План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».
консультация (младшая группа)
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год
По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».
Воспитателя 1 кв. категории
Смирновой Л.В.
План работы по самообразованию
Тема: Адаптация детей 2 - 3 лет к условиям детского сада.
Цель: Изучить особенности адаптационного периода ребенка дошкольного возраста.
Задачи: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
3. Правильная организация предметно-развивающей среды в адаптационный период.
4. Работа с родителями.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому саду должна базироваться на комплексном подходе:
- работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;
- создание максимально комфортных условий для детей в группе;
- постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;
- учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;
- ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.
Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:
При взаимодействии с детьми:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
При взаимодействии с родителями:
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Результатом работы по адаптации должно стать:
• благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
• создание комфортной обстановки для детей и в группе.
• преобразование предметно-развивающей среды.
• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Ожидаемый результат: это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Форма самообразования (индивидуальная, групповая, коллективная)
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | Ознакомление с каждым ребенком и его семьей. Создание доверительных отношений с каждым ребенком. | Подбор и изучение методической литературы. | Анкетирование родителей (паспорт семьи). Родительское собрание №1 «Особенности адаптации в детском саду».
|
Октябрь | Адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками). | Составление плана работы и подбор методик работы с детьми. | Консультация №1 «Общая характеристика развития ребенка от 1года до 3 лет». |
Ноябрь | Приучение детей в игровой форме к режимным моментам. | Обмен опытом по теме самообразования. | Памятки: Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду. Картинки-поздравления посвящённые празднику День Матери; |
Декабрь | Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке». | Обсуждение по теме: «Здоровый ребенок». | Родительское собрание №2 «Закаливание в семье». Памятка «Профилактика простудных заболеваний». |
Январь | Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек). | Выступление с докладом: «Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду». | Консультация № 2 «Что надо знать о своём ребенке» |
Февраль | Игры на сплочение коллектива (что тем самым помогают адаптироваться ребёнку): «Пузырьки», «Гусеница», «Кто лучше слышит», «Ласковые имена», «Паучки и комары», «Найди свой дом», «Клубочек». Художественная литература (чтение потешек). | Демонстрация игры (по выбору) на сплочение коллектива. | Родительское собрание №3 «Общение родителей и детей. Игры и развлечения». |
Март | Исследование навыков самообслуживания детей. | Выступление с докладом по теме «Гигиена ребенка». | Консультация № 3 «Гигиенические требования к одежде ребенка». Праздник ко дню 8 Марта- постановка сказки «Теремок». |
Апрель | Развитие умение играть на территории участка. | Анализ прохождения адаптационного периода в группе. | Памятка «Как организовать игровой уголок дома». |
Май | Подготовка к летнему оздоровительному периоду. | Представление отчетов по итогам адаптации. | Родительское собрание №4 по итогам адаптации воспитанников к условиям пребывания в ДОУ. |
Выводы:
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Список литературы:
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.,1977
- Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
- Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
- Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
- Горюнова Т.М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
- Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
- Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
- Печора К.Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.,2002.
- Соколовская Н.В. ''Адаптация ребёнка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации ''.Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac364.html
- http://vospitatel-enm.ru/material-dlya-kolleg/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год
По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».
Воспитателя 1 кв. категории
Смирновой Л.В.
План работы по самообразованию
Тема: Адаптация детей 2 - 3 лет к условиям детского сада.
Цель: Изучить особенности адаптационного периода ребенка дошкольного возраста.
Задачи: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
3. Правильная организация предметно-развивающей среды в адаптационный период.
4. Работа с родителями.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому саду должна базироваться на комплексном подходе:
- работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;
- создание максимально комфортных условий для детей в группе;
- постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;
- учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;
- ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.
Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:
При взаимодействии с детьми:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
При взаимодействии с родителями:
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Результатом работы по адаптации должно стать:
• благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
• создание комфортной обстановки для детей и в группе.
• преобразование предметно-развивающей среды.
• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Ожидаемый результат: это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Форма самообразования (индивидуальная, групповая, коллективная)
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | Ознакомление с каждым ребенком и его семьей. Создание доверительных отношений с каждым ребенком. | Подбор и изучение методической литературы. | Анкетирование родителей (паспорт семьи). Родительское собрание №1 «Особенности адаптации в детском саду». |
Октябрь | Адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками). | Составление плана работы и подбор методик работы с детьми. | Консультация №1 «Общая характеристика развития ребенка от 1года до 3 лет». |
Ноябрь | Приучение детей в игровой форме к режимным моментам. | Обмен опытом по теме самообразования. | Памятки: Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду. Картинки-поздравления посвящённые празднику День Матери; |
Декабрь | Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке». | Обсуждение по теме: «Здоровый ребенок». | Родительское собрание №2 «Закаливание в семье». Памятка «Профилактика простудных заболеваний». |
Январь | Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек). | Выступление с докладом: «Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду». | Консультация № 2 «Что надо знать о своём ребенке» |
Февраль | Игры на сплочение коллектива (что тем самым помогают адаптироваться ребёнку): «Пузырьки», «Гусеница», «Кто лучше слышит», «Ласковые имена», «Паучки и комары», «Найди свой дом», «Клубочек». Художественная литература (чтение потешек). | Демонстрация игры (по выбору) на сплочение коллектива. | Родительское собрание №3 «Общение родителей и детей. Игры и развлечения». |
Март | Исследование навыков самообслуживания детей. | Выступление с докладом по теме «Гигиена ребенка». | Консультация № 3 «Гигиенические требования к одежде ребенка». Праздник ко дню 8 Марта- постановка сказки «Теремок». |
Апрель | Развитие умение играть на территории участка. | Анализ прохождения адаптационного периода в группе. | Памятка «Как организовать игровой уголок дома». |
Май | Подготовка к летнему оздоровительному периоду. | Представление отчетов по итогам адаптации. | Родительское собрание №4 по итогам адаптации воспитанников к условиям пребывания в ДОУ. |
Выводы:
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Список литературы:
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.,1977
- Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
- Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
- Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
- Горюнова Т.М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
- Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
- Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
- Печора К.Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.,2002.
- Соколовская Н.В. ''Адаптация ребёнка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации ''.Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac364.html
- http://vospitatel-enm.ru/material-dlya-kolleg/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год воспитателя группы №12 общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»...
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год ТЕМА: «Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста».
План по самообразованиюна 2021-2022 учебный годТЕМА:«Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста»....
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема «Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»
Познакомить детей с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте....