Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5 – 6 лет) тема «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект
занятия по познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе (5 – 6 лет)
тема «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
Составила и провела воспитатель:Рулькова Н.Ю.
Цель: формирование у детей познавательного интереса, развитие любознательности и познавательной мотивации через экспериментальную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края |
662200 Красноярский край г. Назарово, ул. Арбузова 118А, строен.1,
тел.: 8(39155) 5-64-77;
Конспект
занятия по познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе (5 – 6 лет)
тема «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
Разработала: Рулькова Н.Ю.
воспитатель вышей категории
2023 г.
Цель: формирование у детей познавательного интереса, развитие любознательности и познавательной мотивации через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания детей о свойствах воды (замерзает, растворяет);
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снежинки в тепле тают и превращаются в воду;
- учить самостоятельно экспериментировать с красками, смешивая их;
- обогащать словарный запас детей
Развивающие:
- развивать активность, инициативу и самостоятельность детей в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать познавательный интерес к зимним явлениям природы;
- развивать связную речь;
- развивать интонационную культуру речи;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать навыки коллективной работы;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- воспитывать желание добиваться положительного результата в процессе коллективной деятельности;
- воспитывать стремление порадовать других.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие – способствоватьстановлению самостоятельности, развивать умения договариваться между собой;
- речевое развитие: развивать связную речь, обогащать словарь прилагательными;
- художественно-эстетическое развитие: поддерживать инициативу при организации творческой деятельности;
- физическое развитие: обеспечить двигательную активность, эмоциональное, бодрое настроение детей.
Предшествующая работа: наблюдения на прогулке за снежинками, чтение художественной литературы о зимних природных явлениях, разучивание песенки «Белые снежинки», рисование снежинок, рассматривание хроматического спектра и радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Вид занятия: интегрированное.
Материалы и оборудование: гуашевые краски (красная, жёлтая, синяя, белая), лоточки для смешивания красок, вода, кисточки, салфетки по количеству детей, четыре листа бумаги (формат: А-3), музыкальная колонка, столы.
Планируемый результат:
- у детей формируется познавательный интерес, любознательность через познавательно - исследовательскую деятельность;
- у детей расширились знания детей о свойствах воды (замерзает, растворяет);
- дети самостоятельно экспериментируют с красками, смешивая их;
- у детей обогатился словарный запас детей, они используют в активной речи слова: эксперимент, растворение, насыщенный, шестигранная;
- дети приобрели навыки коллективной работы.
Вид деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная.
Методы и приёмы: наглядные, игровые, словесные, практические, художественное слово.
Проектирование образовательной среды:
занятие организовано в игровой зоне. Дети встречают воспитателя в образе героя Пети Иванова ученика 1 класса. Для занятия задействованы все зоны в группе (игровая, учебная, зона отдыха.) Подвижная игра «Снежинки» проводиться в игровой зоне.
Методы взаимодействия:
сюрпризный игровой момент (в гости пришел ученик 1 класса Петя Иванов);
словесный метод (герой задает вопросы детям); проблемная ситуация (Пети надо нарисовать разноцветные снежинки), проведение физминутки под музыкальное сопровождение (здоровьесберегающая технология); дети взаимодействуют в группах, парах по желанию (социо – игровые подходы).
Ход занятия
#1052;отивационный этап
Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь. Входит воспитатель в образе «грустного ученика с портфелем» под песенку в записи: «А у меня портфель в руке».
Дети находятся на ковре.
Воспитатель (в образе героя) - Здравствуйте, дети! Меня зовут Петя Иванов, я ученик1«Б» класса, школы №1.
- Ребятки, у меня очень плохое настроение, потому что я получил много двоек и единиц (демонстрирует дневник). У меня мало что получается, вот я и пришёл к вам за помощью.
Обращается (герой) к детям с вопросами:
- Я даже не знаю, какое сейчас время года, подскажете? (Ответы детей.)
-А как вы догадались? (Ответы детей.)
-Какой сейчас месяц на дворе? (Ответы детей.)
-Сколько всего зимних месяцев и как они называются? (Ответы детей.)
-А скоро ли Новый год? (Ответы детей.)
-Друзья, благодаря вам теперь и я знаю ответы на свои вопросы, спасибо.
Проблемная ситуация
- Представляете, для украшения школы к Новому году моя учительница Марья Ивановна попросила меня нарисовать: голубые снежинки, оранжевые мандарины, фиолетовые конфеты и зелёные коробочки для подарков, вот этими красками (демонстрирует, доставая их из портфеля: красную, жёлтую, синюю, белую.) Как же мне быть?(Ответы и рассуждения детей о том, как получить нужные цвета для конкретных изображений и рисунков, смешивая имеющиеся краски.)
- Я так и думал, что вы знаете, как мне помочь!
2. Основной этап:
Воспитатель (герой) предлагает поделиться на команды:
- Но для этого вам нужно поделиться на четыре команды. Согласны?
- Ребята, пожалуйста, объединитесь в компании по столько человек – какая любимая оценка у всех отличников.
Дети договариваться меду собой и объединяться в группы по 5 человек.
Воспитатель(герой):
- Сколько вас в вашей команде? (Ответы детей.)
- Почему вас столько? (Ответы детей.) Ребята, вы согласны?
Петя предлагает компаниям выбрать удобное место в группе (в приемной, в спальне, в зоне отдыха) придумать и проговорить названия для своих команд, соблюдая правило: «Одни выступают-говорят, другие слушают и
запоминают»
Дети приходят все в группу.
После того как дети придумали свои названия для команд. Они их презентуют другим командам (припевают месте, говорит кто один или делят название по частям).
Воспитатель (герой) – стоит около стола, где приготовил задание для команд;
Дети сами договариваются в команде и выбирают посыльного.
Воспитатель (герой):
- Друзья, а теперь от каждой команды выберете по одному «посыльному».
(«посыльные» подходят к Пете и самостоятельно выбирают, что из предложенного их команда будет рисовать: снежинки, мандарины, конфеты, коробочки, а также необходимые материалы, оборудование и краски для создания нужного цвета в процессе смешивания.)
Дети в «Центре творчества» самостоятельно выбирают материал для выполнения задания, находят место (столы расставлены) в группе, в спальне .в приемной.
Звучит тихий музыкальный фон песни: «Дети любят рисовать».
(дети в малых группах смешивают краски и, получив необходимый цвет, рисуют.)
Воспитатель (герой Петя) проходя по локациям, обращается к детям:
- Ребятки, а как вы получили зелёный цвет? (Ответы детей.);
- А если смешать цвета красный и жёлтый, то какой цвет получится? (Ответы детей.);
-Друзья, верно ли я думаю, что фиолетовый цвет получится, если смешать белую и жёлтую краски? (Ответы детей.)
По окончанию рисования Петя обращается к детям (они размещают свои работы на ковре).
- Друзья, удалось ли вам нарисовать именно такие рисунки, которые достойно украсят мою школу к Новому году?! (Дети –представители от команд по очереди презентуют свои рисунки Пете и сверстники, слушают, смотрят и по необходимости дополняют ответы друг друга.)
Воспитатель(герой):
-Ребятки, я очень рад, что вы мне помогли, спасибо вам огромное!
Вы настоящие волшебники! Теперь ваши рисунки будут украшать мою школу, а я всем расскажу, что это вы нарисовали.
-Друзья, помогите мне отгадать загадку:
«Дом её на белой туче, но ей страшен солнца лучик,
Серебристая пушинка, шестигранная … (снежинка.) (Ответы детей.)
- А как вы догадались? Ребята, вы согласны?
- Девочки и мальчики, а я мечтаю, чтобы прямо сейчас появились бы передо мной «снежинки- великаны», только давайте представим, что вокруг нас ничего нет. Вы согласны? (Ответы детей.)
-Ребята, предлагаю вам объединиться в «тройки». Сколько времени вам нужно для создания «снежинок?»(1 минута или чуть более.)
-Все согласны? (Ответы детей.)
Подвижная игра «Волшебные снежинки». Звучит музыка «Снежинки».
Дети самостоятельно используют все пространство группы.
Ребята в «тройках» договариваются, какие синхронные движения они будут выполнять, изображая «снежинки».
По истечении времени дети в «тройках» из самих себя выстраивают «снежинки», согласно правилу: «Одни выступают, другие наблюдают.»
Воспитатель (герой):
- Друзья, а какая «тройка» изобразила «снежинку» самую оригинальную (большую, лучистую?) (Ответы и рассуждения детей.)
-Вы согласны?
-Есть ли имена у ваших снежинок? А можете придумать?
- Вашу «снежинку» как зовут? (а вашу?)
Дети делятся на пары.
- А я знаю игру-считалку: «Про снежинку». Хотите поиграть? Тогда найдите себе друга и встаньте так, чтобы было удобно.
Дети расходятся по всей группе.
Воспитатель (герой):
- Давайте приготовим ладошки и на каждое словечко будем выполнять хлопок:
«У сестрёнки, у Маринки на ладошке две снежинки,
Всем хотела показать, глядь, снежинок не видать,
Кто забрал снежинки у моей Маринки?
- Ребята, а давайте проговорим слова дружно (громко, тихо, шёпотом, медленно, быстро.)
- Давайте вашу пару послушаем (обращается к детям)
- Как они проговорили? Почему у них так получилось? Вы согласны?
Рефлексивный этап.
«Снежный ком»
Воспитатель(герой) предлагает в стать в
круг. Дети по кругу предают «снежный ком» (из бумаги) и рассказывают Пете. Что им сегодня понравилось, что получилось (не получилось). Почему.
Приглашают еще раз Петю в гости, чтобы помочь ему если у него будут неприятности.
Воспитатель (герой):
- Друзья, мне у вас очень понравилось, спасибо вам за помощь, мне пора в школу. Всего вам доброго, ребята!
- А давайте вместе споём песенку «Белые снежинки»!
Петя Иванов и дети поют песенку: «Белые снежинки», произвольно перемещаясь и двигаясь по группе. После чего радостный Петя уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...
Непосредственно образовательная деятельность: Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием компьютерных технологий. Тема. Защитники Отечества.
Программное содержание:1. Обобщать представления детей о Российской армии.2. Формировать чувство уважени...
Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)
Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)...
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа) Ознакомление детей с понятием «воздух» Тема: «Поможем Петушку».
Дать детям понятие, что такое «воздух» через детское экспериментирование....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» /Познавательно-исследовательская деятельность Старшая группа
Познавательно-исследовательская деятельностьСтаршая группа...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности "Поможем Пете Иванову стать исследователем"...