Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5 – 6 лет) тема «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект

занятия по познавательно – исследовательской деятельности

 в старшей группе (5 – 6 лет)

тема  «Поможем Пете Иванову стать исследователем»

Составила и провела воспитатель:Рулькова Н.Ю.

Цель: формирование у детей познавательного интереса,  развитие любознательности и познавательной мотивации  через экспериментальную деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край г. Назарово, ул. Арбузова 118А, строен.1,

тел.: 8(39155) 5-64-77;

Конспект

занятия по познавательно – исследовательской деятельности

в старшей группе (5 – 6 лет)

тема «Поможем Пете Иванову стать исследователем»

Разработала: Рулькова Н.Ю.

воспитатель вышей категории

2023 г.

Цель: формирование у детей познавательного интереса, развитие любознательности и познавательной мотивации через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания детей о свойствах воды (замерзает, растворяет);

- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снежинки в тепле тают и превращаются в воду;

- учить самостоятельно экспериментировать с красками, смешивая их;

- обогащать словарный запас детей

Развивающие:

- развивать активность, инициативу и самостоятельность детей в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать познавательный интерес к зимним явлениям природы;

- развивать связную речь;

- развивать интонационную культуру речи;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать навыки коллективной работы;

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

- воспитывать желание добиваться положительного результата в процессе коллективной деятельности;

- воспитывать стремление порадовать других.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие – способствоватьстановлению самостоятельности, развивать умения договариваться между собой;

- речевое развитие: развивать связную речь, обогащать словарь прилагательными;

- художественно-эстетическое развитие: поддерживать инициативу при организации творческой деятельности;

- физическое развитие: обеспечить двигательную активность, эмоциональное, бодрое настроение детей.

Предшествующая работа: наблюдения на прогулке за снежинками, чтение художественной литературы о зимних природных явлениях, разучивание песенки «Белые снежинки», рисование снежинок, рассматривание хроматического спектра и радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Вид занятия: интегрированное.

Материалы и оборудование: гуашевые краски (красная, жёлтая, синяя, белая), лоточки для смешивания красок, вода, кисточки, салфетки по количеству детей, четыре листа бумаги (формат: А-3), музыкальная колонка, столы.

Планируемый результат:

- у детей формируется познавательный интерес, любознательность через познавательно - исследовательскую деятельность;

- у детей расширились знания детей о свойствах воды (замерзает, растворяет);

- дети самостоятельно экспериментируют с красками, смешивая их;

- у детей обогатился словарный запас детей, они используют в активной речи слова: эксперимент, растворение, насыщенный, шестигранная;

- дети приобрели навыки коллективной работы.

Вид деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная.

Методы и приёмы: наглядные, игровые, словесные, практические, художественное слово.

Проектирование образовательной среды:

занятие организовано в игровой зоне. Дети встречают воспитателя в образе героя Пети Иванова ученика 1 класса. Для занятия задействованы все зоны в группе (игровая, учебная, зона отдыха.) Подвижная игра «Снежинки» проводиться в игровой зоне.

Методы взаимодействия:

сюрпризный игровой момент (в гости пришел ученик 1 класса Петя Иванов);

словесный метод (герой задает вопросы детям); проблемная ситуация (Пети надо нарисовать разноцветные снежинки), проведение физминутки под музыкальное сопровождение (здоровьесберегающая технология); дети взаимодействуют в группах, парах по желанию (социо – игровые подходы).

Ход занятия

#1052;отивационный этап

Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь. Входит воспитатель в образе «грустного ученика с портфелем» под песенку в записи: «А у меня портфель в руке».

Дети находятся на ковре.

Воспитатель (в образе героя) - Здравствуйте, дети! Меня зовут Петя Иванов, я ученик1«Б» класса, школы №1.

- Ребятки, у меня очень плохое настроение, потому что я получил много двоек и единиц (демонстрирует дневник). У меня мало что получается, вот я и пришёл к вам за помощью.

Обращается (герой) к детям с вопросами:

- Я даже не знаю, какое сейчас время года, подскажете? (Ответы детей.)

-А как вы догадались? (Ответы детей.)

-Какой сейчас месяц на дворе? (Ответы детей.)

-Сколько всего зимних месяцев и как они называются? (Ответы детей.)

-А скоро ли Новый год? (Ответы детей.)

-Друзья, благодаря вам теперь и я знаю ответы на свои вопросы, спасибо.

Проблемная ситуация

- Представляете, для украшения школы к Новому году моя учительница Марья Ивановна попросила меня нарисовать: голубые снежинки, оранжевые мандарины, фиолетовые конфеты и зелёные коробочки для подарков, вот этими красками (демонстрирует, доставая их из портфеля: красную, жёлтую, синюю, белую.) Как же мне быть?(Ответы и рассуждения детей о том, как получить нужные цвета для конкретных изображений и рисунков, смешивая имеющиеся краски.)

- Я так и думал, что вы знаете, как мне помочь!

2. Основной этап:

Воспитатель (герой) предлагает поделиться на команды:

- Но для этого вам нужно поделиться на четыре команды. Согласны?

- Ребята, пожалуйста, объединитесь в компании по столько человек – какая любимая оценка у всех отличников.

Дети договариваться меду собой и объединяться в группы по 5 человек.

Воспитатель(герой):

- Сколько вас в вашей команде? (Ответы детей.)

- Почему вас столько? (Ответы детей.) Ребята, вы согласны?

Петя предлагает компаниям выбрать удобное место в группе (в приемной, в спальне, в зоне отдыха) придумать и проговорить названия для своих команд, соблюдая правило: «Одни выступают-говорят, другие слушают и

запоминают»

Дети приходят все в группу.

После того как дети придумали свои названия для команд. Они их презентуют другим командам (припевают месте, говорит кто один или делят название по частям).

Воспитатель (герой) – стоит около стола, где приготовил задание для команд;

Дети сами договариваются в команде и выбирают посыльного.

Воспитатель (герой):

- Друзья, а теперь от каждой команды выберете по одному «посыльному».

(«посыльные» подходят к Пете и самостоятельно выбирают, что из предложенного их команда будет рисовать: снежинки, мандарины, конфеты, коробочки, а также необходимые материалы, оборудование и краски для создания нужного цвета в процессе смешивания.)

Дети в «Центре творчества» самостоятельно выбирают материал для выполнения задания, находят место (столы расставлены) в группе, в спальне .в приемной.

Звучит тихий музыкальный фон песни: «Дети любят рисовать».

(дети в малых группах смешивают краски и, получив необходимый цвет, рисуют.)

Воспитатель (герой Петя) проходя по локациям, обращается к детям:

- Ребятки, а как вы получили зелёный цвет? (Ответы детей.);

- А если смешать цвета красный и жёлтый, то какой цвет получится? (Ответы детей.);

-Друзья, верно ли я думаю, что фиолетовый цвет получится, если смешать белую и жёлтую краски? (Ответы детей.)

По окончанию рисования Петя обращается к детям (они размещают свои работы на ковре).

- Друзья, удалось ли вам нарисовать именно такие рисунки, которые достойно украсят мою школу к Новому году?! (Дети –представители от команд по очереди презентуют свои рисунки Пете и сверстники, слушают, смотрят и по необходимости дополняют ответы друг друга.)

Воспитатель(герой):

-Ребятки, я очень рад, что вы мне помогли, спасибо вам огромное!

Вы настоящие волшебники! Теперь ваши рисунки будут украшать мою школу, а я всем расскажу, что это вы нарисовали.

-Друзья, помогите мне отгадать загадку:

«Дом её на белой туче, но ей страшен солнца лучик,

Серебристая пушинка, шестигранная … (снежинка.) (Ответы детей.)

- А как вы догадались? Ребята, вы согласны?

- Девочки и мальчики, а я мечтаю, чтобы прямо сейчас появились бы передо мной «снежинки- великаны», только давайте представим, что вокруг нас ничего нет. Вы согласны? (Ответы детей.)

-Ребята, предлагаю вам объединиться в «тройки». Сколько времени вам нужно для создания «снежинок?»(1 минута или чуть более.)

-Все согласны? (Ответы детей.)

Подвижная игра «Волшебные снежинки». Звучит музыка «Снежинки».

Дети самостоятельно используют все пространство группы.

Ребята в «тройках» договариваются, какие синхронные движения они будут выполнять, изображая «снежинки».

По истечении времени дети в «тройках» из самих себя выстраивают «снежинки», согласно правилу: «Одни выступают, другие наблюдают.»

Воспитатель (герой):

- Друзья, а какая «тройка» изобразила «снежинку» самую оригинальную (большую, лучистую?) (Ответы и рассуждения детей.)

-Вы согласны?

-Есть ли имена у ваших снежинок? А можете придумать?

- Вашу «снежинку» как зовут? (а вашу?)

Дети делятся на пары.

- А я знаю игру-считалку: «Про снежинку». Хотите поиграть? Тогда найдите себе друга и встаньте так, чтобы было удобно.

Дети расходятся по всей группе.

Воспитатель (герой):

- Давайте приготовим ладошки и на каждое словечко будем выполнять хлопок:

«У сестрёнки, у Маринки на ладошке две снежинки,

Всем хотела показать, глядь, снежинок не видать,

Кто забрал снежинки у моей Маринки?

- Ребята, а давайте проговорим слова дружно (громко, тихо, шёпотом, медленно, быстро.)

- Давайте вашу пару послушаем (обращается к детям)

- Как они проговорили? Почему у них так получилось? Вы согласны?

Рефлексивный этап.

«Снежный ком»

Воспитатель(герой) предлагает в стать в

круг. Дети по кругу предают «снежный ком» (из бумаги) и рассказывают Пете. Что им сегодня понравилось, что получилось (не получилось). Почему.

Приглашают еще раз Петю в гости, чтобы помочь ему если у него будут неприятности.

Воспитатель (герой):

- Друзья, мне у вас очень понравилось, спасибо вам за помощь, мне пора в школу. Всего вам доброго, ребята!

- А давайте вместе споём песенку «Белые снежинки»!

Петя Иванов и дети поют песенку: «Белые снежинки», произвольно перемещаясь и двигаясь по группе. После чего радостный Петя уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)

Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Пете Иванову стать исследователем»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности  в старшей группе  общеразвивающей направленности   "Поможем Пете Иванову стать исследователем"...