Игра – экспериментирование в группе раннего возраста «Снежное волшебство»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, у него развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра – экспериментирование в группе раннего возраста «Снежное волшебство» | 685.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – экспериментирование в группе раннего возраста
«Снежное волшебство»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, у него развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.
Дети третьего года жизни способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы, поэтому ведущую роль принимает на себя педагог.
Малыши очень любят игры-эксперименты, важно не ограничивать их во времени при проведении опыта, но и стараться не переутомлять. При работе по экспериментированию с детьми раннего возраста особое внимание уделяем играм с водой и песком, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка. Зимой экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажаем огород на окне. При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому: все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, для того чтобы вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.
Цель: развитие познавательного интерес детей в процессе экспериментирования со снегом.
Задачи:
1. Образовательные:
- обучать детей навыкам экспериментирования со снегом,
- формировать представления детей о свойствах снега,
- активизировать словарь детей (теплая, холодный, липкий, белый, пушистый),
- формировать у детей первые связные представления о зиме.
2. Развивающие:
- развивать речь детей посредством общения,
- развивать моторику рук детей,
- развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности,
- развивать исследовательский и познавательный интерес к экспериментированию со снегом.
3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность, дружеские отношения со сверстниками.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский, музыкальный.
Методические приемы: сюрпризный момент, игра, вопросы, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций, обследование предмета (снег, простейшие опыты, рассказ воспитателя).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение стихов о снеге, наблюдение за снегом на прогулке.
Вид деятельности: общение с взрослыми, экспериментирование с веществами, игры со сверстниками и с взрослыми.
Оборудование: тарелочки и ложечки на каждого ребенка, банка с теплой водой, поднос, тазик со снегом, вата, детская рукавичка, атрибуты к поделке из снега «Снеговик»: ведерко, веник, бусинки, морковка, вата для дыхательной гимнастики.
Ход игры – экспериментирования.
Организационный момент: наблюдение из окошка за зимними явлениями природы.
Воспитатель: Ребята, на улице стало совсем холодно, пришла зима, выпал снег. А я знаю стишок про снег.
С неба звездочки летят
Это снежный звездопад
Все хрустящие как льдинки
В небе кружатся снежинки.
Ой, смотрите, это кто там по дорожке спешит в детский сад?
встреча со снеговиком.
(под веселую музыку входит снеговик, знакомится с ребятами)
Снеговик:
Я, ребята, Снеговик.
K снегу, холоду привык.
Мне, признаться, надоело
Одному стоять без дела.
Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
- Предлагаю поиграть в игру «Весёлый снеговик».
(снеговик и играет с детьми в игру).
Раз - рука, два- рука, (дети по очереди вытягивают вперед руки)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снеговиков)
Мы скатаем снежный ком, (катают снежный ком)
Вот такой! (разводят руки в стороны, показывают величину кома)
А потом, поменьше ком, вот такой! (показывают величину кома поменьше)
А наверх поставим мы Маленький комок… (изображают ком)
Вот и вышел Снеговик, (ставят руки на бока и выполняют повороты корпуса влево и вправо)
Снег, ведерко и морковка, (Руки над головой домиком, руки приставляют к носу)
Да уменье, да сноровка и готов Снеговичок, (выставляют ногу на пятку по очереди)
Очень милый толстячок! (показывают руками на Снеговика).
Снеговик: Ай да малыши! Ловко вы лепите снеговика!
Сюрпризный момент:
А я пришел к вам в гости не с пустыми руками
(показывает тазик со снегом).
Интересно, что в нём?
Дети: снег!
Опыт 1. (Снег сыпучий)
(Дети со снеговиком рассматривают снег, снеговик показывает, как снег сыпется. Дети закрепляют понятие - что снег сыпучий).
Снеговик: ребята, а вы хотите со снегом поиграть?
Дети: да!!!
Снеговик: для этого нам нужно с вами сесть за столы.
(дети проходят к столам и садятся на стульчики).
Опыт 2. (обследование - свойства снега)
(детям раздаются тарелочки и ложечки. Вместе со снеговиком малыши стараются набрать ложкой снег и положить себе в тарелочку для обследования).
Снеговик: Снег это много, много, много маленьких снежинок! И я предлагаю вам поиграть со снегом. Потрогайте снег пальчиками (предлагает потрогать снег).
- Какой снег?
Дети: холодный.
- А теперь давайте понюхаем. Пахнет?
Дети: нет.
- А какого цвета снег?
Дети: белый.
(при обследовании снега дети узнали что он холодный и не пахнет, закрепили знания о цвете - белый)
Опыт 3. (Снег тает в тепле, превращается в воду)
Снеговик: А сейчас мне нужны помощники Дима и Миша.
(Миша надевает рукавичку, а Дима без рукавички и снеговик раскладывает снег им на ладошки, дети внимательно смотрят, что происходит со снегом).
- Посмотрите, ребята у Димы снега в ладошке нет, а у Миши на рукавичке лежит снежок?
(Снеговик объясняет детям, почему снег тает на ладошке - потому что она теплая»).
Снеговик: А еще у меня есть баночка с водой, потрогайте баночку и скажите, какая там водичка?
Дети: теплая!
Снеговик: сейчас я положу ложечкой снег в водичку, и мы полюбуемся, как он будет плавать (дети наблюдают за снегом)
- Посмотрите внимательно, а нашего снежка нет. Он растаял. А почему?
(снеговик объясняет детям, что вода в банке была теплая и снег растаял)
Снеговик: А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть со мной.
(снеговик проводить дыхательную гимнастику).
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку».
(снеговик раздает детям маленькие кусочки ваты, и дети сдувают ее с ладошки).
Снеговик: дети посмотрите в тарелочки, где же наш снежок.
Дети: нет снежка.
Снеговик: а снег оказывается еще и волшебник, он превратился в водичку.
Опыт 4. (Снег липучий, из него можно лепить)
Снеговик: Сейчас мы с вами слепим мне друга – снеговика.
(снеговик показывает, как из снега можно слепить снежки, а затем снеговика. Затем дети помогают оформлять снеговика атрибутами).
Снеговик: Какой замечательный получился у меня друг! (малыши рассматривают снеговика и закрепляют знания о том, что снег лепиться: липучий).
Снеговик: А вам, ребята понравилось играть со снегом?
- Какой снег? (ответы детей).
- Какого он цвета? (ответы детей).
- А снежки из него лепить можно? А еще кого можно слепить? (ответы детей).
- Да, ребята, со снегом можно играть. А я с вами хочу попрощаться, а то у вас в группе очень жарко, я тоже могу растаять. До свидания! До новых встреч!
Воспитатель: Дети, давайте попрощаемся со снеговиком, скажем ему – досвидание!
Список используемой литературы:
1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.
2. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
3. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л.В. – СПб: ДетствоПресс, 2015. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект дидактической игры по экспериментированию в группе раннего возраста "Кукла Маша замаралась"
Д/и «Кукла Маша замаралась»Задачи:Образовательная1. Познакомить детей со свойствами воды;2. Закрепить понятие: холодная, тёплая.Развивающая1....
Конспект занятия-экспериментирования в группе раннего возраста «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков»
Конспект занятия-экспериментирования в группе раннего возраста «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков»...
Игра-экспериментирование с детьми раннего возраста «Что такое вода? Ты не знаешь? Не беда! А ответ совсем простой: Познакомимся с тобой!»
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Наблюдения, опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, ра...
консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....
Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...
Игра-экспериментирование в группах раннего возраста
Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, ...
Конспект дидактической игры по экспериментированию в группе раннего возраста "Кукла Маша замаралась"
Д/и «Кукла Маша замаралась»Задачи:Образовательная1. Познакомить детей со свойствами воды.2. Закрепить понятие: холодная, тёплая, горячая.3. Активизировать словарь за счет слов: мыло, умыва...