программа дополнительного образования "Уроки моря"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Во все времена водная среда обитания была и остается малодоступной и загадочной. Величие и мощь Океана с давних пор поражали человека. Океан необходим людям во все времена, он служит как источник сообщения так и источником пищи. Люди научились использовать его, разгадали его тайны и полюбили.
Но для большинства людей Океан- всего лишь огромная яма, заполненная непригодной для питья соленной водой. Мы привыкли радужным разводам на волнах и разнообразному мусору на берегу, нас уже не поражает, что океан становится все более грязным, все более мертвым.
Нам и нашим детям посчастливилось жить у берегов Японского моря- одного из самых красивых и удивительных морей Земли. Каким его видят наши дети, когда плещутся в ласковых, согретых солнцем волнах? Таким , каким бывает море на картинках и фотографиях художников, в стихах и песнях поэтов- спокойным и волнующим, игривым, зеленым и синим в утренние часы, золотым и серебряным в минуты заката, а может, со следами загрязненных отходами человеческой деятельности? Мы забываем что море не просто огромный водный бассейн, по которому ходят корабли, в котором купаются люди, но это единственный дом для множества живых, самых разнообразных существ- от хрупких и изящных созданий до нелепых и неуклюжих, на взгляд человека чудовищ.
Программа «Уроки моря» ориентирована на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Дети этого возраста способны выделять предметы по различным признакам, опираясь на один, точно называть группы предметов, аргументировать суждения, доказывать правильность обобщений. У детей увеличивается произвольность познавательно процесса, складываются основные умения и умственные операции ( сравнение, анализ, обобщение, классификация), начинает формироваться абстрактное мышление. Дети уже способны выделять основные понятия, классифицировать объекты, вычленять существенные признаки объектов и явлений природы. Важнейшая задача педагога- воспитать познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chernakova.docx | 52.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета, протокол № от _______________г. | Утверждено: заведующий МБДОУ Детский сад № 46 Общеразвивающего вида г. Владивостока
_____/Е.А. Миллер/ приказ № ___от _________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Уроки моря
По направлению: экологическое воспитание
Уровень программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Чернакова Кристина Юрьевна,
воспитатель
Владивосток 2023 г
Оглавление
Цели и задачи реализации программы 4
Основные требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения 6
Содержание образовательной деятельности 8
Материально-техническое обеспечение программы 23
Целевой раздел
Пояснительная записка
Во все времена водная среда обитания была и остается малодоступной и загадочной. Величие и мощь Океана с давних пор поражали человека. Океан необходим людям во все времена, он служит как источник сообщения так и источником пищи. Люди научились использовать его, разгадали его тайны и полюбили.
Но для большинства людей Океан- всего лишь огромная яма, заполненная непригодной для питья соленной водой. Мы привыкли радужным разводам на волнах и разнообразному мусору на берегу, нас уже не поражает, что океан становится все более грязным, все более мертвым.
Нам и нашим детям посчастливилось жить у берегов Японского моря- одного из самых красивых и удивительных морей Земли. Каким его видят наши дети, когда плещутся в ласковых, согретых солнцем волнах? Таким , каким бывает море на картинках и фотографиях художников, в стихах и песнях поэтов- спокойным и волнующим, игривым, зеленым и синим в утренние часы, золотым и серебряным в минуты заката, а может, со следами загрязненных отходами человеческой деятельности? Мы забываем что море не просто огромный водный бассейн, по которому ходят корабли, в котором купаются люди, но это единственный дом для множества живых, самых разнообразных существ- от хрупких и изящных созданий до нелепых и неуклюжих, на взгляд человека чудовищ.
Программа «Уроки моря» ориентирована на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Дети этого возраста способны выделять предметы по различным признакам, опираясь на один, точно называть группы предметов, аргументировать суждения, доказывать правильность обобщений. У детей увеличивается произвольность познавательно процесса, складываются основные умения и умственные операции ( сравнение, анализ, обобщение, классификация), начинает формироваться абстрактное мышление. Дети уже способны выделять основные понятия, классифицировать объекты, вычленять существенные признаки объектов и явлений природы. Важнейшая задача педагога- воспитать познавательный интерес как мотив учебной деятельности.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы- формирование у детей эмоционально- положительного, волевого, бережного отношения к морским богатствам, обитателям морей и океанов, в частности залива Петра Великого Японского моря.
Задачи программы
Образовательные:
— познакомить детей с биоразнообразием морей, в частности залива Петра Великого Японского моря;
— дать информацию о приспособительных функциях существ, живущих в море и на побережье;
— научить строить простые цепи питания;
— научить объединять животных в группы и давать им обобщающее название;
— дать детям представление о разном отношении людей к обитателям морей и океанов.
Развивающие:
— развивать эмоционально-чувственную, волевую сферу ребенка;
— способствовать развитию у детей слухового и зрительного восприятия;
— развивать индивидуальные творческие способности ребенка;
— развивать моторно-двигательные функции (подвижность, ловкость, координацию движений).
Воспитательные:
— формировать умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения на природе;
— воспитывать гуманное, бережное отношение к морским обитателям;
— прививать любовь к родному краю.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год, состоит из 1 курса (32 занятия). Некоторые занятия по усмотрению педагога можно разбить на 2 части. В зависимости от возрастных особенностей детей. Формы и режим занятий: форма организации занятий – групповая. В неделю 1 занятие по 25-40 минут в зависимости от возраста.
Принцип отбора содержания программы
Научность и доступность. Дети получают современные знания о природе. Обучение ребенка реализуется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтение литературы, наблюдения, рисование и др.
Системность. Ядром знаний являются три взаимосвязанные содержательные линии: 1) биоразнообразие морей и океанов; 2) взаимосвязи в природе на примерах живых организмов с водной, наземно-воздушной средах обитания, друг с другом; 3) цикличность явлений в развитии и жизни живых организмов, обитающих в водоемах.
Интеграция. Темы программы реализуются через комплекс различных видов деятельности.
Деятельность. Получая знания по программе, дети участвуют в различных видах деятельности, таких как: — познавательная (экологические занятия, наблюдения, демонстрационные опыты, экскурсии на побережье, в музеи, природоохранные акции, рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжетов о море); — игровая (дидактические, малоподвижные, подвижные игры); — изобразительная (рисование гуашью, акварелью, оригами, аппликация, работа с природным материалом); — речевая (ответы на вопросы, участие в беседах, спектаклях, разучивание стихотворений).
Новизна. У детей формируются представления о флоре и фауне залива Петра Великого, приспособительных функциях живых организмов к различным средам обитании (воздушной, водной, наземной). Для дошкольных учреждений программа станет путеводителем при изучении малодоступной и загадочной водной среды обитания. Информация об обитателях Японского моря, сказочные истории о них, специально подобранный иллюстративный материал, интересные игры, развивающие умение перевоплощаться в обитателей моря, просмотр красочных видеосюжетов, создание необычной изопродукции, развивающей творческие способности детей- все это делает программу «Уроки моря» необычной и интересной.
Основные требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Уроки моря» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты:
Ребенок должен знать:
— названия некоторых животных и растений, встречающихся в заливе Петра Великого Японского моря;
— приспособления некоторые живых существ к водной среде обитания.
Ребенок должен уметь:
— выделять общие признаки принадлежности к данному типу или классу животных;
— находить сходства и различия у некоторых классов животных;
— устанавливать связь между способом передвижения морских обитателей и характером конечностей, формой тела, пищей и ротовым аппаратом;
— устанавливать связь между условиями существования морских существ и их окраской;
— узнавать и называть представителей брюхоногих и двустворчатых моллюсков по внешнему виду;
— строить простые цепи питания (водная среда обитания);
— владеть различными приемами изобразительной техники.
Ребенок должен иметь представление о биоразнообразии соленых водоемов, в частности залива Петра Великого, влиянии человека на окружающую среду, в данном случае водная и наземно-воз- душная среды обитания (побережье), о разнообразии и значении красок, звуков в жизни морских обитателей.
Ожидаемые результаты. Альбом «Уроки моря», оформленный ребенком, станет прекрасным путеводителем в морское царство. У детей появляется интерес к миру моря, любознательность и чувство сопереживания к живым существам, попавшим в беду (киты, дельфины). Знакомясь с образом жизни морских обитателей, дети узнают, как они приспособились к водной среде обитания, как зависят друг от друга, в каких отношениях находятся и нужно ли человеку вмешиваться в образ жизни живых существ. Кроме того, обогащается словарный запас ребенка, он делает выводы и активно участвует в обсуждении увиденного, прослушанного и проигранного. Практическая деятельность учит трудолюбию, усидчивости, развивает творческие способности и мелкую моторику рук, дает детям возможность проявить индивидуальность.
Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности
Система занятий построена следующим образом: по каждой теме детям дается интересная информация, которая закрепляется играми, развивающими заданиями, практической работой. Просмотр видеофильмов и прослушивание музыки эмоционально окрашивают содержание темы. Для реализации программы необходимо создание развивающей предметной среды, включающей дидактические, развивающие игры, атрибуты к подвижным играм, иллюстративный материал, коллекция раковин, природный материал, фланелеграф, картонных и рисованных героев к предложенным историям, плакаты, репродукции картин с морскими пейзажами.
Методы работы, реализуемые в программе:
— наглядный метод, способствующий развитию интереса к познавательной деятельности;
— метод чувственного познания природы, решающий проблему эмоционально- чувственного развития ребенка в системе экологического образования;
— игра как метод экологического воспитания, помогающий детям лучше усвоить многие экологические понятия, постигнуть элементарные взаимосвязи в природе;
— словесный метод, эмоционально окрашивающий увиденное, делающий программу увлекательной.
Структура программы.
Информационный блок:
1. Соленый водоем — среда обитания живых существ.
2. Планктон.
3. Водоросли.
4. Кишечнополостные.
5. Кольчатые черви.
6. Брюхоногие моллюски.
7. Двустворчатые моллюски.
8. Головоногие моллюски.
9. Иглокожие.
10. Ракообразные.
11. Рыбы.
12. Китообразные.
13. Две среды обитания.
14. Ластоногие.
15. Морские птицы.
16. Красная книга.
17. Заповедники.
Изобразительная деятельность:
1. Живопись, рисование, работа с природным материалом.
2. Аппликация.
3. Оригами.
4. Игры.
Практическая деятельность:
1. Экологический праздник.
2. Праздник «День моря»
Перечень творческих работ альбома « Уроки моря»:
Вот какое чарующее море (живопись).
Вода, во всех вода (рисование).
Странники(аппликация).
Морские пастбища (коллективная работа, монотипия и аппликация). Медузы (оригами).
Живые цветы на морском дне (аппликация).
Кораллы (оригами).
Великие строители (оригами и кляксография).
Башня, крепость, дом (раскраска).
Веселая морская звездочка (природный материал).
Я вижу раковину(рисование).
Осьминог на охоте(рисование).
Разноцветные осьминожки (аппликация).
Серый и морской ежи (природный материал).
Такие разные, но родственники (живопись, аппликация).
Краб (природный материал).
Удивительные рыбы (аппликация).
Странствия лосося (рисование).
Разноцветный мир морской (работа с цветовыми квадратами, аппликация).
Катран (раскраска).
Акула (оригами).
Кит (рисование).
Дельфины (рисование).
Острова(оригами и аппликация).
Моя первая Красная книга (аппликация, рисование).
Море (живопись, монотипия, кляксография).
Тематический план
№ п/п | Тема | Цели задачи | Методы и приемы | Количество занятий |
1 | Чарующее море | Цель: создать у детей красочный, яркий живой образ моря и познакомить с его цветовой и звуковой гаммой. Задачи: объяснить детям что цветовая гамма моря зависит от времени суток (восход, закат), погодных условий; научить различать звуки моря (прибой, шторм); учить детей смешивать краски, подбирать цветовую гамму для передачи «настроения» моря, развивать цветовое восприятие, эмоциональную сферу ребенка, этетическое и этическое восприятия природы. | Наглядный: рассматривание картин и морских пейзажей. Словесный: чтение стихотворения Г. Поженяна «Есть у моря свои законы», прослушивание аудиозаписи «Шум моря». Игровой: Физминутка «Штиль, волнение, шторм». Практический: Рисование красками «Вот такое чарующее море. | 1 |
2 | Мир моря | Цель: создать условия для ознакомления детей с самыми большими водоемами- морями и океанами- различными средами обитания. Задачи: объяснить детям, что водная среда обитания была и остается малодоступной и загадочной для человека, что существуют соленные и пресные водоемы- разные среды обитания живых организмов; научить детей различать звуки ручья, реки и моря; способствовать развитию слухового и зрительного восприятия; развивать эмоциональную сферу; познавательный интерес к миру моря; формировать эмоционально положительное отношение к миру моря. | Наглядный: рассматривание картин разных водоемов морей и океанов. Словесный: прослушивание аудио звуков (ручья, реки, моря), чтение стихотворения А. Усачева «Четыре океана». Игровой: Дидактическая игра «Вода, вода», подвижная игра « Жили- были рачки…». Практический: Проведение эксперимента «Тонет не тонет». | 2 |
3 | Морские странники часть I | Цель: создать условия для ознакомления детей с крошечными обитателями, парящими в толще морских вод (зоопланктоном). Задачи: познакомить детей с планктоном, внешним видом зоопланктона; объяснить что жизнь этих водных существ сложна; развивать познавательный интерес к водными обитателям, эмоционально чувственную сферу ребенка, исследовательский интерес к окружающему миру. | Наглядный: Рассматривание иллюстраций зоопланктонов. Словесный: беседа с детьми о зоопланктонах, чтение стихотворения Б. Заходера «Ах, вода ты вода» Игровой: Игровой прием «стакан воды», «Планктон под микроскопом». Практический: Раскрашивание планктона. | 1 |
4 | Морские странники часть II | Цель: создать условия для ознакомления детей с крошечными фитопланктонами. Задачи: продолжать знакомить детей с планктоном, внешним видом фитопланктона; объяснять что фитопланктоны являются основой пищевой цепи; развивать познавательный интерес к водным обитателям; формировать положительное отношение к обитателям морей. | Наглядный: рассматривание иллюстраций фитопланктона. Словесный: чтение стихотворения Л. Еланской «планктон», беседа о фитопланктонах. Игровой: малоподвижная игра «Пищевая цепь», подвижная игра «моя еда», дидактическая игра « Бал странников». | 1 |
5 | Морские пастбища | Цель: создать условия для ознакомления детей с растениями залива Петра Великого. Задачи: познакомить детей с многообразием морских водорослей, трав; объяснить, что водоросли являются местом обитания и основой питания водных организмов; развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка, цветовое, творческое восприятие, любознательность. | Наглядный: рассматривание картин с морскими водорослями. Словесный: беседа с детьми о морских водорослях. Игровой: физминутка «Море волнуется раз…», игра – пантомима «Морские бродяги». Практический: аппликация «Морские пастбища». | 1 |
6 | Красив их наряд, но в щупальцах бывает яд | Цель: создать условия для ознакомления детей с представителем типа Кишечнополостные, или стрекающие – медузой. Задачи: объяснить детям, что некоторые морские животные имеют не только красивый наряд, но и необычные для защиты и нападения приспособления; развивать эмоционально- чувственную, волевую сферу ребенка, любознательность к жизни морских существ. | Наглядный: просмотр видеофильма «Морское побережье», рассматривание иллюстраций медуз. Словесный: чтение стихотворения В. Коржикова «Медуза», миф о медузе Горгоне. Игровой: физминутка «Медуза». Практический: аппликация «Медуза». | 1 |
7 | Живые цветы | Цель: создать условия для ознакомления детей с жизнью анемонов (актиний), представителями типа кишечнополостные, или Стрекающие. Задачи: познакомить детей с морскими анемонами, рыбками- амфиприонами; объяснить, как сложна жизнь актиний, какое значение для актинии имеют щупальца; развивать эмоционально- чувственную сферу детей, любознательность интерес к миру моря; формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. | Наглядный: рассматривание иллюстрации «Анемонемы» Игровой: дидактическая игра «Узнай меня по описанию», физминутка « Кто мы такие», подвижная игра «Спасайся кто может». Практический: аппликация «Актинии и рыбы- клоуны». | 1 |
8 | Великие строители | Цель: создать условия для ознакомления детей с представителем типа Кишечнополостные, или стрекающие- кораллы. Задачи: познакомить детей с многообразием кораллов, их приспособлениями к водной среде обитания; объяснить детям, что представляет собой коралловый полип; развивать эмоциональную сферу ребенка, наблюдательность, познавательный интерес к жизни кораллов; формировать эмоционально- положительное отношение к обитателям моря. | Наглядный: рассматривание иллюстративного ряда «Кораллы». Словесный: чтение отрывок из книги «Потомучки» ( А. Дитрих, Г. Юрмин). Игровой: физминутка «Кораллы». Практический: оригами «Кораллы» | 1 |
9 | Коралловый риф часть I | Цель: создать условия для ознакомления детей с обитателями кораллового рифа. Задачи: объяснить детям что коралловый риф- это стол и дом для многих разноцветных рыб; развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение слушать, эмоционально- чувственную сферу ребенка; формировать положительное волевое отношение к обитателям моря. | Наглядный: просмотр видеофильма «Коралловый риф». Словесный: чтение стихотворения В. Коржикова «Коралл». Загадки о обитателях кораллового рифа. Игровой: физминутка «построим дом». | 1 |
10 | Коралловый риф часть II | Цель: продолжать знакомить детей с обитателями кораллового рифа. Задачи: объяснить детям какие обитатели живут на рифах; развивать творческое воображение. Умение слушать; формировать положительное отношение к коралловым обитателям. | Наглядный: рассматривание иллюстраций обитателей кораллового рифа, беседа о обитателях рифа. Словесный: отгадывание загадок. Игровой: подвижная игра «Море волнуется раз…» Практический: рисование в технике « Кляксография» «коралловый риф и его обитатели». | |
11 | Башня, крепость, дом | Цель: создать условия для ознакомления детей с представителем типа кольчатые черви. Задачи: объяснить детям, каким образом морские черви приспособились к водной среде обитания; Развивать у детей познавательный интерес к существам, обитающим в море, чувственно- эмоциональную сферу ребенка; формировать эмоционально- положительное, волевое отношение к обитателям моря. | Наглядный: рассматривание иллюстраций с изображение полихет, чтение стихотворения. Игровой: дидактическая игра «Собери коралл», малоподвижная игра «Башня, крепость, дом». Практический: раскрашивание морских червей. | 1 |
12 | Брюхоногие моллюски | Цель: создать условия для ознакомления детей с брюхоногими моллюсками. Задачи: научить детей ориентироваться в разнообразии брюхоногих моллюсков; показать их приспособления к водной среде обитания; развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка, любознательность к существам, живущих в водной среде обитания; способствовать развитию внимания, наблюдательности, мелкой моторики рук; формировать эмоционально- положительное, волевое отношение к обитателям моря. | Наглядный: рассматривание брюхоногих моллюсков. Словесный: беседа о брюхоногих моллюсках, чтение стихотворения Л. Еланской « А кто в этом море живет» Игровой: игра с раковинами. Практический: поделка из брюхоногих моллюсков « Веселая морская звезда». | 2 |
13 | Приключение песчинки | Цель: Создать условия для ознакомления детей с представителями двухстворчатых моллюсков. Задачи: научить детей ориентироваться в разнообразии двухстворчатых моллюсков; объяснить, как двухстворчатые моллюски приспособились к местам обитания; развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка, наблюдательность, внимание; воспитывать бережное, волевое отношение к необычным обитателям моря. | Наглядный: рассматривание иллюстраций двухстворчатых моллюсков. Словесный: чтение отрывка из книги И. Шурко «Сказки и были о морях и океанах» ( «Приключение песчинки»). Игровой: физминутка «Поиск даров моря», малоподвижная игра « Море волнуется раз…», дидактическая игра «Найди незнакомку или незнакомца». Практический: рисование двухстворчатого моллюска. | 1 |
14 | Это что-то сказочное | Цель: создать условия для ознакомления детей с представителями головоногих моллюсков. Задачи: познакомить детей с осьминогом, кальмаром, каракатицей; объяснить детям, что приспособление головоногих моллюсков отвечают их образу жизни в водной среде обитания; развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка, любознательность и умение слушать; формировать желание бережно относиться к обитателям моря. | Наглядный: просмотр мультфильма Октанавты « головоногие моллюски», рассматривание иллюстраций осьминога, кальмара, каракатицы. Словесный: беседа о головоногих моллюсках. Игровой: подвижная игра «Я осьминог, осьминог», Дидактическая игра « Маскировка». Практический: оригами «кальмар». | 1 |
15 | Это что-то сказочное | Цель: создать условия для ознакомления детей с древней историей головоногих моллюсков. Задачи: познакомить детей с древним головоногим моллюском наутилусом, мифом о Геракле и Лирнейской гидре, подвести детей к выводу о схожести осьминога с древним мифическим существом; развивать умение слушать, интерес к мифам Древней Греции. | Наглядный: рассматриваить иллюстрации « Наутилуса», «Геракл и Лирнейская гидра». Словесный: чтение отрывка из мифа о Геракле и Лирнейской гидре, чтение стихотворения Л. Еланской « Осьминог» Игровой: подвижная игра «Осьминог и цветные камешки» Практический: оригами «Осьминог» | 1 |
16 | Иглокожие красавицы и красавцы | Цель: создать условия для ознакомления детей с представителями типа Иглокожие, обитателями залива Петра Великого Японского моря. Задачи: учить детей видеть красоту и необычность внешнего вида иглокожих; объяснить детям, что приспособления иглокожих выполняют различные функции; развивать любознательность и творческие способности, формировать желание бережно относится к представителям иглокожих. | Наглядный: рассматривание иллюстраций типа иглокожих. Словесный: чтение сказки «История одной звезды» Игровой: дидактическая игра «Звездная мозаика», физминутка «Встреча с незнакомцем». Практический: лепка «Морской ёж» | 1 |
17 | Такие разные но, родственники | Цель: создать условия для ознакомления детей с представителями типа Иглокожие. Задачи: продолжать знакомить детей с представителями иглокожих; подвести детей к выводу, что защита от хищников в подводном мире может быть совсем необычной; развивать у детей эмоционально- чувственную сферу, зрительное, цветовое восприятие, умение работать группой; формировать желание бережно относится к обитателям моря. | Наглядный: рассматривание иллюстраций трепанг. Словесный: чтение стихотворения Л. Еланской «Трепанги» Игрвой: дидактическая игра «рассказ об иглокожих», подвижная игра «Морская звезда и гребешок», «Умей маскироваться». Практический: рисование красками в технике «монотипия» иглокожих. | 1 |
18 | Кто- то движется по дну | Цель: создать условия для ознакомления детей с представителями типа Членистоногие- ракообразными. Задачи: учить отличать ракообразных от других морских обитателей, строить простые цепи питания; подвести детей к выводу, что ракообразные имеют приспособления, кторые им помогают выжить в водной среде обитания; развивать эмоционнально чувственную сферу ребенка. Интерес к подводному миру; способствовать развитию ловкости и умения ориентироваться в пространстве; формировать положительное, волевое отношение к обитателям моря. | Наглядный: рассматривание иллюстраций ракообразных, просмотр мультфильма октанавты «Краб». Словесный: беседа кто же они- десятиногие?, Чтение стихотворения В. Коржикова «Краб». Игровой: дидактическая игра «Найди по описанию», Пантомима «Изобрази меня», подвижная игра «Любитель готового платья», физминутка «Успей закрыться», составление пищевой цепи. Практический: аппликация «Краб» | 2 |
19 | Удивительные рыбы | Цель: создать условия для ознакомления детей с рыбами залива Петра Великого Японского моря. Задачи: объяснить детям, чем рыбы отличаются от других представителей царства животных; учить детей делать несложные выводы; способствовать развитию эмоционально- чувственной, волевой сферы ребенка. Внимания, способности выражать свои мысли; формировать желание беречь живых существ, обитающих в водной среде обитания. | Наглядный: работа с карточками «Найди отличие», рассматривание иллюстраций рыб залива Петра Великого. Словесный: морская сказка «Удивительные рыбы» ( по мотивам «Морских сказок» С. В. Сахарнова), беседа о рыбах Японского моря. Игровой: дидактическая игра «Я не могу быть рыбой потому что…», «Если бы я был рыбой, я бы…», физминутка «Морская мозаика», подвижная игра «Морской конек». Практический: раскрашивание рыб залива Петра Великого Японского моря. | 2 |
20 | Рыбы- путешественники | Цель: создать условие для ознакомления детей с дальневосточным лососем. Задачи: познакомить детей с образом жизни дальневосточного лосося; активизировать внимание и память детей; развивать интерес к жителям водной среды обитания, умение ориентироваться в пространстве, эмоционально- чувственную сферу ребенка. | Наглядный: рассматривание иллюстраций «Где живую лососи?», «Лосось- прыгун», просмотр видеофильма «Рыбы- путешественники». Словесный: чтение стихотворения «Родной дом», «Лососи», чтение сказки Т. Шарогиной «Находчивые лососи». Игровой: моделирование «Рыбы», дидактическая игра «Появление рыбки на свет», малоподвижная игра «Путешествие лосося». Практический: рисование «Цепь жизни лосося». | 1 |
21 | Разноцветный мир морской | Цель: создать условия для ознакомления детей с цветовой гаммой обитателей тропических морей. Задачи: объяснить детям, что окраска подводных жителей помогает выжить им в водной среде обитания; подвести детей к выводу, что окраска тропических рыб и рыб залива Петра Великого различна и зависит от их мест обитания; развивать внимание, цветовое восприятие, любознательность к миру моря; формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями, желание бережно относится к живым существам. | Наглядный: рассматривание иллюстраций тропических рыб, просмотр видеофильма о жизни рыб в море. Словесный: беседа о тропических рыбах (описание, строение, чем питаются). Игровой: дидактическая игра «Найди по тени», «Собери пазл», «Найди отличие» подвижная игра «Найди укрытие», эстафета: «чья команда быстрее соберет своих рыб», «чья команда быстрее окажется в домике». Практический: раскрашивание тропических рыб и рыб залива Петра Великого. | 1 |
22 | Акулы- кто они такие? | Создать условия для ознакомления детей с акулами. Задачи: познакомить детей с внешним видом и образом жизни акул, уделить внимание акуле катран, обитателю Японского моря; объяснить детям, что человек недолжен бездумно истреблять акул; развивать интерес к устному творчеству других народов, эмоционально- чувственную сферу ребенка, любознательность, умение слушать; способствовать развитию восприятия формы, умению ориентироваться в пространстве. | Наглядный: Фото- загадка «Чьи это зубы?», просмотр видеофильма «Акулы», рассматривание иллюстраций. Словесный: рассказы детей и педагога об акулах. рассказ легенды островов. Игровой: подвижная игра «Акула». Практический: эксперимент «движение в воде». | 1 |
23 | Тени под водой | Цель: создать условия, способствующих развитию творческих способностей детей. Задачи: закрепить знания о хрящевой рыбе – акуле, ее приспособлениях к водной среде обитания; объяснить детям что купание в воде не всегда безопасно, разъясните выражение «кошелек русалки»; развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка, любознательность к жителям водной среды обитания; способствовать развитию мелкой моторики рук и внимания, интереса к японскому искусству оригами. | Словесный: викторина «Тени под водой», чтение рассказа Л. Толстого «Акула». Игровой: дидактическая игра «Кошельки русалки», физминутка «Море волнуется раз…» Практический: оригами «Акула» | 1 |
24 | Зубатые и усатые киты | Цель: создать условия для ознакомления детей с представителями отряда Китообразные. Задачи: познакомить детей с японским и серым китами; подвести к выводу, что великан кит также приспособился к водной среде обитания (способ питания); развивать мелкую моторику рук. | Наглядный: рассматривание иллюстраций китов. Словесный: чтение стихотворения В. Коржикова «Кит», беседа «Какие они разные». Игровой: физминутка «Великан», физминутка «Зубатый и усатые». Практический: раскрашивание кита. | 2 |
25 | Умелые пловцы | Цель: Создать условия для ознакомления детей с семейством Дельфиновые». Задачи: познакомить детей с серым дельфином, касаткой, белухой; научить выделять дельфина- хищника, объединять животных в группы и давать им обобщающее название; подвести детей к выводу, что дельфины приспособились к водной среде обитания; развивать эмоционально- чувственное восприятие природы, умение слушать, подражать животным; формировать желание бережно относиться к обитателям моря. | Наглядный: рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма «Дети моря». Словесный: работа с карточками «Что ты знаешь о дильфинах?», чтение стихотворения В. Коржикова «Дельфины». Игровой: настольная игра «Четвертый лишний», физминутка «Дельфин и черепахи», «Море волнуется раз…». Практический: рисование «Дельфин» | 1 |
26 | Две среды обитания часть 1 | Цель: Создать условия для ознакомления детей с животными, обитающими в двух средах обитания. Задачи: познакомить детей с тюленем ларгой, каланом; объяснить детям что есть животные, которые приспособились к жизни в двух средах обитания; развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка; внимание и умение слушать; формировать желание бережно относится к обитателям моря. | Наглядный: просмотр видеофильма «Сны моря», рассматривание иллюстраций. Словесный: беседа о ларге. Игровой: физминутка «Медуза, краб, тюлень», «Раз, два, три, калана изобрази». Практический: раскрашивание ларги. | 1 |
27 | Две среды обитания часть 2 | Цель: создать условия для ознакомления детей с животными обитающими в двух средах обитания. Задачи: познакомить детей с кайрой, чернохвостой чайкой; объяснить детям что есть животные, которые приспособились к жизни в двух средах обитания; развивать познавательный интерес к миру моря; способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать положительное отношение к животным обитающим в море. | Наглядный: просмотр видеофильма «Акварели», рассматривание иллюстраций. Словесный: беседа. Чтение стихотворения В. Берестова «Чайки». Игровой: дидактическая игра «мозаика», «Угадай кто я». Подвижная игра «Найди свой участок». Практический: аппликация «подводный мир Ларги» | 1 |
28 | Моя первая морская академия | Цель: создать условия для закрепления знаний о морских обитателях. Задачи: закрепить знания о морских обитателях; учить находить сходства и различия; узнавать их по описанию, объединять, по общим признакам; развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка, внимание, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости; формировать желание бережно относиться к обитателям моря. | Словесный: чтение стихотворения В. Шульжикова «Запах моря», викторина (обсуждение). Игровой: игра «Твист», Игра с раковинами. Практический: выставка детских работ «Уроки моря». | 1 |
29 | По страницам Красной книги | Цель: создать условия для закрепления названий известных и неизвестных представителей фауны Японского моря, занесённых в Красную книгу РФ или приморского края. Задачи: объяснить причину создания Красной книги и подвести детей к выводу о причинах исчезновения некоторых животных; развивать познавательный интерес к морю; формировать умение и навыки экологически грамотного поведения, взаимодействия с природой. | Наглядный: рассматривание иллюстраций, знакомство с Красной книгой. Словесный: чтение отрывка У. Вещенко «Размышление о море», С. Колриджа «Поэма о старом моряке». Игровой: физминутка «подражание», дидактическая игра «Планета Земля- наш дом», игровой прием с кубиком «Краснокнижные животные моря». Практический: «Моя первая Красная книга». | 1 |
30 | Заповедник | Цель: создать условия для ознакомления детей с Дальневосточными морскими государственными биосферным заповедником, подвести детей к выводу, что можно сохранять и восстанавливать окружающую природу. Задачи: объяснить детям, что заповедники осуществляют великое право природы- право на жизнь; развивать у детей чувство бережного отношения к природе; формировать умение и навыки экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой. | Наглядный: рассматривание карты. Словесный: чтение отрывка из стихотворения М. Левитмана «Сколько исчезло с планеты зверья»,. Игровой: дидактическая игра: «Узнай по описанию», малоподвижная игра «Кто лишний», игровой прием «Очистим море». Практический: аппликация «Море и ее обитатели». | 2 |
31 | Праздник « День моря» | Цель: создать условия для закрепления закона «Все в мире взаимосвязано». Задачи: объяснить экологическую важность всех компонентов неживой природы и их взаимосвязь с живой природой; закрепить знания о морских обитателях Японского моря; развивать познавательный интерес к живым существам; способствовать формированию первоначальной системы ценностных ориентаций; формировать желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь. | Сценарий см. «Уроки моря». Под ред., Т.В. Черных. | 1 |
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы
Специфика обучения окружающему миру связана с систематической физической психологической и умственной нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные навыки и умения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания. Для обучения знаниям о море детей дошкольного необходимо использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной. Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип повторения изучаемых знаний в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка умений и навыков дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса. Из всего многообразия средств обучения уроки моря отличаются тем, что является фундаментом определенных знаний в окружающей среде и основой изучения морских глубин.
Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть – включает подготовку материала по теме занятия. Основная часть –включает в себя различные методы и приемы для освоения детьми определенных знаний, умений и навыков, по ознакомлению с миром моря. Заключительная часть – включает, творческую работу с детьми, для закрепления пройденного материала на каждом занятии. Ведущими методами обучения детей урокам моря являются:
- наглядный: просмотр видеофильмов, мультфильмов, рассматривание иллюстраций;
- словесный: беседы, чтение стихотворений, сказок, прослушивание аудио;
- игровой: дидактические, малоподвижные, подвижные игры, физминутка;
- практический: опыты, эксперименты, аппликация, оригами, рисование, раскрашивание.
Таким образом методы применяемые в работе с детьми позволяют дать им основные знания, умения и навыки по ознакомлению с миром моря и их обитателями.
Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса для осуществления образовательной деятельности: демонстрационный материал и раздаточный материал по темам, простые и цветные карандаши, краски, кисти, бумага цветная и белая, картон, альбом, раскраски, ракушки, пластилин, шаблоны с морскими животными. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Академический час для детей 5-6 составляет 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут. Большую часть программы составляют практические занятия.
Использование литературы
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас: учебно- метод. Пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.- С. 55.
- Аникушин И. И. Мир животных. –М.: Молодая гвардия, 1984.
- Аникушин И. И. Мир животных. Млекопитающие или звери. –М.: Мысль, 1998.
- Аникушин И. И. Мир животных. Беспозвоночные ископаемые животные. –М.: Мысль, 1998.
- Аникушин И. И. Мир животных. Рыбы. –М.: Мысль, 1998.
- Атлас двухстворчатых моллюсков дальневосточных морей России. –Владивосток: ТИНРО- центр, 2000.
- Бабенко В. Г. От акулы до ерша. Рыбы. –М.: Оникс, 1999.
- Бабенко В. Г. От омара до кальмара. Морские беспозвоночные. –М.: Оникс, 1999.
- Бартенев О. С. Энциклопедия. Я познаю мир. Обитатели океана. –М.: Астрель, 2000.
- Берсеньев Ю. И. Особо охраняемые природные территории Приморского края. –Владивосток: МК- Дизайн, 1997.
- Большая энциклопедия природы. Вода и воздух. –М.: Современная педагогика, 2004.
- Большая энциклопедия природы. Жизнь животных. –М.: Мир книги, 2004.
- Большая энциклопедия природы. Заповедники. –М.: Мир книги, 2004.
- Джейн У. Акулы. Фламинго. –М., 1996.
- Джеклем Л. Жизнь в соленной воде. –СПб., 1997.
- Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. –М.: Педагогика, 1991. –С. 123.
- Дмитриев Ю., Пожарская Н. Твоя Красная книга. –М.: Молодая гвардия, 1986.
- Еланская Л. А кто в этом море живет? –Владивосток: ИСАР-ДВ, 200. –С. 7.
- Жизнь животных. –М.: Просвещение, 1970. –Т. 5.
- Жизнь животных. –М.: Просвещение, 1970. –Т. 4.
- Коржиков В. Морская книга. –Владивосток: Дальневосточное кн. Изд-во, 1967.
- Красная книга Российской Федерации. –Тверь: Астрель, 2001.
- Кусакин О. Г., Лукин В. И. Подводный мир Курил. –Владивосток: Дальнаука, 1995.
- Мой мир: пособ. Для учителей. –Иркутск: Байкальская экологическая волна, 2002. –С. 115.
- Наумов Д. В., Пропп М. В., Рыбаков С. Н. Мир кораллов. –Ленинград: Гидрометиоиздат, 1ё985.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. –М.: Академия, 1998.
- Пимон М. Р. Тайны моря. –М.: Махаон, 2001.
- Рыжова Н. А. Волшебница вода. –М.: LINKA- PRESS? 1997. -C. 10.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. –М.: издательский центр Академии профессионального образования, 1999
- Сахарнов С. В. Морские сказки. –Л.: Художник, 1989. –С. 12.
- Семенова И. У. Усамого Тихого акеана. –М.: Малыш, 1991. –С. 125.
- Чан Г. М., Пермякова О. Г. Жизнь в пресной воде // Листья в ладонях. –Владивосток: ИСАР- ДВ. -2003. -№ 20. –С. 32- 48.
- Шорыгина Т. А. Рыбы. Какие они? –М.: Гном и Д, 2004.
- Я познаю мир. Обитатели океана. –Балашиха: Астрель, 2000. –С. 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...