Методическая разработка Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Мы исследователи» (для детей с ТНР от 5 до 6 лет )
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Журба Анастасия Дмитриевна

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhurba_a.d.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35» п. Бугры

(МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры)

         

Методическая разработка

Конспект занятия

по познавательному  развитию на тему:

«Мы исследователи»

(для детей с ТНР от 5 до 6 лет )

                                                         Выполнил: Журба А.Д.

                                                                             воспитатель

Ленинградская область,

п. Бугры

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР от 5 до 6 лет

"Мы - исследователи"

Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные: 

- познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека

- закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха,  

  при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, легче воды, есть в

  окружающей обстановке и внутри человека); о способах обнаружения.   

Развивающие: 

 -развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

 -развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать  

  выводы;

 -развивать умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.

-воспитывать умение работать в команде

Оборудование и материалы:

Визитка "Ученый-исследователь", коробка для научных материалов, листы и карточки с изображением свойств воздуха, конверт с картинками камешки и стакан с водой (по количеству детей), стакан с водой, камень, полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, весы, воздушные шарики, тазик с водой, пустые стаканчики, плакат, семена, земля, горшок для растения.

Ход занятия:

(Звучит колокольчик)

Воспитатель: Приглашаю всех ребят собраться в круг друзей, и поздороваться друг с другом.

                                                    (ИГРА на общение) 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— Доброе утро!

Воспитатель:  Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно, если отгадаете, то узнаете тему сегодняшнего нашего занятия.

                       Он заходит к нам в окно, с ним нам дышится легко.

Он прозрачный, он не пахнет. Без него вокруг все чахнет. (воздух)

Дети: Воздух.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это, действительно, воздух. А как Вы догадались, что это воздух?

Дети: (ответы детей: дышим воздухом, мы его не видим, но иногда чувствуем носом, когда мама пользуется духами, или слышим запах еды, без воздуха мы не сможем жить)

Воспитатель: Ребята, вот как много вы знаете о воздухе. А что бы вы хотели еще узнать о нем?

Дети: (ответы детей: сделать опыты с воздухом…)

Воспитатель:  Ребята, тогда сегодня я вам предлагаю  продолжить наш разговор о воздухе   как настоящие ученые-исследователи. А Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?

Дети: (ответы детей: они ходят в  белых халатах, изучают что-то, делаю опыты и открытия…).

Воспитатель:  Да, ученые- исследователи, люди, работающие в лабораториях, перед ними стоит задача ответить на вопрос, но опытным путем, через эксперимент. Ребята, хотите сегодня побывать в научной лаборатории в роли ученого – исследователя ?

Дети: Да

Воспитатель: А чтобы, туда попасть нам нужно  закрыть глаза, повернуться три раза и вот.. научная лаборатория. Здравствуйте, юные ученые. Я главный научный сотрудник этой лаборатории. Давайте наденем нашу специальную одежду: халаты и защитные шапочки    

Воспитатель: вручение визиток. А теперь я вам раздам визитки и нам нужно повторить правила поведения в нашей лаборатории. Согласны? (озвучиваем правила вместе): (выслушать ответы детей и дополнить их).
Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: исследовать воздух!!!   С помощью чего мы сможем это сделать. Как, вы думаете?  

Дети: ответы детей …  

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в лаборатории люди делятся на несколько групп и каждая группа выполняет свою работу.  Так делают, что бы в исследовании, каждый выполнял свои обязанности, тогда работа получится слаженной и продуктивной.

Ну что, приступим к нашей работе. Обратите внимание!   У нас с вами  есть две лаборатории  Знайка и Почемучка! (воспитатель показывает на специальные оборудованные места. У каждого стола установлена своя табличка с картинкой) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой вот необычный конверт, который поможет вам выбрать в какую лабораторию пойти. Я предлагаю каждому из вас вытащить из него карточку (дети вытаскивают карточки из конверта). А теперь поднимите свои карточки, покажите, что вы вытащили. Посмотрите, карточки разделены на две группы, каждая группа имеет свою тему исследования: первая группа – изображены камешки, а вторая – стакан с водой. У кого нарисованы  камешки проходят в лабораторию Знайка, а у кого стакан в лабораторию Почемучка. Уважаемые коллеги! Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ученые - исследователи, займите свои рабочие места согласно вашим карточкам и приступайте к исследованиям.

 Наши исследователи уже стоят возле рабочих мест, я объясняю, как должна пройти работа.

 Опыт лаборатория Знайка

Воспитатель: Итак, первая группа, слушайте внимательно. Посмотрите, на рабочем столе у вас находится все необходимое для опыта (камешки, карандаши, лист бумаги со схемой свойств воздуха) . Ваша задача рассмотреть и изучить данный материал: взять в руки, пощупать, помять, понять какой он на ощупь. Сказать, что это такое, и какие тела, подобные камешку вы можете назвать. Сравнить его с воздухом и объяснить: воздух это твердое тело или нет. Проделая данный опыт, вы обсуждаете, совещаетесь и делаете общий вывод, который продемонстрируете своим коллегам. Все выводы необходимо отметить на листе с картинками.

 Опыт лаборатория Почемучка

Воспитатель: Вторая группа, слушайте внимательно. Посмотрите, на рабочем столе у вас находится все необходимое для опыта стакан с водой, карандаши, лист бумаги с изображением свойств воздуха) . Ваша задача рассмотреть и изучить данный материал: взять стакан с водой, посмотреть, понюхать, попробовать, какая она. Что она умеет делать. Сказать, что это такое, и какие жидкости, подобные вы можете назвать. Сравнить его с воздухом и объяснить: воздух это жидкое тело или нет. Проделая данный опыт, вы обсуждаете, совещаетесь и делаете общий вывод, который продемонстрируете своим коллегам. Все выводы необходимо отметить на листе с картинками.

Воспитатель: Всем понятно, что нужно делать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда приступайте к работе.

(дети делают опыты)

Воспитатель: Ребята, заканчиваем свои исследования и сдаем свои листы с заключением. Складываем их в коробку для научных материалов. ( воспитатель показывает коробку)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь не тратим время и приступаем к работе дальше.

Воспитатель: Ну что ребята, вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начнем.


Опыт:

Воспитатель: (принести коробку с пакетами). Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей - внутри ничего нет, пусто).
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей- он надулся).
Какой стал мешок? (ответы детей -мешок стал упругий, выпуклый, твердый).
Что появилось в наших мешках (ответы детей - воздух).
А кто его видел этот воздух? Может, его и вовсе нет? (ответы детей).
Воспитатель: Я тоже никогда не видела воздух, но знаю, что он вокруг нас всегда. Мы его видим?  (ответы детей- нет).
Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите мне, а почему мы не видим воздух? (ответы детей). Почему его называют невидимкой? (ответы детей: воздух прозрачный значит, через него всё видно).

Дети: Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух.

Воспитатель: (На столе разложить карточки с изображением к каждому выводу- пустая карточка воздух невидим, изображение ветра, пустой стакан, весы, человек ). Теперь возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.

Опыт:

Воспитатель: Давайте подумаем, какой ещё бывает воздух?
(подбор определений).  Если на улице мороз - морозный воздух, тепло - тёплый, после дождя-влажный, свежий, бодрящий, ароматный, цветочный.
Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (ответы детей- да. Предлагают свои варианты).

Воспитатель: Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ответы детей-ветер).

Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет».

(вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (ответы детей - она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно.

Почему она плывет? (ответы детей- Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха) . Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.

Воспитатель: Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.
Дети: Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать. Ветер, воздух движется.
Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.

            Физкультминутка
        (дети имитируют движения).

            Ветер тихо клен качает

            Вправо влево наклоняет

            Раз – наклон

            И два – наклон

            Зашумел листвою клен

                        (предлагаю сесть)

Воспитатель: Мы с вами взбодрились! Продолжаем дальше наши исследования?

Опыт:

Воспитатель: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать пустой стакан каждому ребёнку).
Поворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратить внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей обсудить).
Дети: Делаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: А хотите узнать, может ли вода вытеснить воздух? Сейчас попробуем.
Предлагаю опустить стакан в воду, но стакан теперь держать не прямо, а немного наклонить. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель ещё раз возвращается к тому, что воздух невидимый, прозрачный, но он есть.

Воспитатель: Возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.

Опыт:

Воспитатель: Ребята ,а как думаете есть ли у воздуха вес? (ответы детей ). Ой, а что это у нас такое (воспитатель показывает на весы)? Как думаете для чего они нам нужны? ( ответы детей).  Давайте проверим и взвесим вот эти шары.  На чашки весов кладем шары и взвешиваем.
Воспитатель спрашивает: Какой шарик тяжелее? (ответы детей- Поскольку шарики одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Дети отвечают, что шарики одинаковые, один шарик не тяжелее и не легче другого. А давайте один шарик надуе
Почему шарик раздулся? (ответы детей - Раздулся потому, что мы туда надули воздух). Давайте еще раз взвесим. Одна чашка немного опускается. Почему эта чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? (ответы детей- тяжелее тот, в котором воздух.

Дети: Делаем вывод - значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес.

Воспитатель: возьмите у меня на столе карточку с изображением свойства воздуха, которое мы только что узнали и положите в коробку для научных материалов.

Опыт:

 Воспитатель: Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями! А теперь давайте подойдем к плакату. Расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.
 Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
 Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
Воспитатель: А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Трудно? (ответы детей да). Значит,  для чего нам нужен воздух?

Дети: Вывод: без воздуха жить нельзя.


Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.
Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети: Сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю, и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами отлично потрудились и проделали много интересных  и познавательных опытов.

А сейчас давайте обобщим наше занятие и расскажем, чем же мы занимались сегодня. 

Какие опыты мы сегодня провели?

Дети: Мы сегодня провели опыты с камешками, водой, со стаканом, полиэтиленовыми пакетами, с веером и корабликом, воздушным шаром.

Воспитатель: Для чего мы проводили эти опыты?

Дети: Мы проводили эти опыты, чтобы узнать, свойства воздуха.

Воспитатель:  (воспитатель просит ребенка принести коробку с научными материалами). Ребята, а теперь давайте рассмотрим наши научные материалы и вспомним к каким выводам мы пришли благодаря проведенным опытам?

Дети: Мы пришли к выводу, что воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный,. Так же воздух имеет вес, но он легче, чем вода; без воздуха мы не сможем дышать. воздух может загрязняться, а это опасно для здоровья.

Воспитатель: А что необходимо делать, что бы воздух был чистым?

Дети: Сажать больше цветов и деревьев.

Воспитатель:  Ребята, сейчас наступила весна, а это отличная пора для посадки деревьев и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашем городе станет намного чище.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я рада, что вы усвоили сегодняшнее занятие. Вы были настоящими исследователями, и у вас отлично получилось провести все опыты и на каждом из них сделать выводы. Теперь настало время нам возвращаться в нашу группу. А что для этого нужно сделать? Нам нужно  закрыть глаза, повернуться три раза…..

 Воспитатель:  Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Предлагаю взять вам кружочки. Если у вас хорошее настроение, возьмите веселый кружочек, если вам грустно, то возьмите грустный..

А как сохранить воздух чистым, мы с вами поговорим на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект занятия по развитию речи.Тема "Транспорт" (первая младшая группа)

Цель:Обогащать и систематизировать словарный запас.Познакомить детей с основными видами транспорта.Активизировать и  обогащать словарный запас ребенка по теме "Транспорт".Развивать вним...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"

Представленный  в методической разработке материал позволит обобщить  знания детей по теме: "Раняя весна",  обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...

Методическая разработка конспект занятия по познавательному развитию. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по закреплению правил дорожного движения. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"....

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Методическая разработка Конспект занятия по лепке на тему «Вкусные конфеты для Мишки»

Методическая разработкаКонспект занятие по лепке  на тему «Вкусные конфеты для Мишки» Группа раннего возраста...

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей подготовительной к школе группы на тему:"Как развеселить котёнка"

Тема занятия: "Как развеселить котёнка"Развитие у детей творческой инициативности посредством самостоятельного выбора изобразительно-выразительных средств (традиционных и нетрадиционных худо...

Методическая разработка Конспект занятия по рисованию на тему: «Загадочный космос» (старшая группа)

Методическая разработкаКонспект занятия по рисованию  Тема: «Загадочный космос» (старшая группа)...