Игра – экспериментирование в группе раннего возраста «Снежное волшебство»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Для детей раннего  возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, у него развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Игра – экспериментирование в группе раннего возраста

«Снежное  волшебство»

        Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

        Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, у него развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.

        Дети третьего года жизни способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы, поэтому ведущую роль принимает на себя педагог.

        Малыши очень любят  игры-эксперименты, важно не ограничивать их во времени при проведении опыта, но и стараться не переутомлять. При работе по экспериментированию с детьми раннего возраста особое внимание уделяем играм с водой и песком, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка. Зимой экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажаем огород на окне. При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому: все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, для того чтобы вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.

        Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности  дети становятся более наблюдательными и любознательными.

Цель: развитие познавательного интерес детей в процессе экспериментирования со снегом.

Задачи:

1. Образовательные:

-  обучать детей навыкам экспериментирования со снегом,

-  формировать представления детей о свойствах снега,

- активизировать словарь детей (теплая, холодный, липкий, белый, пушистый),

- формировать у детей первые связные представления о зиме.

2. Развивающие:

-  развивать речь детей посредством общения,

-  развивать моторику рук детей,

-  развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности,

- развивать исследовательский и познавательный интерес к экспериментированию со снегом.

3. Воспитательные:

- воспитывать любознательность, активность, дружеские отношения со сверстниками.

Методы и приемы: игровой,  наглядный,  словесный,  практический, частично-поисковый,  исследовательский,  музыкальный.

Методические приемы:  сюрпризный момент,  игра, вопросы, использование художественного слова,  рассматривание иллюстраций, обследование предмета (снег, простейшие опыты, рассказ воспитателя).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение стихов о снеге, наблюдение за снегом на прогулке.

Вид деятельности: общение с взрослыми, экспериментирование с веществами, игры со сверстниками и с взрослыми.

Оборудование: тарелочки и ложечки на каждого ребенка, банка с теплой водой, поднос, тазик со снегом, вата, детская рукавичка, атрибуты к поделке из снега «Снеговик»: ведерко, веник, бусинки, морковка, вата для дыхательной гимнастики.

Ход игры – экспериментирования.

Организационный момент: наблюдение из окошка за зимними явлениями природы.

Воспитатель:  Ребята, на улице стало совсем холодно, пришла зима, выпал снег. А я знаю стишок про снег.

С неба звездочки летят

Это снежный звездопад

Все хрустящие как льдинки

В небе кружатся снежинки.

Ой, смотрите, это кто там по дорожке  спешит в детский сад?

встреча со снеговиком.

(под веселую музыку входит снеговик, знакомится с ребятами)

Снеговик:

Я, ребята, Снеговик.

K снегу, холоду привык.

Мне, признаться, надоело

Одному стоять без дела.

Снеговик я не простой,

Любопытный, озорной.

- Предлагаю поиграть в игру «Весёлый снеговик».

(снеговик и играет с детьми в игру).

Раз - рука, два- рука, (дети по очереди вытягивают вперед руки)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снеговиков)

Мы скатаем снежный ком, (катают снежный ком)

Вот такой! (разводят руки в стороны, показывают величину кома)

А потом, поменьше ком, вот такой! (показывают величину кома поменьше)

А наверх поставим мы Маленький комок… (изображают ком)

Вот и вышел  Снеговик, (ставят руки на бока и выполняют повороты корпуса влево и вправо)

Снег, ведерко и морковка, (Руки над головой домиком, руки приставляют к носу)

Да уменье, да сноровка и готов Снеговичок, (выставляют ногу на пятку по очереди)

Очень милый толстячок! (показывают руками на Снеговика).

Снеговик: Ай да малыши! Ловко вы лепите снеговика!

Сюрпризный момент:

А я пришел к вам в гости не с пустыми руками

(показывает тазик со снегом).

Интересно,  что в нём?

Дети: снег!

Опыт 1. (Снег сыпучий)

(Дети со  снеговиком рассматривают снег, снеговик показывает, как снег сыпется. Дети закрепляют понятие  - что снег сыпучий).

        C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\01.jpg    C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\03.jpg    C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\02.jpg

Снеговик:  ребята, а вы хотите со снегом  поиграть?

Дети: да!!!

Снеговик: для этого нам нужно с вами сесть за столы.

(дети проходят к столам и садятся на стульчики).

Опыт 2. (обследование - свойства снега)

(детям  раздаются тарелочки  и  ложечки.  Вместе  со снеговиком  малыши стараются набрать ложкой снег и положить себе в тарелочку для обследования).

Снеговик:  Снег это много, много, много маленьких снежинок! И я предлагаю вам поиграть со снегом. Потрогайте снег пальчиками (предлагает потрогать снег).

- Какой снег?

Дети: холодный.

- А теперь давайте понюхаем. Пахнет?

Дети: нет.

- А какого цвета снег? 

Дети: белый.

(при обследовании снега дети узнали что он холодный и не пахнет, закрепили знания о цвете - белый)

           C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\04б.jpg               C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\04в.jpg

Опыт 3. (Снег тает в тепле, превращается в воду)

Снеговик: А сейчас мне нужны помощники Дима и Миша.

(Миша надевает рукавичку, а Дима без рукавички и снеговик раскладывает снег им на ладошки, дети внимательно смотрят, что происходит со снегом).

- Посмотрите, ребята у Димы снега в ладошке нет, а у Миши  на рукавичке  лежит снежок?  

(Снеговик объясняет детям,  почему снег тает на ладошке -  потому что она теплая»).

Снеговик: А еще у меня есть баночка с водой, потрогайте баночку и скажите, какая там водичка?

Дети: теплая!

Снеговик: сейчас я положу ложечкой снег в водичку, и мы полюбуемся, как он будет плавать (дети наблюдают за снегом)

- Посмотрите внимательно, а нашего снежка нет. Он растаял. А почему?

(снеговик объясняет детям, что вода в банке была теплая и снег растаял)

                C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\05.jpg             C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\05а.jpg

Снеговик: А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть со мной.

(снеговик проводить дыхательную гимнастику).

Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку». 

(снеговик раздает детям маленькие кусочки  ваты, и дети сдувают ее с ладошки).

Снеговик: дети посмотрите в тарелочки, где же наш снежок.

Дети: нет снежка.

Снеговик: а снег оказывается еще и волшебник, он превратился в водичку.

Опыт 4. (Снег липучий, из него можно лепить)

Снеговик: Сейчас мы с вами слепим мне друга – снеговика.

(снеговик  показывает, как из снега можно слепить снежки, а затем снеговика.  Затем дети помогают  оформлять  снеговика атрибутами).

Снеговик: Какой замечательный получился у меня друг! (малыши рассматривают снеговика и закрепляют знания о том, что снег лепиться: липучий).

Снеговик: А вам, ребята понравилось играть со снегом?

- Какой снег? (ответы детей).

- Какого он цвета? (ответы детей).

- А снежки из него лепить можно? А еще кого можно слепить? (ответы детей).

- Да, ребята, со снегом можно  играть. А я с вами хочу попрощаться, а то у вас в группе очень жарко, я тоже могу растаять. До свидания! До новых встреч!

Воспитатель: Дети, давайте попрощаемся со снеговиком, скажем ему – досвидание!

     C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\08.jpg  C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\08б.jpg   C:\Users\Стас\Desktop\Новая папка (4)\08в.jpg

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.

2. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

3. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л.В. – СПб: ДетствоПресс, 2015. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры по экспериментированию в группе раннего возраста "Кукла Маша замаралась"

Д/и «Кукла Маша замаралась»Задачи:Образовательная1.     Познакомить детей со свойствами воды;2.     Закрепить понятие: холодная, тёплая.Развивающая1....

Конспект занятия-экспериментирования в группе раннего возраста «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков»

Конспект занятия-экспериментирования в группе раннего возраста «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков»...

Игра-экспериментирование с детьми раннего возраста «Что такое вода? Ты не знаешь? Не беда! А ответ совсем простой: Познакомимся с тобой!»

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Наблюдения, опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, ра...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....

Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...

Игра-экспериментирование в группах раннего возраста

Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, ...

Конспект дидактической игры по экспериментированию в группе раннего возраста "Кукла Маша замаралась"

Д/и «Кукла Маша замаралась»Задачи:Образовательная1. Познакомить детей со свойствами воды.2. Закрепить понятие: холодная, тёплая, горячая.3. Активизировать словарь за счет слов: мыло, умыва...