План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема «Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Цитцер Татьяна Александровна

Познакомить детей с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад № 53 «Радуга» города Лесосибирска»

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год.

Тема «Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»

Цитцер Татьяна Александровна

Воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ «Детский сад № 53 «Радуга»

Тема самообразования

«Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»

Цель: Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте.

Задачи:

Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.

Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.

Способствовать включению в словарь детей  многозначных существительных, фразеологических оборотов.

Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Предполагаемый результат:

Понимание значения многозначных слов и некоторых фразеологических оборотов во фразах, в тексте.

Сформировать умение объяснять значение многозначных слов, используя метод классификации предметов.

Знакомство с многозначными словами в разных лексических темах не только делает данную тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми, а также вызывает интерес к родному языку. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста относится формирование у них связной речи. Для полноценной работы в этом направлении необходима сформированность всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексики, грамматики. Объем и точность словаря ребенка обуславливают успешность его обучения в школе.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два – три, а некоторые и большее количество значений. Слово в изолированном виде воспринимается в своем основном значении, то есть в том, в котором чаще всего употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в сочетании с другими словами. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка двери, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.

Программа по развитию и совершенствованию речи в детском саду строится по лексическим темам. В каждой теме можно изучить определенные многозначные слова, которые имеют отношение к ней. Это позволяет сделать изучаемую тему более интересной, многогранной и занимательной для ребенка. Это способствует познавательному развитию дошкольников, интересу к получению новых знаний.

 В качестве закрепления целесообразно повторить некоторые слова в других лексических темах, к которым они имеют отношение. Например, слово «иголка (иголки)» может встречаться в темах: «Дикие животные», «Деревья», «Профессии».

При изучении многозначных слов активно задействована когнитивная сфера ребенка. На первом этапе работы при знакомстве с новым словом используются такие методы, как сравнение, сопоставление, проблемно-поисковый метод, когда ребенок ставится в определенную ситуацию, поиск решения которой позволяет узнать значения многозначного слова.

 Знакомство с многозначными словами проходит при визуальном контроле, опоре на зрительное восприятие. Поэтому в работе обязательно используются картинки, иллюстрации, рисунки многозначных слов. Ребенок рассматривает, сравнивает, анализирует, находит сходство и отличие.

Узнав новое слово, ребенок составляет с ним словосочетания (или предложения) в разных его значениях – это второй этап. На последнем этапе работы проводятся различные игры и задания, которые направлены не только на закрепление употребления многозначного слова, но и на решение логопедических задач. Таким образом, знакомство с многозначными словами не только делает изучаемую тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми. Изучение многозначных слов детьми дошкольного возраста расширяет и уточняет их словарный запас, что ведет к развитию и совершенствованию лексической стороны речи, а также вызывает интерес к родному языку.

Этапы работы над многозначностью:

Первый этап – Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами. называние слов, подбор картинок, иллюстраций, картотека загадок с многозначными словами.

Индивидуальная работа с ребёнком- инофоном

(рассматривание картинок с многозначными словами, объяснение значений слов)

( Срок выполнения-1 квартал)

Второй — составление словосочетаний и предложений с многозначным словом, знакомство с фразеологическими оборотами, подбор фразеологизмов понятных детям с иллюстрациями.

( Срок выполнения-2 квартал)

Третий – использование многозначных слов, некоторых фразеологических оборотов в речи, оформление альбома «Слова-близнецы», создание мини высставки предметов.

( Срок выполнения-3квартал)

Загадки

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить,

Стоэтажный дом построить,

И состав остановить.

(кран)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(ручка)

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Как сверкнет с небес, так столько

Шума, грохота, аж жуть!

На земле же может только

Быстро куртку застегнуть.

(молния)

Знает скотовод бывалый,

И девчонка, и река,

Что бывает из металла,

Из волос, и из песка.

(коса)

У мужчин их нет ни разу,

А у женщин часто две,

Но порой и больше – сразу

На ногах и голове.

(шпильки)

Продырявят все листочки,

Все цветочки обгрызут

И по рытвинам да кочкам,

Пушку в битву повезут.

(гусеницы)

В них духи храниться рады, И пилюлям место есть,

А в стакане лимонада Их так много, что не счесть. (пузырьки)

Есть он в двадцати полушках,

Маленьком земли клочке,

Есть на мордочке у хрюшки,

В кассе, в банке, в кошельке.

(пятачок)

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить.

(ключ)

Мы над нею руки моем

И посуду губкой трем,

А когда ее откроем,

То жемчужину найдем.

(раковина)

В них листочки спят на ветке,

Чтоб весной раскрыться вновь,

И они же в человеке

Чистят и фильтруют кровь.

(почки)

Игры для знакомства с многозначными словами:

«Мы сегодня так играем,

Слова дружно подбираем,

Значенья слову придаем,

И о многом узнаем».

Игра «Подбери слово»

Дети образуют круг, в центре круга водящий (логопед или ребёнок). Водящий кидает мячик любому ребёнку и просит назвать любое многозначное слово, и объяснить его значение. Или водящий называет многозначное слово. А ребёнок объясняет значение слов. Возможны разные варианты этой игры.

Игра «Найди картинку»

На столе выкладываются картинки с изображение многозначных слов. Среди детей выбирается водящий с помощью стихотворения. Ребёнок должен выбрать среди картинок пару многозначных слов и объяснить их значение. Возможны разные варианты этой игры.

«Многозначные слова,

Детям знать давно пора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ты иди скорей искать.

Ты картиночку найди,

И о слове расскажи».

“Найди и объясни”        

 Выбрать среди других предметы или картинки, названия  которых звучат одинаково.  Объяснить значение похожих слов.

“Как кто? Как что?”

 К названию действия придумать сравнения:

«Как сказать по-другому»

Ц е ль: учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях

Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: привлечь внимание детей к лексическому значению слов

«Закончи предложение».

Цель: привлечь внимание детей к лексическому значению слов

Игра «Что лишнее?»

 Цель: развитие умения выделять в группе многозначные существительные.

Педагог показывает ребёнку 4-5 картинок, среди которых есть «лишняя». Значение остальных (многозначных) ребёнок должен объяснить. Например, звезда - небесное тело, звезда - награда, морская звезда, звезда – ёлочное украшение, снежинка (лишняя картинка).

Тексты для ознакомления с многозначностью слов

«Грибники»

Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.

- Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.

Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны.

- Да не шляпки для дам, а шляпки грибные.

- Ах, какие красивые ножки кругом!

- Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки.

- Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка.

- Да не дикое животное лисичка - это гриб лисичка.

Иголки

Собирают в лесу Маша и Миша грибы. Увидел Миша под большой поваленной елью красивый белый гриб и полез за ним. Да не заметил, торчащую обломанную ветку, и зацепился за неё. Дёргает, дёргает, думает, это Маша его держит, не пускает к грибу. Дернулся посильнее и порвал куртку.

- Если бы у меня была иголка, я зашила бы тебе куртку, - говорит Маша.

- Так вон, сколько иголок под ёлкой и сосной, бери! - отвечает Миша.

-Или попроси у ёжика, который спрятался под кустиком.

- Мне нужна не ежиная, и не еловая, и не сосновая иголка, а швейная. Вот придём домой, и я зашью твою куртку».

Острые вещи

- Гриша, не бери нож. Обрежешься! ("выражение автора")

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.

- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы?

Итоговое мероприятие и формы отчета о проделанной работе:

1. Выставка рисунков и объединение рисунков в альбом «Многозначные слова»,

2. Создание мини-выставки с предметами.

3. Картотека загадок с многозначными словами.

( срок выполнения - май 2022г)

Литература

1. Емельянова О. Многозначные слова (омонимы) Загадки для детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-pro_omonimy.html

2. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М, 2003.

3. Носаль Татьяна Васильевна Конспект занятия: Слово одно, а значений много. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school-11sd.narod.ru/slovo.doc

4. Однозначные, многозначные слова // Электронный ресурс Режим доступа:http://www.traktat.com/language/book/lex_1/one.php .

5. Чернова И.Г. Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря // Электронный ресурс. Режим доступа: http://chernova.moy.su/index/mnogoznachnye_slova/0-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразование на 2021-2022 учебный год

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...

Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме :  « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ  2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»....

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема:  «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма  у детей дошкольного возраста». Цель:·...

План работы по самообразованию за 2021-2022 уч. год по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников от 2-х до 3-х лет».

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук ...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год ТЕМА: «Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста».

План  по самообразованиюна 2021-2022 учебный годТЕМА:«Использование  Су-джок терапии в работе  с детьми  раннего дошкольного возраста»....