Описание системы работы по формированию базовых знаний по основам экологической культуры
статья по окружающему миру
Статья содержит описание работы по формированию у дошкольников базовых знаний по основам экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание системы работы по формированию базовых знаний по основам экологической культуры | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66
e-mail: detsad-53-2011@mail.ru
Описание системы работы по формированию базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы
«Мы твои друзья».
Разработала: Пастухова Алена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории. |
город Рубцовск, 2024 г.
Описание системы работы по формированию базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы
«Мы твои друзья».
Программа дополнительного образования «Мы твои друзья» реализуется в соответствии с социальным заказом и запросами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и их родителей (законных представителей), выявленными на основе результатов анкетирования. Родители (законные представители) отметили важность формирования у детей ответственного отношения к домашним и диким животным, что учитывается в дополнительной общеразвивающей программе "Мы – твои друзья".
Тема воспитания ответственности, любви и заботы у детей по отношению к «братьям нашим меньшим» не менее важна и значима для современности. Сегодня социологи и психологи с тревогой говорят о всё большем распространении в обществе «Эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему. Как результат – мы все чаще сталкиваемся со случаями проявления необъяснимой и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей. Давно доказано, что общение с животными очень значимо для формирования личности ребёнка. Оно дает ценный опыт изучения и анализа поведения другого живого существа, понимания значения его реакций. Полученный опыт опеки над «братьями меньшими» поможет в дальнейшем, научит его заботиться о своих близких и друзьях.
Данная программа расширяет и дополняет знания детей об окружающем мире. Темы программы расположены в логической последовательности, дающие возможность плавного перехода от одной темы к другой, от простого – к более сложному, опираясь на знания, полученные при изучении предыдущих тем. В процессе обучения, по Программе организуется самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, развиваются навыки самоорганизации, формирующие потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации. Программа призвана повысить компетентность обучающихся с ОВЗ в фундаментальных вопросах через практическую и теоретическую деятельность. Обучение по Программе поможет обучающимся с ОВЗ повысить свой образовательный уровень. Она разработана в целях профилактики и предупреждения девиантного поведения детей с ОВЗ.
Модуль «Живая природа дома». Предполагает знакомство с видовым многообразием домашних животных классов «Млекопитающие», «Птицы». Приобретение практических навыков по их содержанию, кормлению, безопасному дружественному общению. Материал модуля направлен на знакомство с основными понятиями, терминами, приёмами обучения, организации наблюдений в природной среде, развитие навыков продуктивной работы в коллективе
Модуль «Животный мир родного края, родины». Предполагает изучение млекопитающих и птиц как наиболее высокоорганизованных животных, способы сохранения их среды обитания. Роль экологии в жизни современного общества. Что обеспечивает освоение специализированных, профессиональных знаний, способствующих ранней профессиональной ориентации.
Программа способствует профессиональной ориентации обучающихся (учитель биологии, экологии, ветеринар). И реализуется не только в интересах личности, но и в интересах общества.
Процесс обучения интересен и занимателен. Он строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов обучения: эвристические беседы, учебные игры, практические работы, экскурсии, творческие конкурсы, праздники, викторины, фенологические опыты и наблюдения в зооуголке, природоохранные акции
Виды занятий: эвристическая беседа, практическая работа, наблюдение, экскурсия. Конкурсное соревнование, праздник, круглый стол, игра, творческая работа. Используемые технологии: развивающего и проблемного обучения, деловая и ролевая игра, частично-поисковый и исследовательский методы, способствующие формированию активности, любознательности, самостоятельности.
Формы итогового контроля:
- вводный, промежуточный контроль (тестовые задания, работа по дидактическим карточкам, оформление сообщений, презентации, выставка рисунков);
- итоговой контроль.
Темы непосредственно образовательной и совместной деятельности с обучающимися с ОВЗ.
Модуль: «Живая природа дома»
Эвристическая беседа: «Домашние питомцы», «Как выбрать здорового питомца», «Рацион питания зверей по сезонам года», «Нормы личной гигиены при уходе и кормлении животных», «Необходимое оборудование клетки», «Заразные и незаразные болезни животных», «Удивительные истории о кошках и собаках и их хозяевах», «Распространенные и редкие породы кошек», «Породы собак», «Как подружиться с питомцами», «Как воспитать преданного друга», «Как собаки и кошки устроены и воспринимают мир. Как общаются верные друзья», «Жизнь животных весной. Правила поведения в природе».
Совместная деятельности взрослого и обучающихся с ОВЗ по художественно-эстетической направленности: рисование «Нарисуй своего питомца», аппликация «Мой лохматый друг», конструирование «Дом для животного», лепка «Еда для друзей наших меньших» и др.
Экскурсия в Малую академию: «Обитатели зооуголка», «Самые дружелюбные грызуны - морские свинки, шиншиллы», «Обитатели орнитоуголка».
Наблюдение. «Лучший родитель среди грызунов»,
Театральная деятельность: «Жизнь домашних питомцев», «Кот, петух и лиса», «Простоквашино» и др.
Конкурсы: фотовыставка «Эти забавные животные», конкурс книжек малышек «Домашние питомцы», конкурс «Мы твои друзья» и др.
Модуль «Животный мир родного края, страны»
Эвристические беседы: «Влияние среды обитания на внешнее строение животных», «Экстремальные условия среды. Способы адаптации к ним животных», «Основные типы экологических отношений», «Современные проблемы охраны природы», «Методы изучения хищников в природе», «Как сохранить среду обитания лесных зверей. Какие заготовить корма и как осуществить подкормку».
Экскурсия «Хищные звери Алтайского края»
Исследовательская деятельность: «Как очистить воду», «Как заготовить корм для птиц», «Дикие животные», «Атлас удивительных животных», «Круговорот воды в природе».
Конкурсы: «Сохраним биосферу», «Экология дело каждого», «Эколята – молодые защитники природы»
Наши обучающиеся участвуют во всех конкурсах и занимают призовые места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Место игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе» Форма проведения: КВН «Знатоки природы»
конспект по похзнавательному развитию в форме проведения КВН...
Формирование системы экологического знания, как основы экологического сознания.
Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат...
Выступление на пед. совете «Технологические подходы к организации экскурсий в системе работы по формированию основ экологической культуры»
В работе говорится о современных подходах организации экскурсий...
Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....
Обмен опытом "Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры"
Материал о системе воспитания у детей экологической культуры в ДОУ....
Доклад «Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Доклад «Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»....