Выступление на пед. совете «Технологические подходы к организации экскурсий в системе работы по формированию основ экологической культуры»
материал (старшая группа) на тему

Жилина Елена Владимировна

В работе говорится о современных подходах организации экскурсий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №2

Тема: «Создание условий в ДОУ для

 формирования положительного

эмоционально-оценочного отношения

 к окружающей среде, развитию основ

экологической культуры детей»

21.11.2018г.

Выступление

«Технологические подходы к организации экскурсий в системе работы по формированию основ экологической культуры»

МДОУ «Детский сад «Василёк»

                                                                                          р.п. Мулловка»

                                                                                          Воспитатель: Жилина Е. В.

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

 Цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры, основанной на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает четыре основных составляющих:

1. Нравственное воспитание, направленное на формирование гуманного отношения к природе, сочувствие, сопереживание с объектами природы.

2. Интеллектуальное развитие ребенка, предполагающее формирование системы взглядов об уникальности всего живого на Земле и взаимосвязях между собой различных объектов природы.

3. Развитие эстетических чувств путем развития умения видеть и чувствовать красоту природы, пробуждения желания сохранить её красоту.

4. Воспитание активной жизненной позиции путём посильной деятельности на благо природы.

Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального восприятия природы в сочетании с практической деятельностью по её улучшению является необходимым условием достижения цели экологического воспитания дошкольников.

Учитывая возрастные особенности детей – неустойчивое внимание, быструю утомляемость от однообразной деятельности, высокую эмоциональность, любознательность, педагоги постоянно ищут новые разнообразные формы и методы занятий экологической и природоохранной тематики. Среди наиболее распространенных являются экологические праздники, игры, экологические сказки, экскурсии .

Остановимся более подробно на организации экологических экскурсий. Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на представлении ребенку максимальных возможностей для организации контактов, общение детей с миром природы. На экскурсии дети воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.

При подготовке и проведении экологической экскурсии для детей дошкольного возраста необходимо придерживаться нескольких основных правил:

длительность экскурсий для детей  не должна превышать 30-40 минут;

место проведения экскурсии должно быть новым для ребят, или обладать какими-то элементами новизны;

необходимо заранее определить маршрут экскурсии, наметить интересные места остановок и объекты показа, для детей такого возраста оптимально 4-6 объектов;

рассказ об объекте должен быть эмоциональным и достаточно кратким, чтобы не переутомлять детей;

для эстетического восприятия окружающей природы экскурсию можно сопровождать чтением отрывков из поэтических произведений, доступных данному возрасту, использовать загадки, народные пословицы и поговорки;

необходимо предусмотреть возможности для двигательной активности экскурсантов, например небольшие подвижные игры, соответствующие тематике экскурсии;

желательно предусмотреть возможность для организации практической природоохранной деятельности, или, как минимум, обсудить с детьми возможность и необходимость её осуществления (например, подкормить зимующих птиц) .

Следует учитывать, что экологические экскурсии, помимо своей основной цели – формирование экологической культуры ребенка, выполняют еще несколько важных функций: совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений; как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников; экскурсии благотворно влияют на физическое развитие дошкольников, пребывание на свежем воздухе способствует оздоровлению .

Таким образом, экологические экскурсии, оказывая комплексное воздействие на личность ребенка, способствуют формированию его экологической культуры, что предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Данный эксперимент раскрывает механизм поэтапного преобразования системы воспитания экологической культуры  дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка», содержащий систем...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Педагогический проект "Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников".

          Данный проект раскрывает механизм поэтапного преобразования системы экологического воспитания дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка&ra...

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Исследовательский  проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников....

Методическая разработка для воспитателей «Организация работы по формированию основ экологической культуры с детьми на прогулке»

В материале представлен опыт работы по экологическому образованию дошкольников: игра -путешествие "Чистый город, чистый детский сад, чистый двор!"...