Игра-экспериментирование в группах раннего возраста
консультация
Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-eksperimentirovanie.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-экспериментирование
в группах раннего возраста
Ребёнок познаёт мир
Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет.
Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
Задача взрослых - поддержать доброе познавательное отношение малыша к миру, помочь ему познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир! Предоставьте ему возможность прочувствовать и пережить происходящие события. Поощряйте любопытство малыша.
Мышление ребёнка раннего возраста наглядно-действенное. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается… Ребёнок усваивает знания при условии многократного повторения. Изучение материала проходит от простого к сложному. Максимально используйте активность самого ребёнка.
Учите ребёнка любить природу
Мир, окружающий ребёнка, - это яркие краски (зелёная листва, голубое небо, разноцветный луг), разнообразные звуки (пение птиц, жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков), удивительные запахи.
Всё это – мир природы малыша.
Надо постараться помочь малышу открыть этот прекрасный мир, научить его любить природу. Это возможно, если приобщать человека к природе с самого раннего детства, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нём.
Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё его удивляет и радует.
Никогда в дальнейшем не будет такой новизны впечатлений, такой остроты чувств, как в раннем детстве.
Задача взрослых – не только показать малышу, какой прекрасный мир его окружает, но и доступно объяснить, почему этот мир нужно любить и беречь.
Времена года – это замечательный подарок природы для развития у ребёнка наблюдательности.
Главная цель наблюдений – созерцание природы. Оно вызывает у ребёнка эмоциональный отклик. Можно наблюдать за одним и тем же деревом в течение всего года. Для малыша важно повторить наблюдение несколько раз, примечая новые качества наблюдаемого объекта. Используйте окно как сезонную декорацию. Участие взрослого в наблюдениях обязательно! Комментируйте всё происходящее за окном. Говорите о том, что видите в данный момент. Следите за своей речью – она должна быть чёткой, эмоционально-яркой, неторопливой и никогда - многословной, торопливой, абстрактной.
Игры с природным материалом обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребёнка: возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Игры - опыты можно проводить с объектами неживой природы – водой, льдом, снегом, камешками, песком.
Они помогут научить ребёнка:
· показывать предметы, обладающие существенными признаками;
· понимать сенсорные свойства предметов;
· группировать предметы, контрастные по величине;
· понимать и обозначать словом наблюдаемые явления;
· высказывать свои впечатления.
Орешек на ладони
Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. Напомним, что до появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет утончал и совершенствовал работу руки и пальцев.
Его первой формой общения были жесты, затем начавшие сочетаться с возгласами, выкриками. По ходу развития руки происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в мозге человека, т. е. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Всем уже хорошо известно такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальчиковые игры.
Существует столь же эффективный, но, возможно, менее известный материал для тренировки пальчиков – массажные игры с орехом и упражнения в «сухом бассейне».
С помощью грецкого ореха мы массируем запястья, кисти рук ребёнка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развития малыша, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.
Массаж «Орешек» проводится в сочетании с упражнениями в «сухом бассейне».
Что такое «сухой бассейн» и как его сделать? Возьмите небольшую глубокую миску (диаметром 25см, высотой 12-15см) и заполните её на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. У вас готов замечательный массажёр.
«Сухой бассейн» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
По ходу сказки ребёнок будет массировать руки орехом, и играть с «сухим бассейном».
Помните, что хороших результатов вы сможете достичь, только если будете терпеливы и настойчивы. Занимайтесь систематически, но не более 5-10 минут в день.
Помимо предложенных упражнений просите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки (по аналогии с игрой «Волшебный мешочек»).
Задача педагога – «обыграть» поиск, ввести малыша в игровую ситуацию:
· «Игрушки решили с тобой в прятки поиграть. Много игрушек спряталось, но ты найди собачку. Только ищи пальчиками, на ощупь, и не подглядывай».
· «Найди круглую и гладкую».
Можно прятать и маленькие шишки, фундук или арахис в скорлупе, каштан, камешки, ракушки и т. д.
Знакомство с неживой природой: водой, песком, камнями
Основные цели игр:
·Способствуют познанию ребёнком окружающего.
·Знакомят со свойствами предметов.
·Активизируется речь детей: достань, придвинь, сделай, лови, палочка, совок, сачок, черпачок, таз, банка и т. д.
·Закрепляются знания и произнесение уже знакомых слов: колечко, рыбка, шарик, вода и т. д.
·Понимают простые предложения: лови рыбку, сыпь песок, лей воду и т. д.
·Формируют координацию в движениях.
·Обогащают чувства ребёнка, глазомер.
·Воспитывают настойчивость, направленность деятельности.
Игры с песком
Сгребание песка в кучу лопаткой.
Переноска песка в ведёрках («Мало – много; легко – тяжело; сырой – сухой»).
Пересыпание песка через воронку в просвечиваемую посуду.
Выкладывание форм из сырого песка («Лепим колобки», «Делаем фигурки»).
Печатание на сыром песке (следы разной обуви, отпечатки следов игрушек с колёсами или полозьями, протаптывание дорожки к домикам игрушек, «трактор»).
Построение домика для игрушечных животных, кукол.
Рисование палочкой на сыром песке («Солнышко», «Дождик», «Дорожки»).
Копание песка совком (выкопать большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышки).
Подготовка канавки или горки для прогулки кукол.
Игра «Что я закапала в песке».
«Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, ведёрка с дырочкой в дне, делая разные узоры).
Игры с водой
Переливание воды:
·из кружки в кружку
·через воронку
·через решето
Пускание плавающих целлулоидных, резиновых игрушек («Весёлые путешественники», «Уточки плавают»).
Пускание лодочек, корабликов, пароходов («Весёлые кораблики»).
Вылавливание из воды сачком мелких предметов, «рыбок».
Бросание в воду:
·целлулоидных шариков
·маленьких камешков
·деревянных шариков
·резиновых мячей
Тёплая и холодная вода.
«Цветная вода» (краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды).
«Волны» (дети дуют на воду).
«Ветер» (дети дуют на кораблик, чтобы он скорее причалил к другому берегу).
«Нырки» (дети топят в тазу или в ванночке маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы – и игрушки выпрыгивают из воды).
«Вот какая пена» (дети взбивают пену в тазу).
«Ловкие пальчики» (дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливая воду из одного таза в другой).
«Бульбочки» (в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой).
«Чудесный мешочек» В любую ёмкость с водой опустить игрушку или предмет. Ребёнку завязывают глаза. Необходимо на ощупь определить, что это за предмет, по каким признакам узнал?
«Снайпер» (ведро не до краёв наполнить водой, ребёнка поставить на небольшом расстоянии от ведра, необходимо попасть мячом в ведро с водой).
«Мыльные пузыри» У кого пузырь поднялся выше? Все красивые, переливаются на свету, уточнить их величину.
«Фонтанчик» (вода течёт, журчит, брызги летят, капельки капают).
«Тонут – плавают» (лёгкие предметы в воде плавают, тяжёлые – тонут).
Игры с камнями
Постройки из камней:
·домик для зайчика
·дорожка к домику зайчика
«Выкладывание узоров» (по заданию воспитателя с использованием карточек-схем).
«Бросание в воду» (камешки разной величины).
«Лёгкие – тяжёлые» (с закрытыми глазами рассортировать камешки на лёгкие и тяжёлые).
«Угадай»:
· показать детям две одинаковые закрытые коробки: в одной песок, а в другой – камешки; не открывая коробок, угадать, в какой камешки (надо потрясти коробку)
· угадать, какая коробка пустая, а какая полная (можно потрясти коробки и сравнить по звуку, или подержать в руках и сравнить по весу)
«Достань из мешочка» (воспитатель предлагает ребёнку достать много камешков, один камешек)..
«Раскрашивание камешков» (воспитатель рассматривает с детьми камешки, затем берёт краски и раскрашивает их, спрашивая ребят, какого цвета, стали камешки).
Игры со снегом
«Лепим колобки»
«Делаем фигурки» (мокрый и рассыпчатый снег).
«Лепим снежный ком» (холодный, лепится в комочек, белый).
«Снеговик» (лепится комочек к комочку).
«Поймай снежинку» (тает в руках, превращается в воду).
«Вот беда – был снег, стала вода» (тает, превращается в воду).
«Мы сосульку не сосали» (холодная, гладкая, «плачет» от тепла; растаяла и превратилась в воду).
«Цветной снег» (дети поливают уплотнённый снег тонкой стрункой окрашенной воды, рисуя узоры).
«Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колёсами или с полозьями, изображают «трактор», протаптывая дорожки к домикам игрушек).
«Горка для куклы»
«Норка для мышки» (проявление творческих возможностей детей).
Кому нужна вода
«Помоем куклу Машу»
Цель: закрепить знание свойств воды (прозрачная, тёплая, холодная); в ней можно мыть игрушки.
«Великие помощники»
Цель: закрепить знание роли воды (она нужна человеку, в ней можно, например, постирать бельё и платьица для куклы Тани).
«Вот растение в горшочке, я его нашёл. Дам попить ему из лейки, будет хорошо!»
Цель: водой поливают комнатные растения, земля становится влажной, и растения пьют из неё эту влагу.
Игра-опыт «Как растения пьют воду»
Цель: дать представление о том, что без воды всё живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится тёмной; всё живое любит чистую воду, загрязнять её нельзя.
Игра-сказка «Про маленькую капельку»
Цель: закрепить знание свойств воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям. Без воды не могут жить рыбы, птицы, и, конечно, человек.
Наблюдение: «Как веточки пьют водичку»
Цель: объяснить детям, что ветка дерева живая, пьёт водичку, на ней распускаются листочки.
«Наблюдение за водой в природе»
Цель. Дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Бегут ручьи, дети пускают кораблики, вода журчит, льётся, стекает в лужицы.
Наблюдаем за сосульками: они хрупкие, тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.
«Рассматривание картинок с изображением реки, пруда»
Цель. Закрепить представления о роли воды в природе.
В реке, пруду живут рыбы, лягушки. Это их дом, они не могут без чистой, прозрачной воды. Нельзя воду загрязнять, в грязной воде всё живое погибнет.
«Рассматривание иллюстраций, картинок с изображениями лошадей, коров, пасущихся на лугу»
Цель. Закрепить знания о домашних животных: корова ест траву, пьёт воду, даёт молоко; лошадь тоже ест траву, пьёт воду, на лошади можно ездить, возить грузы.
«Дождик, дождик поливай, будет хлеба каравай»
Цель. Дать ребёнку представления о росте растений. Объяснить, что растения в природе растут, потому, что идёт дождь.
Материалы и оборудование для исследовательской деятельности в группах раннего возраста
Природные материалы:
· вода
· песок крупный и мелкий
· снег
· глина
· камешки разного цвета и формы
· ракушки
· шишки
Инструменты и приборы для экспериментирования с разными материалами:
Кружки, совки, сачок, вёдра, лопатки, формочки, грабельки, воронка, сито, решето, дуршлаг, надувные игрушки, шарики деревянные и целлулоидные, лодочки, кораблики, резиновые мячи, лейки, печатки; палочки плоские, круглые, типа шпателей, карандашей; краски разного цвета, вертушки, магниты, металлические предметы.
Вспомогательные приборы:
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Гигиенические требования:
Клеёнчатые фартуки, нарукавники, полотенца, щётка-сметка, материалы для уборки
Монтессори
Сенсорное развитие
М. Монтессори – выдающийся итальянский педагог.
Главной целью педагогики Монтессори стало воспитание свободного человека – самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющего находить в нём своё место.
Формирование всех этих качеств происходит уже в раннем детстве. Например, ребёнка надо как можно раньше приучить обслуживать себя: это не только помощь взрослым, но и воспитание независимости, лежащей в основе уважения к собственной личности.
Большое значение Монтессори придавала воспитанию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и развитию мелкой моторики.
Известно, что дети, которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии.
Научите малыша простейшим и необходимым действиям: лепить, пересыпать и переливать, перемешивать и взбивать. Эти упражнения не только окажут существенную помощь в развитии мелкой моторики и координации движений. Самое главное, они научат его самостоятельности.
Упражнения – игры
«Посыпаем дорожки»
Предложите ребёнку посыпать песком дорожку на столе шириной 3-5см. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т. п.
«Разложим по порядку»
Высыпьте в мисочку камешки двух цветов (5 тёмных, 5 светлых) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давайте в одно блюдце сложим все белые камешки, а в другое – все тёмные». Перекладывать камешки надо по одной, беря тремя пальцами. Если какие-то камешки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка.
«Соберём все камешки»
Бросьте камешки в песок. Сначала предложите ребёнку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведёрко.
«Выловим из воды»
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.
«Посыпаем дорожки»
Сначала насыпьте в кувшин немного песка и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать песок в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зёрна ребёнок должен смести щёткой в совок) Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребёнок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
«Взбиваем крем»
Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратите внимание ребёнка на результат – появление пены. Когда ребёнок начнёт взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребёнок обязательно должен убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.
«Была лужа – и нет её»
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребёнок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав её губкой.
«Ну-ка, вылови!»
Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Следите, чтобы ребёнок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.
«Пересыпаем ложкой»
Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с песком, а справа – пустую. Вначале, двигая рукой ребёнка, покажите, как набрать неполную ложку песка, дождаться, чтобы песок перестал сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней.
Помогите малышу набрать песок, когда его останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Консультация...
Роль игры экспериментирования в развитии детей раннего возраста
Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитан...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста: «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2 - 4 лет развивается полноценно?...
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»
Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста. Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших...
Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста Тема: февраль 1неделя. «Русский народный фольклор»
Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей.Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возрастаТема: февраль 1неделя. ...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Ра...
Игра-экспериментирование с детьми II группы раннего возраста «Снегурочка и снежок»
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования со снегом. Задачи:1. Образовательные:- обучать детей навыкам экспериментирования со снегом- формировать представления...