Конспект образовательной деятельности «На поиски динозавров»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белова Татьяна Николаевна

Конспект занятия и дополнительный материал к нему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Сакмарский детский сад «Березка»

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «На поиски динозавров»

старшая группа

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Белова Татьяна Николаевна

2022 год

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

       №

Организационно – методическая информация

Содержание

Примечания

  1.  

Тема образовательной деятельности

«На поиски динозавров»

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Виды деятельности детей

  • Познавательно – исследовательская: проведение опытов с «яйцом» и «Извержение вулкана»
  • Игровая: дидактическая игра «Раздели», собирание пазлов «Вода» Коммуникативная: взаимодействие детей в процессе ОД между собой
  • Конструирование: собирание скелета динозавра
  • Двигательная: физминутка «Времяскок», физминутка «Динозаврик»
  • Продуктивная: «раскопка» скелетов динозавра

4

Методы и приёмы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приёмы

Словестный метод: беседа о динозаврах

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: исследовательская деятельность (опыты «Помоги вылупиться динозавру» и «Извержение вулкана» 

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (демонстрация картинок разных видов динозавров)

4.2

Интеграция образовательных областей

Социально – коммуникативное: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества, обобщить знания о безопасности при выполнении  опытов, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Речевое развитие: ответы детей на вопросы педагога; проговаривание физминуток

 Ставит проблему о необходимости Физическое развитие: правильное выполнение движений по тексту физминутки

5

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

6

Цель

Формирование элементарных представлений об эволюции Земли в процессе экспериментальной деятельности

7

Задачи

Планируемые  результаты

Развивающие:  

Развивать любознательность, внимание, память, творческое мышление, инициативу и мелкую моторику 

Образовательные:

  • Дать возможность детям узнать о профессии палеонтолога и о том, как происходит извержение вулкана, пополнив словарный запас детей словами «палеонтолог» и «вулкан»;
  • продолжать формирование  умения создавать плоскую конструкцию, подбирая материал по образцу и радоваться красивой поделке.

 

Воспитательные:

  • Расширить представление детей о животном мире

воспитывать интерес к экспериментированию,

  • воспитывать аккуратность при выполнении работы

Способен самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; аргументировать свои высказывания

Сформированы знания о профессии палеонтолога и о том, как происходит извержение вулкана; сформирован навык умения создавать плоскую конструкцию

Испытывает потребность в самостоятельности; в понимании учебной задачи и аккуратном выполнении работы

8

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Структурирование описательного рассказа по модели

Использование наглядного материала при описании динозавров

9

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Оборудование: аудио и мультимедийная установки;экран;

Демонстрационный и наглядный материал: макет вулкана; макет древнего мира; макет яйца; лотки с песком и кисточки; макет костей; яйца для опыта; картинки динозавров

Ингредиенты для опытов:  сода, уксус, средство для мытья посуды, вода, пищевой краситель

10

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседы с детьми на темы: «Кто такие динозавры и где они жили?», «Какие динозавры существовали и почему они вымерли?»; рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением динозавров и их среды обитания; чтение книг «Атлас динозавров», «Динозавры»; просмотры мини фильмов и мультфильмов о динозаврах; самостоятельные игры детей в фигурки динозавров, рисование динозавров; совместно с родителями воспитанников был создан мини-музей «Парк Юрского периода».

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечания

I

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Ребята к нам сегодня пришли очень интересные гости, это научные сотрудники очень секретной лаборатории и посмотрите, что они нам принесли (демонстрирует яйцо динозавра). Как вы думаете, чьё это яйцо?

Дети: (дети дают свои ответы)

1.2

Мотивация деятельности детей

Давайте проверим. У меня есть специальный фонарь, давайте просветим яйцо и увидим, что же или кто же там внутри? (светит на яйцо, на экране слайд №2 – зародыш динозавра в яйце)  Кто это, ребята? (ответы детей) Действительно, это яйцо динозавра, оно было найдено на одном загадочном острове. И нам с вами предлагают отправиться в захватывающее и может быть даже опасное приключение – на поиски динозавров, может они и не вымерли? Кто-то же должен был оставить яйцо? А может это яйцо сохранилось еще с эры динозавров? Давайте раскроем эту тайну! Вы согласны? Прежде, давайте вспомним, что же нам известно о динозаврах?

3 мин.

1.3

Целеполагание  (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дети совместно с педагогом ставят себе цель узнать, кто такие динозавры и что с ними случилось, узнать про профессию палеонтолог, а также научиться проводить новые опыты

        

II

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретённых знаний

Воспитатель: Ребята, так что же означает «Динозавр».

Ответы детей: Страшный ящер.

Воспитатель:  правильно, ребята. Учёные нашли много видов динозавров: все они отличались друг от друга внешним видом (у некоторых были наросты в виде рогов и шипов, длинные шеи, короткие передние лапки, когти, окраской, величиной, средой обитания. Были такие, которые жили в воде, летали в небе, передвигались на двух ногах. Среди них были гиганты и карлики, были те, которые питались насекомыми, травой, а были плотоядные или хищники. (Показ плаката «Виды динозавров»)

7 мин.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель: С такими знаниями мы точно можем создать свою группу ученых и отправиться в экспедицию на поиски динозавров. Не будем терять времени - отправляемся в путь!

- У меня есть прибор, который называется «Времяскок», он поможет нам вернуться в эпоху динозавров

Физминутка «Времяскок»

Воспитатель поворачивает прибор на картинку с изображением динозаврика (звуковое сопровождение) и обращает внимание детей на картинки динозавров

Задание (дети делятся на 2 группы):

Посмотрите, все динозавры сбились в стадо и перепутались. Давайте поможем им. Ваша задача разделить динозавров на три стада. 1 – летающие динозавры, 2 – сухопутные, а 3 – плавающие. (подгруппа 6 человек)

Воспитатель: вот мы и очутились в Динозаврии. Ребята, а зачем мы прибыли в эту страну?

Дети: мы прибыли на поиски динозавров

Воспитатель: совершенно верно. А знаете ли вы, как называют ученых, которые  изучают динозавров?

Дети: нет.

Видеофайл №2 «Палеонтологи»

Воспитатель: ученых, которые изучают останки животных (их косточки и окаменелые следы) называют ПАЛЕОНТОЛОГИ. Палеонтологи ездят по разным странам и городам на раскопки, туда, где раньше обитали динозавры. Они копают глубокие ямы, выкапывают из них остатки динозавров (косточки) и изучают их. Чтобы потом рассказать нам, какие динозавры жили, как выгладили и чем занимались. Динозавры вымерли задолго до появления человека, никто из людей их не видел. Возможно, из-за похолодания детеныши динозавров не смогли появиться на свет, так как оболочка яйца стала твердой, и им не по силам было ее пробить. Люди знают, как они выглядели и что ели по найденным останкам их костей, зубов, отпечаткам лап. И все это благодаря палеонтологам.

10 мин.

C:\Users\Admin\Desktop\занятие\1.jpg

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: - А вы хотите  побыть помощниками палеонтолога и самостоятельно провести раскопки, может быть и вам посчастливиться найти скелет или яйцо динозавра.

(воспитатель напоминает как работают палеонтологи: аккуратно, подручными средствами)

Дети надевают фартуки и проходят за стол, где находятся лоточки с песком или манкой  и зарытыми в них импровизированными (плоскими) скелетами

Воспитатель: Давайте, юные палеонтологи, аккуратно приступайте к работе (ребята кисточками разметают манку и находят импровизированные скелеты. Во время «раскопок» дети общаются и делятся впечатлениями) Найдя все кости, попробуйте из них выложить скелет  по образцу, который висит на доске (образец на доске)

 Воспитатель: За нашими раскопками мы совсем забыли, что прибыли сюда на поиски динозавров. Нам нужно отправляться дальше (Звучит музыка для ходьбы)

Ребята, посмотрите, что мы нашли (гнездо динозавра).  

Рецепт «яиц динозавров»:

Пищевая сода,

Лимонная кислота,

Растительное масло.

Смешать все ингредиенты, сформировать состав в форме яйца, поместив во внутрь игрушечных динозавриков. 

Давайте продолжим наш путь, а найденные яйца возьмем с собой и в нашей лаборатории попытаемся помочь динозаврикам (идут змейкой к вулкану) Ого! Ребята, смотрите, куда это мы вышли? (ответы детей) Вулкан. А вы знаете, что такое вулкан?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: вулкан - это дыра в земле, через нее выходит огненная земная жидкость. Вот как он выглядит.

На экране слайд №10 – вулкан, звучит звук извергаемого вулкана.

Воспитатель: Слышите? Похоже, что это действующий вулкан. И он вот-вот начнет извергаться. Вставайте вокруг стола и посмотрим как это происходит

Дети встают в полукруг у стола, воспитатель показывает эксперимент «Извержение вулкана» в сопровождении соответствующего звука.

Воспитатель: ребята, здесь становится небезопасно и нам нужно возвращаться в детский сад. 

Физминутка «Времяскок»

Воспитатель: Ребята, смотрите пока мы с вами путешествовали по Динозаврии, динозаврик из нашего яйца тоже вылупился и скорее всего тоже отправился в Динозаврию. Ребята, а мы ведь с вами нашли яйца, давайте поможем динозаврикам вылупится. А как же мы это сделаем? Кажется, я понимаю для чего нам передали конверты. Давайте посмотрим, что в них? (дети делятся на подгруппы)

Воспитатель достает из конверта картинку-пазл (вода), собрав которую дети понимают, что для спасения динозавриков необходима вода

-Что же это за секретный ингредиент, благодаря которому можно спасти динозавриков?

(ответы детей)

А сейчас давайте немного разомнемся

Физминутка «Динозаврик»

Воспитатель: Ну а теперь надо помочь динозаврикам, которые  дожидаются нас в лаборатории. Давайте наденем наши лабораторные фартучки и приступим к опыту

Описание опыта: дети аккуратно помещают яйца в контейнеры и поливают яйца водой. От химической реакции яйца растворяются и на свет появляются игрушечные динозаврики

Воспитатель:

- Давайте поместим ваших спасенных динозавриков в их среду обитания (дети ставят ящеров на макет древнего мира)

3 мин.

III

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Обсуждение итогов занятий:  

Ребята, вам понравилось сегодня быть учеными?

Что для вас оказалось самым трудным?

Что больше всего запомнилось?

О чем вы расскажете своим мамам и папам?

2 мин.

 Итог: 25 мин.

Список использованной литературы

  1. В стране динозавров. / Под ред. А. М. Битаровой. – М.: Улыбка, 2013. – 32 с.
  2. Годен, К. Вулканы / К. Годен. – М.: Махаон, 2016. – 128 с.
  3. Гончарова, Д. Куда ушли динозавры / Д. Гончарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 32 с.
  4. Купер, Дж. Большая книга для любознательных. / Дж. Купер. – М.: «РОСМЭН», 2001. – 234 с.
  5. Малютин, А. Динозавры: большая энциклопедия / А. Малютин. – М.: Эксмо, 2015. – 264 с

Приложение 1

1. Опыт «Извержение вулкана»

Это один из самых любимых детских опытов! Его наверняка знают все, но для полной коллекции не могу его здесь не указать. После многократного повторения бурной реакции соды с кислотой, у ребенка, рано или поздно, возникнет вопрос, почему так происходит в природе? Расскажите ему, что Земля состоит из ядра, мантии и коры, и иногда в земной коре образуются отверстия, которые называются вулканами. Через жерло вулкана из глубин земли вырывается горячая расплавленная лава, а также пепел и газ. Также найдите на карте до сих пор действующие вулканы или расскажите о наиболее сильных извержениях, которые разрушили города в древности.

Для опыта понадобится:

Поднос или блюдо

Сода, уксус, немного краски или красителя, жидкое мыло.

Пластиковая бутылка

Существует масса способов сделать вулкан. Самый распространенный — в качестве основы взять пластиковую бутылку, затем вокруг этой бутылки вылепить гору. Это можно сделать из соленого теста, затвердевающей массы для лепки, пластилина.Так же в теплое время гору можно сделать из песка  прямо в песочнице, поставив внутрь бутылку.

Что делаем: Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства. Затем аккуратно добавляем кислоты. Вулкан начинает извергать мыльную пену.

2. Опыт «Содовые бомбочки»

Для этого опыта необходимо заранее слепить содовые бомбочки.


Как делать: в миске смешиваем соду и гуашь + несколько капель воды, чтобы замесить густую массу. Масса должна хорошо лепиться руками. Делаем из этой массы комочки и оставляем сохнуть на сутки.
И вот что получается:

opiti s sodoy

А уже эти комочки можно бросать в кислую воду и смотреть, как они начинают шипеть и пузыриться и постепенно окрашивать воду.

Приложение 2

Физминутка «Времяскок»

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (Наклоны вправо, влево)

Ну а наш Времяскок, на ногах один подскок (Прыжок на двух ногах)

Покружились, наклонились и в Динозаврии очутились.

Физминутка «Динозаврик»

Показали мне игрушку (прямые руки вперед)

Динозаврик был смешной (ходьба на месте)

Он лежать умел на брюшке (поглаживания кистями рук, живот)

И кивать нам головой» (наклоны головой вперед-назад)

Белова Татьяна Николаевна                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тематическая презентация для старших дошкольников «Жили – были динозавры» МБДОУ Сакмарский детский сад «Берёзка» Автор: Белова Татьяна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории 2022г.

Слайд 2

Жили – были динозавры…

Слайд 3

Динозавр в переводе с греческого означает «ужасная ящерица»

Слайд 4

А когда жили динозавры?

Слайд 5

Динозавры жили много миллионов лет назад

Слайд 6

Они жили в жарких болотистых джунглях

Слайд 7

Детёныши динозавров появлялись на свет из яиц В отличие от других рептилий, динозавры не оставляли яйца без присмотра после их откладывания. Они высиживали потомство, а затем ухаживали за детёнышами

Слайд 8

Динозавры были по размеру большие и совсем маленькие

Слайд 9

Некоторые питались исключительно растениями Другие употребляли в пищу только мясо

Слайд 10

Травоядные динозавры имели огромные тела

Слайд 11

Среди них были настоящие гиганты, например - Бронтозавр

Слайд 12

Трицератопс – «трехрогий» ящер Несмотря на страшные рога трицератопс питался растениями

Слайд 13

Один из самых необычных динозавров – Стегозавр

Слайд 14

По всей спине у него росли большие пластины От хищников стегозавров защищали острые шипы на конце хвоста

Слайд 15

Один из самых опасных и свирепых ящеров - Аллозавр

Слайд 16

Аллозавр означает «странный ящер» из-за строения его спинного хребта. Он также имел очень мощные челюсти

Слайд 17

Самые маленькие динозавры - компсогнаты Питались они насекомыми и мелкими ящерами, умели очень быстро бегать

Слайд 18

Самым крупным и свирепым хищником среди динозавров был Тираннозавр

Слайд 19

Он достигал 6 метров в высоту, 15 метров в длину и весил до 7 тонн

Слайд 20

Тираннозавр означает «Королевский ящер – тиран». Он без труда мог бы заглянуть в окно третьего этажа

Слайд 21

Динозавры вымерли примерно 65 миллионов лет назад

Слайд 22

Причины гибели динозавров Метеорит Засуха Извержение вулкана Ледниковый период

Слайд 23

Существует особая наука – палеонтология. Это наука о вымерших растениях и животных

Слайд 24

Палеонтологи на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных.

Слайд 25

Все окаменелости и находки палеонтологи реставрируют, и свои экспонаты представляют в музеях.

Слайд 26

Сейчас ученым известно 500 – 600 видов этих вымерших пресмыкающихся

Слайд 27

Литература: И. Яковлева, «След динозавра», Москва «РОСМЭН», 1993. Д. Элиотт и К. Кинг, «Детская энциклопедия», ЗАО «РОСМЭН», 2005. Сайт о динозаврах. http://www. dinozavr . info/ Википедия [Электронный ресурс] Ундоровский палеонтологический музей http://upm.undoriya.ru/

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5. Палеонтолог – ученые, которые ведут раскопки в разных уголках нашей земли и изучают останки давно вымерших животных и растений.

Слайд 2

6. Работа палеонтолога

Слайд 3

7

Слайд 4

9. Инструменты палеонтолога Палеонтологи на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных. Обратите внимание на то, как аккуратно они ведут раскопки.

Слайд 5

Гибель динозавров

Слайд 6

Динозавр оказался в ловушке из-за наводнения Песок и ил покрывают скелет динозавра Скелет медленно окаменевает

Слайд 7

10. Делают палеонтологи это с помощью инструментов.

Слайд 8

11. -Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий палеонтолог? 1. Качества , которыми должен обладать палеонтолог : -любовь к природе -ответственность -терпеливость -наблюдательность 2. Для работы с окаменелостями специалист должен быть: - бережным -аккуратным -внимательным 3.Экспедиции отнимают много сил и энергии, так что работать в данной сфере без крепкого здоровья просто не получится.

Слайд 9

12 . Палеонтологические музеи. Все окаменелости и находки палеонтологи реставрируют, и свои экспонаты представляют в музеях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НА ПОИСКИ ДИНОЗАВРОВ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "В поисках Снеговика", ФЭМП, средняя группа

Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности....

Конспект образовательной деятельности "В поисках сокровищ" по ФЭМП в средней группе

Цель: формирование знаний детей о геометрических фигурах и формахПрограммные задачи: Образовательные: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); закр...

Конспект образовательной деятельности "В поисках волшебного ключа"

(Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал)Встают в полукруг. Приветствуют гостей. Слайд 1 Раздается голос «Змея Горыныча»: ха-ха-ха (звучит звук падающего сундука – г...

Конспект образовательной деятельности: "В поисках Цветика - Семицветика"

Конспект рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Направлен на познавательное развитие....

Конспект образовательной деятельности "В поисках приключений"

Данный материал является методической разработкой по формированию основ финансовой грамотности среди детей дошкольного возраста в том числе воспитанников с особенностями в развитии....