Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»
методическая разработка
Тема: «Город, в котором я живу».
Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему:
«Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»
Тема: «Город, в котором я живу».
Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества личности дошкольника.
Задачи:
Обучающие задачи:
Обобщить знания детей о названии родного города, улица ближайшего окружения, его символике.
Обогащать кругозор детей знаниями по истории возникновения города.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Закреплять умения детей устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Развивать у детей интерес к истории Отечества
Развивать коммуникативные навыки.
Способствовать речевому развитию через обогащение на активизацию словаря.
Воспитательные задачи:
Воспитывать патриотизм, уважение к культурно историческому наследию.
Воспитывать эмоционально-целостное отношение к городу, любовь к нему.
Воспитывать желание работать вместе, сообща.
Активизация словаря: город Каменск-Шахтинский, герб, флаг, достопримечательности, экскурсоводы.
Оборудование: ТСО, интерактивная доска, карта, мольберт.
Предварительная работа:
экскурсия в музей, чтение художественной литературы о достопримечательностях города Каменск-Шахтинского, рассматривание иллюстраций о деревне и городе, рассматривание символики (флаг и герб) города Каменск-Шахтинского.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия
№1 Выход детей
Слайд 1: Заставка
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда еще никого в детском саду не было, я случайно услышала, как кто-то ворчит. Давайте посмотрим, кто там прячется в уголке.
- Ой, да это старичок-домовичок Кузя. Послушаем, что он там бормочет.
№2 Запись
Домовой: Ой, беда-беда, огорчение! Жил я раньше в деревне, ни забот, ни хлопот не знал: пять домов и две дороги, телега с лошадью, коровы пасутся.
Воспитатель: Постой, Домовенок! Поздоровайся сначала с ребятами, а потом расскажи нам свое огорчение.
№3 Запись
Домовой: Здравствуйте, ребята! Попал я в ваш город из деревни, тогда и начались у меня все неприятности. Уж очень мне захотелось с другом своим Нафаней повидаться, а он в городе вашем живет. И я увидел, что город совсем не похож на нашу деревню.
Воспитатель: конечно, не похож, город отличается от деревни. Наши ребята могут тебе об этом рассказать. Они хоть и в городе живут, но в деревне бывали и картинки о деревне рассматривали.
Беседа об отличительных особенностях деревни и города.
Слайд 2: деревня
Дети: В деревне одноэтажные дома, мало дорог, почти нет асфальта, мало машин, магазинов, мало жителей.
Слайд 3: город
- А в городе многоэтажные высокие дома, много магазинов, машин, красивые парки, много людей.
№4 Запись
Домовой: вот я и заметил разницу.
Воспитатель: Как вы считаете, с чего мы начнем знакомство с городом, о чем нужно рассказать домовёнку Кузе?
Дети: рассказать об улицах, о домах, о достопримечательностях.
Воспитатель: Давайте начнем со знакомства.
Воспитатель: Маша, Даша, Соня, Леша. Что я назвала?
Дети: Это имена детей.
Воспитатель: Верно. И наш город имеет свое имя. Как называется наш город?
Дети: Наш город называется Каменск-Шахтинский.
Слайд 4: город Каменск-Шахтинский
Воспитатель: А в какой области он находится?
Дети: Наш город находится в Ростовской области.
Воспитатель: А почему наш город Каменск-Шахтинский так называется?
Рассказ ребенка (Кирилл Коломыцев)
Все привыкли к названию нашего города, но мало кто знает, почему Каменск именно Шахтинский? Когда станица Каменская стала городом, возникла проблема, так как на карте был уже населенный пункт с таким названием, решено было добавить к названию нашего Каменска «отличительный знак» – Шахтинский.
Стихотворение:
Триста сорок лет назад,
Город юности моей.
Зарождался на глазах,
Казаков донских степей.
У притока реки Дон,
На берегу Донца реки.
Вырос город, слава Богу,
Им гордились казаки.
И сейчас он процветает,
Город Каменск, дорогой.
Так родился новый Город,
На святой земле Донской.
Воспитатель: Наш город располагается по берегам реки. Как она называется?
Слайд 5: Река
Дети: река Северский Донец.
Воспитатель: А как называют жителей города Каменск-Шахтинского?
Дети: каменчане.
Воспитатель: У каждой страны, города есть своя история. Издавна на земле существовала добрая традиция: каждый город имел свой герб, флаг, который отображал прошлое, настоящее города, его богатство, достопримечательности. Такой герб и флаг есть и у нашего города.
Д/и. «Собери флаг и герб».
Воспитатель: Перед вами разрезанные части герба и флага, давайте соберем картинки и покажем Домовенку флаг и герб нашего города.
Но собирать части картинок мы будем следующим образом: по очереди подходим к столу, кладем часть картинки и говорим по одному красивому слову о нашем городе.
(Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный)
Слайд 6: Флаг и герб Каменска
Воспитатель: Обратите внимание на экран, справились мы с заданием, правильно собрали флаг и герб города?
Хорошо потрудились, предлагаю немного отдохнуть и размяться
Физминутка
Утром рано мы встаём, (поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном. (показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт, (руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт. (ходьба на месте)
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие, (поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие, (вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные, (передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные. (развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном. (постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, - (показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный. (поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт, пусть цветёт (руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный. (развести прямые руки в стороны)
Воспитатель: Какой замечательный у нас город. Есть школы, детские сады, библиотеки, парки, магазины, красивые памятники. Можно целый день гулять по городу и любоваться его достопримечательностями.
- Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивое, памятное место, которое украшает наш город)
Игра «Экскурсоводы»
Воспитатель: - Сегодня я хочу предложить вам поиграть в интересную игру «Экскурсоводы».
Кто такие экскурсоводы? Это люди, рассказывающие о чем-то интересном. Вот и мы с вами давайте расскажем о некоторых интересных местах нашего города.
СЛАЙД № 7 Мост и набережная
Первая наша остановка на въезде в город- мост через реку Северский Донец. В Каменск-Шахтинском есть широкая Набережная, куда приезжают молодожёны, вешают замочки, закрывают на ключики и выбрасывают в реку. А ещё есть мост, который соединяет Старую Станицу и Каменск-Шахтинский.(Лера)
СЛАЙД № 8 Ж.д. вокзал
Воспитатель: Также в нашем городе есть железнодорожная станция и вокзал является достопримечательностью Каменска.
- Первый железнодорожный вокзал станции Каменская был построен вблизи улица Ленина, тогда её называли Вокзальная.
40 лет спустя был построен был построен другой вокзал. Во время Великой Отечественной войны и оккупации города немцами вокзал был разрушен. Современное здание вокзала было построено всего 70 лет назад.
Железная дорога нужна для перевозки пассажиров и грузов, а вокзал служит для обслуживания пассажиров.
Вокзал содержит билетные кассы. зал ожидания, оснащён платформами (2 штуки) – перронами. (Рома)
Воспитатель: А вы знаете, что есть очень интересный факт про наш город.
СЛАЙД № 9
Городской компас
Две главных улицы города проспект расположены перпендикулярно друг другу и ориентированы приблизительно по сторонам света. А это значит, что по ним можно определить, где юг, а где север.
Проспект Карла Маркса протянулся с северо-востока на юго-запад и начинается от набережной Северского Донца. Улица Ленина— с северо-запада на юго-восток, начинается от железнодорожного вокзала и спускается к Северскому Донцу.
Слайд №10 ДК и парк имени Маяковского
Недалеко от ж.д вокзала находится ДК имени Маяковского и парк Маяковского. Названы они в честь русского поэта. В ДК проходят праздничные концерты и народные гуляния. В парке очень много разных деревьев и кустарников. В парке есть Дом Природы , в котором присутствует растительный и животный мир Каменского района.(Ульяна)
Слайд №11 Памятник Стелла Героям- Пионерам
Поднимаясь выше от Набережной, в районе парка Горького находится Памятник-Стелла Героям –Пионерам. В ВОВ школьники помогали русским солдатам и за это были расстреляны. Они совершили подвиг- и память о них увековечены на стене, где написаны их имена.(Ева)
Слайд №12 Вечный огонь
Воспитатель: Следующее знаменитое место нашего города- около Площади Труда Мемориальный комплекс у Вечного Огня в память о защитниках- освободителях ВОВ.
Вечный огонь является символом вечной памяти о тех солдатах, которые погибли, защищая нашу Родину от врагов. Около Вечного огня на постаменте стоят два советских танка, экипажи которых совершили освободительные подвиги во время войны.(Макар)
Слайд № 14 Краеведческий музей
Воспитатель: В нашем городе есть краеведческий музей. Дети поднимите руки, кто бывал там с родителями?
Он расположен в бывшем казачьем купеческом двухэтажном доме. Там можно увидеть предметы старинного казачьего быта и оружие времён войны.
При входе в музей стоит памятник Подтёлкову и Кривошлыкову. (Степан)
Слайд № 15 Площадь Шаденко с бюстом атамана Платова и Стеллой с тачанкой.
Площадь Щаденко переименовали в площадь Платова. На площади возле церкви установлен памятник атаману Платову. По инициативе атамана была заложена станица Каменская.
Слайд № 16 Парк Победы
- На микрорайоне 60 лет Октября есть Парк Победы с памятниками героям ВОВ.
№ 5 Запись
Домовёнок: Ой! Вот оно! Вот это место, где живёт мой друг Нафаня! И теперь смогу легко добраться до него.
Воспитатель: Знаешь, Домовенок, ребята очень хорошо знают свой родной город и сейчас прочитают стихи о нем.
На ладонях донецкой земли,
Затерявшись в степях исполинских,
Где беспечно шумят ковыли,
Расстелился наш Каменск-Шахтинский.
Вот два танка стоят величаво,
И солдат с рюкзаком на плече,
Здесь хранится бессмертная слава,
Искры памяти в Вечном огне.
Вот Гагарина грозное зданье,
Нас колонами манит к себе,
Вот фонтан, где впервые свиданье,
Сотни пар назначают судьбе. (Даша Лисогор)
Я люблю свой милый город.
Здесь родился, здесь живу.
Я люблю свой милый дворик,
Где с ребятами дружу. (Кирилл)
Желаем городу расти и развиваться.
А горожанам жить и наслаждаться.
Любимый город шлем тебе привет,
Желаем благоденствия тебе на много лет! (Мира)
№ 6 Флешмоб «Город детства»
Воспитатель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас на веселый флешмоб «Город детства»
Воспитатель: Дорогие ребята! Вы хорошо знаете свою малую Родину, город Каменск-Шахтинский и по — праву можете называться юными каменчанами.
№ 7 Эмблемы Я хочу наградить всех вас эмблемами «Юный каменчанин». Любите свою родину- большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции!
№ 8 Запись
Домовёнок: Спасибо вам ребята за такую интересную экскурсию. А я вам приготовил гостинцы. №9,10 Заставка угощения
Дети: Спасибо
Воспитатель: До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему: "Детский сад - второй наш дом "
Данный конспект разработан для детей второй младшей группы и предназначен для формирования положительного отношения к детскому саду и ознакомления детей с профессиями сотрудников....
Педагогический совет:«Эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, через ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края".
Систематизация и пополнение знаний педагогов по истории, культуре, природе родного края....
Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Кузбасс - наш родной край, наша малая Родина»
Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.Образовательные задачи:·...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников первой младшей группы. Тема: «Моя семья»
Конспект НОДпо нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников первой младшей группы.Тема: «Моя семья»...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними»
Цель: Формировать представления детей о хороших и плохих поступках, вызвать желание совершать хорошие поступки....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Русский каравай»
Педагогические ориентиры: Воспитывать уважение к традициям русского народа, бережное отношение к хлебу; дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; обобщить знания детей о...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей для старшей группы с применением ИКТ . Тема "Путешествие в прошлое Новосибирска"
Становление устойчивой связи поколений через знакомство с историей родного города....