Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Моя будущая профессия
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, привитие им разнообразных социальных навыков, привитие знаний о необходимости труда, как общечеловеческой ценности.
Формирование знаний об обществе, людях, трудовой деятельности начинается с раннего возраста, когда наиболее прочно закладывается опыт общения с людьми, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Педагогическая целесообразность разработанной дополнительной общеобразовательной программы «Моя будущая профессия» заключается в том, что программа направлена на формирование у детей знаний о мире профессий, трудовой деятельности взрослых, а так же формировании трудовых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obshcheobr_obshcherazv_programma_moya_budushchaya_professiya.docx | 88.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя будущая профессия» является программой естественно-научной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска»
Актуальность программы:
Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Детский сад, по сути, является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Мир профориентации в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство дошкольников с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Проблема выбора профессий является одной из самых главных задач в жизни каждого человека:
- К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
- А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
- Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
- Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Для того чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Моя будущая профессия». Несомненно - правильный выбор профессии определяет жизненный успех ребенка в будущем.
В статье 64 Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Именно все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы дополнительной общеобразовательной программы « Моя будущая профессия»
Педагогическая целесообразность:
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, привитие им разнообразных социальных навыков, привитие знаний о необходимости труда, как общечеловеческой ценности.
Формирование знаний об обществе, людях, трудовой деятельности начинается с раннего возраста, когда наиболее прочно закладывается опыт общения с людьми, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Педагогическая целесообразность разработанной дополнительной общеобразовательной программы «Моя будущая профессия» заключается в том, что программа направлена на формирование у детей знаний о мире профессий, трудовой деятельности взрослых, а так же формировании трудовых навыков.
Новизна программы:
Новизна программы заключается в создании целостной системы развития по обучению трудовым навыкам, получению знаний о мире профессий и интеграции всех образовательных областей дошкольного воспитания.
Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий в рамках общеобразовательной деятельности (физические упражнения, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, закаливание и др.) Так же используются мультимедийные средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).
Адресат программы: дошкольники в возрасте 5-6 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: 18 часов.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий:
Занятия проводятся в месяц два раза, продолжительность 25 минут для детей старшей группы, в месяц 2 занятия, итого 18 занятий.
Формы организации учебного процесса:
Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Дети не только изучают различные понятия, связанные с миром современных профессий, но и играют в дидактические игры, рисуют на заданные темы.
Виды занятий:
Наглядный:
- Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
- Демонстрационный материал;
- Наблюдение;
- Рассматривание иллюстраций, информационных плакатов.
Словесный:
- Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
- Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;
- Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
Практический:
- Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;
- Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания;
- Сотрудничество и сотворчество – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
Цель программы: расширить представление детей о роли труда в жизни людей, систематизировать и расширить знания воспитанников старшей группы о мире профессий, их многообразии; обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи
а) образовательные:
- Сформировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
- Сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека.
- Закреплять умение детей выражать в игровой деятельности свои впечатления полученные представления о профессиях.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами; учить детей работать коллективно.
- учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать выводы и обобщения.
б) развивающие:
- Развивать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к человеку труда.
- Развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности родителей.
- Формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- Формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности, умение работать в группе, а также развитию таких личностных качеств как самостоятельность, любознательность, инициативность.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
- Развивать связную речь.
- Развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
с) воспитательные:
- Воспитывать уважение к людям труда.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, формировать интерес к профессиям своих родителей.
- Воспитывать любознательность.
- Воспитать культуру поведения при общении с воспитателем и сверстниками.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Планируемые результаты
- Личностные:
Ребенок:
- Дети более глубоко познакомятся с разнообразными профессиями, поймут значение слова «профессия».
- Дети получат знания о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о материалах, необходимых для работы.
- Повысится качество речи детей через сформированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
- Дети смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
- У детей повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям различных профессий.
- Дети будут смотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.
- Дети научатся отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.
- У детей появится представление о востребованных в обществе профессиях.
- Дети смогут осознанно участвовать в посильной трудовой деятельности, эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом, демонстрировать осознанный способ безопасного поведения в быту.
- Метапредметные:
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
– сознательно усваивать информацию о современных профессиях
Регулятивные УУД:
учащиеся научатся:
– самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
учащиеся получат возможность:
– осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:
– организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
учащиеся получат возможность:
– совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт в ходе занятий.
- Предметные
Обучающиеся будут знать и уметь применять свои знания на практике:
– в процессе игр с учетом профессиональной тематики;
– правила организации рабочего места при выполнении творческих работ в рамках темы кружка;
– самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;
– контролировать свои действия в процессе выполнения творческой работы по теме кружка.
Условия реализации программы:
- Образовательная деятельность осуществляется воспитателем группы на базе ДОУ.
- Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способен привлечь к образовательной деятельности детей.
- Наличие кабинета, оснащенного столами, стульями, доской.
- Телевизор для показа презентаций.
- Плакаты.
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми старшей группы и позволит получить систематизированное представление о трудовой деятельности вообще и мире профессий в частности.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Рабочая программа «Моя будущая профессия» реализуется по двум направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками
- взаимодействие с родителями, деятельность детей - педагогов - родителей
Программа позволяет обобщить педагогический опыт, внедрить инновационные технологии и новые формы работы по воспитанию дошкольников в рамках проблемы знакомства с обществом, трудовой деятельностью, миром современных профессий, повысить теоретический и профессиональный уровень педагогов в рамках дополнительной образовательной деятельности в работе с детьми.
Так же программа дополнительного образования помогает осуществлять просвещение родителей, передать им необходимую информацию по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.), организовать продуктивное общение всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, мед. работника, музыкального руководителя, психолога.) т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами, способствует осуществлению совместной продуктивной деятельности родителей и детей.
Виды и формы контроля
- Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического контроля.
- Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ;
- Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра .
- Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Мониторинг: «Уровень сформированности знаний детей о мире профессий» | 2 | 1 | 1 | Участие в игре, педагогическое наблюдение | |
Все профессии нужны, все профессии важны. | 2 | 1 | 1 | Викторина | |
Профессии наших родителей | 2 | 1 | 1 | Оценочная беседа, игровое упражнение Развлечение с элементами викторин | |
Кто служит и помогает людям: профессии для людей | 2 | 1 | 1 | Викторина | |
Творческие профессии | 2 | 1 | 1 | Участие в игре, педагогическое наблюдение | |
Военные профессии | 2 | 1 | 1 | Оценочная беседа, игровое упражнение, творческая деятельность. | |
7. | Опасные профессии | 2 | 1 | 1 | Участие в игре, педагогическое наблюдение |
8. | Профессии в детском саду | 2 | 1 | 1 | Викторина |
9. | Знакомство с сельскохозяйственными профессиями | 2 | 1 | 1 | Оценочная беседа, игровое упражнение
|
Итого: | 18 | 9 | 9 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Мониторинг: «Уровень сформированности знаний детей о мире профессий»
Теория: вводное занятие.
Диагностическое обследование детей по вопросам наличия знаний о современных профессиях.
Диагностика знаний детей о профессиях, выясняется, какими знаниями о трудовой деятельности обладают дети.
Что такое: труд, профессия, орудия труда, инструменты, техника, необходимая для осуществления профессиональной деятельности.
Практика:
Проведение дидактических игр: «Кто где работает», «Кто это знает и умеет?», «Кто это делает?».
Проведение оценочной беседы, творческой деятельности, викторины по вышеописанным ситуациям. Дети учатся отгадывать загадки про профессии, рисовать их.
Раздел 2. «Все профессии нужны, все профессии важны»
Теория:
Труд - основа жизни. Есть много профессий хороших и нужных. Формирование знаний о профессиях; их важности и значимости. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных профессий.
Практика:
Дидактическая игра: «Угадай профессию». Отгадывание загадок про орудия труда, инструменты. Рассматривание и обсуждение ситуаций: «Что было бы, если бы люди не работали?», «Что было бы, если бы не было профессии продавец, повар, учитель, врач?».
Релаксационная пауза. Дети учатся отгадывать загадки про современные профессии, рисовать их.
Раздел 3. «Профессии наших родителей»
Теория:
Профессии наших родителей. Беседа «Профессия моего папы». Знакомство детей с разнообразием профессий родителей, привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей. Способствовать возникновению у ребенка чувства гордости за своего отца и уважения к его профессии как социально значимой. Беседа «Где работает моя мама». Расширять и обобщать представление детей о профессиях своим мам, орудиях труда нужных для работы, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям своих мам и месту их работы. Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии.
Практика:
Отгадывание загадок про профессии. Д/И «Подскажи словечко». Д/и «Кем я буду – не скажу, я вам лучше покажу». Д/и«Кто больше знает профессий».
Просмотр мультфильма «Почему родители ходят на работу»
Проведение оценочной беседы, творческой деятельности.
Раздел 4. «Кто служит и помогает людям: профессии для людей»
Теория:
Знакомство с профессией «Продавец». Беседа «Какие бывают магазины». Формировать представления о профессии «Профессия продавца. Познакомить с разными видами магазинов. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.
Знакомство с профессией «Повар, пекарь, кондитер». Систематизировать представления детей о профессии повар, пекарь, кондитер, о продуктах, необходимых для выпечки. Развивать познавательный интерес, творческие способности. Воспитывать уважение к труду повара, пекаря и кондитера, бережное отношение к их труду.
Знакомство с профессией «Парикмахер». Формировать представление о
важности работы парикмахера. орудиях труда парикмахера, его месте работы, оборудовании, о творческой составляющей его профессии. Воспитывать у детей желание следить за своим внешним видом.
Знакомство с профессией «Врач». Беседа «Какие бывают врачи ?». Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Знакомство с профессией «Учитель». Познакомить детей с профессией учителя; развивать познавательный интерес, интерес к школьному обучению. Обогащать знания детей о школе, профессии учителя, воспитывать уважение к труду взрослых.
Расширять представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного.
Практика:
Д/И «Разложи продукты по разделам», Д/и «Накрой стол», Д/и: «Чей инструмент?».
Проведение оценочной беседы, творческой деятельности.
Раздел 5. «Творческие профессии»
Теория:
Развитие эстетического восприятия мира, художественного творчества взрослых и детей посредством ознакомления с творческим трудом взрослых.
Знакомство с театральными профессиями. «Труд костюмера», «Профессия артист», «Антракт», «Кто такой – гример?». Познакомить детей с искусством театра и театральными профессиями; предоставить возможность попробовать себя в роли: костюмера, гримера, актера, почувствовать значимость каждой профессии
Формирование представлений детей о творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, интереса к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности.
Знакомство с профессией: «Модельер», «Дизайнер одежды». Особенности профессии, взаимодействие с людьми.
Знакомство с профессией: «Журналист». Совершенствовать овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста. Учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью. Закреплять знание предметов, относящихся к журналистике.
Практика:
Д/и «Я - артист». Д/и «Определи на ощупь». С/р игра «Интервью» .
Проведение оценочной беседы, творческой деятельности.
Раздел 6. «Военные профессии»
Теория:
Беседа: «Военные профессии». «Кто нас защищает?». Познакомить с военными профессиями, показывать их общественную значимость. Расширить представления детей о Российской армии и профессиях военнослужащих. Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине, расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины. Закреплять знания детей о родах войск, военных профессиях. Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Воспитывать в детях желание быть похожими на солдат и офицеров, желание служить в Российской Армии.
Практика:
Д/И «Собери богатыря в путь – дорогу». Игры со счётными палочками «Посмотри и выложи из палочек» (танк, корабль, самолёт, ракета). Викторина «Есть такая профессия – Родину защищать…». Продуктивная деятельность: Рисование «Военная техника».
Раздел 7. «Опасные профессии»
Теория:
Знакомство с важной профессией - пожарный. Расширять знания детей о профессии пожарного, его опасном труде, некоторыми правилами пожарной безопасности. Ознакомление с техникой, экипировкой, местом работы, машинами и основными задачами пожарных, телефоном службы спасения 01.
Знакомство с важной профессией – полицейский. Рассказать детям о профессиях, стоящих на страже порядка. Закреплять знания о профессиональных качествах полицейского, его профессиональном оборудовании. Учить вести диалог с взрослыми.
Знакомство с важной профессией - космонавт. Беседа «Покорители космоса-космонавты». Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного. Развивать любознательность, воображение, мышление. Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.
Знакомство с важной профессией - спасатель МЧС, с содержанием их работ. Формировать представления у детей о необходимости и важности труда спасателя МЧС. Учить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя МЧС. Воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь. Способствовать формированию мужества, смелости, любви к Родине.
Практика:
Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг». Д/и «Выбери, что нужно пожарному для работы», «Что пригодится при пожаре». Д/и «Если ты вдруг заблудился», «Запрещается, разрешается». Продуктивная деятельность: Аппликация «Составь фоторобот». Д/и «Готовимся к полету»
Раздел 8. «Профессии в детском саду»
Теория:
Профессии детского сада. Беседа «Кто работает в детском саду». Профессии: заведующая, воспитатель, няня, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, психолог, социальный педагог, повар, врач, уборщица, прачка, дворник, слесарь, электрик, охранник. Экскурсия по детскому саду. Закрепление знаний детей о работе сотрудников детского сада, воспитание интереса и уважения к их труду.
Практика:
Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?». Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете (о профессиях в детском саду)».
Раздел 9. «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями»
Теория:
Знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Беседа «Кто такой хлебороб». Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых. Уточнить представления детей о труде хлеборобов. Помочь понять детям важность, необходимость каждой профессии в сельском хозяйстве (фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер). Беседа «Профессия фермер». Беседа «Труд людей в селе». Систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях. Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, ввести в активный словарь детей слова: фермер, агроном, сеялка, комбайн, элеватор. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду фермера.
Практика:
Д/и «Назови действия людей, работающих на земле». Чтение Е. Кнушевицкая «Фермер». Д/и «Какие машины помогают выращивать хлеб». Продуктивная деятельность: Рисование : «На ферме»
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
Сентябрь | Мониторинг: «Уровень сформированности знаний детей о мире профессий» | Теория Практика | 1 1 | Участие в игре, педагогическое наблюдение | |
Октябрь | Все профессии нужны, все профессии важны. | Теория Практика | 1 1 | Викторина | |
Ноябрь | Профессии наших родителей | Теория Практика | 1 1 | Оценочная беседа, игровое упражнение Развлечение с элементами викторин | |
4. | Декабрь | Кто служит и помогает людям: профессии для людей | Теория Практика | 1 1 | Викторина |
5. | Январь | Творческие профессии | Теория Практика | 1 1 | Участие в игре, педагогическое наблюдение |
6. | Февраль | Военные профессии | Теория Практика | 1 1 | Оценочная беседа, игровое упражнение , творческая деятельность. |
7. | Март | Опасные профессии | Теория Практика | 1 1 | Участие в игре, педагогическое наблюдение |
8. | Апрель | Профессии в детском саду | Теория Практика | 1 1 | Викторина |
9. | Май | Знакомство с сельскохозяйственными профессиями | Теория Практика | 1 1 | Оценочная беседа, игровое упражнение |
Итого | 18 |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ««От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80с.
- Различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, атрибуты для игр)
- Настольно-печатные игры по профессиональной тематике
- Дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов
- Стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул
- Правильное освещение
- Магнитофон
- Компьютер
Дидактический материал:
- Картотеки стихов, загадок и др.
- Картотека игр
- Картотека презентаций «Профессии»
Наглядный материал
Демонстрационный материал: «Мир профессий»
- Плакаты по профессиональной тематике
- Картотека ситуаций по профессиональной деятельности
Описание общей методики работы
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации.
У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. Многие занятия содержат теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Занятие включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого ребенка на данное занятие; В рамках практической работы происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности.
Методы обучения
В качестве методов обучения используются следующие:
- метод упражнения: упражнения, тренинг;
- метод наблюдения;
- моделирование ситуации;
- создание творческих работ по изучаемой теме.
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии,
- Технологии личностно-ориентированного обучения,
- Технологии проблемного обучения,
- Технологии дифференцированного обучения
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе осуществляется в соответствии с диагностической методикой Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»
Формы аттестации и контроля
Цель диагностики: выявление уровня знаний о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.
Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.
Вводный(входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа , выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и , при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.
Текущий или промежуточный контроль - проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической или самостоятельной работы, выставки.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года (май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.
Критерии:
- Характер представлений о труде взрослых.
- Отношение детей к труду взрослых.
Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.
Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Для чего люди ходят на работу?
- Что такое профессия?
- Какие ты знаешь профессии?
- Какие профессии тебе нравятся больше всего?
- Кем работают твои мама и папа?
Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей:
- Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
- Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
- Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы
За каждое задание ставится определенный балл:
1 балл - ставится ребенку, если он не справился с заданием
2 балла - если справился с заданием с дозированной помощью воспитателя
3 балла - если ребенок справляется с заданием самостоятельно
Полученный результат суммируется, выводится общий балл, делится на количество заданий, выводится средний балл. По среднему баллу определяется уровень освоения программы воспитанником
Рекомендуемые уровни:
Низкий уровень 1-1,6 балла
Средний уровень 1,7-2,3 балла
Высокий уровень 2,4 – 3,0 балла
Характеристики уровней
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень - высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень - средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень - низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
VI. ЛИТЕРАТУРА
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс] – URL: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7032:2017-02-03-09-18-05&catid=291:2017-02-03-06-36-28&Itemid=387
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
- Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Уч.-нагл. пос./ Худ. В.М. Каратай. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 8 картин.
- Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80 с.
- Нищева Н.В. Мамы всякие нужны. Детям о профессии. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Уч.- нагл. пос. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Нищева Н.В. Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч-нагл. пос. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80с.
- Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ВАКО, 2010. – 192 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ. – Авт.-сост.: Бондаренко Т.М., Воронеж: ООО «Метода», 2014. – 208 с.
- Профессии. Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Расскажите детям о рабочих инструментах. Наглядно-дидактическое пособие: Карточки для занятий в детском саду и дома. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
- Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова - М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.
- Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016. – 230 с.
- Антонова, М. В., Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.
- Герасимова, И. Л. О взаимодействии семьи и ДОУ в контексте ранней профориентации дошкольников. Научные достижения и открытия. Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч. Пенза, 2020. С. 55-57.
- Гордеева, Н. А., Кащеева, Л. В. Раннее профессиональное самоопределение дошкольников // Профессиональное самоопределение детей и молодежи: сб. матер. межмуниципальной научно-практической конференции. Братск, 2017. – С. 43-47.
- Кем я стану? Серия Твой удивительный мир. М. :ГеоДом, 2016. – 247 с.
VII . ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов
обучения ребенка по программе.
Мониторинг дополнительной образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток»
в рамках программы: «Моя будущая профессия» на 2024-2025 учебный год, старшая группа «Городок»
Руководитель кружка Кашинова Н.Э.
№ п/п | Ф.И. ребёнка | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» | |||||||
Ознакомление с миром профессий, трудовой деятельностью в рамках кружка «Моя будущая профессия» | |||||||||
Знаком с понятиями: труд, профессия, орудия труда, инструменты, техника, необходимая для осуществления профессиональной деятельности | Знает и умеет называть различные профессии. Умеет называть основные особенности трудовой деятельности взрослых | Имеет навыки трудовой деятельности, осуществляемой дома и в детском дошкольном учреждении | Итог | ||||||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г | К.Г. | ||
В - соответствует возрасту; С - отдельные компоненты не развиты; Н - большинство компонентов недостаточно развиты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО»Возраст обучающихся: 5 - 6 летСрок реализации программы: 9 месяцев...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Школа будущего первоклассника». Методическая разработка
данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения по...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО» для детей 6-7 лет
Управление образования администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 26»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «В мире профессий»
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Будущий первоклассник"
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: «Будущий первоклассник» Направленность программы – социально-гуманитарнаяПрофиль – учебные ...