Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи в подготовительной группе по теме «Весна. Прилет птиц».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
(МБДОУ «Детский сад №33»)
Воспитатель Банникова Н.Н.
Учитель – логопед: Колосова Н.В.
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи в подготовительной группе по теме «Весна. Прилет птиц».
Интеграция образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие и физическое развитие.
Цель: обобщение представлений детей о весне как о времени года, о жизни перелетных птиц, особенностях их поведения, формирование положительного эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;
- формировать образную речь;
- учить детей отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;
- закреплять навыки словообразования и словоизменения, подбора определений к заданному слову;
- закреплять навыки деления слов на слоги;
- совершенствовать фонематическое восприятие.
2. Развивающие:
- способствовать развитию связной речи детей, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- развивать координацию движения с речью;
- развивать внимание, память, образное мышление, воображение, творчество.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять инструкции педагога;
- формировать умение выслушивать высказывания товарищей и отстаивать свою точку зрения;
- формировать умение работать в команде;
- воспитывать эстетические качества;
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: Слайды (солнышко грустное и веселое, перелетные птицы, типы полетов птиц, правила поведения с птицами в природе), голубая ленточка, карточки со схемами слов, разрезные картинки «Перелетные птицы», карточки «Где живут птицы», карточки «Закрой картинку правильно», аудио приложение «Голоса перелетных птиц», макет дерева, фигуры скворцов (заранее изготовленные детьми), индивидуальные тарелочки с салфеткой и клеем, раздаточный материал картинки-эмблемы «Солнышко улыбается», обручи для игры, костюм Весны.
ХОД занятия
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром к нам на электронную почту пришло сообщение с фото. Посмотрите. Просмотр слайда « Солнышко».
- Какое солнышко здесь изображено? (Грустное)
- Беседа с детьми «Какое бывает солнышко?» ( Веселое, яркое, желтое, круглое, радостное, лучистое, весеннее и т.д.)
-Чтобы солнышко нам улыбнулось и стало лучезарным, вам нужно будет выполнить задания. Какое сейчас время года? ( Весна). Давайте позовем, закличем подружку солнца- Весну.
Ритмическая гимнастика – Веснянка. Дети встают в круг, держась за руки и под слова заклички- веснянки выполняют ритмические движения.
Весна , весна, красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
Появляется Весна ( учитель-логопед в костюме Весны).
II. Работа по теме занятия.
Учитель – логопед (Весна): - Спасибо, ребята, что пригласили меня. Я пришла к вам с большой радостью! Мне интересно, а вы знаете какая я весна, бываю? Дети называют слова- определения для весны.( ранняя, теплая, красивая, ветреная, солнечная, долгожданная, холодная, дождливая, звенящая, зеленая, цветущая, поющая и др.). - Молодцы. А какие признаки весны вы знаете? Что происходит в природе в мое время года?
Задание 1: «Назови признаки весны» Весна дает детям «ручеек» - голубую ленточку. Дети передают ее друг другу, каждый называет признаки весны. ( Солнце светит ярче, день становится длинее, на улице тепло, снег тает, бегут ручейки, капают сосульки, пробуждается медведь, еж, насекомые, люди надевают легкую одежду, обувь, др.). - Молодцы, ребята, вы справились с моим первым заданием.
Задание 2: «Составь слово» Каждому ребенку дается карточка с «рассыпавшимся словом», буквы в котором имеют свой номер. Ребенок должен составить слово, расставляя буквы в указанном порядке и записать его в схеме. (ручей, весна, солнце, скворец, тепло, тает, подснежник, трава, грач). - А теперь следующее задание.
Задание 3 : «Составь предложение с заданным словом» - Ребята, в этом задании вам необходимо составить предложение с получившимся на карточке словом и рассказать его. (Дети называют получившиеся предложения). -Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились.
. Воспитатель: - Ребята хорошо потрудились и могут поиграть. «Игра с птичками». (4 обруча кладутся на пол – это птичьи гнезда, дети, птички, под музыку бегают, как только музыка выключается они должны занять свои гнезда. Не успевшие, непарные дети – выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 гнездо- обруч, с тремя игроками – мама, папа и птенец). - Весна, ты немного устала, отдохни и послушай: наши дети могут не только играть и выполнять твои задания, но и рассказывать стихи. ( Каждый ребенок рассказывает стихотворение – заранее подготовленное- про птиц : ласточку, лебедя, журавля, кукушку, жаворонка, скворца, соловья, грача, уток) . Во время чтения детьми стихотворений на СЛАЙДАХ – ИЗОБРАЖЕНИЯ КАЖДОЙ ПТИЦЫ.
. Учитель-логопед (Весна): - Спасибо вам , ребята, за стихотворения. Я знаю всех птиц о которых выговорили. Скажите мне, а как называют всех этих птиц ? (Перелетные). Давайте посчитаем сколько слогов в слове «перелетные».
Задание 4 : «Посчитай количество слогов». Дети считают слоги разными способами (прохлопывая, протопывая, простукивая, и др.). Обсуждают и сравнивают количество, поводят итог. - И с этим заданием вы великолепно справились. Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, у меня в руках картинки с птицами, но картинки перепутались и нужно их правильно собрать.
Задание 5: «Собери картинку». Каждому ребенку дается комплект разрезных картинок с изображением перелетной птицы. Дети собирают картинку, воспитатель подходит к каждому и соотносит их работу с образцом. При необходимости, помогает детям. Показывает полное изображение, дети должны назвать птицу, которая у них получилась. - Молодцы , ребята. Вы все справились с этим заданием. - Скажите , ребята, почему к нам возвращаются перелетные птицы? ( Ответы детей : стало теплее, больше корма, строят свои жилища, выводить птенцов, это их родина). - А кто не строит своего гнезда? (Кукушка) Как же она заботится о своих птенцах ? ( она подкладывает яйца в гнезда к другим птицам). - Верно, ребята. Следующее задание – вам нужно указать, где живут разные перелетные птицы.
Задание 6: «Где живут птицы». Каждому ребенку дается карточка с изображением 3-х птиц и вариантов их гнездования (пашня, пруд, берег реки, гнездо на дереве, скворечник и др.) Дети должны соединить линией птицу и соответствующее место ее обитания. Воспитатель и учитель – логопед проверяют выполненные задания. При возникших трудностях, обсуждают со всеми детьми. - У перелетных птиц есть еще одна особенность – их полет имеет определенную форму, построение. Давайте посмотрим вместе. ПРОСМОТР СЛАЙДОВ «Построение птиц при перелетах» (Прямой фронт, скученная стая, косяк, клин). Обсуждение с детьми, какие птицы как летят.
ИГРА «Полет птиц» Дети перестраиваются, изображая разные построения птиц и называют их. - Ребята, скажите, а какие птицы предпочитают перелетать по одиночке? (Сокол, зарянка, кукушка, зимородок, ястреб, коршун). 5. Учитель-логопед (Весна): - Да, некоторые птицы объединяются в стаи, косяки, а некоторые – предпочитают оставаться одни.
Задание 7: «Один-много». На СЛАЙДАХ демонстрируется изображение перелетной птицы, дети называют ее в единственном числе и соответственно во множественном. ( Скворец-скворцы, грач-грачи, и т.д.). 6. Воспитатель: - О возвращении к нам из теплых стран птиц мы узнаем по многочисленным голосам, которых появляется все больше и больше с каждым днем. Они поют нам свои весенние песни, щебечут, стрекочут, заливаются в трелях. Следующее задание для вас - нужно внимательно послушать голоса птиц и назвать какой птице он принадлежит.
Задание 8: «Узнай птицу по голосу». Дети закрывают глаза и прослушивают АУДИОЗАПИСЬ С ГОЛОСАМИ перелетных птиц и высказывают свое предположение. - Ребята, птицы для нас долгожданны, как и сама весна. Какие правила поведения с птицами в природе вы знаете? (Не стрелять в птиц рогаткой, не бросать камни, не разорять птичьи гнезда, подкармливать птиц) . Воспитатель показом картинок на слайдах закрепляет ответы детей. 7
Учитель-логопед (Весна): - Ребята, вы так много знаете о весне и перелетных птицах. Я очень довольна вашими знаниями. И предлагаю вам такое задание.
Задание 9: «Закрой картинку правильно». Каждому ребенку дается карточка с изображением разных птиц (перелетных и зимующих) и фишки. Дети должны выбрать и фишками закрыть только перелетных птиц. После выполнения задания дети объясняют свой выбор. РАЗДАЕТСЯ ЩЕЛЧОК.
III. Итог занятия. Рефлексия.
. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам на электронную почту вновь пришло сообщение и такое изображение (слайд «Веселое солнышко»). Дети рассматривают картинку. - У вас получилось развеселить солнышко, и оно теперь улыбается. Вы выполнили все задания Весны , у вас все получилось! - Скажите, какие вы задания сегодня выполняли? Какие вам больше всего понравились? Какие были для вас более трудными? ( Ответы детей). - Молодцы, но самое главное, что солнышко улыбнулось, потому что вы все делали вместе- одной командой, сообща.
Рефлексия «Посади свою птицу на дерево». - Посмотрите, ребята, у нас на доске большое дерево, а у вас в руках ваши птицы- скворцы (заранее изготовленные детьми на занятии аппликацией). - Если у вас хорошее настроение и вы получили удовольствие от занятия, от выполнения заданий Весны, от того, что развеселили солнышко, то посадите – «приклейте» своих птиц на высокие ветки дерева. А если у вас не веселое настроение - на нижние ветки. (Дети рассаживают, приклеивают своих скворцов на дерево).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда в группе ЗПР (5-7 лет) Тема: Во саду ли, в огороде....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Викторина «Кто лучше знает птиц
Закрепление знаний детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; различать, группировать, устанавливать причинно-следственны...
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в космос»
Данное занятие посвящено Дню Космонавтики и проводилось в качестве открытого мероприятия для родителей в рамках "Дня открытых дверей" в ДОУ....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна"
Цель интегрированного занятия закрепление знаний об окружающем мире через развитие основ грамматического строя языка и связной речи....
Конспект Интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Буква К.»
МБДОУ дс № 9 г. БердскУчитель-логопед высшей кувалификационной категории Аксенова Марина МихайловнаВоспитатель высшей квалификационной категорииЯдрышникова Светлана Юрьевна Конспект Интегри...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме "Весна пришла- птиц встречай"
Цель: уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах.Задачи: Образовательные: • Активизация словаря по теме, закрепление названия перелетных птиц, их птенцов...
Конспект интегрированного занятия воспитателей и учителя-логопеда в старшей группе с ТНР "Все профессии важны"
Подготовили: воспитатели Рыкова М.В., Новожилова Ж.В., учитель-логопед Колесникова В.Д.Цель: Активизация, уточнение, обобщение знаний детей о труде, профессиях, их значении для людей.Коррекционно-обуч...