Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».
опыты и эксперименты
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_eksperementirovaniyuword_4.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6
муниципального образования Усть-Лабинский район
Мастер класс по экспериментированию в группе
раннего возраста
тема:
«Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».
Воспитатель: Вознесенская Е.И.
г. Усть-Лабинск
Мастер класс: ” Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей”.
Вводная часть
Детство –это радостная пора интересных открытий. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии ребёнка с миром природы как увлекательное путешествие, особую роль в этом направлении играет то, чтобы ребёнок от этого получал радость .Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. Чем интереснее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребёнок . Дети очень любят играть и слушать сказки именно поэтому я все опыты буду показывать в виде сказки и игры. Я считаю ,что это эффективный метод, потому что детям легче принимать новую информацию в близкой для них –сказке.
Сказка называется «Путешествие зайки-любознайки»
Китайская пословица гласит:
“Расскажи – я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, и делает сам.
“ Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.” он развивается.
Данная китайская пословица стала девизом всей моей деятельности по экспериментированию.
Цель моей работы в данном направлении, это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.
Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата.
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;
-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Практическая значимость:
-данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.
Задачи:
- Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
- Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей раннего возраста.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Методические рекомендации:
- Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Материалы и оборудование : тазик с водой, контейнер с сухим песком, цветы вырезанные из цветной бумаги,2 мольберта с нарисованными на них цветами, лейки с водой, бабочки с магнитами, мыльные пузыри, салфетки, камни, деревянные палочки от мороженного, игра «Сдуй тучку».
Основная часть.
В один прекрасный солнечный день в лесу у мамы Зайчихи появились маленькие зайчата. Все детки были очень послушные, только один Зайчонок был уж очень любопытный, всегда и везде совал свой нос именно по этому его и прозвали Зайка- Любознайка. Однажды Зайчонку стало очень интересно, что же там находится за пределами норы и он пошёл открывать новый для себя мир. Зайчонок вылез из своей норы и пройдя через опушку увидел небольшое озеро, в нём плавало много красивых и загадочных цветов, это были прекрасные кувшинки. Когда солнышко начало всходить Зайчонок увидел, как интересно и красиво распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт №1
Вырезать из белой бумаги кувшинки и лепестки накрутить на карандаш. Налить в таз воды и пустить кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому ,что бумага намокает и становится тяжелее, а лепестки в это время раскрываются.
Зайчонку очень стало любопытно, что происходит с цветами и он решил поближе разглядеть эти удивительные и необычные цветы. Но как до них добраться подумал Зайчонок? Вдруг на берегу пруда он увидел камушки и решил по ним добраться до кувшинок. Зайчонок стал бросать камушки в воду, но камушки утонули. Вдруг он увидел как большая сухая ветка упала с дерева в воду и поплыла…
Опыт №2
Ребята возьмите палочку и камушек положите в воду. Скажите пожалуйста, что утонуло, а что плавает? Тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают. Внезапно подул ветел и на небе появились большие тучи и пошёл дождь.
Опыт №3
Ребята возьмите султанчик и подуйте на него. Что произошло с султанчиком? Он от потока ветра который мы с вами создали выдувая воздух изо рта - улетел. А теперь возьмите лейки и полейте на песок. Что случилось с песком? Песок намок, благодаря искусственному дождю который мы с вами сделали с помощью лейки и воды.
Зайчонок испугался и спрятался под кустом. Но потом ему стало интересно. Зайчонок вышел из под куста и с большим удовольствием стал скакать под тёплым дождиком. Шерстка у Зайчонка намокла, но его это совсем не расстроило. Прошло немного времени и дождик закончился. На небе появилось солнышко. На солнышке шёрстка у Зайчонка высохла, и он смог дальше продолжить своё путешествие!
Опыт №4
Ребята возьмите салфетки намочите их в воде и положите одну салфетку на солнечную сторону окна , а другую в тень и посмотрим какая салфетка высохнет быстрее. На солнышке салфетка высохнет быстрее, чем в тени.
Зайчонок решил идти дальше. Вдруг он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы.
Опыт №5
Ребята, а давайте мы с вами как и Зайчик оставим следы на нашем мокром песке? Чтобы были видны отпечатки на песке их нужно делать предметами или пальчиками. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато на нём можно рисовать и оставлять следы пока песок не высохнет.
Шел, шел Зайчонок и увидел перед собой большой красивый луг и разноцветными цветами на которых сидели красивые бабочки.
Опыт №6
Дети подходят к мольберту на котором изображены цветы. Ребята берут в руки бабочек на магнитиках и садят их на цветы, тем самым делая свою красивую лужайку.
Уставший, но очень счастливый Зайчонок-Любознайка вернулся вечером домой. Мама – Зайчиха конечно поругала своего сыночка, но потом обняла ласково и отправила купаться перед сном. И тут Зайчонок снова удивился, когда он дунул на пену – полетели мыльные пузыри.
Опыт №7
Пускаем с детьми мыльные пузыри.
Зайчонку-Любознайке понравилось гулять и познавать это интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
- Почему распускаются кувшинки?
- Почему плавают деревянные предметы?
- Почему идёт дождь?
- Почему на солнышке всё сохнет быстрее?
- Почему остались следы на песке?
Вывод:
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение он этого найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные, значит мы выбрали нужное и ценное для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддержать интерес ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей раннего возраста "Мир бумаги"
Эксперименты с бумагой для детей младшего дошкольного возраста...
«Семинар-практикум» «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей раннего возраста».
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радость...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей раннего возраста
Основная цель моей работы, создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Познавательные:•Познакомить детей с некоторыми явлениями и сво...
Доклад «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»
laquo;Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...
Доклад "Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста"
Доклад«Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...