Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Закрепить представление о былине, о былинных героях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.
Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Закрепить представление о былине, о былинных героях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Обогащать словарь детей: недюжинная сила, стародавние времена, кистень, копье, мисюрка, кольчуга, застава, засечная черта, крепость.
Материал и оборудование: Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», презентация по теме, аудиозапись симфонии №2 си минор « Богатырская» А. Бородина, концерт для фортепиано с оркестром (фантазии на темы Рябинина) А. Аренского, симфония №1 П.И. Чайковского, колокольные звоны.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье», Т. Щеголевой, А. Клименко, В. Обвинцева чтение литературы и беседы по темам « Богатыри» и т.д. Рисование по теме « Богатыри земли Русской. Экскурсия в краеведческий музей.
Области: познание, коммуникация, музыка, здоровье.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульях.
Воспитатель: Ой вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А говорить мы с вами будем о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней.
- Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
- Что такое былина?
Дети: Былины похожи на сказки. У былинных героев сказочная сила, которой не бывает у простых людей, и доброе сердце. Былины – это героические песни.
Воспитатель: Кто слагал и пел былины о богатырях?
Дети: Создатели былин был народ. А рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который сказывал русские народные былины и сказки.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал былины?
Дети : Сказывал как песню и играл на гуслях, а остальные люди приходили послушать о славных подвигах русских богатырей.
Воспитатель: Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях богатырях об их подвигах о том как они защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил ( звучат гусли и показывает иллюстрацию сказителя, слайд №1 )
Расскажу я вам про дела старые
Да про старые, да про бывалые
Да про битвы, да про сражения
Да про подвиги богатырские
Воспитатель: Так кто же такие богатыри ?
Дети: Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о смелости русских героев?
Дети: Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Ратная служба – сильна дружбой. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Воспитатель: А теперь проведем игру «Угадай – ка». По русским былинам которые мы с вами читали . Угадайте , в каких былинах упоминались следующие предметы.
Печка, колодец, ковш ( об Илье Муромце) (слайд №2)
Свисток, дубовый лист (Илья Муромец и Соловей -Разбойник) (слайд №3)
Шапка, песок ( Добрыня и Змей ) (слайд №4)
Воспитатель: Почему Илью называли Муромцем?
Дети: Он был родом из города Мурома.
Воспитатель: Кто передал Илье Муромцу меч?
Дети: Святогор.
Воспитатель: С кем сражался Алеша Попович? ( с Тугарином змеем)
Воспитатель: Молодцы ребята отлично справились с заданием. Потрудились мы на славу отдохнуть теперь нам надо.
Физминутка.
Дружно встанем 1,2,3
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Погляди из под ладошек
И направо и еще
Через левое плечо
Наклонились влево вправо
Получается на славу
Звучит « Богатырская» симфония А. Бородина.
Воспитатель: Что за шум, что за топот в степи раздается? Кто это скачет? (слайд № 5)
( репродукция В.М. Васнецова « Богатыри»)
Вечерняя тает заря
Клубятся над степью тучи
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих
От силы жесткой вражьей
Народ берегут они
И гордо стоят на страже
Нашей родной земли. ( Т.А. Шорыгина)
Воспитатель: Кто изображен на картине ? ( богатыри)
-Как зовут богатырей ? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
-Кто находится в центре картины ? (Илья Муромец)
- Кто слева от Ильи Муромца ? А кто справа от него ? ( Добрыня Никитич слева, Алеша Попович справа )
Воспитатель: Посмотрите на оружие и доспехи богатырей ( слайд №6)
Из какого материала изготовлены все эти предметы ? ( из железа )
Воспитатель: Каково назначение каждого предмета?
Дети: Кистень и копье – оружие, мисюра – защищала голову от ударов мячом, кольчуга – предохраняло туловище.
Воспитатель: Какие еще доспехи имеются у богатырей ?
Дети: У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни Никитича – меч, У Алеши Поповича – лук со стрелами.
Воспитатель: На чем умел играть Алеша Попович ? ( на гуслях)
Воспитатель: Вы правы, богатыри не только воевали, но и умели отдыхать.
Игра народная « Достань сапожок»
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим , что взял Илья Муромец с собой в дорогу или чем сразил Соловья –Разбойника.
Зрительная гимнастика.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Как вы думаете, что может сказать богатырь людям отправляясь в дорогу ?
Дети: Обещаю бороться в честном бою. Друга в беде не бросать. Да не посрамим Земли Русской!
Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том какой завет (правило) оставили богатыри нам.
-Любить Родину, защищать и беречь ее .
-Защищать слабых, стариков и детей.
-Быть сильными, храбрыми, мужественными.
Воспитатель:
А преданье старины
Забывать мы не должны
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/19/picture-353372-1689791368.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность: Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием компьютерных технологий. Тема. Защитники Отечества.
Программное содержание:1. Обобщать представления детей о Российской армии.2. Формировать чувство уважени...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»
конспект НОД для старшей группы по формированию компетентности безопасного поведения вблизи дороги...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей группес использованием информационно – коммуникационной технологииТема: «Дорожные знаки»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392753-1390919406.jpg)
Итоговое занятие "В гости к Лунтику" по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность" с детьми 4-5 лет с ТНР
Конспект занятия по познанию с использованием интерактивной доски для детей 4-5 лет с ТНР....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1185911-1573286618.jpg)
Конспект НОД (познание, формирование целостной картины мира, познавательно- исследовательская и продуктивная). «Зима». Средняя группа.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация», «Чтение художе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Обобщать знания детей о зимующих птицах.Интеграция областей:- Познавательное развитие- Речевое развитие- Социально-коммуникативное развитие- Физическое развитиеЗадачи:Расширять представления о м...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/04/picture-1383794-1643974102.jpg)
«Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность» тема «Путешествие в страну знаний»
Тип непрерывной образовательной деятельности: Итоговое.Тема: «Путешествие в страну знаний»Цель: создать условия для выявления знаний, представлений и умений, которые дети получили в течени...