Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Растворимость веществ в воде. Окрашивание воды.»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Растворимость веществ   в воде.   Окрашивание воды.»

Цель: развитие познавательные способности у детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества;
  •  наглядно показать, что вода прозрачная, не имеет запаха, но может приобрести цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и

запах;

  • помочь детям выявить зависимость скорости растворения вещества от температуры воды.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Растворимость веществ         в воде.   Окрашивание воды.»

Цель: развитие познавательные способности у детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные: 

  • помочь детям выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества;
  •  наглядно показать, что вода прозрачная, не имеет запаха, но может приобрести цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и

запах;

  • помочь детям выявить зависимость скорости растворения вещества от температуры воды. 

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес.

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал: песочные часы, картинки «Для чего нужна вода».

Раздаточный материал: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, клеёнка, стакан с водой, чайная ложка, пипетка, соломинка для коктейля,  речной песок, сахарный песок, пищевой краситель, мука, масло  подсолнечное, вата, марля. 

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

2.Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла к вам в детский садик, шел дождик. Дождь очень просил меня взять его с собой, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Но я не смогла взять его с собой. Почему? (Ответы детей) Ребята, что такое дождь? (Ответы детей)

Воспитатель: Пусть он посмотрит на вас в окно. А вы ребята проходите и садитесь на стульчики. А чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает... (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Для чего нам нужна вода? (Ответы детей) Где мы её можем увидеть?  (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Вода – это жидкость. Для чего нужна вода? (Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут. Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды).

Воспитатель: Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины поднимают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник. Вода есть и на небе.  Ребята, а где вода на небе? (Ответы детей)                                     Воспитатель: Правильно.  Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды.

Звучит фонограмма: море, дождь, водопад. 

Физкультминутка

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (Наклоны)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать. (Приседания)

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой. 

Есть ли запах у воды? (Нет)

А какой  у воды цвет?

Красный или голубой?

Синий или   золотой?

Кто даст правильный ответ?

У воды и цвета нет!

Тем вода приметна,

Что совсем…(Бесцветна).

Воспитатель: А какие ещё свойства воды мы с вами  установили с помощью опытов на прошлых занятиях? (Ответы детей)                                                            Дети вспоминают о том, что у воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная.  Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.             

Воспитатель: Перед тем, как  начать работу,  ребята, давайте вспомним с вами  правила работы: можно ли  пробовать вещества на вкус? (Ответы детей). Можно ли нюхать? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы дома чай пьёте? (Ответы детей). А как мама вам его делает? (Ответы детей). 

Воспитатель: Верно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез. Воспитатель: Куда он делся? (Ответы детей).                                                    Воспитатель: Вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете, какие?  (Ответы детей).                                           Воспитатель: Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде? (Ответы детей).                                            

Воспитатель: Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой, помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Ответы детей).                                          

Воспитатель: Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной. Давайте попробуем растворить другой песок. Песок бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось? (Ответы детей).                                                                         Дети обращают внимание на то, что вода стала мутная и грязная.  Воспитатель:  Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно, песок в воде не растворяется. А давайте попробуем эту грязную воду очистить с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать. Возьмите вату, положите её на горлышко бутылки и потихоньку перелейте воду с песком  в эту бутылку. Что получилось? (Ответы детей).                               Воспитатель:  Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде. Вот у вас на столе лежит пакетик с красителем. Давайте положим чуть-чуть красителя в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось? (Ответы детей).                                                   

Воспитатель: Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краситель красный и вода стала красного цвета, а за этим синий и вода стала синего цвета. Значит, краска растворилась и покрасила воду.  Вода стала красного и синего цвета. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится? Возьмите фильтр (вату или марлю) и эту воду, которую вы покрасили, пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало? (Ответы детей)

Дети замечают, что вата стала красного, синего, розового цвета.                  Воспитатель: Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краситель растворился в воде. В маленьком стаканчике какая - то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте.  Это подсолнечное масло. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите каплю масла и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?  (Ответы детей)                                                                                                     Дети делают вывод, что масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.                           

Воспитатель: Теперь мы его попробуем отфильтровать.

Выполняют опыт с фильтром повторно.

Что же у нас получилось? (Ответы детей)                                                                     Дети вместе с воспитателем подводят итог. Масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной. Вода хорошо отфильтровалась, следы масла  хорошо видны на фильтре.         

Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за белый порошок лежит у вас? (Ответы детей)  Потрогайте его. Это мука, давайте растворим её.  Хорошо помешайте ложкой, подождите. Вода в стакане стала мутной. Мука растворилась в воде. Теперь попробуем очистить воду. Перельём воду через фильтр в другой стакан. Что мы видим? (Ответы детей)                                    Воспитатель: Да, вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре. Только совсем маленькие частицы проскользнули  сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.

Воспитатель: Видите, ребята, можно сделать вывод, что снег это тоже вода, только в замёрзшем состоянии. Вот он растаял и превратился в воду. Давайте попробуем её профильтровать. На вате остались частички грязи. Значит снег, из которого  мы слепили снеговика, был грязный. Поэтому, нельзя есть снег и сосать сосульки. 

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель:  О чём мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие опыты проводили? (Ответы детей)

Воспитатель:  Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?  (Ответы детей)            

Воспитатель:  Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель:  Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что было сложным? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится… Но об этом мы с вами поговорим в следующий раз. Вы сегодня хорошо поработали, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе   Тема: «Водичка-водичка»   Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды.   Задачи: Побуждать к о...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница - вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда берется вода? Конденсация воды»

Цель: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду  при охлаждении пара....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Где вода?»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Где вода?»Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с ...