План по самообразование на 2021-2022 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samaobrazovanyu.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципальное образование
Усть- Лабинский район»
План по самообразование на 2021-2022 учебный год
На тему: «Воспитание нравственных качеств детей
младшего дошкольного возраста
посредством русских народных сказок»
Воспитатель: Панкова В.В.
Актуальность.
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.
Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
- Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
- приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Методы работы со сказкой
1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Содержание работы | Практические выходы (форма работы) | Сроки реализации | |
Организационно- теоритический. | Изучение учебно-методической литературы | Составление плана по воспитательно-образовательной работе с детьми. | Сентябрь |
Накопительно- практический. |
ООД 2.Организация дидактической игры «Расскажи сказку»: 1) Изготовление д/и; 2) Знакомство с правилами. 3. Работа с родителями | 1. Конспект ООД. Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них. 1. Дидактическая игра «Расскажи сказку» в младшей группе. 1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка». | Октябрь |
1.Театрализованная постановка 2.Организация дидактической игры «Репка на прищепках»: 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами. 3.Работа с родителями | 1. Сценарий постановки русской народной сказки «Репка». Цель: Создать благоприятные условия для творческой активности детей по средством игры-инсценировки. Развивать личность ребёнка, обогащать активный словарь детей; Воспитывать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов. 1.Дидактическая игра «Репка на прищепках» в младшей группе. 1. Памятка для родителей «Сказка — это важно!» | Ноябрь | |
а) Совместное творчество педагога и детей; б) Изготовление книжки – малышки. | 1. Картотека загадок "Русские народные сказки". Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках. 1.Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки» | Декабрь | |
1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами.
| 1.Конспект ООД «В гостях у сказки» Цель: Воспитывать любовь к литературным произведениям; закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти. 1.Дидактическая игра «Кто лишний?» в младшей группе. 1.Памятка для родителей «По дорогам сказок». | Январь | |
« В мире сказок»
| 1.Картотека Дидактических игр «В мире сказок» по русским народным сказкам. Цель: Развивать речь детей, наглядное мышление, внимание, памяти; Воспитывать интерес к русским народным сказкам. 2.Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам народных сказок. 1.Консультация для родителей «Воспитание сказкой» | Февраль | |
2.Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами.
| 1.Конспект ООД «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность. 1. Дидактическая игра «Сложи картинку» в младшей группе. 1.Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» | Март | |
1.Конспект ООД 2.Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами. 3.Оформление папки – передвижки для родителей. | 1.Конспект ООД «Любимые сказки» в младшей группе. Цель: Развивать у детей творческое воображение, мышление, память. 1.Дидактическая игра «Найди по силуэту» в младшей группе. 1.Папка-передвижка «Роль книги в развитие ребенка». | Апрель | |
3. Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами.
| 1.Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» 1.Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок "Герои сказок". 1. Дидактическая игра «Из какой мы сказки?» в младшей группе. 1.Изготовление атрибутов к сказке «Репка» в театральный уголок. Фотография. | Май | |
Заключительный | Самоанализ о проделанной работе в своей группе. | Отчет о проделанной работе | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план работы на 2021 - 2022 учебный год
Годовой план дошкольных группМОУ Кладовицкой ООШна 2021 – 2022 учебный год...
годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год
годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...
План самообразования на 2021-2022 учебный год
Нетрадиционное рисование в старших группах...
План самообразования на 2021-2022 учебный год "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....
Годовой план работы на 2021-2022 учебный год
Годовой план работы на 2021-2022 учебный год...
План работы на 2021-2022 учебный год
План работы профсоюзной организации...