Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юлия Анатольевна Посморова

Цель интегрированного занятия закрепление знаний об окружающем мире через развитие основ грамматического строя языка и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия 32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия с элементами  рисования в подготовительной группе  по теме «Весна»  (составление рассказа по мнемотаблице)

Цель: Закрепление знаний об окружающем мире через развитие  основ грамматического строя языка и связной речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная

- Уточнить использование таких грамматических категорий, как: относительные прилагательные; притяжательные прилагательные; многозначные и сложные слова; употребление слов-синонимов.

- Расширить и уточнить знания детей по теме «Весна»

- Упражнять детей в умении рассказывать о весне с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

2. Развивающая

- Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление; развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов;  умение рассуждать.

- Закрепить умения создавать художественные образы, используя разные художественные приемы, упражнять в работе с изобразительными материалами;

- Формировать умение детей отражать впечатления о весенних явлениях природы, используя техники рисования восковыми карандашами.

3. Воспитательная

- Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней; пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь

Методы и приемы:

Словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблицы.

Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

Наглядный: рассматривание мнемотаблицы.

Игровой: дидактические игры («Какой лист?», «Чей, чья?», «Сложные слова», игровые упражнения «Подбери слова близкие по смыслу»).

Практический: рисование картин о весне.

Оборудование и наглядный материал:

  • мнемотаблица «Весна» 
  • картинки «перелетные птицы», «деревья и кустарники»
  • Игра  «чей? чья?»
  • письмо в конверте, значки-пингвинёнок
  • восковые  карандаши, альбомный лист
  • ИКТ (звуки природы), магнитофон для записи детских рассказов.

Предварительная работа:

• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

• наблюдение за погодой,  за весенними признаками на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны»,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Звучит музыка «Звуки природы», дети заходят в группу. Здороваются с гостями.

 Воспитатель загадывает загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это весна. А как вы догадались, что речь идет о весне? (Ответы детей).

Молодцы!

Ребята, а давайте вспомним еще приметы весны. Вам нужно сказать одно предложение о весне, но каждое предложение должно начинаться со слова «Весной…» Например,  Весной ярко светит солнце..(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, а ночи короче,  появились проталины и пр).

Молодцы!

Я решила поговорить о весне ещё и потому, что у меня к вам будет просьба. Сегодня, идя на работу я получила конверт, а в нем лежало  письмо. Давайте я вам его прочитаю, а вы ребята! Я живу в Антарктиде, где круглый год снега и морозы. Я никогда не видел весны. А мне так хотелось бы узнать, какая она. Расскажите мне о ней, пожалуйста. С уважением, Пингвинёнок.»

Вопитатель:

- Дети, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно).

Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашему новому другу Пингвиненку? (ответы детей)

- Правильно, мы можем рассказать ему о весне и нарисовать рисунки.

А наш рассказ я предлагаю выслать ему по почте. Вы мне поможете?

Прежде чем нам составить ответное письмо пингвиненку, мы с вами будем выполнять интересные задания. Готовы?

 Дети садятся на стульчики.

Первое задание.

-Ребята, вы сказали, что весной прилетают из теплых стран птицы. А каких перелетных птиц вы знаете? (соловей, ласточка, скворец,аист, журавль,грач, жаворонок, лебедь, утки, стриж). – Почему их так называют?  -Чем заняты птицы весной?( Они строят гнезда). На мольберте картинки перелетных птиц.

Первое задание, ребята, посмотрите, на перелетных птиц...

У соловья звонкий голос, он какой- звонкоголосый.

У журавля длинный клюв – он длинноклювый.

У иволги желтая грудка – она желтогрудая

У грача черная голова – он черноголовый

У цапли длинные ноги – она длинноногая

У трясогуски длинный хвост- она длиннохвостая.

Молодцы! Справились с заданием!

Второе задание.

 Ребята, а что происходит с животными весной? (медведи, ежи, барсуки проснулись после зимней спячки. Заяц и белка меняют свои шубки.)

Итак, следующее задание «Скажи чей или чья?»  Перед детьми дерево,из- за которого  выглядывают: заяц, белка, ежик, медведь, лиса и волк.

Морда медведя. Чья морда? – медвежья

Хвост лисы. Чей хвост? – лисий,

Уши зайца. Чьи уши – заячьи

Иглы ежа. Чьи иглы? – ежовые

Уши белки. Чьи уши? – беличьи

Хвост волка. Чей хвост? –волчий.

 Молодцы! Справились и с этим заданием

Третье задание.

-Ребята, мы в лесу. Посмотрите, сколько деревьев. Весной распускаются листочки.

На березе какой лист? –березовый

На липе? – липовый

На клене? – кленовый

На дубе?- дубовый

У ели какая веточка? – еловая

У сосны шишки какие? – сосновые.

-Ребята, а как называется лес, где растут и лиственные деревья и хвойные?  (Смешанный). Молодцы!

Воспитатель: -Молодцы, правильно выполнили мои задания.А сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка «Пришла весна»

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу, лесу и полянке-идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.

(ритмично потряхивают кистями  рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(прыжки на месте и сжиманием и разжиманием пальцев рук)

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, весной день становится длиннее, ярко светит солнце, на улице тепло, распускаются листочки, цветут первоцветы.

Какой настроение у нас вызывает весна? –веселое, радостное, счастливое, прекрасное..

На улице дует теплый, весенний ветер. А как можно по-другому сказать ветер-дуновение, вихрь,  циклон.

Весной ярко светит солнце. А как солнце можно по-другому назвать? Солнце-светило, звезда, огненный шар, свет.

Молодцы! Какие хорошие слова подобрали.

Ребята, а что такое многозначные слова (это слово,  у которого несколько значений.)

У меня на столе лежат картинки вам нужно разбиться на пары. К каждой картинке найти пару.

 (коса, лук, лисичка, молния, кисть, кран, игла, корзина, бабочка, шляпа, колокольчик, лист)

-Ребята, какие вы молодцы! А сейчас давайте пройдем за столы. Дети рассказывают пословицы о весне.

          «Увидел грача — весну встречай» — грачи прилетают с наступлением тепла. То есть, они дают понять, что морозов не будет и можно ожидать уже весну.

  • «В марте мороз скрипуч, да не жгуч» — в марте бывает холодно, но он не так силен, как в феврале и еще не несет никакого вреда урожаю, как в мае.
  • «Весна красна цветами, а осень пирогами» — весной появляются новые листики на деревьях и кустах, расцветают цветочки в большом количестве. Зато осенью урожай собирают, поэтому всего в изобилии. А пироги можно печь с любыми фруктами или же овощами.
  • «Кто весной потрудился, тот осенью повеселится» — что посадишь весной, то и соберешь осенью.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас я предлагаю вам составить для пингвинёнка рассказ о весне.   В составлении рассказов вам поможет  помощница-таблица.

Я напоминаю вам о том, что рассказывать надо слева направо, используя все картинки. Каждая картинка— это новое предложение. Ваши рассказы я буду записывать на магнитофон, чтобы пингвинёнок мог прослушать ваши сообщения.

Рассказы детей. Во время составлений рассказов детьми, воспитатель следит за звукопроизношением детей логопатов, и правильностью построения предложений.

Воспитатель: Молодцы, у вас получились очень красивые и замечательные рассказы о весне. Ваши рассказы, мы после занятий отправим голосовым  письмом пингвиненку.

- Ребята, я предлагаю вам отразить впечатления о весенних явлениях в природе и отправить наши рисунки вместе с рассказом пингвиненку.

Я приготовила вам листочки и цветные карандаши, попробуйте нарисовать картину о весне. (На доске образцы детских рисунков). Во время рисования звучит музыка П.И Чайковского «Весна»

Перед рисование проводится пальчиковая игра «Пчела»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые у вас получились рисунки, пингвиненку они понравятся. Он сможет не только прослушать ваши рассказы, но и посмотреть на рисунках как выглядит настоящая весна.

Воспитатель: «Ребята, скажите пожалуйста, что вам понравилось, что запомнилось, что было сложным для вас?». Ответы детей.

 Воспитатель: «Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными, отвечали полными предложениями и поэтому вам все удалось. Пингвинёнок в знак благодарности  вам прислал подарочки (значок-пингвиненок)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Если бы мы были художниками".

Дети в игровой форме узнают о многозначье слова "кисть", учаться составлять короткие рассказ с заданными  словами,  закрепляют произношение звуков Р, Рь, придумывают с ними слова....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков»

Конспект занятия по развитию речи, рекомендуется проводить в зимнее время...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Наши защитники"

Образовательная область «Познание». Формирование целостной картины мира, патриотическое воспитание, расширение кругозора детей, элементы гендерного воспитания.Интеграция образовательных областей...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пришла зима"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "Пришла зима"...