Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО» для детей 6-7 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Управление образования администрации муниципального образования
«Гусевский городской округ»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
238055 Калининградская обл., г. Гусев, ул. Молодежная, 1а
тел./факс: 8(401-43)3-08-80 е-mail: madou26@mail.ru
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 26» Протокол № ________. |
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад № 26» ___________ О.В. Карасева
Приказ № от ________.
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик:
Гададова Мадина Фикретовна
г. Гусев, 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – техническая.
Программа создана в целях, развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов Развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов Huno MRT Brain
Новизна. Занятие робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Конструктор будущего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения. Занятия робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Конструктор будущего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения Huno MRT Brain в образовательный процесс ДОУ.
Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
.
Актуальность. Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что, изучая простые механизмы, ребята учились работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов. Одна из задач Программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой на «ты», познакомить с профессией инженера. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Адресат программы:
- возраст обучающихся – 6-7 лет;
- психологические особенности обучающихся: предполагается обучение детей, не имеющих особых образовательных потребностей. Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходима консультация специалистов по коррекционной работе с целью определения практической целесообразности обучения.
Объём и срок освоения программы - 36 часов (9 месяцев)
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 1 час – 30 минут. Занятия проводится 1 раз в неделю.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет
В возрасте 6-7 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети становятся, более сдержанны, и избирательны в эмоциональных проявлениях, предвосхищают последствия своих действий. Ребенок может выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут радость. Поведение дошкольников выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Дети продолжают активно сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений ребенка о форме, цвете, величине предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и пр.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится богатым и оригинальным, более логичным и последовательным, не похоже на фантазирование детей младших возрастов. При придумывании игры дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать, действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов приводит к появлению первых понятий.
В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам их задает. Речь становится не только средством общения, но и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, целенаправленно следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте:
- проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному решению экологических задач;
- способны осуществлять самоконтроль и самооценку;
- высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях процессов, происходящих в природе;
- обобщают представления о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории - лес, луг, водоем, поле и т. д.);
- планируют последовательность действий;
- ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях;
- проявляют чувство любви ко всему живому, способны обучаться некоторым несложным способам охраны природы;
- формируют стойкое положительное отношение к природе.
Педагогическая целесообразность, практическая значимость
этой программы состоит в том, что развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: знакомство детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно, читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи:
Обучающие
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Развивающие
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества детей: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Принципы отбора содержания:
- Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений.
- Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
- Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
- Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
- Наглядность. Объяснение техники конструирования на конкретных изделиях. Для наглядности применяются материалы своего изготовления.
- Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
- Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Основные формы и методы
| Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность | ||||
Наблюдение. Ситуативный разговор. Исследовательская деятельность. Беседы. Развивающие проблемно- практические и проблемно-игровые ситуации. Упражнения. Дидактические игры. Проектная деятельность. | Рассматривание и обсуждение. Исследовательская деятельность. Конструирование. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Подвижные игры. Проблемные вопросы. Моделирование. Экологические загадки. Задачи-шутки, задачи в стихах. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций. Физминутки, считалки. Головоломки. Задачи на сообразительность. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Интегрированная детская деятельность. Совместная игровая деятельность детей. Выполнение практических действий по получению необходимой информации. | Анкета. Консультации. Беседа. Консультативные встречи. Подбор упражнений и игр, направленных на развитие интеллектуальных операций. День открытых дверей |
Планируемые результаты
Личностные:
в организации образовательного пространства:
- будут созданы условия для развития морально-волевых и нравственных качеств: трудолюбие, аккуратность, ответственность, стремление к совершенству своих знаний и умений.
- будут созданы условия для развития творческих способностей, терпения, настойчивости, желания добиться хорошего результата.
Мета предметные:
воспитанники:
- получат знания об истоках, значимости и роли конструирования, в жизни общества.
В организации образовательного пространства:
- будут созданы условия для развития конструирования, интереса к творческому познанию и самовыражению;
- будут созданы условия для развития интереса к конструированию как виду технического творчества;
Предметные:
воспитанники:
- овладеют основами конструирования;
- будут знать основы техники безопасности при работе с конструктором;
- получат необходимые адекватные возрасту знания в области конструирования и робототехнике.
Изучив дисциплину, обучащийся будет:
знать: правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов Huno MRT Brain;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
уметь: составлять элементы из компонентов конструктора Huno MRT Brain, используя базовые технические приёмы;
владеть: навыком составления модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
---|---|---|---|
1.Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным темам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - низкий уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); | Беседа |
- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); | |||
- высокий уровень (освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования | -низкий уровень (избегают употреблять специальные термины); | Беседа, наблюдение |
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); | |||
- высокий уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | |||
2.Практическая подготовка детей: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным темам) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Низкий уровень (не справляется с поставленной задачей); | Наблюдения, анализ работ |
- средний уровень (с поставленной задачей справляется с помощью взрослого); | |||
- высокий уровень (с поставленной задачей справляется самостоятельно) | |||
2.2. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | -низкий (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) | Наблюдение, анализ работ |
- средний (выполняют задания на основе образца) | |||
- высокий (выполняют практические здания с элементами творчества) |
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие, выставка работ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Лягушка | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
2 | Овечка | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
3 | Лиса | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
4 | Лев | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
5 | Краб | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
6 | Удочка | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
7 | Миксер | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
8 | Грузовик | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
9 | Трицикл | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
10 | Гоночная машина | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
11 | Харлей Дэвидсон | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
12 | Корабль | 1,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение и анализ работ |
13 | Корабль пиратов | 1,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение и анализ работ |
14 | Пулемёт Катлинга | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
15 | Балет | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
16 | Воин | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
17 | Валли-Е | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение и анализ работ |
18 | Сервисный робот | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение и анализ работ |
19 | Боксер | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение и анализ работ |
20 | Вертолет Апач | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение и анализ работ |
21 | Тираннозавр | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
22 | Дракон | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
23 | Крокодил | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
24 | Боевой динозавр | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
25 | Танк | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
26 | Авианосец | 2,5 | 0,5 | 2 | Наблюдение и анализ работ. Защита проекта |
Итого часов
| 36 | 8,25 | 27,75 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Лягушка (1 час)
Теория: Развитие умений выделять знакомые образцы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Закреплять понятие «узкий, широкий». Воспитывать бережное отношение к животным.
Практика: Сбор лягушки.
Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме);
Тема 2. Овечка (1 час)
Теория: Продолжение формирования познавательных интересов к конструкторам Huno MRT Brain,
Практика: Создание простейшей модели реальных объектов, используя конструктор.
Тема 3. Лиса (1 час)
Теория: Развитие интересов к робототехнике, творческую инициативу и Huno MRT Brain. Воспитание чувства любви к окружающему миру, бережного и чуткого отношение к природе и обитателям живой природы.
Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора.
Тема 4. Лев (1 час)
Теория: Воспитание желания строить и обыгрывать композицию
Практика: Сбор модели, программируя и обыгрывая её.
Тема 5. Краб (1час)
Теория: Развитие творческой инициативы и самостоятельности.
Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов.
Тема 6. Удочка (1 час)
Теория: Продолжение знакомства детей с конструктором, вариантами скрепления деталей.
Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. Работа в парах.
Тема 7. Миксер (1 час)
Теория: Формирование умений называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
Практика: Работа в коллективе. Соединение деталей в разных направлениях.
Тема 8. Грузовик (1 час)
Теория: Развитие интереса к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
Практика: Создание собственного проекта. Самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования моделей.
Тема 9. Трицикл (1 час)
Теория: Развитие способностей различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Практика: Рассматривание схем. Просмотр презентации «Виды транспорта».
Тема 10. Гоночная машина (1 час)
Теория: Знакомство с компьютерной средой, включающая в себя графический язык программирования.
Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора машины.
Тема 11. Харлей Дэвидсон (1 час)
Теория: Рассматривание видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; владеть основными приемами конструирования роботов;
Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора.
Тема 12. Корабль (1,5 часа)
Теория: Владение основными приемами конструирования роботов;
Практика: Самостоятельная работа в парах. Сбор корабля.
Тема 13. Корабль пиратов (1,5 часа)
Теория: Формирование основных навыков робота-конструирования, закрепление знаний в математике: число: больше, меньше, равно, измерение расстояния
Практика: Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов по схеме. Сбор модели.
Тема 14. Пулемёт Катлинга. (1,5 часа)
Теория: Распределение деталей конструктора правильно, согласно образцу.
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели.
Тема 15. Балет (1,5 часа)
Теория: Изложение мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Практика: Самостоятельная работа в парах. Сбор модели.
Тема 16. Воин (1 час)
Теория: Закрепление правил безопасной работы; закрепление принципов работы простых механизмов.
Практика: Самостоятельная работа в парах. Сбор модели.
Тема 17. Валли-Е (2 часа)
Теория: Совершенствование конструктивных умений,
Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов.
Тема 18. Сервисный робот (2 часа)
Теория: Формирование основных навыков робота-конструирования, закрепление построения рассказа с драматургическим эффектом («развитие речи»).
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели.
Тема 19. Боксер (1 час)
Теория: Закрепление навыков прочного соединения деталей по образцу.
Практика: Сбор модели боксера, с использованием различных блоков.
Тема 20. Вертолет Апач (2 часа)
Теория: Закрепление правил поведения при работе с конструктором.
Практика: Сбор вертолета. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме);
Тема 21. Тираннозавр (1,5 часа)
Теория: Овладение электронными схемами набора.
Практика: Создание модели реальных объектов, используя конструктор.
Тема 22. Дракон (1,5 часа)
Теория: Закрепление умений строить по образцу. Воспитание желания трудиться.
Практика: Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме); Сбор модели.
Тема 23. Крокодил (1,5 часа)
Теория: Владение приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели
Тема 24 Боевой динозавр. (1,5 часа)
Теория: Закрепление полученных навыков.
Развитие активного внимания и мелкой моторики рук.
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели.
Тема 25. Танк (1,5 часа)
Теория: Отстаивание своей точки зрения, анализ ситуации и самостоятельное нахождение ответов на вопросы путем логических рассуждений
Практика: Рассматривание схем. Отбор деталей, из которых можно построить танк. Сбор танка.
Тема 26. Авианосец (2,5 часа)
Теория: Закрепление правил безопасной работы; закрепление принципов работы простых механизмов.
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели. Защита проекта
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной «Конструктор будущего»
|
1 | Начало учебного года | 01 сентября |
2 | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3 | Продолжительность учебной недели
| 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий | 36 занятий |
6 | Количество часов всего | 36 часов |
7 | Окончание учебного года | 30 мая |
8 | Период реализации программы | 01.09.2021 – 30.05.2022 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности
«Конструктор будущего» обеспечивается за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
- применение современных педагогических технологий.
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-технические условия реализации программы
Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей и рабочее место педагога, оснащенное доступом в сеть интернет.
Материально- техническое обеспечение
Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Комната имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий, для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• демонстрационный столик;
• технические средства обучения (ТСО) -компьютер;
• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
• наборы Huno MRT Huno MRT Brain ;
• игрушки для обыгрывания;
• технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;
• картотека игр
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- технологические карты;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ используя технологические карты)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);
В программе предусмотрены три уровня освоения программы:
общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности;
углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Применяются следующие формы контроля:
Методы педагогического мониторинга:
- опрос;
- наблюдение;
- практическое задание.
Формы педагогического мониторинга:
- контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
- собеседования.
Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения программы
Ф.И. ребенка | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Итоговый показатель |
Правильно держит кисть и выполняет основные элементы | Осмысленно и правильно использует специальную терминологию | Составляет базовые элементы росписи (один цвет) | Составляет базовые элементы росписи (несколько цветов) | Составляет орнаментальную композицию из изученных элементов | Способен представить свою работе | Способен проанализировать свою работу |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол, чтобы можно было определить отнесенность обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Информационное обеспечение реализации программы
Программное обеспечение: операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Литература для педагогов:
1. https://docplayer.ru/27337989-Programma-robostart-...
2. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego--В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
3. https://docplayer.ru/85391784-Programma-robototehn...
4. https://yadi.sk/d/-ayTOvzx3FMo5H
5. Редько А.А. Элективный курс «Робототехника». 10-й класс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.secreti.info/23‐2p.html
Литература для детей:
1. Иллюстрации – схемы для детей 6 - 7 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
«Гусевский городской округ»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
238055 Калининградская обл., г. Гусев, ул. Молодежная, 1а
тел./факс: 8(401-43)3-08-80 е-mail: madou26@mail.ru
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 26» Протокол № ________. |
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад № 26» ___________ О.В. Карасева Приказ № от ________. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик:
Гададова Мадина Фикретовна
г. Гусев, 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – техническая.
Программа создана в целях, развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов Развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов Huno MRT Brain
Новизна. Занятие робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Конструктор будущего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения. Занятия робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Конструктор будущего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения Huno MRT Brain в образовательный процесс ДОУ.
Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
.
Актуальность. Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что, изучая простые механизмы, ребята учились работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов. Одна из задач Программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой на «ты», познакомить с профессией инженера. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Адресат программы:
- возраст обучающихся – 6-7 лет;
- психологические особенности обучающихся: предполагается обучение детей, не имеющих особых образовательных потребностей. Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходима консультация специалистов по коррекционной работе с целью определения практической целесообразности обучения.
Объём и срок освоения программы - 36 часов (9 месяцев)
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 1 час – 30 минут. Занятия проводится 1 раз в неделю.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет
В возрасте 6-7 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети становятся, более сдержанны, и избирательны в эмоциональных проявлениях, предвосхищают последствия своих действий. Ребенок может выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут радость. Поведение дошкольников выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Дети продолжают активно сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений ребенка о форме, цвете, величине предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и пр.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится богатым и оригинальным, более логичным и последовательным, не похоже на фантазирование детей младших возрастов. При придумывании игры дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать, действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов приводит к появлению первых понятий.
В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам их задает. Речь становится не только средством общения, но и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, целенаправленно следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте:
- проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному решению экологических задач;
- способны осуществлять самоконтроль и самооценку;
- высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях процессов, происходящих в природе;
- обобщают представления о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории - лес, луг, водоем, поле и т. д.);
- планируют последовательность действий;
- ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях;
- проявляют чувство любви ко всему живому, способны обучаться некоторым несложным способам охраны природы;
- формируют стойкое положительное отношение к природе.
Педагогическая целесообразность, практическая значимость
этой программы состоит в том, что развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: знакомство детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно, читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи:
Обучающие
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Развивающие
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества детей: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Принципы отбора содержания:
- Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений.
- Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
- Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
- Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
- Наглядность. Объяснение техники конструирования на конкретных изделиях. Для наглядности применяются материалы своего изготовления.
- Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
- Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Основные формы и методы
Планируемые результаты
Личностные:
в организации образовательного пространства:
- будут созданы условия для развития морально-волевых и нравственных качеств: трудолюбие, аккуратность, ответственность, стремление к совершенству своих знаний и умений.
- будут созданы условия для развития творческих способностей, терпения, настойчивости, желания добиться хорошего результата.
Мета предметные:
воспитанники:
- получат знания об истоках, значимости и роли конструирования, в жизни общества.
В организации образовательного пространства:
- будут созданы условия для развития конструирования, интереса к творческому познанию и самовыражению;
- будут созданы условия для развития интереса к конструированию как виду технического творчества;
Предметные:
воспитанники:
- овладеют основами конструирования;
- будут знать основы техники безопасности при работе с конструктором;
- получат необходимые адекватные возрасту знания в области конструирования и робототехнике.
Изучив дисциплину, обучащийся будет:
знать: правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов Huno MRT Brain;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
уметь: составлять элементы из компонентов конструктора Huno MRT Brain, используя базовые технические приёмы;
владеть: навыком составления модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным темам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - низкий уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); | Беседа |
- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); | |||
- высокий уровень (освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования | -низкий уровень (избегают употреблять специальные термины); | Беседа, наблюдение |
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); | |||
- высокий уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | |||
2.Практическая подготовка детей: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным темам) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Низкий уровень (не справляется с поставленной задачей); | Наблюдения, анализ работ |
- средний уровень (с поставленной задачей справляется с помощью взрослого); | |||
- высокий уровень (с поставленной задачей справляется самостоятельно) | |||
2.2. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | -низкий (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) | Наблюдение, анализ работ |
- средний (выполняют задания на основе образца) | |||
- высокий (выполняют практические здания с элементами творчества) |
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие, выставка работ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Лягушка | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
2 | Овечка | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
3 | Лиса | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
4 | Лев | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
5 | Краб | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
6 | Удочка | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
7 | Миксер | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
8 | Грузовик | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
9 | Трицикл | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
10 | Гоночная машина | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
11 | Харлей Дэвидсон | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
12 | Корабль | 1,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение и анализ работ |
13 | Корабль пиратов | 1,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение и анализ работ |
14 | Пулемёт Катлинга | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
15 | Балет | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
16 | Воин | 1 | 0,25 | 0,75 | Наблюдение и анализ работ |
17 | Валли-Е | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение и анализ работ |
18 | Сервисный робот | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение и анализ работ |
19 | Боксер | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение и анализ работ |
20 | Вертолет Апач | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение и анализ работ |
21 | Тираннозавр | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
22 | Дракон | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
23 | Крокодил | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
24 | Боевой динозавр | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
25 | Танк | 1,5 | 0,25 | 1,25 | Наблюдение и анализ работ |
26 | Авианосец | 2,5 | 0,5 | 2 | Наблюдение и анализ работ. Защита проекта |
Итого часов | 36 | 8,25 | 27,75 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Лягушка (1 час)
Теория: Развитие умений выделять знакомые образцы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Закреплять понятие «узкий, широкий». Воспитывать бережное отношение к животным.
Практика: Сбор лягушки.
Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме);
Тема 2. Овечка (1 час)
Теория: Продолжение формирования познавательных интересов к конструкторам Huno MRT Brain,
Практика: Создание простейшей модели реальных объектов, используя конструктор.
Тема 3. Лиса (1 час)
Теория: Развитие интересов к робототехнике, творческую инициативу и Huno MRT Brain. Воспитание чувства любви к окружающему миру, бережного и чуткого отношение к природе и обитателям живой природы.
Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора.
Тема 4. Лев (1 час)
Теория: Воспитание желания строить и обыгрывать композицию
Практика: Сбор модели, программируя и обыгрывая её.
Тема 5. Краб (1час)
Теория: Развитие творческой инициативы и самостоятельности.
Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов.
Тема 6. Удочка (1 час)
Теория: Продолжение знакомства детей с конструктором, вариантами скрепления деталей.
Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. Работа в парах.
Тема 7. Миксер (1 час)
Теория: Формирование умений называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
Практика: Работа в коллективе. Соединение деталей в разных направлениях.
Тема 8. Грузовик (1 час)
Теория: Развитие интереса к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
Практика: Создание собственного проекта. Самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования моделей.
Тема 9. Трицикл (1 час)
Теория: Развитие способностей различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Практика: Рассматривание схем. Просмотр презентации «Виды транспорта».
Тема 10. Гоночная машина (1 час)
Теория: Знакомство с компьютерной средой, включающая в себя графический язык программирования.
Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора машины.
Тема 11. Харлей Дэвидсон (1 час)
Теория: Рассматривание видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; владеть основными приемами конструирования роботов;
Практика: Сбор модели, используя готовую схему сбора.
Тема 12. Корабль (1,5 часа)
Теория: Владение основными приемами конструирования роботов;
Практика: Самостоятельная работа в парах. Сбор корабля.
Тема 13. Корабль пиратов (1,5 часа)
Теория: Формирование основных навыков робота-конструирования, закрепление знаний в математике: число: больше, меньше, равно, измерение расстояния
Практика: Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов по схеме. Сбор модели.
Тема 14. Пулемёт Катлинга. (1,5 часа)
Теория: Распределение деталей конструктора правильно, согласно образцу.
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели.
Тема 15. Балет (1,5 часа)
Теория: Изложение мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Практика: Самостоятельная работа в парах. Сбор модели.
Тема 16. Воин (1 час)
Теория: Закрепление правил безопасной работы; закрепление принципов работы простых механизмов.
Практика: Самостоятельная работа в парах. Сбор модели.
Тема 17. Валли-Е (2 часа)
Теория: Совершенствование конструктивных умений,
Практика: Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов.
Тема 18. Сервисный робот (2 часа)
Теория: Формирование основных навыков робота-конструирования, закрепление построения рассказа с драматургическим эффектом («развитие речи»).
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели.
Тема 19. Боксер (1 час)
Теория: Закрепление навыков прочного соединения деталей по образцу.
Практика: Сбор модели боксера, с использованием различных блоков.
Тема 20. Вертолет Апач (2 часа)
Теория: Закрепление правил поведения при работе с конструктором.
Практика: Сбор вертолета. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме);
Тема 21. Тираннозавр (1,5 часа)
Теория: Овладение электронными схемами набора.
Практика: Создание модели реальных объектов, используя конструктор.
Тема 22. Дракон (1,5 часа)
Теория: Закрепление умений строить по образцу. Воспитание желания трудиться.
Практика: Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме); Сбор модели.
Тема 23. Крокодил (1,5 часа)
Теория: Владение приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели
Тема 24 Боевой динозавр. (1,5 часа)
Теория: Закрепление полученных навыков.
Развитие активного внимания и мелкой моторики рук.
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели.
Тема 25. Танк (1,5 часа)
Теория: Отстаивание своей точки зрения, анализ ситуации и самостоятельное нахождение ответов на вопросы путем логических рассуждений
Практика: Рассматривание схем. Отбор деталей, из которых можно построить танк. Сбор танка.
Тема 26. Авианосец (2,5 часа)
Теория: Закрепление правил безопасной работы; закрепление принципов работы простых механизмов.
Практика: Работа с электронными схемами набора. Сбор модели. Защита проекта
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной «Конструктор будущего» |
1 | Начало учебного года | 01 сентября |
2 | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий | 36 занятий |
6 | Количество часов всего | 36 часов |
7 | Окончание учебного года | 30 мая |
8 | Период реализации программы | 01.09.2021 – 30.05.2022 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности
«Конструктор будущего» обеспечивается за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
- применение современных педагогических технологий.
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-технические условия реализации программы
Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей и рабочее место педагога, оснащенное доступом в сеть интернет.
Материально- техническое обеспечение
Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Комната имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий, для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• демонстрационный столик;
• технические средства обучения (ТСО) -компьютер;
• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
• наборы Huno MRT Huno MRT Brain ;
• игрушки для обыгрывания;
• технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;
• картотека игр
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- технологические карты;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ используя технологические карты)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);
В программе предусмотрены три уровня освоения программы:
общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности;
углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Применяются следующие формы контроля:
Методы педагогического мониторинга:
- опрос;
- наблюдение;
- практическое задание.
Формы педагогического мониторинга:
- контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
- собеседования.
Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения программы
Ф.И. ребенка | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Итоговый показатель |
Правильно держит кисть и выполняет основные элементы | Осмысленно и правильно использует специальную терминологию | Составляет базовые элементы росписи (один цвет) | Составляет базовые элементы росписи (несколько цветов) | Составляет орнаментальную композицию из изученных элементов | Способен представить свою работе | Способен проанализировать свою работу | ||
Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол, чтобы можно было определить отнесенность обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Информационное обеспечение реализации программы
Программное обеспечение: операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Литература для педагогов:
1. https://docplayer.ru/27337989-Programma-robostart-vospitanniki-3-7-let.html
2. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego--В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
3. https://docplayer.ru/85391784-Programma-robototehnika-dlya-starshe-podgotovitelnoy-gruppy-na-g-g.html
4. https://yadi.sk/d/-ayTOvzx3FMo5H
5. Редько А.А. Элективный курс «Робототехника». 10-й класс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.secreti.info/23‐2p.html
Литература для детей:
1. Иллюстрации – схемы для детей 6 - 7 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет
Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального развития ребенка....
Перспективный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей деятельности по развитию речи для детей 3-4 лет
Перспективное планирование дополнительной общеобразовательной деятельности по развитию речи для детей 3-4 лет "Раз, словечко, два словечко". Пальчиковые игры....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Чудеса лепной поляны" для детей 4-5лет.
Работа по программе «Чудеса лепной поляны» заключаетсяв том, что она содержит новыеподходы к проведению занятийпо лепки, включающие в себя нетолько процесс изготовленияизделий, но и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития графомоторных навыков у детей с ЗПР "Мой друг карандаш"
Программы «Развития графомоторных навыков детей с ЗПР» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – годичной. ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательный конструктор»
Пояснительная запискаНаправленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.Дополнительная общеобразовательная (обшеразвивающая) программа «Занимательный конструктор»...