План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема «Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Познакомить детей с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад № 53 «Радуга» города Лесосибирска»
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год.
Тема «Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»
Цитцер Татьяна Александровна
Воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ «Детский сад № 53 «Радуга»
Тема самообразования
«Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»
Цель: Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте.
Задачи:
Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.
Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.
Способствовать включению в словарь детей многозначных существительных, фразеологических оборотов.
Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Предполагаемый результат:
Понимание значения многозначных слов и некоторых фразеологических оборотов во фразах, в тексте.
Сформировать умение объяснять значение многозначных слов, используя метод классификации предметов.
Знакомство с многозначными словами в разных лексических темах не только делает данную тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми, а также вызывает интерес к родному языку. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста относится формирование у них связной речи. Для полноценной работы в этом направлении необходима сформированность всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексики, грамматики. Объем и точность словаря ребенка обуславливают успешность его обучения в школе.
Многие слова русского языка имеют не одно, а два – три, а некоторые и большее количество значений. Слово в изолированном виде воспринимается в своем основном значении, то есть в том, в котором чаще всего употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в сочетании с другими словами. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.
Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка двери, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.
Программа по развитию и совершенствованию речи в детском саду строится по лексическим темам. В каждой теме можно изучить определенные многозначные слова, которые имеют отношение к ней. Это позволяет сделать изучаемую тему более интересной, многогранной и занимательной для ребенка. Это способствует познавательному развитию дошкольников, интересу к получению новых знаний.
В качестве закрепления целесообразно повторить некоторые слова в других лексических темах, к которым они имеют отношение. Например, слово «иголка (иголки)» может встречаться в темах: «Дикие животные», «Деревья», «Профессии».
При изучении многозначных слов активно задействована когнитивная сфера ребенка. На первом этапе работы при знакомстве с новым словом используются такие методы, как сравнение, сопоставление, проблемно-поисковый метод, когда ребенок ставится в определенную ситуацию, поиск решения которой позволяет узнать значения многозначного слова.
Знакомство с многозначными словами проходит при визуальном контроле, опоре на зрительное восприятие. Поэтому в работе обязательно используются картинки, иллюстрации, рисунки многозначных слов. Ребенок рассматривает, сравнивает, анализирует, находит сходство и отличие.
Узнав новое слово, ребенок составляет с ним словосочетания (или предложения) в разных его значениях – это второй этап. На последнем этапе работы проводятся различные игры и задания, которые направлены не только на закрепление употребления многозначного слова, но и на решение логопедических задач. Таким образом, знакомство с многозначными словами не только делает изучаемую тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми. Изучение многозначных слов детьми дошкольного возраста расширяет и уточняет их словарный запас, что ведет к развитию и совершенствованию лексической стороны речи, а также вызывает интерес к родному языку.
Этапы работы над многозначностью:
Первый этап – Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами. называние слов, подбор картинок, иллюстраций, картотека загадок с многозначными словами.
Индивидуальная работа с ребёнком- инофоном
(рассматривание картинок с многозначными словами, объяснение значений слов)
( Срок выполнения-1 квартал)
Второй — составление словосочетаний и предложений с многозначным словом, знакомство с фразеологическими оборотами, подбор фразеологизмов понятных детям с иллюстрациями.
( Срок выполнения-2 квартал)
Третий – использование многозначных слов, некоторых фразеологических оборотов в речи, оформление альбома «Слова-близнецы», создание мини высставки предметов.
( Срок выполнения-3квартал)
Загадки
Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть.
(молния)
Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла,
Из волос, и из песка.
(коса)
У мужчин их нет ни разу,
А у женщин часто две,
Но порой и больше – сразу
На ногах и голове.
(шпильки)
Продырявят все листочки,
Все цветочки обгрызут
И по рытвинам да кочкам,
Пушку в битву повезут.
(гусеницы)
В них духи храниться рады, И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада Их так много, что не счесть. (пузырьки)
Есть он в двадцати полушках,
Маленьком земли клочке,
Есть на мордочке у хрюшки,
В кассе, в банке, в кошельке.
(пятачок)
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить.
(ключ)
Мы над нею руки моем
И посуду губкой трем,
А когда ее откроем,
То жемчужину найдем.
(раковина)
В них листочки спят на ветке,
Чтоб весной раскрыться вновь,
И они же в человеке
Чистят и фильтруют кровь.
(почки)
Игры для знакомства с многозначными словами:
«Мы сегодня так играем,
Слова дружно подбираем,
Значенья слову придаем,
И о многом узнаем».
Игра «Подбери слово»
Дети образуют круг, в центре круга водящий (логопед или ребёнок). Водящий кидает мячик любому ребёнку и просит назвать любое многозначное слово, и объяснить его значение. Или водящий называет многозначное слово. А ребёнок объясняет значение слов. Возможны разные варианты этой игры.
Игра «Найди картинку»
На столе выкладываются картинки с изображение многозначных слов. Среди детей выбирается водящий с помощью стихотворения. Ребёнок должен выбрать среди картинок пару многозначных слов и объяснить их значение. Возможны разные варианты этой игры.
«Многозначные слова,
Детям знать давно пора.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты иди скорей искать.
Ты картиночку найди,
И о слове расскажи».
“Найди и объясни”
Выбрать среди других предметы или картинки, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.
“Как кто? Как что?”
К названию действия придумать сравнения:
«Как сказать по-другому»
Ц е ль: учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях
Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: привлечь внимание детей к лексическому значению слов
«Закончи предложение».
Цель: привлечь внимание детей к лексическому значению слов
Игра «Что лишнее?»
Цель: развитие умения выделять в группе многозначные существительные.
Педагог показывает ребёнку 4-5 картинок, среди которых есть «лишняя». Значение остальных (многозначных) ребёнок должен объяснить. Например, звезда - небесное тело, звезда - награда, морская звезда, звезда – ёлочное украшение, снежинка (лишняя картинка).
Тексты для ознакомления с многозначностью слов
«Грибники»
Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.
- Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.
Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны.
- Да не шляпки для дам, а шляпки грибные.
- Ах, какие красивые ножки кругом!
- Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки.
- Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка.
- Да не дикое животное лисичка - это гриб лисичка.
Иголки
Собирают в лесу Маша и Миша грибы. Увидел Миша под большой поваленной елью красивый белый гриб и полез за ним. Да не заметил, торчащую обломанную ветку, и зацепился за неё. Дёргает, дёргает, думает, это Маша его держит, не пускает к грибу. Дернулся посильнее и порвал куртку.
- Если бы у меня была иголка, я зашила бы тебе куртку, - говорит Маша.
- Так вон, сколько иголок под ёлкой и сосной, бери! - отвечает Миша.
-Или попроси у ёжика, который спрятался под кустиком.
- Мне нужна не ежиная, и не еловая, и не сосновая иголка, а швейная. Вот придём домой, и я зашью твою куртку».
Острые вещи
- Гриша, не бери нож. Обрежешься! ("выражение автора")
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.
- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы?
Итоговое мероприятие и формы отчета о проделанной работе:
1. Выставка рисунков и объединение рисунков в альбом «Многозначные слова»,
2. Создание мини-выставки с предметами.
3. Картотека загадок с многозначными словами.
( срок выполнения - май 2022г)
Литература
1. Емельянова О. Многозначные слова (омонимы) Загадки для детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-pro_omonimy.html
2. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М, 2003.
3. Носаль Татьяна Васильевна Конспект занятия: Слово одно, а значений много. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school-11sd.narod.ru/slovo.doc
4. Однозначные, многозначные слова // Электронный ресурс Режим доступа:http://www.traktat.com/language/book/lex_1/one.php .
5. Чернова И.Г. Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря // Электронный ресурс. Режим доступа: http://chernova.moy.su/index/mnogoznachnye_slova/0-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразование на 2021-2022 учебный год
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...
Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»....
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год воспитателя группы №12 общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»...
План работы по самообразованию за 2021-2022 уч. год по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников от 2-х до 3-х лет».
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук ...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год ТЕМА: «Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста».
План по самообразованиюна 2021-2022 учебный годТЕМА:«Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста»....