Организация и построение развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Пинская Ирина Николаевна

В презентации представлены рекомендации по организации предметно -пространственной среды в старшей и подготовительной группах ДОУ, примерный перечень оборудования и материалов в разных центрах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno_prostr_sredy.pptx643.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и построение развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе Выполнила воспитатель МБДОУ № 2 «Дюймовочка» Пинская И.Н.

Слайд 2

Основные требования к организации среды Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенной, развивающей; Трансформируемой; Полифункциональной; Вариативной; Доступной; Безопасной; Здоровьесберегающей. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 2

Слайд 3

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 11.10.2024 3 При переходе ребенка в старшую и подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Важно чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.

Слайд 4

. Пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые Микропространства – ЦЕНТРЫ, (в которых могут находиться одновременно 3—6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 5

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Трансформируемость предметно-пространственной среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке д\сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и др.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 5

Слайд 6

В группе создаются различные центры активности: В группах пространство делится на три сектора, в каждом из которых размещены центры развития детей: активный , включающий в себя: центр игры, центр двигательной активности, центр конструирования и центр музыкально- театрализованной деятельности; спокойный сектор : центр отдыха, центр книги, центр природы и др. рабочий сектор: центр правильной речи и моторики, центр познавательно- исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности — центр познания обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); — центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); — игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; — литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; — спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru

Слайд 7

Игровой центр Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 7

Слайд 8

Игровой центр В группе должна быть коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Желательно включить альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы. Необходимы место для разыгрывания сюжетов в режиссерской игре, набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, бросовый материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 8

Слайд 9

Центр познания В группе специальное место и оборудование выделяется для игротеки . Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры «Четвертый — лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия». Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное множество: это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 9

Слайд 10

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как ребята путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечаются место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы, а рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение). В старшем дошкольном возрасте расширяется область социально-нравственных ориентаций и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно; «–» — так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций». Для него нужны основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4—5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении. http://aida.ucoz.ru 10

Слайд 11

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению . Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса. Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами. Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов, необходимо включить в среду группы разнообразные схемы- образцы построек, альбомы с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 11

Слайд 12

Литературный центр Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должны быть представлены справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам — природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 12

Слайд 13

— Важная задача развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещаются 5—6 рамок (картонных или деревянных) и множество картинок, вырезанных из старых журналов. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок, разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 13

Слайд 14

Центр творчества Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы способов создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь папки с алгоритмами действия, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы Отводится место для демонстрации созданных детьми работ . Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и другими материалами. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 14

Слайд 15

Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали взрослой одежды — шляпу, галстук, длинную пышную юбку, солнечные очки, шаль, пилотку стюардессы, капитанскую фуражку и т. П . Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки ( дартс , кольцебросы , кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания ). Необходимо поддерживать попытки ребенка в правильной организации собственной деятельности, учить элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов. 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 15

Слайд 16

Показатели, по которым педагог оценивает качество созданной в группе развивающей предметно- пространственной среды: 1. Включенность всех детей в самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью удобством размещения материалов. 2. Низкий уровень шума в группе (дети заняты делом). 3.Низкая конфликтность между детьми: редко ссорятся из- за игр, игрового материала, поскольку увлечены интересной и разнообразной деятельностью. 4. В течение дня детьми создается много продуктов детской деятельности (рисунков, поделок, экспериментов, рассказов и др.) 5. Положительное эмоциональное благополучие ребенка (жизнерадостность, увлеченность, открытость…) 11.10.2024 http://aida.ucoz.ru 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных каче...

Требования к организации и построению развивающей предметно- пространственной среды в средней группе.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. ...

«Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО»

Материал содержит рекомендации воспитателям по построению развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....

Фотоотчет "Организация зоны сюжетно-ролевых игр с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре знания ребенка пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это дел...

"Построение развивающей предметно - пространственной и образовательной среды для организации инклюзивного образования"

В консультации даны рекомендации для построения развивающей предметно -пространственной  и образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов....

Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе для детей с ОВЗ.

Современные подходы к организации РППС в ДОУ призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоцио...

Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе «Звездочка» МДОБУ «Детский сад No 1»

Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержател...