Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО»
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Программу составила:
Гададова Мадина Фикретовна
г. Гусев
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – техническая.
Программа создана в целях, развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов Развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов Huno MRT Hand
Новизна. Занятие робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Конструктор будущего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения. Занятия робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Конструктор будущего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения Huno MRT Hand в образовательный процесс ДОУ.
Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
.
Актуальность. Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что, изучая простые механизмы, ребята учились работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов. Одна из задач Программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой на «ты», познакомить с профессией инженера. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Адресат программы:
- возраст обучающихся – 5 – 6 лет,
- психологические особенности обучающихся: предполагается обучение детей, не имеющих особых образовательных потребностей. Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходима консультация специалистов по коррекционной работе для определения целесообразности обучения.
Объём и срок освоения программы - 36 часов (9 месяцев)
Форма обучения – очная.
Особенности организации педагогического процесса регламентируются внутренним локальным актом.
Режим занятий, продолжительность и периодичность занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью до 25 минут.
Набор детей – свободный.
Педагогическая целесообразность этой программы состоит в том, что развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Цель программы: познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи изучения дисциплины:
Обучающие: дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств; научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств; сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Развивающие: развивать творческую инициативу и самостоятельность; развивать психофизиологические качества детей: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные: формировать творческое отношение к выполняемой работе; воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Принципы отбора содержания
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих;
- принцип наглядности;
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы обучения и воспитания
Формы обучения: - беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
-разработка творческих проектов и их презентация;
-выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Используются следующие методы:
-познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
-метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей);
-систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.); -контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний,
навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
-групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов);
-соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.
Планируемые результаты.
Для воспитанников:
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умение творчески подходить к решению задачи;
- умение довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Для педагога:
- повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
- внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
Для родителей:
- активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
Изучив программу учащийся должен:
- знать правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов Huno MRT Hand;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
-уметь критически мыслить.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие в различных в конкурсах по робототехнике.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
---|---|---|---|
• умение работать по предложенным инструкциям; • умение довести решение задачи до работающей модели; • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. | Высокий
Средний
Низкий | Работает самостоятельно по заданной схеме. Может защитить свой проект. Умеет договариваться.
Просит помощи при чтении схем и инструкций. В работе в группе слабо проявляет инициативу.
Самостоятельно не читает простые схемы. Не доводит до конца начатую работу. Не может ответить на вопросы. |
|
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился). Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций. Результаты контроля фиксируются в протоколах. Критерием реализации программы служит анализ компетенций детей
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | Формы аттестации/ контроля | |
теория | Практика | ||||
1 | Давайте познакомимся | 3,5 | 1,5 | 2 | Наблюдение |
1.1 | «Любимая игрушка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
1.2. | Телевизор | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
1.3. | Гитара | 1,5 | 0,5 | 1 |
|
2 | Первые механизмы | 2 | 0,5 | 1,5 | Анализ |
2.1. | Катапульта | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
2..2. | Удочка | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
3 | Мебель | 3 | 1,5 | 1,5 | Наблюдение |
3.1. | Стул | 0,5 | 0,25 | 0,25 |
|
3.2. | Стол | 0,5 | 0,25 | 0,25 |
|
3.3 | Шкаф | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
3.3. | Кровать | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
4 | Детская площадка | 4 | 1 | 3 | Самоанализ |
4.1. | Качели | 2 | 0,5 | 1,5 |
|
4.2. | Карусель | 2 | 0,5 | 1,5 |
|
5 | Животные | 4 | 1,25 | 2,75 | Наблюдение |
5.1. | Лягушка | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
5.2. | Овечка | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
5.3. | Лиса | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
5.4. | Лев | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
6 | Транспорт | 6 | 1,75 | 4,25 | Беседа |
6.1. | Трицикл | 0,5 | 0,25 | 0,25 |
|
6.2. | Автомобиль | 0,5 | 0,25 | 0,25 |
|
6.3. | Машинка | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
6.4. | Грузовик | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
6.5. | Подъемный кран | 2 | 0,25 | 1,75 |
|
6.6. | Танк | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
8 | Поехали | 5 | 1,25 | 3,75 | Устная проверка знаний |
8.1. | Исследование Марса | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
8.2. | Корабль пиратов | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
8.3. | Волчок | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
8.4. | Корабль | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
8.5. | Гоночная машина | 1 | 0,25 | 0,75 |
|
9 | Мир роботов | 7,75 | 2,25 | 6,25 | Защита проекта |
9.1. | Пулемёт Катлинга | 2 | 0,75 | 1,25 |
|
9.2. | Сервисный робот | 2,5 | 0,5 | 2 |
|
9.3. | Балет | 2 | 0,5 | 1,5 |
|
9.4. | Воин | 2 | 0,5 | 1,5 |
|
Итого часов: |
| 36 | 11 | 25 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п\п
| Наименование раздела и темы занятий | Содержание работы | |
---|---|---|---|
Теоретическая часть:
| Практическая часть: | ||
Раздел 1. Давайте познакомимся (3,5 часа) | |||
1.1. | Д.И. «Построй любимую игрушку» | Познакомить с историей возникновения конструктора. | Беседа на тему: «История возникновения конструктора» Просмотр мультфильма «Фиксики» |
1.2. | Телевизор | Изучаем части и блоки. Познакомить с техникой безопасности. | Чтение простых схем. Сбор простых моделей.
|
1.3. | Гитара | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с историей возникновения конструктора | Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. |
Раздел 2. Первые механизмы (2 часа) | |||
2.1. | Катапульта | Совершенствовать конструктивные умения, Развивать фантазии и диалоговую речь детей. Формировать умение называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. | Работа в коллективе. Соединение деталей в разных направлениях. |
2.2. | Удочка | Продолжать знакомство детей с конструктором, вариантами скрепления деталей. | Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. Работа в парах |
Раздел 3. Мебель (3 часа) | |||
3.1. | Стул | Развивать зрительное и слуховое восприятие. Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу. | Сбор стула, с использованием различных блоков.
|
3.2. | Стол | Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки. Воспитывать желание трудиться. | Сбор стола. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. |
3.3. | Шкаф | Закрепить правила поведения при работе с конструктором. Роботы в нашей жизни. | Сбор шкафа, с использованием различных блоков. |
3.4. | Кровать | Разобрать основные компоненты конструкторов; | Сбор стола. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. |
Раздел 4. Детская площадка (2 часа) | |||
4.1. | Качели | Различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), | Сбор качелей. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме); |
4.2. | Карусели | Научить работать с электронными схемами набора. | Создание модели реальных объектов, используя конструктор. |
Раздел 5. Животные (4 часа) | |||
5.1. | Лягушка | Развивать умение выделять знакомые образцы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Закреплять понятие «узкий-широкий». Воспитывать бережное отношение к животным. | Сбор лягушки. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме); |
5.2. | Овечка | Продолжать формировать познавательный интерес к конструкторам Huno MRT, | Создание простейшей модели реальных объектов, используя конструктор. |
5.3. | Лиса | Развивать интерес к робототехнике, творческую инициативу и Huno MRT. Воспитание чувства любви к окружающему миру, бережного и чуткого отношение к природе и обитателям живой природы. | Сбор модели, используя готовую схему сбора. |
5.4. | Лев | Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию | Сбор модели, программируя и обыгрывая её. |
Раздел 6. Транспорт (6 часов) | |||
6.1. | Трицикл | Развивать способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). | Чтение схем. Просмотр презентации «Виды транспорта». |
6.2. | Автомобиль | Правила безопасной работы; знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; | Отбор деталей, из которых можно построить машины.
|
6.3. | Машинка | Формирование умения работать по предложенным инструкциям | Сбор модели, используя готовую схему сбора машины. |
6.4. | Грузовик | Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. | Создание собственного проекта. Самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования моделей. |
6.5. | Подъёмный кран | Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. | Демонстрация технических возможностей модели. |
6.6. | Танк | Работать по предложенным инструкциям, излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений | Чтение схем. Отбор деталей, из которых можно построить танк. Сбор танка.
|
Раздел 8. Поехали (5 часов) | |||
8.1. | Исследование Марса | Закрепить умения строить по образцу. Воспитывать желание трудиться. | Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме); Сбор модели. |
8.2. | Корабль пиратов | Формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление знаний в математике: число -больше, меньше, равно, измерение расстояния | Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов по схеме. Сбор модели. |
8.3. | Волчок | Знать правила безопасной работы; знать основные компоненты конструкторов ;знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов | Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов по схеме. Сбор модели. |
8.4. | Корабль | Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; владеть основными приемами конструирования роботов; знать конструктивные особенности различных роботов; знать как использовать созданные программы | Самостоятельная работа в парах. Сбор корабля. |
8.5. | Гоночная машина | Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; владеть основными приемами конструирования роботов; знать конструктивные особенности различных роботов | Сбор модели, используя готовую схему сбора машины. |
Раздел 9. Мир роботов (7,75 часов) | |||
9.1. | Пулемёт Катлинга | Распределять детали конструктора правильно, согласно образцу. Закреплять полученные навыки. Развивать активное внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться. | Работа с электронными схемами набора. Сбор модели. Защита проекта |
9.2. | Сервисный робот | Владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д. Формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление построения рассказа с драматургическим эффектом («развитие речи»). Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям. | Работа с электронными схемами набора. Сбор модели. Защита проекта |
9.3. | Балет | Излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. | Самостоятельная работа в парах. Сбор модели. Защита проекта |
9.4. | Воин | Закрепить правила безопасной работы; закрепить принципы работы простых механизмов. | Самостоятельная работа в парах. Сбор модели. Защита проекта |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Начало учебного периода – сентябрь
Окончание учебного периода – июнь
Год реализации | Организационный период | 1 учебный период | 1 каникулярный период | 2 учебный период | 2 каникулярный период | Всего |
1 год
| 2 недели | 16 недель | 2 недели | 20 неделя | 1 неделя | 41 неделя |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗИЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
-методическая литература;
-презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
-технологические карты
-рабочие тетради;
-конспекты занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ используя технологические карты)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);
В программе предусмотрены три уровня освоения программы:
общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности;
углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Материально- технические средства обучения
Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Комната имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• демонстрационный столик;
• технические средства обучения (ТСО) -компьютер;
• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
• наборы Huno MRT Hand;
• игрушки для обыгрывания;
• технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;
• картотека игр
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Литература для педагогов:
- https://docplayer.ru/27337989-Programma-robostart-vospitanniki-3-7-let.html
- Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego--В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
- https://docplayer.ru/85391784-Programma-robototehnika-dlya-starshe-podgotovitelnoy-gruppy-na-g-g.html
- https://yadi.sk/d/-ayTOvzx3FMo5H
- Редько А.А. Элективный курс «Робототехника». 10-й класс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.secreti.info/23‐2p.html
Литература для детей:
- Иллюстрации – схемы для детей 5-6 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО»
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Программу составила:
Гададова Мадина Фикретовна
г. Гусев
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – техническая.
Программа создана в целях, развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов Развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов Huno MRT Hand
Новизна. Занятие робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Конструктор будущего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения. Занятия робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Конструктор будущего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения Huno MRT Hand в образовательный процесс ДОУ.
Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
.
Актуальность. Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что, изучая простые механизмы, ребята учились работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов. Одна из задач Программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой на «ты», познакомить с профессией инженера. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Адресат программы:
- возраст обучающихся – 5 – 6 лет,
- психологические особенности обучающихся: предполагается обучение детей, не имеющих особых образовательных потребностей. Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходима консультация специалистов по коррекционной работе для определения целесообразности обучения.
Объём и срок освоения программы - 36 часов (9 месяцев)
Форма обучения – очная.
Особенности организации педагогического процесса регламентируются внутренним локальным актом.
Режим занятий, продолжительность и периодичность занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью до 25 минут.
Набор детей – свободный.
Педагогическая целесообразность этой программы состоит в том, что развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Цель программы: познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи изучения дисциплины:
Обучающие: дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств; научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств; сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Развивающие: развивать творческую инициативу и самостоятельность; развивать психофизиологические качества детей: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитательные: формировать творческое отношение к выполняемой работе; воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Принципы отбора содержания
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих;
- принцип наглядности;
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы обучения и воспитания
Формы обучения: - беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
-разработка творческих проектов и их презентация;
-выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Используются следующие методы:
-познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
-метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей);
-систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.); -контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний,
навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
-групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов);
-соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.
Планируемые результаты.
Для воспитанников:
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умение творчески подходить к решению задачи;
- умение довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Для педагога:
- повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
- внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
Для родителей:
- активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
Изучив программу учащийся должен:
- знать правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов Huno MRT Hand;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
-уметь критически мыслить.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие в различных в конкурсах по робототехнике.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
• умение работать по предложенным инструкциям; • умение довести решение задачи до работающей модели; • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. | Высокий Средний Низкий | Работает самостоятельно по заданной схеме. Может защитить свой проект. Умеет договариваться. Просит помощи при чтении схем и инструкций. В работе в группе слабо проявляет инициативу. Самостоятельно не читает простые схемы. Не доводит до конца начатую работу. Не может ответить на вопросы. |
|
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился). Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций. Результаты контроля фиксируются в протоколах. Критерием реализации программы служит анализ компетенций детей
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | Формы аттестации/ контроля | |
теория | Практика | ||||
1 | Давайте познакомимся | 3,5 | 1,5 | 2 | Наблюдение |
1.1 | «Любимая игрушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.2. | Телевизор | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.3. | Гитара | 1,5 | 0,5 | 1 | |
2 | Первые механизмы | 2 | 0,5 | 1,5 | Анализ |
2.1. | Катапульта | 1 | 0,25 | 0,75 | |
2..2. | Удочка | 1 | 0,25 | 0,75 | |
3 | Мебель | 3 | 1,5 | 1,5 | Наблюдение |
3.1. | Стул | 0,5 | 0,25 | 0,25 | |
3.2. | Стол | 0,5 | 0,25 | 0,25 | |
3.3 | Шкаф | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.3. | Кровать | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Детская площадка | 4 | 1 | 3 | Самоанализ |
4.1. | Качели | 2 | 0,5 | 1,5 | |
4.2. | Карусель | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5 | Животные | 4 | 1,25 | 2,75 | Наблюдение |
5.1. | Лягушка | 1 | 0,25 | 0,75 | |
5.2. | Овечка | 1 | 0,25 | 0,75 | |
5.3. | Лиса | 1 | 0,25 | 0,75 | |
5.4. | Лев | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Транспорт | 6 | 1,75 | 4,25 | Беседа |
6.1. | Трицикл | 0,5 | 0,25 | 0,25 | |
6.2. | Автомобиль | 0,5 | 0,25 | 0,25 | |
6.3. | Машинка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6.4. | Грузовик | 1 | 0,25 | 0,75 | |
6.5. | Подъемный кран | 2 | 0,25 | 1,75 | |
6.6. | Танк | 1 | 0,25 | 0,75 | |
8 | Поехали | 5 | 1,25 | 3,75 | Устная проверка знаний |
8.1. | Исследование Марса | 1 | 0,25 | 0,75 | |
8.2. | Корабль пиратов | 1 | 0,25 | 0,75 | |
8.3. | Волчок | 1 | 0,25 | 0,75 | |
8.4. | Корабль | 1 | 0,25 | 0,75 | |
8.5. | Гоночная машина | 1 | 0,25 | 0,75 | |
9 | Мир роботов | 7,75 | 2,25 | 6,25 | Защита проекта |
9.1. | Пулемёт Катлинга | 2 | 0,75 | 1,25 | |
9.2. | Сервисный робот | 2,5 | 0,5 | 2 | |
9.3. | Балет | 2 | 0,5 | 1,5 | |
9.4. | Воин | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого часов: | 36 | 11 | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Наименование раздела и темы занятий | Содержание работы | |
Теоретическая часть: | Практическая часть: | ||
Раздел 1. Давайте познакомимся (3,5 часа) | |||
1.1. | Д.И. «Построй любимую игрушку» | Познакомить с историей возникновения конструктора. | Беседа на тему: «История возникновения конструктора» Просмотр мультфильма «Фиксики» |
1.2. | Телевизор | Изучаем части и блоки. Познакомить с техникой безопасности. | Чтение простых схем. Сбор простых моделей. |
1.3. | Гитара | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с историей возникновения конструктора | Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. |
Раздел 2. Первые механизмы (2 часа) | |||
2.1. | Катапульта | Совершенствовать конструктивные умения, Развивать фантазии и диалоговую речь детей. Формировать умение называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. | Работа в коллективе. Соединение деталей в разных направлениях. |
2.2. | Удочка | Продолжать знакомство детей с конструктором, вариантами скрепления деталей. | Сбор модели. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. Работа в парах |
Раздел 3. Мебель (3 часа) | |||
3.1. | Стул | Развивать зрительное и слуховое восприятие. Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу. | Сбор стула, с использованием различных блоков. |
3.2. | Стол | Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки. Воспитывать желание трудиться. | Сбор стола. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. |
3.3. | Шкаф | Закрепить правила поведения при работе с конструктором. Роботы в нашей жизни. | Сбор шкафа, с использованием различных блоков. |
3.4. | Кровать | Разобрать основные компоненты конструкторов; | Сбор стола. Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов. |
Раздел 4. Детская площадка (2 часа) | |||
4.1. | Качели | Различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), | Сбор качелей. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме); |
4.2. | Карусели | Научить работать с электронными схемами набора. | Создание модели реальных объектов, используя конструктор. |
Раздел 5. Животные (4 часа) | |||
5.1. | Лягушка | Развивать умение выделять знакомые образцы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Закреплять понятие «узкий-широкий». Воспитывать бережное отношение к животным. | Сбор лягушки. Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме); |
5.2. | Овечка | Продолжать формировать познавательный интерес к конструкторам Huno MRT, | Создание простейшей модели реальных объектов, используя конструктор. |
5.3. | Лиса | Развивать интерес к робототехнике, творческую инициативу и Huno MRT. Воспитание чувства любви к окружающему миру, бережного и чуткого отношение к природе и обитателям живой природы. | Сбор модели, используя готовую схему сбора. |
5.4. | Лев | Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию | Сбор модели, программируя и обыгрывая её. |
Раздел 6. Транспорт (6 часов) | |||
6.1. | Трицикл | Развивать способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). | Чтение схем. Просмотр презентации «Виды транспорта». |
6.2. | Автомобиль | Правила безопасной работы; знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; | Отбор деталей, из которых можно построить машины. |
6.3. | Машинка | Формирование умения работать по предложенным инструкциям | Сбор модели, используя готовую схему сбора машины. |
6.4. | Грузовик | Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. | Создание собственного проекта. Самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования моделей. |
6.5. | Подъёмный кран | Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. | Демонстрация технических возможностей модели. |
6.6. | Танк | Работать по предложенным инструкциям, излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений | Чтение схем. Отбор деталей, из которых можно построить танк. Сбор танка. |
Раздел 8. Поехали (5 часов) | |||
8.1. | Исследование Марса | Закрепить умения строить по образцу. Воспитывать желание трудиться. | Анализ образца постройки (выделение основных частей, соотношение их по величине и форме); Сбор модели. |
8.2. | Корабль пиратов | Формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление знаний в математике: число -больше, меньше, равно, измерение расстояния | Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов по схеме. Сбор модели. |
8.3. | Волчок | Знать правила безопасной работы; знать основные компоненты конструкторов ;знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов | Самостоятельный подбор необходимых строительных материалов по схеме. Сбор модели. |
8.4. | Корабль | Знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; владеть основными приемами конструирования роботов; знать конструктивные особенности различных роботов; знать как использовать созданные программы | Самостоятельная работа в парах. Сбор корабля. |
8.5. | Гоночная машина | Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; владеть основными приемами конструирования роботов; знать конструктивные особенности различных роботов | Сбор модели, используя готовую схему сбора машины. |
Раздел 9. Мир роботов (7,75 часов) | |||
9.1. | Пулемёт Катлинга | Распределять детали конструктора правильно, согласно образцу. Закреплять полученные навыки. Развивать активное внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться. | Работа с электронными схемами набора. Сбор модели. Защита проекта |
9.2. | Сервисный робот | Владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д. Формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление построения рассказа с драматургическим эффектом («развитие речи»). Задачи: формирование умения работать по предложенным инструкциям. | Работа с электронными схемами набора. Сбор модели. Защита проекта |
9.3. | Балет | Излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. | Самостоятельная работа в парах. Сбор модели. Защита проекта |
9.4. | Воин | Закрепить правила безопасной работы; закрепить принципы работы простых механизмов. | Самостоятельная работа в парах. Сбор модели. Защита проекта |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Начало учебного периода – сентябрь
Окончание учебного периода – июнь
Год реализации | Организационный период | 1 учебный период | 1 каникулярный период | 2 учебный период | 2 каникулярный период | Всего |
1 год | 2 недели | 16 недель | 2 недели | 20 неделя | 1 неделя | 41 неделя |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗИЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
-методическая литература;
-презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
-технологические карты
-рабочие тетради;
-конспекты занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ используя технологические карты)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);
В программе предусмотрены три уровня освоения программы:
общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности;
углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Материально- технические средства обучения
Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Комната имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• демонстрационный столик;
• технические средства обучения (ТСО) -компьютер;
• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
• наборы Huno MRT Hand;
• игрушки для обыгрывания;
• технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;
• картотека игр
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Литература для педагогов:
- https://docplayer.ru/27337989-Programma-robostart-vospitanniki-3-7-let.html
- Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego--В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
- https://docplayer.ru/85391784-Programma-robototehnika-dlya-starshe-podgotovitelnoy-gruppy-na-g-g.html
- https://yadi.sk/d/-ayTOvzx3FMo5H
- Редько А.А. Элективный курс «Робототехника». 10-й класс [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.secreti.info/23‐2p.html
Литература для детей:
- Иллюстрации – схемы для детей 5-6 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности "ЛЕГО- конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «ЛЕГО- конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы » для детей 6 – 7лет
Развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «КОНСТРУКТОР БУДУЩЕГО» для детей 6-7 лет
Управление образования администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 26»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности кружок «Мы конструкторы »
Программа «Лего-конструирование» разработана с учетом требований Федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического тво...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Занимательный конструктор»
Пояснительная запискаНаправленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.Дополнительная общеобразовательная (обшеразвивающая) программа «Занимательный конструктор»...