«Развитие ценностного отношения дошкольника к истории и культуре родного края посредством «Культурного дневника дошкольника Саратовской области»»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86
Сообщение из опыта работы
по теме:
«Развитие ценностного отношения дошкольника к истории и культуре родного края посредством
«Культурного дневника дошкольника Саратовской области»»
Воспитатель:
Тугушева
Альфия Гайязовна
г. Энгельс
2022г.
Уважаемые коллеги!
Патриотическое воспитание дошкольников является важной составляющей системы воспитания в ДОО. Слайд 1
По вашему мнению какие пути патриотического воспитания дошкольников определил ФГОС ДО? Слайд 2
- Приобщение к традициям семьи, общества и государства;
- Формирование представлений о малой Родине и Отечестве;
- Социокультурные ценности нашего народа;
- Отечественные традиции и праздники.
Сегодня стало актуальным приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством «Культурного дневника дошкольника Саратовской области».
С 1 сентября 2019 года Саратовский регион дал старт новому проекту «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Благодаря которому ребенок может отправиться в увлекательное путешествие по нашей родной Саратовской области.
Он может быть использован как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне её, если ребенок получает образование в семье.
В нашем образовательном учреждении уже не первый год дети совместно с педагогом активно и продуктивно используют материалы культурного дневника. В 2022-23 учебном году подготовительными к школе группами были приобретены культурные дневники. (были заказаны в СОИРО)
Детям предлагаются различные познавательные, занимательные и творческие задания: рассмотри картинки, ответь на вопросы, раскрась, склей, вылепи, сделай и т.д. Ребенок может выполнять эти задания вместе с семьёй или самостоятельно (в этом ему могут помочь условные знаки). Слайд 3
Дневник состоит из двух частей.
Первая часть культурного дневника – это красочный альбом-путеводитель с рассказами о достопримечательностях Саратовской области. Альбом-путеводитель включает в себя восемь разделов:
1 раздел: «Каменная летопись края» позволит сформировать у ребёнка представления о достопримечательностях Саратова, архитектуре старинных и современных зданий, привить любовь к родному краю, желание сохранить его и сделать еще красивее. Слайд 4
2 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на формирование у дошкольников представлений об истории и культуре родного края, знакомство с музеями, расширение словарного запаса. Слайд 5
3 раздел «Театральные встречи» позволит сформировать у ребёнка представления о театрах Саратова и Саратовской области, о профессиях людей, которые там работают, воспитать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета. Слайд 6
4 раздел «Наполним музыкой сердца…» направлен на формирование элементарных представлений о музыкальных инструментах, развивает предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального произведения. Слайд 7
5 раздел «Приглашение к чтению» позволит сформировать умение внимательно слушать художественное произведение, анализировать поступки героев, правильно их оценивать, делать выводы. Слайд 8
6 раздел «Туристические тропы» направлен на формирование первичных представлений об истории родного края, традициях и культуре народов, живущих на территории Саратовской области. Слайд 9
7 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на воспитание уважения к традиционным семейным ценностям, чувства любви и уважения к родителям, старшему и младшему поколениям. Слайд 10
8 раздел «Памятные даты» нацелен на воспитание нравственных чувств, основанных на понимании духовных ценностей, чувства любви к своим родным и интереса к истории малой родины. Слайд 11
Вторая часть культурного дневника – это «Беседы с родителями». Книга «Беседы с родителями» предназначена специально для родителей. «Беседы» представляют собой навигатор, позволяющий взрослым ориентироваться в пособии для детей, грамотно выстроить разговор с ребёнком, организовать совместную деятельность, обеспечить дружественную атмосферу в семье, создать традиции, которые ведут к сплочению семьи, создать условия для развития творческих способностей дошколят в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.
В этом году в рамках проведения педагогического совета в подготовительных к школе группах были проведены открытые просмотры НОД с использованием Культурного дневника дошкольника Саратовской области. Тематика НОД была разнообразной: «Мост, соединивший берега», «Путешествие в мир музеев», «Какие разные театры». Целью моего занятия было создание условий для формирования у детей представлений о театре, его видах. В ходе НОД были проведены игры: «Покажи, что я произнесу», «Угадай эмоцию», «Произнеси одно и тоже предложение с разной интонацией». Предлагаю вам окунуться в мир театра и поиграть. Интонация важный инструмент актера. Произнесите одно и тоже предложение с разной интонацией. А предложение звучит так «К нам приедут гости». Управление эмоциями - это ремесло актера, попробуйте показать то, что я произнесу.
- пьете соленый чай;
- едите лимон;
- рассердились на драчуна;
- встретили хорошего знакомого;
- удивились;
- грустите;
- у вас болит зуб;
- трогаете грязную бумагу.
Вашему вниманию хотелось бы предложить для просмотра небольшой фрагмент НОД где вы увидите работу дошкольников в культурных дневниках. Слайд 12
В заключение, хотелось бы отметить, что после проведения работы по данной теме, используя материал Культурного дневника многие дети заинтересовались и побывали в различных театрах Саратова, а после рассказывали об этом детям в группе. В ходе нашей работы мы с коллегами решили не ограничиваться материалами Культурного дневника по Саратову и Саратовской области, а дополняем своим материалом о нашем родном городе Энгельс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет:«Эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, через ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края".
Систематизация и пополнение знаний педагогов по истории, культуре, природе родного края....
«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками. Особое место занимают краеведческие игры, кот...
Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающа...
Проект: "Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю и культуру родного края"
Период дошкольного возраста имеет важное значение в становлении личности человека.Проблема патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна, так как утрачена связь между прошлым и...
«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...
«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»
На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...