Формирование системы экологического знания, как основы экологического сознания.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. У детей формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sistemy_ekologicheskogo_znaniya.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Люди должны позаботиться о сохранении природы ради собственного выживания. Именно по этому экологическое воспитание приобретает сегодня такое важное значение. И начинать это воспитание надо в самом раннем детстве.
Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. У детей формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Фундаментом экологической культуры является экологическое сознание, опирающееся на систему экологических знаний.
Процесс формирования экологического сознания очень длительный, но это не значит, что завершение этого процесса можно связать только со взрослым состоянием человека. Развивающееся сознание на каждом возрастном этапе имеет свое содержание, свои формы и проявления. Критерием оценки уровня сформированности экологического сознания можно считать самые различные осознанные действия и поступки человека, направленные на защиту природы, на сохранение ее от разрушения.
Критерием оценки экологической воспитанности ребенка могут служить определенные формы поведения: самостоятельные наблюдения за объектами природы, желание экспериментировать, сопереживать « братьям меньшим», доброта и отзывчивость в отношениях со сверстниками.
Основная цель нашей работы по экологическому воспитанию: формировать у детей понимание элементарных связей существующих в природе, помочь детям приблизиться к осознанию своего единства с природой, научиться сопереживать всему живому, понять зависимость человека от природы и природы от человека.
Для выполнения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинное – следственные связи
- Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
- Использование разнообразных игр экологического содержания
- Формировать у детей элементарные навыки по уходу за растениями и животными
- Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.
- Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц
Возраст детей нашей группы 4-5 лет - это возраст «почемучек». Дети в этом возрасте становятся любознательными, активными, у них интенсивно развивается мышление. Исходя из особенностей данного возраста, мы построили свою работу, направленную на удовлетворение познавательных интересов и развитие познавательной активности детей.
Для этого мы использовали методы наблюдения .Это основной вид деятельности детей, опирающийся на сенсорное восприятие детей. Объектами наблюдений для нас являются самые разнообразные предметы и явления живой и неживой природы, доступные нашему вниманию, например: наблюдения хорошо проводить во время прогулки, давая детям поручения «Собери самые красивые листья» или «Найди самый большой лист», рассматриваем их цвет, форму, размер, особенности строения, учим сравнивать.
Мы формируем у детей представления о многообразии растительного мира.
Рассматриваем небо в разную погоду, дождь, снегопад, таянье снега, туман. Расширяем представление детей о свойствах воды.и т.д.
Результатами наблюдений становятся конкретные знания, представления о явлениях или объектах природы. Систематические наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умственных способностей, речи.
Эксперементирование. Для этого вида деятельности в группе оборудован уголок исследований. В опытах мы с детьми выявляем свойства воды, воздуха, почвы ,снега .В процессе опытно-экспериментальной работы дети учатся размышлять, формулировать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим,но его можно обнаружить, подув на ладошку и почувствовать ветерок , а если положить на ладошку перышко и подуть на него, то оно улитит или поймать и запереть его в полиэтиленовом пакете, надув его, как шарик. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются, что воздух можно поймать и запереть.
Беседа с использование иллюстративно-наглядного материала. Эта форма работы позволяет уточнить и закрепить представления детей, полученные в результате непосредственного восприятия природных явлений и объектов, помогает формировать знания о недоступных для наблюдения объектах и явлениях, например: диких и большинства домашних животных, зимующих птиц и т.д.
Иллюстративно-наглядный материал помогает успешно обобщать и систематезировать полученные знания.
экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.
Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям среднего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных, например такие, как « Лиса и колобок», «Подосиновики», «Пожар в лесу» (см приложение)
Чтение художественной литературы экологического содержания включены в каждодневную жизнь детей:
Сказки: белорусская народная сказка «Пых», русские народные сказки: «Петух да собака», «Как петушок лису перехитрил», «Бычок - черный бочок, белые копытца»; В. Сутеев «Капризная кошка», «Под грибом», «Елка»; В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»; братья Гримм «Лиса и гуси».
Рассказы: К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»; Т. Воронина «Про зайку»; Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк»; Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
Литературные произведения помогают детям закрепить знания о характерных приметах времен года, закономерностях природы,; воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познать ее тайны, эмоционально откликнуться на красоту природы.
Трудовые поручения в уголке природы и на площадке
Полей цветочек, протрем листья у растений, прорыхлим землю, соберем опавшие листья., насыпим корм птицам в кормушку.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных ( в пище, воде, тепле). Каждый организм развивается , живет, растет, если для этого есть условия. Постепенно дети начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Игра привлекает ребенка больше , чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. Кроме того в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками ,подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению. Через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Именно по этому все занятия проходят в игровой форме, это:
- Совместный экологический досуг с детьми «Вечер загадок»
- Подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот»
- Сюжетные игры с игрушками животных( домашние и дикие животные)
- Различные дидактические игры( «Кто в домике живет?», «Когда это бывает?», «Одень куклу на прогулку»)
- Игры-эксперименты («Цветные капельки»-игры с водой; «Мыльные пузыри»-игры с мыльной водой; «Снежные фигуры» лепка из снега и др
- Театрализация ("Зимовье зверей"., "Зимние забавы")
- Игры с природным материалом ( Песком, снегом, желуди и др)
В процессе игровой деятельности у детей формируется умение осознать себя частью мира, формируется и углубляется система представления детей о явлениях и объектах живой и неживой природы. как факторах экологического благополучия, обобщаются знания природоохранного характера, формируются основы экологического сознания, дается понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они ни были национальности, в какой стране они ни жили, у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников – процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь, педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районный семинар "Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылок экологического сознания у детей в период предшкольной подготовки»."
Районный семинар "Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылок экологического сознания у детей в период предшкольной подготовки»."...
Педагогический совет «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»
Представлены материалы для проведения педсовета...
"Пути формирования у детей 5 - 6 лет экологического сознания посредством ознакомления с живой природой"
Презентация по экологическому воспитанию детей....
Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"
Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую н...
Опыт работы воспитателя по формированию навыков пожарной безопасности и предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Опыт работы воспитателя по формированию навыков пожарной безопасности....
Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"
Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"...
Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры
Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры...