Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных качеств личности и компетентности педагога, реализации модели образовательной программы, повышению инновационной мотивации при проектировании предметной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, регионального компонента, так как открывают возможности вариативности образовательного процесса, его индивидуализации и дифференциации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_razrabotka_kriterii_otsenki_rpps.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
«Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Харалгина Наталия Александровна,
старший воспитатель, Казенного учреждения
«Детский противотуберкулезный санаторий
имени Е.М. Сагандуковой»,
город Ханты-Мансийск
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно–пространственная среда далее РППС), созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), а именно: обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала; все помещения, где осуществляется образовательный процесс должны быть доступны для воспитанников, (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности), чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая предметно-пространственная среда — это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально – организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума, и задача педагогических работников в учреждении состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в учреждении.
В данном проекте представлены методические рекомендации по оценке предметно-пространственной среды, особенности образовательной среды учреждения и ее связь с образовательным пространством воспитанников с учетом ФГОС ДО, основных задач системы образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, реализации модели образовательной программы Учреждения.
Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных качеств личности и компетентности педагога, реализации модели образовательной программы, повышению инновационной мотивации при проектировании предметной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, регионального компонента, так как открывают возможности вариативности образовательного процесса, его индивидуализации и дифференциации. Помогут педагогам организовать предметно-развивающую среду так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, представляла интерес для ребенка, подвигала его к действиям, исследованию. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства учреждения. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО понятия РППС трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль педагога, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.
Цель: оценка организации построения РППС для эффективного развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Задачи:
1. изучить и внедрить в практику новые методы оценки к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы учреждения.
2. разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в учреждении, определяющие выбор педагогами объектов развивающей среды и использование их для решения конкретных педагогических задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
4. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
5. создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
6. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
7. приобщить старших дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
В основу разработок критериев оценки положены принципы дошкольного образования и принципы построения РППС в соответствии с ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В ФГОС ДО раскрыта система принципов построения предметно-развивающей среды, ими руководствовалась при разработке критериев оценки, а именно:
- принцип насыщенности предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- принцип информативности и разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволяет обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Данный принцип позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения РППС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При реализации этого принципа должны быть учтены, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной активности;
- принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями (оценка деятельности педагога по организации в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения, подбора материалов, игр, игрушек и оборудования. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности);
- принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих РППС.
- принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При оценке учитываются основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также двигательная активность;
- принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений РППС, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. В нашем учреждении для изменения пространства педагоги используют подвески, для снятия эмоционального напряжения и двигательной активности детей. При входе в группу детей встречает то выстроенная дорожка из мягких модулей, то нарисованные круги на полу для поддержания интереса к детской деятельности;
- принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образовательных областей. Если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает ФГОС ДО, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию;
- принцип учёта зоны ближайшего развития: для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст. Оценку данного критерия производят по использованию педагогом игрового оборудования в разных вариантах.
Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должна быть доступна для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.
В нашем учреждении все групповые ячейки оборудованы отдельными спальными и раздевальными комнатами, в наборе помещений учреждения также имеются: кабинет старшего воспитателя, кабинет педагога -психолога, учебный класс, музыкальный зал, зал ЛФК, медицинский кабинет, кабинет физиотерапии, кухня, мини – музей «Русская изба». В Детском санатории созданы необходимые условия для обеспечения безопасности детей и сотрудников учреждения. Территория учреждения находится под круглосуточной охраной, огорожена забором, установлена тревожная кнопка для экстренных вызовов.
В игровой комнате созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Раздевалка для детей в учреждении оформлена информационными стендами, выставками детских работ. Развивающая предметная среда учреждения оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю и соответствует ФГОС ДО.
Особенности предметно - развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, предметно - развивающая среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности. В учреждении организовано 6-ти разовое питание на основе примерного 14-х дневного меню. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. В рацион питания включены фрукты, овощи, соки. Контроль над разнообразием и качеством приготовления блюд осуществляет: заведующий детским санаторием, врач-диетолог и диетическая медицинская сестра.
Территория детского санатория благоустроена: разбиты цветники, газоны. На территории имеется лесополоса со встроенными образовательными терренкурами и оздоровительными маршрутами по лесу. Создан автогородок с дорожной разметкой и дорожными знаками. Имеется спортивная и 2 игровых площадки с оборудованными тремя игровыми комплексами и детскими спортивными тренажерами. Также на игровой площадке встроены 5 песочниц и имеется крытая веранда.
В образовательной деятельности педагоги детского санатория опираются на основную образовательную программу дошкольного образования Казенного учреждения ХМАО-Югры «Детского противотуберкулезного санатория им. Е.М. Сагандуковой», автора-разработчика – старшего воспитателя учреждения Харалгиной Н.А. Программа является нормативно-управленческим документом Казенного учреждения ХМАО-Югры «Детского противотуберкулезного санатория им. Е.М. Сагандуковой» и согласно Закону «Об образовании в РФ» определяет объем, содержание, планируемые результаты и организацию образовательной деятельности в санатории, обеспечивая построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Образовательная деятельность в Детском санатории осуществляется с ноября 2015г.
Цели педагогической работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей первостепенное значение имеют следующие задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях учреждения и семьи.
Чтобы организовать тематический контроль, старшему воспитателю могут помочь критерии оценки РППС представленные в приложении № 1. Данные критерии разработаны на основе требований ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы ДО, сгруппированы по темам и внесены в представленную таблицу для фиксации результатов и контроля. Табличные формы фиксации результатов наблюдения дают наглядную картину состояния РППС в учреждении. Зная критерии оценки, педагоги смогут постепенно привести РППС группы в соответствие требованиям ФГОС ДО.
Приложение № 1
Таблица для фиксации результатов тематического контроля соответствие РППС требованиям ФГОС ДО педагогами КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой»
Вопросы контроля | Критерии оценки (реализуется или не реализуется требованиям ФГОС ДО) | Примечание | |
да | нет | ||
1. Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС)учитывает возрастные, индивидуальные, психологических и физиологические особенности детей и соответствует задачам образовательной программы ДОО | |||
2. В группе учтены национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность | |||
3. В группе созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в т. ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников | |||
4. Дети имеют возможность для уединения (оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы) | |||
5. В группе созданы условия для развития и образования детей в 5 образовательных областях: социально -коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития | |||
6. РППС группы способствует личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей детей | |||
7. РППС группы способствует социализации и индивидуализации детей | |||
8. РППС группы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие | |||
10. Педагог организует в пространстве группы разные виды детской деятельности: ■ игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр | |||
■коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | |||
■познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) | |||
■восприятие художественной литературы и фольклора | |||
■самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | |||
■конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы | |||
■изобразительную (рисование, лепка, аппликация) | |||
■музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) | |||
■двигательную (овладение основными движениями) | |||
11. Группа оснащена средствами обучения и воспитания, различными материалами (в т. ч. расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем) в соответствии со спецификой образовательной программы | |||
12. В группе присутствуют полифункциональные (без жестко закрепленного способа употребления) предметы, в т. ч. природные материалы, которые воспитанники используют в разных видах детской активности | |||
13. В группе имеются дидактические и игровые материалы, которые педагог использует для развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств детей | |||
14. В группе имеются наглядно-дидактические материалы для формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни | |||
15. Воспитатель в достаточной мере использует игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе образовательной деятельности с детьми | |||
16. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям | |||
17. Игровое оборудование в группе исправно, используется детьми без функциональных ограничений | |||
18. Воспитатель группы обеспечивает сменяемость объектов РППС в соответствии с задачами образовательной деятельности в течение дня | |||
19. Воспитатель регулярно (в течение недели, месяца) вносит изменения в РППС (использует новый иллюстративный материал; знакомит с новыми произведениями художественной литературы; проводит разные дидактические, театрализованные и ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции разных предметов и материалов) | |||
20. Воспитатель следит за содержанием и актуальностью информации в уголке для родителей (обновляет ее не менее 2 раз в месяц) |
Ожидаемые результаты по итогам контроля организации построения РППС в учреждении в соответствии с ФГОС ДО
1. изучение педагогами новых подходов в организации развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
2. системная организация РППС согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;
3. сформировать у педагогического коллектива понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группе развивающей среды соответственно ФГОС ДО;
4. содействие родителей и иного персонала учреждения по созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в детском санатории.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,
Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка, презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС."
В презентации содержится материал о том. как можно организовать предметно-развивающию среду в Доу в соответствии с ФГОС, содержит много фотоматериалов....
Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении
Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
РППС построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников....
Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
РППС построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников....
Построение развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
Построение развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО...
Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас в виртуальное путешествие по нашей группе. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Может, кому-нибудь пригодятс...