План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «В гостях у народных мастеров»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе
Тема: «В гостях у народных мастеров»
Подготовила
Рафикова Эльмира
Тихфятовна,
воспитатель
2023 – 2024 учебный год
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи:
- Совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины. Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изделий («Познавательное развитие»);
- прививать уважение к профессии гончара и подвести к важному выводу, что все работы хороши, любой труд почётен («Социально – коммуникативное развитие»).
- Развивать художественное восприятие предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
(«Художественно - эстетическое развитие»);
- Воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества.
(«Социально – коммуникативное развитие»).
Интеграции с другими образовательными областями:
- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»;
- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Познавательное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы:
Словесные: беседа о ремеслах, объяснение.
Практические: показ игрушек из глины проигрывание, художественное слово, стихи и отрывки стихотворений о профессиях.
Наглядные: плакаты по теме «Кем быть?».
Материалы, инструменты, оборудование: музыкальный центр с фонограммами песен, предметы гончарного промысла (кружка, кувшин миска), видео.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
Двигательная | Игровое упражнение «Передай улыбку другу». |
Игровая | Игра «Здравствуйте», |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание художественных работ В. Ф. Бравкова, |
Коммуникативная | Беседа о ремеслах, |
Чтение художественной литературы | Стихотворение Г. Кабаева «Мое село» |
Продуктивная
| Рисование колобку лучиков |
Логика образовательной деятельности
Структура части | Деятельность воспитателя | Деятельность дошкольника | Ожидаемые результаты |
Организационный момент | Ребятишки подходите На посуду мою посмотрите Из какого материала сделана эта посуда? Воспитатель предлагает ответить на вопросы: Из какого ещё материала делают посуду? (Стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая). Показывает посуду и уточняет, что у нее в руках посуда глиняная. А что такое глина? (природный материал). Рассказ воспитателя. Каждая миска, кувшин хранит тепло рук мастера, ведь глина имеет такое свойство впитывать и перенимать настроение, хорошее настроение, мысленный, духовный настрой и будучи обожженной, она сохраняет эти свойства. Как же из простого куска глины при помощи только рук и гончарного круга рождаются чудеса? Воспитатель предлагает отправиться в гончарную мастерскую. | Дети отвечают на вопросы. | Детей мотивируют, появляется заинтересованность. |
Рассказ воспитателя о гончарном промысле.
| Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Самарской губернии. Гончары города покупали глину в д. Гнездово и добывали ее сами в Чуриловском рву. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили для обеспечения мягкости и эластичности материала. Вылепленную посуду продавали на ежегодной ярмарке в селе в Кинель –Черкасском районе. Стоила посуда очень, очень дешево. Перед Великой Отечественной войной здесь была Гончарная улица, где жили гончары. Давным - давно на Руси изготавливали различные глиняные изделия, причем делали это вручную преимущественно женщины. Позже появились гончарные круги. В то же время гончарным искусством стали заниматься мужчины. Сначала круг приводили в движение одной рукой, а потом ногами, что позволило гончарам работать обеими руками. Именно благодаря работе на нем люди смогли придавать куску глины правильную и красивую форму.
| Слушают | Узнают новое о гончарном ремесле. |
Вопросы и ответы | Воспитатель задает вопросы. Как вы думаете, для чего делали глиняную посуду? (В ней варили и содержали пищу, из нее ели, в ней переносили съестные припасы, для домашних нужд и т. д). Какими способами мастера выполняли работу? ( «налепной» и «вытяжной»). | Отвечают на вопросы, рассуждают | Расширяется словарный запас. |
Выполнения работы «налепным» способом.
| 1.Катаем шар 2.Расплющиваем его в круглую лепешку, получилось донышко 3.Катаем колбаску и прилепляем к донышку 4.Мы крутим донышко, а не колбаску. Этот способ называется «налепной».
| Выполняют задание | Проявляется интерес |
Выполнения работы «вытяжным» способом
| 1.Катаем шар из глины 2.Прилепляем к доске 3.Делаем углубление в шаре 4. во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие Этот способ называется «вытяжным».
| Выполняют задание | Проявляется интерес |
Физкультурная минутка
| «Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. Раз, два, три, четыре, пять. Руки, руки потираем. Руки, руки согреваем и к работе приступаем»
| Выполняют движения | Повышается настроение. |
Русские пословицы | Воспитатель читает «Поспешишь, людей насмешишь», « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Дело мастера боится».
| Слушают | Запоминают. |
Мастера – гончары! | Воспитатель предлагает попробовать вылепить посуду из глины, так же как гончары? Слепить то, что нравится по выбору. Приступают к работе (музыка)
| Лепят |
|
Итог | Любуются красивой посудой. Ставят её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасять и подарять своим родителям. Воспитатель читает: Гончарное дело сродни волшебству Запомни каждый , что труд – благое дело. Ремесла наши постигать – старайся ты умело. Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело.
| Любуются | Радуются своему творчеству. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_umeltsov.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе
Тема: «В гостях у народных мастеров»
Подготовила
Рафикова Эльмира
Тихфятовна,
воспитатель
2023 – 2024 учебный год
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи:
- Совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины. Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изделий («Познавательное развитие»);
- прививать уважение к профессии гончара и подвести к важному выводу, что все работы хороши, любой труд почётен («Социально – коммуникативное развитие»).
- Развивать художественное восприятие предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
(«Художественно - эстетическое развитие»);
- Воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества.
(«Социально – коммуникативное развитие»).
Интеграции с другими образовательными областями:
- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»;
- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Познавательное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы:
Словесные: беседа о ремеслах, объяснение.
Практические: показ игрушек из глины проигрывание, художественное слово, стихи и отрывки стихотворений о профессиях.
Наглядные: плакаты по теме «Кем быть?».
Материалы, инструменты, оборудование: музыкальный центр с фонограммами песен, предметы гончарного промысла (кружка, кувшин миска), видео.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
Двигательная | Игровое упражнение «Передай улыбку другу». |
Игровая | Игра «Здравствуйте», |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание художественных работ В. Ф. Бравкова, |
Коммуникативная | Беседа о ремеслах, |
Чтение художественной литературы | Стихотворение Г. Кабаева «Мое село» |
Продуктивная | Рисование колобку лучиков |
Логика образовательной деятельности
Структура части | Деятельность воспитателя | Деятельность дошкольника | Ожидаемые результаты |
Организационный момент | Ребятишки подходите На посуду мою посмотрите Из какого материала сделана эта посуда? Воспитатель предлагает ответить на вопросы: Из какого ещё материала делают посуду? (Стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая). Показывает посуду и уточняет, что у нее в руках посуда глиняная. А что такое глина? (природный материал). Рассказ воспитателя. Каждая миска, кувшин хранит тепло рук мастера, ведь глина имеет такое свойство впитывать и перенимать настроение, хорошее настроение, мысленный, духовный настрой и будучи обожженной, она сохраняет эти свойства. Как же из простого куска глины при помощи только рук и гончарного круга рождаются чудеса? Воспитатель предлагает отправиться в гончарную мастерскую. | Дети отвечают на вопросы. | Детей мотивируют, появляется заинтересованность. |
Рассказ воспитателя о гончарном промысле. | Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Самарской губернии. Гончары города покупали глину в д. Гнездово и добывали ее сами в Чуриловском рву. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили для обеспечения мягкости и эластичности материала. Вылепленную посуду продавали на ежегодной ярмарке в селе в Кинель –Черкасском районе. Стоила посуда очень, очень дешево. Перед Великой Отечественной войной здесь была Гончарная улица, где жили гончары. Давным - давно на Руси изготавливали различные глиняные изделия, причем делали это вручную преимущественно женщины. Позже появились гончарные круги. В то же время гончарным искусством стали заниматься мужчины. Сначала круг приводили в движение одной рукой, а потом ногами, что позволило гончарам работать обеими руками. Именно благодаря работе на нем люди смогли придавать куску глины правильную и красивую форму. | Слушают | Узнают новое о гончарном ремесле. |
Вопросы и ответы | Воспитатель задает вопросы. Как вы думаете, для чего делали глиняную посуду? (В ней варили и содержали пищу, из нее ели, в ней переносили съестные припасы, для домашних нужд и т. д). Какими способами мастера выполняли работу? ( «налепной» и «вытяжной»). | Отвечают на вопросы, рассуждают | Расширяется словарный запас. |
Выполнения работы «налепным» способом. | 1.Катаем шар 2.Расплющиваем его в круглую лепешку, получилось донышко 3.Катаем колбаску и прилепляем к донышку 4.Мы крутим донышко, а не колбаску. Этот способ называется «налепной». | Выполняют задание | Проявляется интерес |
Выполнения работы «вытяжным» способом | 1.Катаем шар из глины 2.Прилепляем к доске 3.Делаем углубление в шаре 4. во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие Этот способ называется «вытяжным». | Выполняют задание | Проявляется интерес |
Физкультурная минутка | «Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. Раз, два, три, четыре, пять. Руки, руки потираем. Руки, руки согреваем и к работе приступаем» | Выполняют движения | Повышается настроение. |
Русские пословицы | Воспитатель читает «Поспешишь, людей насмешишь», « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Дело мастера боится». | Слушают | Запоминают. |
Мастера – гончары! | Воспитатель предлагает попробовать вылепить посуду из глины, так же как гончары? Слепить то, что нравится по выбору. Приступают к работе (музыка) | Лепят | |
Итог | Любуются красивой посудой. Ставят её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасять и подарять своим родителям. Воспитатель читает: Гончарное дело сродни волшебству Запомни каждый , что труд – благое дело. Ремесла наши постигать – старайся ты умело. Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело. | Любуются | Радуются своему творчеству. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группе Тема: «Путешествие с Колобком».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группеТема: «Путешествие с Колобком»....
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…» Подготовила : Рафикова Эльмира Тихфятовна, воспитатель 2
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группеТема: «Пр...
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) .
: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года....
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…»
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группеТема: «Пр...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка из соленого теста в подготовительной группе Тема: «Жаворонки – вестники весны»
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка из соленого теста ...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» экскурсия в подготовительной группе Тема: «Память жива!»
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».Цель: развитие познавательных интересов к истории родного края, формирование патриотических чувств, через ознакомление с дос...