План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».
консультация (младшая группа)

Смирнова Любовь Валерьевна

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год

 

По теме :  « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ  2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Воспитателя 1 кв. категории

Смирновой Л.В.

 

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию

Тема: Адаптация детей 2 - 3 лет к условиям детского сада.

Цель: Изучить особенности адаптационного периода ребенка дошкольного возраста.

Задачи: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

3. Правильная организация предметно-развивающей среды в адаптационный период.

4. Работа с родителями.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому саду должна базироваться на комплексном подходе:

- работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;

- создание максимально комфортных условий для детей в группе;

- постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;

- учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;

- ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.

Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:

При взаимодействии с детьми:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения.

При взаимодействии с родителями:

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Результатом работы по адаптации должно стать:

• благоприятное прохождение периода адаптации у детей.

• создание комфортной обстановки для детей и в группе.

• преобразование предметно-развивающей среды.

• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

 

Ожидаемый результат: это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; увеличение  количества обращений с вопросами к педагогу; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Форма самообразования (индивидуальная, групповая, коллективная)

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

Ознакомление с каждым ребенком и его семьей. Создание доверительных отношений с каждым ребенком.

Подбор и изучение методической литературы.

Анкетирование родителей (паспорт семьи).

Родительское собрание №1 «Особенности адаптации в детском саду».

 

Октябрь

Адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками).

Составление плана работы и подбор методик работы с детьми.

Консультация №1

«Общая характеристика развития ребенка от 1года до 3 лет».

Ноябрь

Приучение детей в игровой форме к режимным моментам.

Обмен опытом по теме самообразования.

Памятки: Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду.

Картинки-поздравления посвящённые празднику День Матери;

Декабрь

Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке».

Обсуждение по теме: «Здоровый ребенок».

Родительское собрание №2 «Закаливание в семье».

Памятка «Профилактика простудных заболеваний».

Январь

Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек).

Выступление с докладом: «Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду».

Консультация № 2 «Что надо знать о своём ребенке»

Февраль

Игры на сплочение коллектива (что тем самым помогают адаптироваться ребёнку): «Пузырьки», «Гусеница», «Кто лучше слышит», «Ласковые имена», «Паучки и комары», «Найди свой дом», «Клубочек».

Художественная литература (чтение потешек).

Демонстрация игры (по выбору) на сплочение коллектива.

Родительское собрание №3 «Общение родителей и детей. Игры и развлечения».

Март

Исследование навыков самообслуживания детей.

Выступление с докладом по теме «Гигиена ребенка».

Консультация № 3 «Гигиенические требования к одежде ребенка».

Праздник ко дню 8 Марта- постановка сказки «Теремок».

Апрель

Развитие умение играть на территории участка.

Анализ прохождения адаптационного периода в группе.

Памятка «Как организовать игровой уголок дома».

Май

Подготовка к летнему оздоровительному периоду.

Представление отчетов по итогам адаптации.

Родительское собрание №4 по итогам адаптации воспитанников к условиям пребывания в ДОУ.

 

Выводы:

   Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.

   Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

   Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

   Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Список литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.,1977
  2. Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
  3. Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
  4. Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
  5. Горюнова Т.М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  6. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие  ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
  7. Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
  8. Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
  9. Печора К.Л.''  Развитие и воспитание детей раннего  и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
  10. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.,2002.
  11. Соколовская Н.В. ''Адаптация ребёнка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации ''.Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.
  12. http://www.moi-detsad.ru/konsultac364.html
  13. http://vospitatel-enm.ru/material-dlya-kolleg/

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год

По теме :  « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ  2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».

        Воспитателя 1 кв. категории

Смирновой Л.В.

План работы по самообразованию

Тема: Адаптация детей 2 - 3 лет к условиям детского сада.

Цель: Изучить особенности адаптационного периода ребенка дошкольного возраста.

Задачи: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

3. Правильная организация предметно-развивающей среды в адаптационный период.

4. Работа с родителями.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому саду должна базироваться на комплексном подходе:

- работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;

- создание максимально комфортных условий для детей в группе;

- постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;

- учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;

- ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.

Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:

При взаимодействии с детьми:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения.

При взаимодействии с родителями:

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Результатом работы по адаптации должно стать:

• благоприятное прохождение периода адаптации у детей.

• создание комфортной обстановки для детей и в группе.

• преобразование предметно-развивающей среды.

• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Ожидаемый результат: это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; увеличение  количества обращений с вопросами к педагогу; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Форма самообразования (индивидуальная, групповая, коллективная)

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

Ознакомление с каждым ребенком и его семьей. Создание доверительных отношений с каждым ребенком.

Подбор и изучение методической литературы.

Анкетирование родителей (паспорт семьи).

Родительское собрание №1 «Особенности адаптации в детском саду».

Октябрь

Адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками).

Составление плана работы и подбор методик работы с детьми.

Консультация №1

«Общая характеристика развития ребенка от 1года до 3 лет».

Ноябрь

Приучение детей в игровой форме к режимным моментам.

Обмен опытом по теме самообразования.

Памятки: Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду.

Картинки-поздравления посвящённые празднику День Матери;

Декабрь

Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке».

Обсуждение по теме: «Здоровый ребенок».

Родительское собрание №2 «Закаливание в семье».

Памятка «Профилактика простудных заболеваний».

Январь

Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек).

Выступление с докладом: «Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду».

Консультация № 2 «Что надо знать о своём ребенке»

Февраль

Игры на сплочение коллектива (что тем самым помогают адаптироваться ребёнку): «Пузырьки», «Гусеница», «Кто лучше слышит», «Ласковые имена», «Паучки и комары», «Найди свой дом», «Клубочек».

Художественная литература (чтение потешек).

Демонстрация игры (по выбору) на сплочение коллектива.

Родительское собрание №3 «Общение родителей и детей. Игры и развлечения».

Март

Исследование навыков самообслуживания детей.

Выступление с докладом по теме «Гигиена ребенка».

Консультация № 3 «Гигиенические требования к одежде ребенка».

Праздник ко дню 8 Марта- постановка сказки «Теремок».

Апрель

Развитие умение играть на территории участка.

Анализ прохождения адаптационного периода в группе.

Памятка «Как организовать игровой уголок дома».

Май

Подготовка к летнему оздоровительному периоду.

Представление отчетов по итогам адаптации.

Родительское собрание №4 по итогам адаптации воспитанников к условиям пребывания в ДОУ.

Выводы:

   Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.

   Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

   Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

   Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Список литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.,1977
  2. Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
  3. Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
  4. Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
  5. Горюнова Т.М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  6. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие  ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
  7. Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
  8. Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
  9. Печора К.Л.''  Развитие и воспитание детей раннего  и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
  10. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.,2002.
  11. Соколовская Н.В. ''Адаптация ребёнка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации ''.Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.
  12. http://www.moi-detsad.ru/konsultac364.html
  13. http://vospitatel-enm.ru/material-dlya-kolleg/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема:  «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма  у детей дошкольного возраста». Цель:·...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год ТЕМА: «Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста».

План  по самообразованиюна 2021-2022 учебный годТЕМА:«Использование  Су-джок терапии в работе  с детьми  раннего дошкольного возраста»....

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема «Изучение многозначных слов как способ расширения и уточнения словаря дошкольников»

Познакомить детей с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте....