Описание системы работы по формированию базовых знаний по основам экологической культуры
статья по окружающему миру

Пастухова Алена Владимировна

Статья содержит описание работы по формированию у дошкольников базовых знаний по основам экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66

e-mail: detsad-53-2011@mail.ru

Описание системы работы по формированию базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы

«Мы твои друзья».

Разработала:

Пастухова Алена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории.

город Рубцовск, 2024 г.

Описание системы работы по формированию базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы

«Мы твои друзья».

Программа дополнительного образования «Мы твои друзья»  реализуется в соответствии с социальным заказом и запросами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)  и их родителей (законных представителей), выявленными на основе результатов анкетирования. Родители (законные представители) отметили важность формирования у детей ответственного отношения к домашним  и диким животным, что учитывается в дополнительной общеразвивающей программе "Мы – твои друзья".

Тема воспитания ответственности, любви и заботы у детей по отношению к «братьям нашим меньшим» не менее важна и значима для современности. Сегодня социологи и психологи с тревогой говорят о всё большем распространении в обществе «Эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему. Как результат – мы все чаще сталкиваемся со случаями проявления необъяснимой и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей. Давно доказано, что общение с животными очень значимо для формирования личности ребёнка. Оно дает ценный опыт изучения и анализа поведения другого живого существа, понимания значения его реакций. Полученный опыт опеки над «братьями меньшими» поможет в дальнейшем, научит его заботиться о своих близких и друзьях.

Данная программа расширяет и дополняет знания детей об окружающем мире. Темы программы расположены в логической последовательности, дающие возможность плавного перехода от одной темы к другой, от простого – к более сложному, опираясь на знания, полученные при изучении предыдущих тем.  В процессе обучения, по Программе организуется самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, развиваются навыки самоорганизации, формирующие потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации. Программа призвана повысить компетентность обучающихся с ОВЗ в фундаментальных вопросах через практическую и теоретическую деятельность. Обучение по Программе поможет обучающимся с ОВЗ повысить свой образовательный уровень. Она разработана в целях профилактики и предупреждения девиантного поведения детей с ОВЗ.

Модуль «Живая природа дома». Предполагает знакомство с видовым многообразием домашних животных классов «Млекопитающие», «Птицы». Приобретение практических навыков по их содержанию, кормлению, безопасному дружественному общению. Материал модуля направлен на знакомство с основными понятиями, терминами, приёмами обучения, организации наблюдений в природной среде, развитие навыков продуктивной работы в коллективе

Модуль «Животный мир родного края, родины». Предполагает изучение млекопитающих и птиц как наиболее высокоорганизованных животных, способы сохранения их среды обитания. Роль экологии в жизни современного общества. Что обеспечивает освоение специализированных, профессиональных знаний, способствующих ранней профессиональной ориентации.

Программа способствует профессиональной ориентации обучающихся (учитель биологии, экологии, ветеринар). И реализуется не только в интересах личности, но и в интересах общества.

Процесс обучения интересен и занимателен. Он строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов обучения: эвристические беседы, учебные игры, практические работы, экскурсии, творческие конкурсы, праздники, викторины, фенологические опыты и наблюдения в зооуголке, природоохранные акции

Виды занятий: эвристическая беседа, практическая работа, наблюдение, экскурсия. Конкурсное соревнование, праздник, круглый стол, игра, творческая работа. Используемые технологии: развивающего и проблемного обучения, деловая и ролевая игра, частично-поисковый и исследовательский методы, способствующие формированию активности, любознательности, самостоятельности.

Формы итогового контроля:

- вводный, промежуточный контроль (тестовые задания, работа по дидактическим карточкам, оформление сообщений, презентации, выставка рисунков);

 - итоговой контроль.

Темы непосредственно образовательной  и совместной деятельности с обучающимися с ОВЗ.

Модуль: «Живая природа дома»

Эвристическая беседа: «Домашние питомцы», «Как выбрать здорового питомца», «Рацион питания зверей по сезонам года», «Нормы личной гигиены при уходе и кормлении животных», «Необходимое оборудование клетки», «Заразные и незаразные болезни животных», «Удивительные истории о кошках и собаках и их хозяевах», «Распространенные и редкие  породы кошек», «Породы собак»,  «Как подружиться с питомцами», «Как воспитать преданного друга»,  «Как собаки и кошки устроены и воспринимают мир. Как общаются верные друзья»,  «Жизнь животных весной. Правила поведения в природе».

Совместная деятельности взрослого и обучающихся с ОВЗ по художественно-эстетической направленности: рисование «Нарисуй своего питомца», аппликация «Мой лохматый друг», конструирование «Дом для животного», лепка «Еда для друзей наших меньших» и др.

Экскурсия в Малую академию:  «Обитатели зооуголка»,  «Самые дружелюбные грызуны - морские свинки, шиншиллы», «Обитатели орнитоуголка».

Наблюдение. «Лучший родитель среди грызунов»,

Театральная деятельность: «Жизнь домашних питомцев», «Кот, петух и лиса», «Простоквашино» и др.

Конкурсы: фотовыставка «Эти забавные животные», конкурс книжек малышек «Домашние питомцы»,  конкурс «Мы твои друзья» и др.

Модуль «Животный мир родного края, страны»

Эвристические беседы:  «Влияние среды обитания на внешнее строение животных», «Экстремальные условия среды. Способы адаптации к ним животных», «Основные типы экологических отношений», «Современные проблемы охраны природы», «Методы изучения хищников в природе», «Как сохранить среду обитания лесных зверей. Какие заготовить корма и как осуществить подкормку».

Экскурсия «Хищные звери Алтайского края»

Исследовательская деятельность: «Как очистить воду», «Как заготовить корм для птиц», «Дикие животные», «Атлас удивительных животных», «Круговорот воды в природе».

Конкурсы: «Сохраним биосферу», «Экология дело каждого», «Эколята – молодые защитники природы»

Наши обучающиеся участвуют во всех конкурсах и занимают призовые места.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы экологического знания, как основы экологического сознания.

Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат...

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

Обмен опытом "Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры"

Материал о системе  воспитания у детей экологической  культуры в ДОУ....

Доклад «Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Доклад «Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»....