Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей»
методическая разработка (младшая группа)

Алоян Елена Андреевна

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_eksperementirovaniyuword_4.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

       

        Мастер класс по экспериментированию в группе        

                                      раннего возраста

                                        тема:

«Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей». 

                                                                                       Воспитатель: Алоян Е. А..

                               

                                                   г. Нижний Новгород

 Мастер класс: ” Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей”.

                                             Вводная часть 

Детство –это радостная пора  интересных  открытий. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии ребёнка с миром природы как увлекательное путешествие, особую роль в этом направлении играет то, чтобы ребёнок от этого получал радость .Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. Чем интереснее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребёнок . Дети очень любят играть и слушать сказки именно поэтому я все опыты буду показывать в виде сказки и игры. Я считаю ,что это эффективный метод, потому что детям легче принимать новую информацию в близкой для них –сказке.

Сказка называется «Путешествие зайки-любознайки»

 Китайская пословица гласит:

 “Расскажи – я забуду,

  покажи – и я запомню,

  дай попробовать – и я пойму.

      Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает все прочно и надолго, когда ребенок слышит,  видит, и делает сам.

     “ Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.” он развивается. 

        Данная китайская пословица стала девизом всей моей деятельности по экспериментированию.

Цель моей работы в данном направлении, это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата.

Цель мастер-класса:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;

 -продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой; 

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: 

-данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.  В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.

Задачи:

- Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

- Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей раннего возраста.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми
.

Методические рекомендации:

- Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Материалы и оборудование : тазик с водой, контейнер с сухим песком, цветы вырезанные из цветной бумаги,2 мольберта с нарисованными на них цветами, лейки с водой, бабочки с магнитами, мыльные пузыри, салфетки, камни, деревянные палочки от мороженного, игра «Сдуй тучку».

Основная часть.

В один прекрасный солнечный день в лесу у мамы Зайчихи появились маленькие зайчата. Все детки были очень послушные, только один Зайчонок был уж очень любопытный,  всегда и везде совал свой нос именно по этому его и прозвали Зайка- Любознайка. Однажды Зайчонку стало очень интересно, что же там находится за пределами норы и он пошёл открывать новый для себя мир. Зайчонок вылез из своей норы и пройдя через опушку увидел небольшое озеро, в нём плавало много красивых и загадочных цветов, это были прекрасные кувшинки. Когда солнышко начало всходить Зайчонок увидел, как интересно и красиво распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт №1

Вырезать из белой бумаги кувшинки и лепестки накрутить на карандаш. Налить в таз воды и пустить кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому ,что бумага намокает и становится тяжелее, а лепестки в это время раскрываются.

Зайчонку очень стало любопытно, что происходит с цветами и он решил поближе разглядеть эти удивительные и необычные цветы. Но как до них добраться подумал Зайчонок? Вдруг на берегу пруда он увидел камушки и решил по ним добраться до кувшинок. Зайчонок стал бросать камушки в воду, но камушки утонули. Вдруг он увидел как большая сухая ветка упала с дерева в воду и поплыла…

Опыт №2

Ребята возьмите палочку и камушек  положите в воду. Скажите пожалуйста, что утонуло, а что плавает?  Тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают. Внезапно подул ветел и на небе появились большие тучи и пошёл дождь.

Опыт №3

Ребята возьмите султанчик и подуйте на него. Что произошло с султанчиком? Он от потока ветра который мы с вами создали выдувая воздух изо  рта - улетел. А теперь возьмите лейки и полейте на песок. Что случилось с песком? Песок намок,  благодаря искусственному дождю который мы с вами сделали с помощью лейки и воды.

Зайчонок испугался  и спрятался под кустом. Но потом ему стало интересно.   Зайчонок вышел из под куста и с большим удовольствием стал скакать под тёплым дождиком. Шерстка у Зайчонка намокла, но его это совсем не расстроило. Прошло немного времени и дождик закончился. На небе появилось солнышко. На солнышке шёрстка у Зайчонка высохла, и он смог дальше продолжить своё путешествие!

Опыт №4

Ребята возьмите салфетки намочите их в воде и положите одну салфетку на солнечную сторону окна , а другую в тень и посмотрим какая салфетка высохнет быстрее. На солнышке салфетка высохнет быстрее, чем в тени.

Зайчонок решил идти дальше. Вдруг он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы.

Опыт №5

Ребята, а давайте мы с вами как и Зайчик оставим следы на нашем мокром песке? Чтобы были видны отпечатки на песке их нужно делать предметами или пальчиками. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато на нём можно рисовать и оставлять следы пока песок не высохнет.

Шел, шел Зайчонок и увидел перед собой большой красивый луг и разноцветными цветами на которых сидели красивые бабочки.

Опыт №6

Дети подходят к мольберту на котором изображены цветы. Ребята берут в руки бабочек на магнитиках и садят их на цветы, тем самым делая свою красивую лужайку.

Уставший, но очень счастливый Зайчонок-Любознайка вернулся вечером домой. Мама – Зайчиха конечно поругала своего сыночка, но потом обняла ласково и отправила купаться перед сном. И тут Зайчонок снова удивился, когда он дунул на пену – полетели мыльные пузыри.

Опыт №7

Пускаем с детьми мыльные пузыри.

Зайчонку-Любознайке  понравилось гулять и познавать это интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

- Почему распускаются кувшинки?

- Почему плавают деревянные предметы?

- Почему идёт дождь?

- Почему на солнышке всё сохнет быстрее?

- Почему остались следы на песке?

Вывод:

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение он этого найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные, значит мы выбрали нужное и ценное для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддержать интерес ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....

Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...

Конспект мастер – класса для родителей воспитанников групп раннего возраста по познавательно – исследовательской деятельности «Увлекательное экспериментирование».

Конспектмастер – класса для родителей воспитанников групп раннего возрастапо познавательно – исследовательской деятельности.Тема: «Увлекательное экспериментирование».Цель:...