Конспект образовательной деятельности «На поиски динозавров»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия и дополнительный материал к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_na_poiski_dinozavrov.docx | 197.02 КБ |
prezentatsiya_zhili_-_byli_dinozavry.pptx | 2.06 МБ |
paleontolog.pptx | 2.92 МБ |
novaya_papka.zip | 608.21 КБ |
phpltthpl_shablon-prezentacii-dinozavriki.pptx | 895.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Сакмарский детский сад «Березка»
Конспект образовательной деятельности
Образовательная область: Познавательное развитие.
Тема: «На поиски динозавров»
старшая группа
Подготовила:
воспитатель высшей категории
Белова Татьяна Николаевна
2022 год
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно – методическая информация | Содержание | Примечания | |||
Тема образовательной деятельности | «На поиски динозавров» | |||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||||
3. | Виды деятельности детей |
| ||||
4 | Методы и приёмы реализации содержания занятия | |||||
4.1 | Общепедагогические методы и приёмы | Словестный метод: беседа о динозаврах Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: исследовательская деятельность (опыты «Помоги вылупиться динозавру» и «Извержение вулкана» Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (демонстрация картинок разных видов динозавров) | ||||
4.2 | Интеграция образовательных областей | Социально – коммуникативное: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества, обобщить знания о безопасности при выполнении опытов, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Речевое развитие: ответы детей на вопросы педагога; проговаривание физминуток Ставит проблему о необходимости Физическое развитие: правильное выполнение движений по тексту физминутки | ||||
5 | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет) | ||||
6 | Цель | Формирование элементарных представлений об эволюции Земли в процессе экспериментальной деятельности | ||||
7 | Задачи | Планируемые результаты | ||||
Развивающие: Развивать любознательность, внимание, память, творческое мышление, инициативу и мелкую моторику Образовательные:
Воспитательные:
воспитывать интерес к экспериментированию,
| Способен самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; аргументировать свои высказывания Сформированы знания о профессии палеонтолога и о том, как происходит извержение вулкана; сформирован навык умения создавать плоскую конструкцию Испытывает потребность в самостоятельности; в понимании учебной задачи и аккуратном выполнении работы | |||||
8 | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
Структурирование описательного рассказа по модели | Использование наглядного материала при описании динозавров | |||||
9 | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Оборудование: аудио и мультимедийная установки;экран; Демонстрационный и наглядный материал: макет вулкана; макет древнего мира; макет яйца; лотки с песком и кисточки; макет костей; яйца для опыта; картинки динозавров Ингредиенты для опытов: сода, уксус, средство для мытья посуды, вода, пищевой краситель | ||||
10 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседы с детьми на темы: «Кто такие динозавры и где они жили?», «Какие динозавры существовали и почему они вымерли?»; рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением динозавров и их среды обитания; чтение книг «Атлас динозавров», «Динозавры»; просмотры мини фильмов и мультфильмов о динозаврах; самостоятельные игры детей в фигурки динозавров, рисование динозавров; совместно с родителями воспитанников был создан мини-музей «Парк Юрского периода». | ||||
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ | ||||||
№ | Этап | Содержание | Примечания | |||
I | Вводная часть | |||||
1.1 | Введение в тему | Ребята к нам сегодня пришли очень интересные гости, это научные сотрудники очень секретной лаборатории и посмотрите, что они нам принесли (демонстрирует яйцо динозавра). Как вы думаете, чьё это яйцо? Дети: (дети дают свои ответы) | ||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Давайте проверим. У меня есть специальный фонарь, давайте просветим яйцо и увидим, что же или кто же там внутри? (светит на яйцо, на экране слайд №2 – зародыш динозавра в яйце) Кто это, ребята? (ответы детей) Действительно, это яйцо динозавра, оно было найдено на одном загадочном острове. И нам с вами предлагают отправиться в захватывающее и может быть даже опасное приключение – на поиски динозавров, может они и не вымерли? Кто-то же должен был оставить яйцо? А может это яйцо сохранилось еще с эры динозавров? Давайте раскроем эту тайну! Вы согласны? Прежде, давайте вспомним, что же нам известно о динозаврах? | 3 мин. | |||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Дети совместно с педагогом ставят себе цель узнать, кто такие динозавры и что с ними случилось, узнать про профессию палеонтолог, а также научиться проводить новые опыты
| ||||
II | Основная часть: | |||||
2.1 | Актуализация ранее приобретённых знаний | Воспитатель: Ребята, так что же означает «Динозавр». Ответы детей: Страшный ящер. Воспитатель: правильно, ребята. Учёные нашли много видов динозавров: все они отличались друг от друга внешним видом (у некоторых были наросты в виде рогов и шипов, длинные шеи, короткие передние лапки, когти, окраской, величиной, средой обитания. Были такие, которые жили в воде, летали в небе, передвигались на двух ногах. Среди них были гиганты и карлики, были те, которые питались насекомыми, травой, а были плотоядные или хищники. (Показ плаката «Виды динозавров») | 7 мин. | |||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Воспитатель: С такими знаниями мы точно можем создать свою группу ученых и отправиться в экспедицию на поиски динозавров. Не будем терять времени - отправляемся в путь! - У меня есть прибор, который называется «Времяскок», он поможет нам вернуться в эпоху динозавров Физминутка «Времяскок» Воспитатель поворачивает прибор на картинку с изображением динозаврика (звуковое сопровождение) и обращает внимание детей на картинки динозавров Задание (дети делятся на 2 группы): Посмотрите, все динозавры сбились в стадо и перепутались. Давайте поможем им. Ваша задача разделить динозавров на три стада. 1 – летающие динозавры, 2 – сухопутные, а 3 – плавающие. (подгруппа 6 человек) Воспитатель: вот мы и очутились в Динозаврии. Ребята, а зачем мы прибыли в эту страну? Дети: мы прибыли на поиски динозавров Воспитатель: совершенно верно. А знаете ли вы, как называют ученых, которые изучают динозавров? Дети: нет. Видеофайл №2 «Палеонтологи» Воспитатель: ученых, которые изучают останки животных (их косточки и окаменелые следы) называют ПАЛЕОНТОЛОГИ. Палеонтологи ездят по разным странам и городам на раскопки, туда, где раньше обитали динозавры. Они копают глубокие ямы, выкапывают из них остатки динозавров (косточки) и изучают их. Чтобы потом рассказать нам, какие динозавры жили, как выгладили и чем занимались. Динозавры вымерли задолго до появления человека, никто из людей их не видел. Возможно, из-за похолодания детеныши динозавров не смогли появиться на свет, так как оболочка яйца стала твердой, и им не по силам было ее пробить. Люди знают, как они выглядели и что ели по найденным останкам их костей, зубов, отпечаткам лап. И все это благодаря палеонтологам. | 10 мин. | |||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: - А вы хотите побыть помощниками палеонтолога и самостоятельно провести раскопки, может быть и вам посчастливиться найти скелет или яйцо динозавра. (воспитатель напоминает как работают палеонтологи: аккуратно, подручными средствами) Дети надевают фартуки и проходят за стол, где находятся лоточки с песком или манкой и зарытыми в них импровизированными (плоскими) скелетами Воспитатель: Давайте, юные палеонтологи, аккуратно приступайте к работе (ребята кисточками разметают манку и находят импровизированные скелеты. Во время «раскопок» дети общаются и делятся впечатлениями) Найдя все кости, попробуйте из них выложить скелет по образцу, который висит на доске (образец на доске) Воспитатель: За нашими раскопками мы совсем забыли, что прибыли сюда на поиски динозавров. Нам нужно отправляться дальше (Звучит музыка для ходьбы) Ребята, посмотрите, что мы нашли (гнездо динозавра). Рецепт «яиц динозавров»: Пищевая сода, Лимонная кислота, Растительное масло. Смешать все ингредиенты, сформировать состав в форме яйца, поместив во внутрь игрушечных динозавриков. Давайте продолжим наш путь, а найденные яйца возьмем с собой и в нашей лаборатории попытаемся помочь динозаврикам (идут змейкой к вулкану) Ого! Ребята, смотрите, куда это мы вышли? (ответы детей) Вулкан. А вы знаете, что такое вулкан? Дети: (ответы детей) Воспитатель: вулкан - это дыра в земле, через нее выходит огненная земная жидкость. Вот как он выглядит. На экране слайд №10 – вулкан, звучит звук извергаемого вулкана. Воспитатель: Слышите? Похоже, что это действующий вулкан. И он вот-вот начнет извергаться. Вставайте вокруг стола и посмотрим как это происходит Дети встают в полукруг у стола, воспитатель показывает эксперимент «Извержение вулкана» в сопровождении соответствующего звука. Воспитатель: ребята, здесь становится небезопасно и нам нужно возвращаться в детский сад. Физминутка «Времяскок» Воспитатель: Ребята, смотрите пока мы с вами путешествовали по Динозаврии, динозаврик из нашего яйца тоже вылупился и скорее всего тоже отправился в Динозаврию. Ребята, а мы ведь с вами нашли яйца, давайте поможем динозаврикам вылупится. А как же мы это сделаем? Кажется, я понимаю для чего нам передали конверты. Давайте посмотрим, что в них? (дети делятся на подгруппы) Воспитатель достает из конверта картинку-пазл (вода), собрав которую дети понимают, что для спасения динозавриков необходима вода -Что же это за секретный ингредиент, благодаря которому можно спасти динозавриков? (ответы детей) А сейчас давайте немного разомнемся Физминутка «Динозаврик» Воспитатель: Ну а теперь надо помочь динозаврикам, которые дожидаются нас в лаборатории. Давайте наденем наши лабораторные фартучки и приступим к опыту Описание опыта: дети аккуратно помещают яйца в контейнеры и поливают яйца водой. От химической реакции яйца растворяются и на свет появляются игрушечные динозаврики Воспитатель: - Давайте поместим ваших спасенных динозавриков в их среду обитания (дети ставят ящеров на макет древнего мира) | 3 мин. | |||
III | Заключительная часть | |||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Обсуждение итогов занятий: Ребята, вам понравилось сегодня быть учеными? Что для вас оказалось самым трудным? Что больше всего запомнилось? О чем вы расскажете своим мамам и папам? | 2 мин. Итог: 25 мин. |
Список использованной литературы
- В стране динозавров. / Под ред. А. М. Битаровой. – М.: Улыбка, 2013. – 32 с.
- Годен, К. Вулканы / К. Годен. – М.: Махаон, 2016. – 128 с.
- Гончарова, Д. Куда ушли динозавры / Д. Гончарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 32 с.
- Купер, Дж. Большая книга для любознательных. / Дж. Купер. – М.: «РОСМЭН», 2001. – 234 с.
- Малютин, А. Динозавры: большая энциклопедия / А. Малютин. – М.: Эксмо, 2015. – 264 с
Приложение 1
1. Опыт «Извержение вулкана»
Это один из самых любимых детских опытов! Его наверняка знают все, но для полной коллекции не могу его здесь не указать. После многократного повторения бурной реакции соды с кислотой, у ребенка, рано или поздно, возникнет вопрос, почему так происходит в природе? Расскажите ему, что Земля состоит из ядра, мантии и коры, и иногда в земной коре образуются отверстия, которые называются вулканами. Через жерло вулкана из глубин земли вырывается горячая расплавленная лава, а также пепел и газ. Также найдите на карте до сих пор действующие вулканы или расскажите о наиболее сильных извержениях, которые разрушили города в древности.
Для опыта понадобится:
Поднос или блюдо
Сода, уксус, немного краски или красителя, жидкое мыло.
Пластиковая бутылка
Существует масса способов сделать вулкан. Самый распространенный — в качестве основы взять пластиковую бутылку, затем вокруг этой бутылки вылепить гору. Это можно сделать из соленого теста, затвердевающей массы для лепки, пластилина.Так же в теплое время гору можно сделать из песка прямо в песочнице, поставив внутрь бутылку.
Что делаем: Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства. Затем аккуратно добавляем кислоты. Вулкан начинает извергать мыльную пену.
2. Опыт «Содовые бомбочки»
Для этого опыта необходимо заранее слепить содовые бомбочки.
Как делать: в миске смешиваем соду и гуашь + несколько капель воды, чтобы замесить густую массу. Масса должна хорошо лепиться руками. Делаем из этой массы комочки и оставляем сохнуть на сутки.
И вот что получается:
А уже эти комочки можно бросать в кислую воду и смотреть, как они начинают шипеть и пузыриться и постепенно окрашивать воду.
Приложение 2
Физминутка «Времяскок»
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (Наклоны вправо, влево)
Ну а наш Времяскок, на ногах один подскок (Прыжок на двух ногах)
Покружились, наклонились и в Динозаврии очутились.
Физминутка «Динозаврик»
Показали мне игрушку (прямые руки вперед)
Динозаврик был смешной (ходьба на месте)
Он лежать умел на брюшке (поглаживания кистями рук, живот)
И кивать нам головой» (наклоны головой вперед-назад)
Белова Татьяна Николаевна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жили – были динозавры…
Динозавр в переводе с греческого означает «ужасная ящерица»
А когда жили динозавры?
Динозавры жили много миллионов лет назад
Они жили в жарких болотистых джунглях
Детёныши динозавров появлялись на свет из яиц В отличие от других рептилий, динозавры не оставляли яйца без присмотра после их откладывания. Они высиживали потомство, а затем ухаживали за детёнышами
Динозавры были по размеру большие и совсем маленькие
Некоторые питались исключительно растениями Другие употребляли в пищу только мясо
Травоядные динозавры имели огромные тела
Среди них были настоящие гиганты, например - Бронтозавр
Трицератопс – «трехрогий» ящер Несмотря на страшные рога трицератопс питался растениями
Один из самых необычных динозавров – Стегозавр
По всей спине у него росли большие пластины От хищников стегозавров защищали острые шипы на конце хвоста
Один из самых опасных и свирепых ящеров - Аллозавр
Аллозавр означает «странный ящер» из-за строения его спинного хребта. Он также имел очень мощные челюсти
Самые маленькие динозавры - компсогнаты Питались они насекомыми и мелкими ящерами, умели очень быстро бегать
Самым крупным и свирепым хищником среди динозавров был Тираннозавр
Он достигал 6 метров в высоту, 15 метров в длину и весил до 7 тонн
Тираннозавр означает «Королевский ящер – тиран». Он без труда мог бы заглянуть в окно третьего этажа
Динозавры вымерли примерно 65 миллионов лет назад
Причины гибели динозавров Метеорит Засуха Извержение вулкана Ледниковый период
Существует особая наука – палеонтология. Это наука о вымерших растениях и животных
Палеонтологи на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных.
Все окаменелости и находки палеонтологи реставрируют, и свои экспонаты представляют в музеях.
Сейчас ученым известно 500 – 600 видов этих вымерших пресмыкающихся
Литература: И. Яковлева, «След динозавра», Москва «РОСМЭН», 1993. Д. Элиотт и К. Кинг, «Детская энциклопедия», ЗАО «РОСМЭН», 2005. Сайт о динозаврах. http://www. dinozavr . info/ Википедия [Электронный ресурс] Ундоровский палеонтологический музей http://upm.undoriya.ru/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6. Работа палеонтолога
7
9. Инструменты палеонтолога Палеонтологи на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных. Обратите внимание на то, как аккуратно они ведут раскопки.
Гибель динозавров
Динозавр оказался в ловушке из-за наводнения Песок и ил покрывают скелет динозавра Скелет медленно окаменевает
10. Делают палеонтологи это с помощью инструментов.
11. -Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий палеонтолог? 1. Качества , которыми должен обладать палеонтолог : -любовь к природе -ответственность -терпеливость -наблюдательность 2. Для работы с окаменелостями специалист должен быть: - бережным -аккуратным -внимательным 3.Экспедиции отнимают много сил и энергии, так что работать в данной сфере без крепкого здоровья просто не получится.
12 . Палеонтологические музеи. Все окаменелости и находки палеонтологи реставрируют, и свои экспонаты представляют в музеях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "В поисках Снеговика", ФЭМП, средняя группа
Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности....
Конспект образовательной деятельности "В поисках радужных гномов"
Конспект для детей средней группы...
Конспект образовательной деятельности "В поисках ключа" (квест-технология)
Конспект образовательной деятельности по ПДД...
Конспект образовательной деятельности "В поисках сокровищ" по ФЭМП в средней группе
Цель: формирование знаний детей о геометрических фигурах и формахПрограммные задачи: Образовательные: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); закр...
Конспект образовательной деятельности "В поисках волшебного ключа"
(Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал)Встают в полукруг. Приветствуют гостей. Слайд 1 Раздается голос «Змея Горыныча»: ха-ха-ха (звучит звук падающего сундука – г...
Конспект образовательной деятельности: "В поисках Цветика - Семицветика"
Конспект рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Направлен на познавательное развитие....
Конспект образовательной деятельности "В поисках приключений"
Данный материал является методической разработкой по формированию основ финансовой грамотности среди детей дошкольного возраста в том числе воспитанников с особенностями в развитии....