Конспект ОД " Кругосветное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колоденко Юлия Михайловна

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_krugosvetnoe_puteshestvie.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

              Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

«Кругосветное путешествие»

Цель:

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.

 Задачи:

Познакомить детей с глобусом и его назначением.

Дать понятие о том, что карта это плоское изображение земного шара, с названиями и расположением материков на карте, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах.

Закреплять у детей умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

Словарная работа: глобус, материк, океан, карта, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида;

Материал:

Глобус, карта мира.

Плакат с планетами солнечной системы.

Загадки о животных.

Магнитофон и записи космической музыки.

Плакаты: «Животные Евразии», «Животные Африки», «Животные Австралии», «Животные Северной Америки», «Животные Южной Америки».

Картинки животных: горилла, слон, жираф, кит, акула, дельфин, тигр.

Ход занятия:

- Ребята скажите, где мы живем? (ответы детей)

-Правильно мы живем в России, в городе Городец.

- А где располагается наш город, страна?

-Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Загадка:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар

Дети: Земля.

Восп. - А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

- Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

Восп. - Наша планета – это огромный–преогромный шар. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.

Показать глобус.

-Давайте мы с вами попробуем больше узнать о нашей планете Земля.

- Сейчас мы с вами полетим в космос на космическом корабле.

Присядьте на корточки, руки над головой, считаем 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск.

Звучит космическая музыка. Дети поднимаются и тянут руки вверх.

- Вот мы и в космосе. Давайте подойдем к иллюминатору и посмотрим на нашу планету.

Восп. А кто желает показать нашу родную планету? (Дети показывают.)

Восп. - А как вы узнали, что это Земля?

Восп. - Почему она голубая?

Восп. - Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь? ( На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.)

Восп. - Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

 Космонавты называют её «голубой планетой», потому что на ней много воды. В космосе есть много планет, но только на Земле живут люди, потому что здесь есть вода, воздух и температура пригодная для жизни человека.

Восп. - В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

И добирались они до края Земли?

Нет. Люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль, продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, что вдруг кто -то сообразил , что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

Восп. Вот и мы сегодня отправимся с вами в кругосветное путешествие? На чем мы можем его совершить? (На корабле.)

Восп. На чем еще можно совершить кругосветное путешествие?

Воспит. Но сначала вернемся на землю.

Дети садятся на свои места и закрывают глаза, звучит музыка и мы возвращаемся в детский сад.        

Стук в дверь: Вам письмо.

Восп. Это письмо от животных из зоопарка. Они узнали, что мы собираемся в кругосветное путешествие и просят взять их с собой. Они соскучились по своим странам и хотят их навестить. Возьмем их ребята?

А чтобы узнать, каких животных мы возьмем с собой. отгадайте загадки.

Загадки:

1.Это кто с длиннющей шеей

Здесь под солнцем рожки греет?

У него спокойный нрав,

Сверху вниз глядит (Жираф)

2.Сохранив обычай древний

Он кочует по деревьям,

На деревьях в дождь и в зной

Повисает вниз спиной. (Ленивец)

3.Зверь в латах вышел на охоту,

Пробил в термитнике дыру.

Он завершил свою работу,

Поел и спрятался в нору.(броненосец)

4.Я на двух ногах скачу,

Деток бросить не хочу,

Я их в сумочку беру.

Кто я? – Мама (Кенгуру.)

5.Этот зверь хороший сторож, -

Он в Америке живёт.

Он не лает, не кусает, -

Он вонючкою «плюёт».(Скунс)

6.В горных лесах проживает,

Ростками бамбука питается,

Ест рыбу живую, иногда грызунов,

Самый известный в Китае зверёк! ( Панда)

7.Он огромен! Без обиды-

Фруктов носит пирамиды.

Работящ, могуч силён

Этот наш индийский (Слон.)

Восп. Если все в сборе, можем отправляться!

Давайте посмотрим на наш глобус и найдем там наш город Городец. На какой реке он стоит? Можно по ней добраться до моря? ( Да.) 

Восп. Правильно, почти все реки впадают в моря. Волга впадает в Каспийское море, к сожалению это море не соединяется с океаном. Но не волнуйтесь ребята. Люди давно уже решили эту проблему и сделали канал, по которому мы можем попасть в другую реку Дон, по которой мы доплывем до Азовского моря. По нему мы попадем в Черное море, оттуда в Мраморное море, затем в Эгейское, Потом в Средиземное и только после этого в Атлантический Океан.

 Посмотрите ребята, кто там машет из воды нам плавником? Да это же дельфин.

Дельфин это морское млекопитающее, он очень добрый и всегда приходит на помощь людям, питается он рыбой. Давайте и мы помашем ему в ответ.

По Атлантическому океану мы можем легко попасть в Африку. Покажите ребята, где находиться Африка на глобусе. (Дети показывают).

Восп. А какие животные из нашего зоопарка живут в Африке? (Жираф и горилла)

Восп. Сделаем первую остановку и поиграем с ними.

Физминутка: «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.»

Восп. Молодцы. Садимся на места и отправляемся дальше. Все на месте? Отдать швартовы. Полный вперед.

По Атлантическому морю как древние путешественники, мы плывем с вами к Америке. Покажите ребята, где находиться Америка на глобусе. (Дети показывают.)

Их две -  Северная и Южная. Мы с вами проплывем между ними по Магеланову проливу.

Какие у нас есть животные из Южной Америки? (Ленивец, броненосец.)

Восп. Ребята, расскажите нам о них.

Ребенок  Ленивец живет в джунглях Амазонки, самой большой реки Южной Америки. Он так называется, потому что очень медленно двигается, ленивец всю жизнь проводит на дереве и ест листья с деревьев.

Ребенок. Броненосец так называется, потому что он покрыт плотным панцирем, как броней, он тоже живет в лесу около рек в норе, он кушает насекомых, корешки, маленьких мышек.

Восп. Спасибо ребята. А какие из наших животных живут в северной Америке? (Скунс, бизон.)

Восп. Ребята расскажите нам о них.

Дети. Скунс живет только в лесах Америки, строит себе норки, любит кушать травки, фрукты, овощи, охотятся на мышек, ловят рыбку, иногда залазит в гнезда и ворует яйца. Он знаменит тем, что защищается от врагов своим сильным запахом.

Бизон-  это большой бык, который живет в степи. Он очень спокойный и никого не обижает, кушает траву и зерно.

Восп. Спасибо, ребята.

А мы с вами отправляемся дальше и попадаем в следующий Океан, который называется Тихий океан. Он самый большой из океанов нашей планеты, здесь водиться много морских животных.

Посмотрите, что это за фонтан посередине океана?

Правильно, это кит приветствует нас. Кит -  самое большое морское млекопитающее и самое большое животное нашей планеты. Но, несмотря на свои размеры, он не опасен, потому что питается мелкими рачками и мелкой рыбкой.

Плывя по Тихому океану, мы приплыли к берегам Азии.

Ребята расскажите нам, какие животные из нашего зоопарка приехали из этого континента? (Панда, тигр, индийский слон.)

Дети Панда - это медведь, который живет в лесах Китая. Он любит лазать по деревьям и кушать листья и стебли бамбука. Еще они едят насекомых, мелких птиц и животных.

Индийский слон - самое большое животное на земле. Он живет в джунглях Индии и питается растениями. Ему надо есть очень много растений, чтобы наестся и поэтому он много путешествует в поисках еды.

Тигры живут во многих странах и в Индии, и в Китае и в России. Это большие и хищные кошки, очень опасные для окружающих. Они хорошие охотники и едят других животных, которые слабее их.

Восп. Спасибо, ребята.

Нам надо продолжать наше путешествие и мы отправляемся дальше.

Проплывая мимо разных островов мы можем опять заглянуть в воду, только будьте очень осторожны, морские обитатели могут быть опасны.

Посмотрите, вон там спрятался осьминог, поджидая свою добычу, маленькую рыбку.

Осторожно! Все отойдите назад за бортом акула, самый опасный хищник в море. Её легко узнать по спинному плавнику, который видно из воды. Она питается всеми, кто попадается на её пути.

Проплывая дальше на юг, мы попадаем а Австралию. Какие животные из наших друзей проживают в Австралии? (Кенгуру, страус.)

Восп. Кенгуру предлагает нам поиграть.

Физминутка: «Кенгуру в кафе зашел.»

Ребята, расскажите нам про кенгуру и страуса.

Дети. Кенгуру живет в степях Австралии и питается растениями. Она передвигается только прыжками, у мамы кенгуру есть сумка для малыша, а у папы нет.

Страус-  это самая большая птица, но она не умеет летать. Зато она умеет очень быстро бегать, питается растениями и насекомыми.

Восп. Спасибо, ребята.

Наше путешествие подходит к концу. Пора нам плыть домой. Давайте посмотрим на карту, как же нам попасть домой. Мы, огибая Австралию попадаем в Индийский океан, оттуда по красному морю через Суэцкий канал в Средиземное море. Давайте вспомним мы были уже в этом море. Получается, что плывя все время вперед, мы приплыли назад в Средиземное море. Почему? (Потому что Земля круглая.)

Восп. Правильно, Земля круглая и мы приплыли домой. в наш родной город.

Скажите, где мы сегодня с вами побывали?

На каких континентах мы останавливались?

Какие животные путешествовали вместе с нами?

Ребята, что нового вы узнали из нашего путешествия

Мы совершили чудесное путешествие!

На память я хочу подарить вам раскраски тех животных, которые участвовали в нашем путешествии, вечером вы сможете их раскрасить и вспомнить о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Кругосветное путешествие на воздушном шаре"

Развлечение по образовательной области "Социализация"...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «животные жарких, холодных стран, средней полосы» КВН «кругосветное путешествие»

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет детского сада по теме "животные жарких, холодных стран, средней полосы" проводится в форме игры. Используемые технологии: моделирование, мнемотехника,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст подготовительная группа) "Кругосветное путешествие"

Это занятие продолжает знакомить детей с материками и океанами, животным миром различных материков, а также воспитывает у детей любовь и бережное отношение к природе. Формирует представление о разнооб...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: "Кругосветное путешествие"

Занятие знакомит детей с понятиями "глобус",  "карта", "материк", "море", "океан"; с некоторыми животными живущими на разных континентах и в морях, в конце путешествия дети практически убеждаются...

Конспект НОД «Кругосветное путешествие»

Данное интегрированное занятие было проведено с детьми подготовительной группы....

конспект занятия "Кругосветное путешествие"

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по знакомству детей с разными странами...

Конспект НОД "Кругосветное путешествие"

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности "Кругосветное путешествие" - подготовительная группа...