План по самообразование на 2021-2022 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samaobrazovanyu.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образование  учреждение  детский сад общеразвивающего вида №6 муниципальное образование

Усть- Лабинский район»

План по  самообразование на 2021-2022 учебный год

 На тему: «Воспитание нравственных качеств детей

младшего дошкольного возраста

посредством русских народных сказок»

Воспитатель: Панкова В.В.

Актуальность. 

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.

До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема,  актуальна на сегодняшний день.

Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
  2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
  3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
  4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
  6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

Методы работы со сказкой

1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Содержание работы

Практические выходы (форма работы)

Сроки реализации

Организационно- теоритический.

 Изучение учебно-методической литературы

Составление плана по воспитательно-образовательной работе с детьми.

Сентябрь

Накопительно- практический.

  1. Конспект

ООД

2.Организация дидактической игры «Расскажи сказку»:

1) Изготовление д/и;

2) Знакомство с правилами.

3. Работа с родителями

1. Конспект ООД. Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

1. Дидактическая игра «Расскажи  сказку»      

в младшей группе.  

1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка».

 Октябрь

1.Театрализованная постановка

 2.Организация дидактической игры «Репка на прищепках»:

  1)Изготовление      д/и;

2)Знакомство с  правилами.

 3.Работа с     родителями

1. Сценарий постановки русской народной сказки «Репка».

Цель: Создать благоприятные условия для творческой активности детей  по средством игры-инсценировки.  Развивать личность ребёнка, обогащать активный словарь детей; Воспитывать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов.

1.Дидактическая игра «Репка на прищепках»  в младшей группе.

1. Памятка для родителей «Сказка — это важно!»

 Ноябрь

  1. Составление картотеки

  1. Работа с родителями:

а) Совместное творчество педагога и детей;

б) Изготовление книжки – малышки.

1. Картотека загадок

"Русские народные сказки".

 Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.

1.Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки»

 Декабрь

  1.  Конспект ООД

  1. Разработка дидактической игры

1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с  правилами.

  1. Работа с родителями

1.Конспект ООД  «В гостях у сказки»

Цель: Воспитывать любовь к литературным произведениям; закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.

Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти.

1.Дидактическая игра «Кто лишний?» в младшей группе.

1.Памятка для родителей   «По дорогам сказок».

  Январь

  1. Составление картотеки

« В мире сказок»

  1. Составление картотеки пальчиковой гимнастики.
  2. Работа с родителями

1.Картотека  Дидактических игр «В мире сказок» по русским народным сказкам.

Цель: Развивать речь детей, наглядное мышление, внимание, памяти; Воспитывать  интерес к русским народным сказкам.

2.Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам народных сказок.

1.Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

 Февраль

  1. Организация  ООД.

 2.Разработка дидактической игры

1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с  правилами.

  1. Работа с родителями

1.Конспект  ООД «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

1. Дидактическая игра  «Сложи картинку» в младшей группе.  

1.Консультация для родителей

 «Роль сказки в жизни ребенка»

 Март

1.Конспект  ООД

2.Разработка дидактической игры

1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с  правилами.

 3.Оформление папки – передвижки для родителей.

1.Конспект ООД «Любимые сказки»  в младшей группе.  Цель: Развивать у детей творческое воображение, мышление, память.

1.Дидактическая игра  «Найди по силуэту»

в младшей группе.  

1.Папка-передвижка «Роль книги в развитие ребенка».

 Апрель

  1. Проведение анкетирование с родителями.

  1. Организация выставки

3.  Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с  правилами.

  1. Обогащение РППС. Изготовление атрибутов связать героев сказки «Репка» из пряжи.

1.Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного

возраста посредством русских народных сказок»

1.Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок  "Герои сказок".

1. Дидактическая игра  «Из какой мы сказки?» в младшей группе.

1.Изготовление атрибутов к сказке «Репка» в  театральный уголок. Фотография.

Май

Заключительный

Самоанализ о проделанной работе

 в своей группе.

Отчет о проделанной работе

 Май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы на 2021 - 2022 учебный год

Годовой план дошкольных группМОУ Кладовицкой ООШна 2021 – 2022  учебный год...

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...

План самообразования на 2021-2022 учебный год

Нетрадиционное рисование в старших группах...

План самообразования на 2021-2022 учебный год "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

Годовой план работы на 2021-2022 учебный год

Годовой план работы на 2021-2022 учебный год...

План работы на 2021-2022 учебный год

План работы  профсоюзной организации...