Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель интегрированного занятия закрепление знаний об окружающем мире через развитие основ грамматического строя языка и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия с элементами рисования в подготовительной группе по теме «Весна» (составление рассказа по мнемотаблице)
Цель: Закрепление знаний об окружающем мире через развитие основ грамматического строя языка и связной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная
- Уточнить использование таких грамматических категорий, как: относительные прилагательные; притяжательные прилагательные; многозначные и сложные слова; употребление слов-синонимов.
- Расширить и уточнить знания детей по теме «Весна»
- Упражнять детей в умении рассказывать о весне с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
2. Развивающая
- Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление; развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов; умение рассуждать.
- Закрепить умения создавать художественные образы, используя разные художественные приемы, упражнять в работе с изобразительными материалами;
- Формировать умение детей отражать впечатления о весенних явлениях природы, используя техники рисования восковыми карандашами.
3. Воспитательная
- Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней; пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь
Методы и приемы:
Словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблицы.
Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
Наглядный: рассматривание мнемотаблицы.
Игровой: дидактические игры («Какой лист?», «Чей, чья?», «Сложные слова», игровые упражнения «Подбери слова близкие по смыслу»).
Практический: рисование картин о весне.
Оборудование и наглядный материал:
- мнемотаблица «Весна»
- картинки «перелетные птицы», «деревья и кустарники»
- Игра «чей? чья?»
- письмо в конверте, значки-пингвинёнок
- восковые карандаши, альбомный лист
- ИКТ (звуки природы), магнитофон для записи детских рассказов.
Предварительная работа:
• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
• наблюдение за погодой, за весенними признаками на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны»,
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Звучит музыка «Звуки природы», дети заходят в группу. Здороваются с гостями.
Воспитатель загадывает загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это весна. А как вы догадались, что речь идет о весне? (Ответы детей).
Молодцы!
Ребята, а давайте вспомним еще приметы весны. Вам нужно сказать одно предложение о весне, но каждое предложение должно начинаться со слова «Весной…» Например, Весной ярко светит солнце..(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, а ночи короче, появились проталины и пр).
Молодцы!
Я решила поговорить о весне ещё и потому, что у меня к вам будет просьба. Сегодня, идя на работу я получила конверт, а в нем лежало письмо. Давайте я вам его прочитаю, а вы ребята! Я живу в Антарктиде, где круглый год снега и морозы. Я никогда не видел весны. А мне так хотелось бы узнать, какая она. Расскажите мне о ней, пожалуйста. С уважением, Пингвинёнок.»
Вопитатель:
- Дети, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно).
Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашему новому другу Пингвиненку? (ответы детей)
- Правильно, мы можем рассказать ему о весне и нарисовать рисунки.
А наш рассказ я предлагаю выслать ему по почте. Вы мне поможете?
Прежде чем нам составить ответное письмо пингвиненку, мы с вами будем выполнять интересные задания. Готовы?
Дети садятся на стульчики.
Первое задание.
-Ребята, вы сказали, что весной прилетают из теплых стран птицы. А каких перелетных птиц вы знаете? (соловей, ласточка, скворец,аист, журавль,грач, жаворонок, лебедь, утки, стриж). – Почему их так называют? -Чем заняты птицы весной?( Они строят гнезда). На мольберте картинки перелетных птиц.
Первое задание, ребята, посмотрите, на перелетных птиц...
У соловья звонкий голос, он какой- звонкоголосый.
У журавля длинный клюв – он длинноклювый.
У иволги желтая грудка – она желтогрудая
У грача черная голова – он черноголовый
У цапли длинные ноги – она длинноногая
У трясогуски длинный хвост- она длиннохвостая.
Молодцы! Справились с заданием!
Второе задание.
Ребята, а что происходит с животными весной? (медведи, ежи, барсуки проснулись после зимней спячки. Заяц и белка меняют свои шубки.)
Итак, следующее задание «Скажи чей или чья?» Перед детьми дерево,из- за которого выглядывают: заяц, белка, ежик, медведь, лиса и волк.
Морда медведя. Чья морда? – медвежья
Хвост лисы. Чей хвост? – лисий,
Уши зайца. Чьи уши – заячьи
Иглы ежа. Чьи иглы? – ежовые
Уши белки. Чьи уши? – беличьи
Хвост волка. Чей хвост? –волчий.
Молодцы! Справились и с этим заданием
Третье задание.
-Ребята, мы в лесу. Посмотрите, сколько деревьев. Весной распускаются листочки.
На березе какой лист? –березовый
На липе? – липовый
На клене? – кленовый
На дубе?- дубовый
У ели какая веточка? – еловая
У сосны шишки какие? – сосновые.
-Ребята, а как называется лес, где растут и лиственные деревья и хвойные? (Смешанный). Молодцы!
Воспитатель: -Молодцы, правильно выполнили мои задания.А сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка «Пришла весна»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу, лесу и полянке-идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.
(ритмично потряхивают кистями рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(прыжки на месте и сжиманием и разжиманием пальцев рук)
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, весной день становится длиннее, ярко светит солнце, на улице тепло, распускаются листочки, цветут первоцветы.
Какой настроение у нас вызывает весна? –веселое, радостное, счастливое, прекрасное..
На улице дует теплый, весенний ветер. А как можно по-другому сказать ветер-дуновение, вихрь, циклон.
Весной ярко светит солнце. А как солнце можно по-другому назвать? Солнце-светило, звезда, огненный шар, свет.
Молодцы! Какие хорошие слова подобрали.
Ребята, а что такое многозначные слова (это слово, у которого несколько значений.)
У меня на столе лежат картинки вам нужно разбиться на пары. К каждой картинке найти пару.
(коса, лук, лисичка, молния, кисть, кран, игла, корзина, бабочка, шляпа, колокольчик, лист)
-Ребята, какие вы молодцы! А сейчас давайте пройдем за столы. Дети рассказывают пословицы о весне.
«Увидел грача — весну встречай» — грачи прилетают с наступлением тепла. То есть, они дают понять, что морозов не будет и можно ожидать уже весну.
- «В марте мороз скрипуч, да не жгуч» — в марте бывает холодно, но он не так силен, как в феврале и еще не несет никакого вреда урожаю, как в мае.
- «Весна красна цветами, а осень пирогами» — весной появляются новые листики на деревьях и кустах, расцветают цветочки в большом количестве. Зато осенью урожай собирают, поэтому всего в изобилии. А пироги можно печь с любыми фруктами или же овощами.
- «Кто весной потрудился, тот осенью повеселится» — что посадишь весной, то и соберешь осенью.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас я предлагаю вам составить для пингвинёнка рассказ о весне. В составлении рассказов вам поможет помощница-таблица.
Я напоминаю вам о том, что рассказывать надо слева направо, используя все картинки. Каждая картинка— это новое предложение. Ваши рассказы я буду записывать на магнитофон, чтобы пингвинёнок мог прослушать ваши сообщения.
Рассказы детей. Во время составлений рассказов детьми, воспитатель следит за звукопроизношением детей логопатов, и правильностью построения предложений.
Воспитатель: Молодцы, у вас получились очень красивые и замечательные рассказы о весне. Ваши рассказы, мы после занятий отправим голосовым письмом пингвиненку.
- Ребята, я предлагаю вам отразить впечатления о весенних явлениях в природе и отправить наши рисунки вместе с рассказом пингвиненку.
Я приготовила вам листочки и цветные карандаши, попробуйте нарисовать картину о весне. (На доске образцы детских рисунков). Во время рисования звучит музыка П.И Чайковского «Весна»
Перед рисование проводится пальчиковая игра «Пчела»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые у вас получились рисунки, пингвиненку они понравятся. Он сможет не только прослушать ваши рассказы, но и посмотреть на рисунках как выглядит настоящая весна.
Воспитатель: «Ребята, скажите пожалуйста, что вам понравилось, что запомнилось, что было сложным для вас?». Ответы детей.
Воспитатель: «Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными, отвечали полными предложениями и поэтому вам все удалось. Пингвинёнок в знак благодарности вам прислал подарочки (значок-пингвиненок)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Если бы мы были художниками".
Дети в игровой форме узнают о многозначье слова "кисть", учаться составлять короткие рассказ с заданными словами, закрепляют произношение звуков Р, Рь, придумывают с ними слова....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.
Конспект занятия по развитию речи с использованием интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков»
Конспект занятия по развитию речи, рекомендуется проводить в зимнее время...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Наши защитники"
Образовательная область «Познание». Формирование целостной картины мира, патриотическое воспитание, расширение кругозора детей, элементы гендерного воспитания.Интеграция образовательных областей...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Уроки семьи и семейных ценностей".
Учить детей семейным ценностям...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам».
«Путешествие по сказкам».Видеоурок https://cloud.mail.ru/public/HHvV/ZoB7Fv1Yx...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пришла зима"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "Пришла зима"...