"Построение развивающей предметно - пространственной и образовательной среды для организации инклюзивного образования"
консультация по коррекционной педагогике

Ахметова Закира Рахимчановна

В консультации даны рекомендации для построения развивающей предметно -пространственной  и образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_i_obrazovatelnaya_sreda_v_inklyuzii.docx43.78 КБ

Предварительный просмотр:

Построение развивающей   предметно -  пространственной и образовательной  среды для организации  инклюзивного образования

Игра  – это своеобразная “арифметика социальных отношений”.

Л.С.  Выготский,                                      

            Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно - оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

В чем же заключается особенность организации предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)?

– обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности в соответствии с ее возможностями. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций.

      При создании РППС в инклюзивной группе с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать   особенности детей с проблемами в развитии: это  структуру первичного дефекта, степень его  выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно - пространственного).

    Создавая предметно-развивающую среду в инклюзивном пространстве необходимо

учитывать требования, которые были разработаны и представлены в концепции

развивающей среды, однако, особую значимость  приобретают следующие  принципы:

  • Полифункциональность среды.
  • Принцип комфортности и стабильности.
  • Принцип рациональности и доступности.
  • Принцип учета особенностей развития каждого ребенка.

      Игровые центры  должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОУ, где осуществляется образовательная деятельность детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОУ.

В групповой комнате выделяются следующие центры:

  • сенсорного развития;
  •  общения  и эмоционального      развития ;
  • ознакомления с окружающим и  социально-бытовой ориентировки;
  • развития предметно-практической  деятельности;
  •  развития мобильности, ориентировки в пространстве.

Работа в центрах будет успешной, если педагог будет поддерживать детскую инициативу, моделировать и разграничивать ситуации взаимодействия.

    Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ и инвалидностью во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

  1. Реализацию образовательной программы, парциальных программ  ДОУ.
  2. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
  3. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
  4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
  5. Учет возрастных особенностей детей

Предметно-пространственная среда должна иметь:

  • привлекательный вид;
  • выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • снимать утомляемость;
  • положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда для инклюзивного образования должна иметь:

  • Обязательную зону коррекции;
  • Уголки уединения;
  • Индивидуальное авторское пространство ребенка.

А теперь рассмотрим особенности организации предметно-развивающей среды для детей:

  1. С тяжелыми  нарушениями речи (далее с ТНР):
  • оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами;
  • сменяемость оборудования (раз в неделю в соответствии лексической теме);
  • оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики рук (пазлы, мозаики, крупа, шнуровки, мелкий конструктор и т.д.);

В  группе обязательно создается центр речевого развития «Будем говорить правильно»:

(картотеки предметных и сюжетных  картинок, настольно – печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, игры и материалы  автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для усовершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим  темам, мнемотехнические средства, символы, схемы по формированию связной речи).

  1. Предметно-развивающая среда для детей с Задержкой Психического Развития (далее ЗПР)
  • Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечить свободное и безопасное передвижение детей;
  • Не должно быть слишком открытого пространства, которое провоцировало бы детей бегать с опасностью для других;
  • «Тихие» и «Шумные» центры достаточно  разнесены;
  • Обязательное наличие  в группе центров отдыха  для зрительного и физического расслабления детей (центры уединения), где имеются ковровое покрытие спокойного тона, мягкая детская мебель, «сухие» аквариумы, аудио записи со звуками природы;
  • Наличие в группе индивидуального авторского пространства  («мой секретик») для хранения своих секретов, игрушек и каких либо вещей, что немаловажно для детей с ЗПР (это может быть коробочки, шкатулки или сумочки, подписанные имя, фамилия ребенка);
  • Цветовая палитра должна быть представлена пастельными тонами;
  • Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);
  • Схемы и алгоритмы действий;
  • Модели последовательности рассказывания, описания;
  • Модели сказок.

Правильно реализуемая развивающая среда способствует развитию у детей с ЗПР когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления).

  1. Для детей с  нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) наиболее актуальным является направление, в котором реализуется достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др.

Для детей с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата нужно создать необходимые условия:

  • Свободное малоизрезанное пространство;
  •  Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам;
  • Разнообразные шнуровки;
  •  Рамки Монтессори;
  • Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки (мозайки, игры с прищепками, с пуговицами);
  • Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки;
  • «Дорожка шагов» для правильной  постановки  стопы, переносные массажные дорожки для профилактики плоскостопия. Роликовые массажеры.
  1. РППС, организованная  для работы с детьми, имеющими расстройство акустического спектра (далее РАС), характеризуется:
  • Обязательное зонирование группового пространства выделение центров для творчества, (оборудование игровых центров и других, расположение атрибутики для соответствующей деятельности);
  • Создание места для релаксации;
  • Визуальная поддержка (создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы,  режим дня в картинках);
  • Чередование внешних раздражителей по новизне, силе воздействия;
  • Достаточный ассортимент игрушек (игрушки должны быть красочные, простые и одновременно выразительной формы, в то же время они должны реалистично изображать объекты реальности).

    Пространство ДОУ, в т. ч. помещения группы, кабинеты специалистов, условно необходимо разделить на центры. Центры должны быть оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих центрах.

Пространство, организованное в ДОУ, должно обязательно учитывать интересы и

потребности ребенка с РАС.

    Оформленное помещение должно быть для него привлекательным. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его любимые игрушки, предметы. При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии и др.

Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:

• ориентировочные;

• коммуникативные;

• социально-поведенческие.

Примеры ориентировочных подсказок:

• Использование маленьких фотографий ребенка или привлекательного цвета для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).

• Размещение на стене перед входом в группу стенда с фотографиями воспитателей и детей, посещающих группу.

• Размещение на дверях кабинетов для индивидуальных занятий фотографий педагогов (специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога), работающих в этих кабинетах.

 Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

    Развивающая предметно-пространственная среда возрастных групп является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

  Для детей с ОВЗ требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ.

В соответствии с ФГОС, основное направление инклюзивного образования – освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Для того чтобы организовать инклюзивное образование в дошкольном учреждениинеобходимо:

  • создать развивающую образовательную среду;
  • грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей;
  • участие квалифицированных специалистов (логопедов, дефектологов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, психолога и др.) в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В основе организации инклюзивной образовательной среды,   выступают следующие принципы:

1.  Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию.

2. Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).

3. Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.

4. Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.

5. Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребёнка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.

6. Приоритет социализации как процесса результата инклюзии. Главным целевым компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка.

7. Развитие позитивных межличностных отношений  не является спонтанным процессом, это также выступает предметом специальной работы педагогов.

8.  Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает ее безопасность (физическая и психологическая). Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия (Баева И.А., Лактионова Е.Б.).

   Организованная таким образом инклюзивная образовательная среда работает при условиях:

1. Комплексного и многоуровневого сопровождения участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, логопед, психолог, родители) и социализации детей (психолог, родители).

Виды (направления) комплексного сопровождения:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
  •  консультирование (индивидуальное и групповое);
  •  развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  •  коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование (повышение психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей).
  1. Для успешной реализации инклюзивный подход к детям с ТНР, необходимо не только выполнить все те условия, которые были описаны выше, но адаптировать образовательную программу.

Адаптированная основная  образовательная программа (далее, АООП) – это образовательная программа, которая адаптирована для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии ТПМПК, которая учитывает особенности, как психофизического развития, так и особенности образовательных способностей, индивидуальных возможностей, и которая обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная программа нацелена на создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающие особые образовательные потребности детей с ТНР через индивидуальный подход в образовательном процессе. Реализовывается программа с непосредственной взаимосвязью коррекционных специалистов, детей и, конечно же, их родителей. Вовлечение родителей в процесс обучения способствует достижению положительных результатов. Только при таком тесном взаимодействии можно говорить об успешной интеграции ребенка в общество нормально развивающихся сверстников и успешной реализации адаптированной программы.

Таким образом, весь процесс обучения и воспитания должен основываться с учетом индивидуальных особенностей детей, это поспособствует успешной социализации, адаптации и интеграции воспитанников, а так же при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Интеграция детей с ТНР в общество нормально развивающихся сверстников будет условием успешного развития и социализации.

  1. Необходимым условием организации образовательной среды для детей с нарушениями функций ОДА является создание в ДОУ адаптивной образовательной среды, позволяющей удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушениями функций ОДА.

Важным составляющим качества интегрированного обучения детей с нарушениями функций ОДА является использование в коррекционно-образовательном процессе информационных коммуникационных технологий: специализированного программно-аппаратного обеспечения для лиц с нарушениями функций ОДА.

  1. Важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:
  • Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия.
  • Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).
  • Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
  • Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.
  • Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
  • Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

IV. Для успешной интеграции детей с аутизмом необходима специальная  образовательная среда:

-Компетентность команды персонала (знают и учитывают особенности детей с РАС, используют методы, позволяющие развить навыки, устранить нежелательные формы поведения)

Интеграция и координация: совместное планирование, ведение тетрадей взаимодействия, таблиц взаимосвязанной работы,  работа ПМПк, через построение и реализацию адаптированных образовательных программ.

-Организация среды, позволяющая компенсировать отсутствующие навыки, то есть с одной стороны нужно направлять усилия на адаптацию ребенка к социуму, а с другой - адаптировать среду к особенностям и потребностям ребенка.

-Взаимодействие с родителями (законными представителями)

-Привлечение дополнительных ресурсов (индивидуализация, малая группа, постепенная интеграция, услуги тьютора и др.)

Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни человека: уровня самостоятельности; возможности устанавливать социальные отношения;

возможности получить образования и профессию; доступ к активному отдыху и досугу.

Таким образом, необходимо, чтобы работа с одной стороны была направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик), которые препятствуют социализации. С другой стороны, необходимо создавать специальные условия (среду), которая позволит компенсировать отсутствующий навык.

Требования к педагогу при организации образовательной деятельности

  • Соблюдать режим зрительной, тактильной и физической нагрузки;
  • Речь педагога – замедленная, чёткая, выразительная, достаточно громкая;
  • Снижать темп занятия;
  • Соблюдать методику рассматривания картин;
  • Находиться у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • Проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.

   Обобщая работу в данном направлении,  можно отметить,  что инклюзивная образовательная среда, созданная с учетом вышеперечисленных принципов, структуры и условий её организации, способствует стимулированию развития самостоятельности, инициативности и активности ребенка с ОВЗ, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей с учетом особых образовательных потребностей и является эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение построения развивающей предметно - пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация материалов по методическому сопровождению построения развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Методическая разработка по теме: "Построение развивающей предметно-пространственной среды и оснащение центра музыкального развития"

В методической разработке даются рекомендации по построению развивающей предметно-пространственной среды и оснащению центра музыкального развития в группе....

Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС ДО»

Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической готовности к проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии с р...

Консультация для воспитателей ДОУ «Некоторые подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолог...

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий  творческий подход в ее построении...

Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

«Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»...

Доклад на тему: Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.

П остроение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования,,,,,,,,,,,,...