Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков «Р-Л».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал предназначен для учителей-логопедов логопункта ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_logopunkt.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков «Р-Л».
Образовательный процесс построен на Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга и Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Автор Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина;- М.: «Просвещение»
Логопункт посещают 25 детей, из них 13 девочек и 12 мальчиков. После обследования специалистов у всех детей поставлен диагноз Фонетико-фонематическое нарушение речи, Фонетическое нарушение речи. Детей старшего возраста (5 лет) – 7, детей подготовительного возраста (6лет) – 18.
1группа здоровья – 2 ребенка, 2 группа здоровья – 20 детей, 3 группа здоровья – 3 ребенка. ФФНР – 23 ребенка, ФНР – 2 детей
Занятие рассчитано на 25 минут и является ознакомительным по теме «Дифференциация звуков Р-Л»
Цель: Дифференциация звуков «Р-Л»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Упражнять в различии и правильном произношении звуков [Л] - [Р] в слогах, в словах, во фразе.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие координации мелкой и общей моторики рук.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционных упражнений.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие целенаправленной воздушной струи.
- Развитие слоговой структуры слов.
- Развитие навыков звукового анализа слов.
- Развитие умения словообразования путем замены звуков.
- Развитие пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль.
- Воспитывать культуру поведения на занятии.
Оборудование:
конверт, карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков, тазик с водой, бумажная лодка, изображения главных героев, контейнер с фасолью.
Ход занятия
Орг. момент
- Здравствуй! Я рада тебя видеть. У меня для тебя важное сообщение. Ко мне пришло письмо, и вот что там написано: «Волк похитил Колобка и Чебурашку. Для их спасения необходимо пройти 6 уровней с заданиями. Задание для первого уровня находится в синей коробке».
- Ну что, будем спасать друзей?
1 уровень: артикуляционная гимнастика
Отгадай загадки и изобрази ответ:
Лопата
Вместе с дворником шагаю,
Расчищаю снег кругом.
А детишкам помогаю
Делать гору, строить дом.
Парус
Я от ветра раздуваюсь,
Но совсем не обижаюсь,
Пусть меня он раздувает,
Судну скорость прибавляет.
Маляр
Кого зовем мы красить дом
С длинной кисточкой, с ведром?
Мастер этот всем знаком
Он зовется …
Индюк
По двору он важно ходит,
Хвостик веером всегда.
Резкий голос: «Клюк, да клюк»
Недовольный всем …
Лошадь
Скачет она быстрее ветра
И копытами стучит.
Очень уж добра
И хозяину нужна.
Дятел
Стучит по дереву с утра,
Слетают щепочки, кора.
Он леса старого приятель,
Жуков изловит умный ...(В. Лактионов).
- Молодец, задание для второго уровня находится под столом.
2 уровень: Сравнение [Л] - [Р] по артикуляции. Слоговая структура
- Скажи, пожалуйста, какой звук находится на третьем месте в слове «колобок».
При произнесении «Л» губы у нас в полуулыбке, зубы слегка раздвинуты, кончик языка упирается в верхние зубы, боковые края опущены и воздух выходит по краям, горлышко дрожит. Звук «Л» у колобка самый любимый.
- А какой пятый звук в слове «чебурашка»?
При произнесениии «Р» губы также в полуулыбке, зубы слегка раздвинуты, передний край языка поднят вверх в форме ложечки к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик языка дрожит. Догадался, какой любимый звук у Чебурашки?
- Прошагай слово «колобок» и «чебурашка», сделав один шаг на каждый слог. Сколько слогов получилось?
- Задание для третьего уровня находится за шкафом.
3 уровень. Дыхательная гимнастика
- Чтобы добраться до Колобка и Чебурашки нам необходимо переплыть реку. Без сильного ветра наша лодка не поплывет. Давай подуем на лодку и доберемся до другого берега реки. (Берем тазик с водой и бумажную лодку).
- Задание для четвертого уровня находится на подоконнике.
4 уровень. Дифференциация [Л] - [Р] в слогах
- Дальше на нашем пути болото. Мы должны перейти болото по слоговым кочкам:
ра-ла-ла, лы-ры-лы, ру-ру-лу, ло-ло-ро,
ар-ал-ар, ыл-ыл-ыр, ур-ул-ур, ол-ор-ор,
ала-ара-ара, ылы-ылы-ыры, уру-уру-улу, оло-оро-оло.
(Шагаем указательными и средними пальцами обеих рук одновременно).
Физминутка
К нам ночь заглянула (опустить голову),
Солнышко глаза закрыло (ладони положить под щеку и закрыть глаза).
Солнышко просыпается (поднять руки вверх)
Всем детям улыбается (улыбаться).
- Ну что ж, продолжим наше спасение? Задание для пятого уровня найдешь около принтера.
5 уровень. Дифференциация [Л] - [Р] в словах. Фонематический слух
- Нам необходимо сыграть в любимую игру Колобка и Чебурашки. Я буду называть слова, а ты в этом слове звук «л» поменяешь на звук «р». Интересно, что из этого получится…:
лак (рак), лама (рама), ложки (рожки), ложь (рожь), дал (дар), мир (мил), жил (жир), пил (пир), игла (игра), жалкий (жаркий), колобок (коробок), город (голод).
- Задание для шестого уровня ты найдешь, если сделаешь три шага направо, а затем два шага налево.
Уровень 6. Дифференциация [Л] - [Р] во фразе
- Это задание называется «путаница». Послушай внимательно предложения и исправь ошибки:
Кукла купила Веру.
Рыба поймала рыболова.
Зеркало протирало Лару.
Картинки в журнале рассматривали Клару.
Потолок красной краской красил маляра.
Кролик кормил Руслана крупной морковью.
- Какой ты молодец! Ты прошел все уровни! Пришло время освобождать наших друзей. Ты их найдешь в контейнере с фасолью.
Итог занятия
- Тебе понравилось это приключение?
- Какое задание тебе понравилось больше всего?
- Ты сегодня настоящий герой!1
Домашнее задание
Необходимо на картине раскрасить красным цветом те предметы, в названиях которых есть звук «р», предметы, в которых есть звук «л» - желтым цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков Ш-С на лексическом материале "одежда и обувь"
Для учителей-логопедов логопункта ДОУ...
Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна Мето...