке, зубы слегка раздвинуты, кончик языка упирается в верхние зубы, боковые края опущены и воздух выходит по краям, горлышко дрожит. Звук «Л» у колобка самый любимый.

- А какой пятый звук в слове «чебурашка»?

При произнесениии «Р» губы также в полуулыбке, зубы слегка раздвинуты, передний край языка поднят вверх в форме ложечки к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик языка дрожит. Догадался, какой любимый звук у Чебурашки?

- Прошагай слово «колобок» и «чебурашка», сделав один шаг на каждый слог. Сколько слогов получилось?

- Задание для третьего уровня находится за шкафом.

3 уровень. Дыхательная гимнастика

- Чтобы добраться до Колобка и Чебурашки нам необходимо переплыть реку. Без сильного ветра наша лодка не поплывет. Давай подуем на лодку и доберемся до другого берега реки. (Берем тазик с водой и бумажную лодку).

- Задание для четвертого уровня находится на подоконнике.

4 уровень. Дифференциация [Л] - [Р] в слогах

- Дальше на нашем пути болото. Мы должны перейти болото по слоговым кочкам: 

ра-ла-ла, лы-ры-лы, ру-ру-лу, ло-ло-ро,

ар-ал-ар, ыл-ыл-ыр, ур-ул-ур, ол-ор-ор,

ала-ара-ара, ылы-ылы-ыры, уру-уру-улу, оло-оро-оло.

(Шагаем указательными и средними пальцами обеих рук одновременно).

Физминутка

К нам ночь заглянула (опустить голову),

Солнышко глаза закрыло (ладони положить под щеку и закрыть глаза).

Солнышко просыпается (поднять руки вверх)

Всем детям улыбается (улыбаться).

- Ну что ж, продолжим наше спасение? Задание для пятого уровня найдешь около принтера.

5 уровень. Дифференциация [Л] - [Р] в словах. Фонематический слух

- Нам необходимо сыграть в любимую игру Колобка и Чебурашки. Я буду называть слова, а ты в этом слове звук «л» поменяешь на звук «р». Интересно, что из этого получится…:

лак (рак), лама (рама), ложки (рожки), ложь (рожь), дал (дар), мир (мил), жил (жир), пил (пир), игла (игра), жалкий (жаркий), колобок (коробок), город (голод).

- Задание для шестого уровня ты найдешь, если сделаешь три шага направо, а затем два шага налево.

Уровень 6. Дифференциация [Л] - [Р] во фразе

- Это задание называется «путаница». Послушай внимательно предложения и исправь ошибки:

Кукла купила Веру.

Рыба поймала рыболова.

Зеркало протирало Лару.

Картинки в журнале рассматривали Клару.

Потолок красной краской красил маляра.

Кролик кормил Руслана крупной морковью.

- Какой ты молодец! Ты прошел все уровни! Пришло время освобождать наших друзей. Ты их найдешь в контейнере с фасолью.

Итог занятия

- Тебе понравилось это приключение?

- Какое задание тебе понравилось больше всего? 

- Ты сегодня настоящий герой!1

Домашнее задание

Необходимо на картине раскрасить красным цветом те предметы, в названиях которых есть звук «р», предметы, в которых есть звук «л» - желтым цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна       Мето...