Обмен опытом "Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры"
статья

Литвиненко Юлия Викторовна

Материал о системе  воспитания у детей экологической  культуры в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_-_kopiya.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы в ДОУ  по воспитанию у детей

 экологической культуры

      В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологической культуры; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития  практических природоохранных навыков. Формирование экологической культуры дошкольника в ДОУ  строится с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий, с учетом имеющейся развивающей предметно-пространственной среды ДОУ экологической направленности.

         МАДОУ «Березка» организует работу по воспитанию у детей экологической культуры  в соответствии с общеобразовательной  программой ,  включающей  в себя парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». За три года работы с детьми в этом направлении в ДОУ сложилась определенная система работы.

         Целью этой работы явилась  необходимость создания оптимальных   условий в ДОУ для воспитания у детей  экологической культуры, в комплексе используя развивающую среду ДОУ в полном объеме.

Задачи:

1. Обогащение  знаний детей по воспитанию экологической культуры.

2. Обогащение и использование РППС ДОУ в системе.

3. Повышение компетентности педагогов и родителей по воспитанию экологической культуры у детей.

4. Создание системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей  при формировании основ экологической культуры у дошкольников, через организацию  экологических акций и праздников

Механизм реализации.

1. Проведение мониторинга  развивающей среды, компетентности педагогов и родителей по воспитанию экологической культуры..

2. По результатам составление  плана работы.

3.Практическая деятельность.

4.Анализ полученных результатов.

Создание и обогащение среды.

  • Обогащение экологических комнат демонстрационным материалом ( игрушками, плакатами, макетами, схемами, моделями). Использование экологической комнаты «Животный мир» для временного содержания животных при проведении наблюдений за живым объектом. По договоренности с родителями объект приносится на один-два дня. 
  • Обогащение библиотеки художественной литературой о природе, составление рекомендованной литературы о природе в соответствии с возрастом детей для педагогов ДОУ.  
  •  Оснащение лаборатории необходимым оборудованием ( пробирки, подносы, пипетки, микроскопы, коллекции (семян, камней, листьев), гербарий, и т.д. Обогащение развивающей среды в группах в  центрах природы. 
  • Создание в летний период экологической тропы на территории детского сада. Разбивка огорода, цветника, озеленение территории ДОУ.

Организация   работы по воспитанию экологической культуры, с учетом экологических акций и праздников.

  • Организуются экскурсии, целевые прогулки и походы  в лес, к реке, до самой глубокой осени, во время которых детей педагоги  учат понимать красоту природы, ощущать радость общения с ней, беречь и охранять её.
  •  Регулярно дети посещают комнаты экологии и лабораторию, где формируются экологические знания и навыки применения знаний в жизни. В  работе используются  множество экологических игр. Содержание игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Например: «Знаешь ли ты деревья?», «Домашние и дикие животные», «Назови детёнышей», «Зверь, птица, небылица» и другие.
  • В каждой группе создан «Почемучкин портфель!», сколько вопросов приносят ребята, на которые их друзья и педагог должны ответить.
  • Организуются в ДОУ выставки книг, выставки  рисунков: «Зимующие птицы», «Береги природу», «Друзья природы», «Кто живёт в зимнем лесу».
  • Организована проектная деятельность с детьми и родителями:«Осень-чудная пора», «В мире животных», «Водичка. Водичка…» , « Планета-земля» и др.
  • Проводятся  экологические   мероприятия: КВН, познавательные игры, экологические праздники, с учетом всероссийских праздников:  «День лесника», «Синичкин день», «День заповедников и национальных парков России (знакомство с Красной книгой)», « Международный день птиц», «Всемирный день здоровья», «День экологических знаний», «День эколога».
  •  Проводятся  экологические акции совместно с родителями  и детьми: «Зеленая Россия», «Спасти и сохранить», всемирная акция «Очистим планету от мусора»,  «Посади дерево».
  • Организуются ежегодные субботники по очистке территории ДОУ и вокруг нее, уборки леса и берегов реки Ингу-Ягун.

Повышение компетентности педагогов и взаимодействие с родителями.

  • Повышение компетентности  педагогов  проходит путем консультирования, проведения деловых игр, а так же в рамках самообразования.
  • Повышение компетентности родителей происходит на групповых собраниях,  которые педагоги проводят в нетрадиционной форме: КВН, деловая игра, круглый стол, где родителей учат экологической культуре и как свои знания и умения  передать детям.
  •  В ДОУ  организуются выставки и конкурсы с участием родителей и детей: «Осенняя ваза», «Каждой пичужке, по кормушке», «В лесу родилась елочка», «Поделки из бросового материала», «Огород на подоконнике».
  •  Регулярно помещается информация  на сайте ДОУ: новости о проведенных мероприятиях, объявление о приглашении участвовать в экологических акциях, консультации, игры и т.д.

Достигнутые результаты: среда в ДОУ экологической направленности отвечает всем требованиям ФГОС ДО, экологическая культура детей повысилась в среднем за год на  70%, налажен контакт по взаимодействию с родителями, они являются участниками практически каждого экологического мероприятия.

Используемая литература:

1.Николаева С.Н, Парциальная программа "Юный эколог" (3-7 лет)/ Мозаика-СинтезБиблиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" – 2014

2. Масленникова  О.М., Экологические проекты в детском саду/Издательство - Учитель :Серия - Образовательное пространство ДОУ:-201

3.Соломенникова Ольга, Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет/  Мозаика-СинтезБиблиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" – 2014

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом работы. Сервировка стола. Дежурство детей 6-7 лет.

Показаны навыки и умения детей 6-7 лет дежурить во время обеда, умение сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, воспитание дружеских отношений друг к другу....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» /ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»/ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/....

Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам жи...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...

Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"

Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"...

обмен опытом "Роль семьи в воспитании духовно-нравственного воспитания дошкольников"

 В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении лично...

Обмен опытом работы по теме: «Использование цифровой мультстудии в работе с дошкольниками».

Работа с цифровыми технологиями в образовании сейчас на пике актуальности. И детские сады они не обошли стороной.  Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты....