Обмен опытом "Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры"
статья
Материал о системе воспитания у детей экологической культуры в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_-_kopiya.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы в ДОУ по воспитанию у детей
экологической культуры
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологической культуры; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков. Формирование экологической культуры дошкольника в ДОУ строится с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий, с учетом имеющейся развивающей предметно-пространственной среды ДОУ экологической направленности.
МАДОУ «Березка» организует работу по воспитанию у детей экологической культуры в соответствии с общеобразовательной программой , включающей в себя парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». За три года работы с детьми в этом направлении в ДОУ сложилась определенная система работы.
Целью этой работы явилась необходимость создания оптимальных условий в ДОУ для воспитания у детей экологической культуры, в комплексе используя развивающую среду ДОУ в полном объеме.
Задачи:
1. Обогащение знаний детей по воспитанию экологической культуры.
2. Обогащение и использование РППС ДОУ в системе.
3. Повышение компетентности педагогов и родителей по воспитанию экологической культуры у детей.
4. Создание системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей при формировании основ экологической культуры у дошкольников, через организацию экологических акций и праздников
Механизм реализации.
1. Проведение мониторинга развивающей среды, компетентности педагогов и родителей по воспитанию экологической культуры..
2. По результатам составление плана работы.
3.Практическая деятельность.
4.Анализ полученных результатов.
Создание и обогащение среды.
- Обогащение экологических комнат демонстрационным материалом ( игрушками, плакатами, макетами, схемами, моделями). Использование экологической комнаты «Животный мир» для временного содержания животных при проведении наблюдений за живым объектом. По договоренности с родителями объект приносится на один-два дня.
- Обогащение библиотеки художественной литературой о природе, составление рекомендованной литературы о природе в соответствии с возрастом детей для педагогов ДОУ.
- Оснащение лаборатории необходимым оборудованием ( пробирки, подносы, пипетки, микроскопы, коллекции (семян, камней, листьев), гербарий, и т.д. Обогащение развивающей среды в группах в центрах природы.
- Создание в летний период экологической тропы на территории детского сада. Разбивка огорода, цветника, озеленение территории ДОУ.
Организация работы по воспитанию экологической культуры, с учетом экологических акций и праздников.
- Организуются экскурсии, целевые прогулки и походы в лес, к реке, до самой глубокой осени, во время которых детей педагоги учат понимать красоту природы, ощущать радость общения с ней, беречь и охранять её.
- Регулярно дети посещают комнаты экологии и лабораторию, где формируются экологические знания и навыки применения знаний в жизни. В работе используются множество экологических игр. Содержание игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Например: «Знаешь ли ты деревья?», «Домашние и дикие животные», «Назови детёнышей», «Зверь, птица, небылица» и другие.
- В каждой группе создан «Почемучкин портфель!», сколько вопросов приносят ребята, на которые их друзья и педагог должны ответить.
- Организуются в ДОУ выставки книг, выставки рисунков: «Зимующие птицы», «Береги природу», «Друзья природы», «Кто живёт в зимнем лесу».
- Организована проектная деятельность с детьми и родителями:«Осень-чудная пора», «В мире животных», «Водичка. Водичка…» , « Планета-земля» и др.
- Проводятся экологические мероприятия: КВН, познавательные игры, экологические праздники, с учетом всероссийских праздников: «День лесника», «Синичкин день», «День заповедников и национальных парков России (знакомство с Красной книгой)», « Международный день птиц», «Всемирный день здоровья», «День экологических знаний», «День эколога».
- Проводятся экологические акции совместно с родителями и детьми: «Зеленая Россия», «Спасти и сохранить», всемирная акция «Очистим планету от мусора», «Посади дерево».
- Организуются ежегодные субботники по очистке территории ДОУ и вокруг нее, уборки леса и берегов реки Ингу-Ягун.
Повышение компетентности педагогов и взаимодействие с родителями.
- Повышение компетентности педагогов проходит путем консультирования, проведения деловых игр, а так же в рамках самообразования.
- Повышение компетентности родителей происходит на групповых собраниях, которые педагоги проводят в нетрадиционной форме: КВН, деловая игра, круглый стол, где родителей учат экологической культуре и как свои знания и умения передать детям.
- В ДОУ организуются выставки и конкурсы с участием родителей и детей: «Осенняя ваза», «Каждой пичужке, по кормушке», «В лесу родилась елочка», «Поделки из бросового материала», «Огород на подоконнике».
- Регулярно помещается информация на сайте ДОУ: новости о проведенных мероприятиях, объявление о приглашении участвовать в экологических акциях, консультации, игры и т.д.
Достигнутые результаты: среда в ДОУ экологической направленности отвечает всем требованиям ФГОС ДО, экологическая культура детей повысилась в среднем за год на 70%, налажен контакт по взаимодействию с родителями, они являются участниками практически каждого экологического мероприятия.
Используемая литература:
1.Николаева С.Н, Парциальная программа "Юный эколог" (3-7 лет)/ Мозаика-Синтез: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" – 2014
2. Масленникова О.М., Экологические проекты в детском саду/Издательство - Учитель :Серия - Образовательное пространство ДОУ:-2015
3.Соломенникова Ольга, Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет/ Мозаика-Синтез: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" – 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом работы. Сервировка стола. Дежурство детей 6-7 лет.
Показаны навыки и умения детей 6-7 лет дежурить во время обеда, умение сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, воспитание дружеских отношений друг к другу....
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» /ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»/ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/....
Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам жи...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...
Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"
Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"...
обмен опытом "Роль семьи в воспитании духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении лично...
Обмен опытом работы по теме: «Использование цифровой мультстудии в работе с дошкольниками».
Работа с цифровыми технологиями в образовании сейчас на пике актуальности. И детские сады они не обошли стороной. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты....