АПО "Организация проектной деятельности, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края ("Малой Родины")
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Проект прошёл под руководством воспитателя, которая направляла и систематизировала и направляла работу детей и родителей, вносила коректировки, усложняя или упрощая формы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Новикова Людмила Алексеевна
МКУ «Управление образования Шебекинского городского округа
Белгородской области»
Организация проектной деятельности,
как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края («Малой Родины»)
Автор опыта:
Новикова Людмила Алексеевна,
воспитатель
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад
общеразвивающего вида № 3
посёлка Маслова Пристань
Белгородской области
Шебекинского района»
Шебекинский городской округ,
2020 год
Содержание
1. Информация об опыте…………………………………………………………3
2. Технология опыта……………………………………………………………....7
3. Результативность опыта……………………………………………………....12
4. Библиографический список…………………………………………………..14
5. Приложение к опыту………………………………………………………….15
1.Информация об опыте
Условия возникновения опыта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 поселка Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района» находится в центре поселка Маслова Пристань.
В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства.
Возникновение опыта связано с проведением в сентябре 2017 года диагностики по выявлению представлений и интереса дошкольников средней группы к русской традиционной культуре (используя методики разработанные автором Акуловой О.В.). В результате было выявлено: дети имеют поверхностные представления об истории и традициях своего поселка, своей малой Родины: во время беседы с детьми на тему «Моя Родина», дети смогли ограничиться лишь названием поселка и улицы, 15% детей смогли рассказать о природных особенностях поселка. Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина» показал так же низкий результат. По итогам проведения всех заданий, лишь 36% детей показали средний уровень сформированности представлений о своей малой Родине, 64% низкий уровень.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию в группе, связанную с несформированными знаниями и представлениями детей об истории и культуре своей «Малой Родины», воспитатель искала для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию, чтобы дети познавали окружающий мир и воплощали новые знания в реальные продукты.
В связи с этим и появилась идея о реализации педагогического опыта связанного с организацией проектной деятельности, направленной на приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края («Малой Родины»).
Актуальность опыта.
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Особенно актуально решение этой проблемы в дошкольном возрасте, так как в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе. Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передаче духовных и художественных ценностей. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностной ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя частью окружающего мира.
Нравственно-патриотическое воспитание, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из задач которого является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование представлений об отечественных традициях и праздниках.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основой в воспитании у дошкольников патриотизма являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
Не смотря на вышесказанное, имеется противоречие между необходимостью патриотического воспитания детей дошкольного возраста и отсутствием разработанных материалов, способствующих помочь педагогам в работе с детьми по изучению истории и культуры «Малой Родины».
Кроме этого, анализ литературы по проектированию в дошкольном образовании показал, что технологии проектирования, связанные с организацией самостоятельной и совместной деятельности детей дошкольного возраста и педагогов, описаны и проанализированы в ряде научных и практико-ориентированных публикаций (В.П. Бедерханова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Е.М. Митрофанова и др.), однако проблеме использования проектной деятельности в процессе ознакомления детей с родным краем исследований посвящено недостаточно.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения уровня знаний и представлений дошкольников об истории и культуре Родного края («Малой Родины»), путем широкого внедрения в образовательный процесс проектной деятельности.
Длительность работы над опытом составляет 3 года: с сентября 2017 года по апрель 2020 года, начиная средней группы по подготовительную группу включительно, и разделена на несколько этапов:
- подготовительный этап (сентябрь - октябрь, 2017 года) – выявление проблемы и подбор теоретического и диагностического материала по данной теме, изучение методической литературы, разработка перспективного планирования, пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- основной (ноябрь 2017 года – март 2020 года) – разработка и реализация проектной деятельности, направленной на решение поставленных задач в совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с родителями; отслеживание динамики формирования знаний детей;
- завершающий этап (апрель 2020 года) - проведение итоговой диагностики, анализ работы за три года, подведение итогов.
Диапазон опыта представлен разработанной системой организации проектной деятельности с детьми, направленной на приобщение к истории и культуре Родного края («Малой Родины»), которая включает в себя организованную образовательную деятельность, совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей.
Теоретическая база опыта.
Впервые о воспитании любви к родной стране, родному краю, языку стал говорить Я. А. Каменский, и именно он впервые теоретически обосновал данную проблему. Чувство любви к Родине он считал первоосновой воспитания.
В основе педагогического опыта так же лежат идеи А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, которые считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Н.К.Крупская, в своих трудах ориентировала воспитателей на расширеннее детского кругозора, и подчеркивала, «что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей».
Для разработки системы работы воспитателя по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края «Малой Родины», были использованы следующие понятия:
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность ребенка.
Новизна опыта состоит в создании системы применения проектной деятельности как педагогической технологии, нацеленной на приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края («Малой Родины» - поселка Маслова Пристань).
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта:
1.Учебно-методический комплекс к основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика -Синтез, 2016.-368с.
2.Данный опыт рекомендуется реализовывать с детьми 4-ти – 7-ми лет.
2. Технология опыта
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя, в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Дети дошкольного возраста должны иметь представление о крае, в котором они живут, о людях, которые их окружают. У воспитанников нашего детского сада малой Родиной является поселок Маслова Пристань.
Таким образом, была поставлена цель педагогического опыта воспитателя: способствовать приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края («Малой Родины»), посредством организации проектной деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
- пополнение предметно-пространственной среды в группе для организации проектной деятельности с детьми, направленной на приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края («Малой Родины» - поселка Маслова Пристань);
- разработка и организация проектной деятельности с детьми, направленной на приобщение к истории и культуре Родного края («Малой Родины»);
- формирование у детей дошкольного возраста знаний и представлений об истории и культуре Родного края («Малой Родины» - поселка Маслова Пристань);
- воспитание любви к Родному краю («Малой Родины» - поселка Маслова Пристань), уважения к его истории и традициям.
Подготовительный этап (сентябрь 2017 года) педагогического опыта заключался в изучении воспитателем природных, культурных, социальных и экономических особенностей поселка, характерных признаков только для данной местности, в установлении связи родного поселка с районным центром и всей страной. Все эти знания необходимы были для формирования содержания всей работы с детьми по теме опыта.
В каждой местности есть свои территориальные особенности, живут люди, прославившиеся своей деятельностью или поступками. Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Воспитателю очень важно было правильно, с точки зрения педагогики, сделать выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.
Воспитателем был разработан перспективный план организации проектной деятельности с детьми на учебный год, в котором тематика проектов была направлена на приобщение к истории и культуре Родного края (поселка Маслова Пристань). При составлении перспективного плана воспитатель учитывала особенности реализации образовательной программы детского сада, возрастных особенностей детей, требований СанПин к образовательной нагрузке, кроме этого предполагалось использование интегрированного подхода – включение сведений об истории поселка во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Для организации проектной деятельности с детьми, направленной на приобщение к истории Родного края (поселка Маслова Пристань), воспитателем были созданы соответствующие условия:
- оформлена выставка методической и художественной литературы, направленная на воспитание патриотических чувств у детей;
- подготовлены материалы, отражающие историю поселка Маслова Пристань: журналы, газеты, летопись (в этом содействовали работники местной библиотеки);
- на краеведческом материале разработаны конспекты образовательных ситуаций, бесед; подобраны иллюстрации, дидактические игры;
- оформлен патриотический уголок «Мой край родной»: символика России, г.Белгорода, г.Шебекино и Шебекинского городского округа; фотоматериалы;
- дидактические игры «Найди свою улицу», «Что лишнее», «Найди по описанию» и др.; русские народные сказки;
- фотографии поселка Маслова Пристань.
По итогам каждого проекта в течение учебного года воспитателем планировалось оформление различных материалов, раскрывающих историю поселка, что в дальнейшем дополняло развивающую среду в группе.
Основной этап (декабрь 2017 года – апрель, 2020 года) реализации педагогического опыта заключался в разработке и организации проектной деятельности с детьми, направленной на приобщения детей к истории и культуре Родного края.
В средней группе необходимо было способствовать формированию у детей понятий: о членах своей семьи, их занятиях и взаимоотношениях, семейных праздниках, событиях. Дети должны были выучить название поселка, в котором они живут, улицы, ближайшее окружение детского сада. Участниками проектов являлись воспитатель, воспитанники средней группы и родители. Задача воспитателя заключалась в подборе форм работы с детьми, с родителями, правильной разработке этапов реализации проектов, оформлении итоговых продуктов проектной деятельности.
Каждый проект охватывал образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность педагогов с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей.
Например, в проекте «Моя семья», были организованы беседы с детьми о семье, о членах семьи, их занятии и взаимоотношении, организовано рисование по теме «Моя семья», дома дети и родители оформили альбом «Моя семья», каждый ребенок самостоятельно составлял рассказ о своей семье по своему альбому и рисунку. Итоговые продукты проекта: коллективное оформление плаката «Я и моя семья», альбомы с фотографиями «Моя семья», книжка-малышка с детскими рисунками «Моя семья».
Проект «Детский сад» оставил очень яркие впечатления у детей и родителей. В процессе его реализации, дети узнали, каким был детский сад в дни открытия, как изменялась его территория из года в год, узнали и руководителях и педагогах, которые уже не работают, но внесли вклад в развитие детского сада, а самое интересное было увидеть детей, которые раньше ходили в детский сад (среди них есть и родители настоящих воспитанников), узнать, в какие игры они играли, какие песни пели и многое другое. Итоговым продуктом проекта стало оформление «Летописи детского сада», куда вошли многочисленные фотографии, рисунки детей, рассказы родителей и педагогов.
Подобным образом, были организованы проекты «Семейные традиции», «Мой дом», «Моя улица», «Детский сад», «Наш поселок». Все проекты были средней продолжительности, период реализации одного проекта не превышал одного месяца.
В рамках проектов были организованы следующие формы работы с детьми: рассказы воспитателей о поселке, о природе, показ иллюстрации; составлялись детские рассказы из личного опыта о членах семьи и доме, в котором они живут; чтение заранее приготовленных стихотворений о членах семьи; дети выполняли рисунки, аппликации на тему «Моя малая Родина», «Дом, в котором я живу», оформляли вместе с родителями фотоальбомы, плакаты.
Для приобщения детей старшей группы к истории и культуре Родного края (2018-2019 учебный год), воспитателем было также составлено перспективное планирование на учебный год по организации проектной деятельности на краеведческом материале (Приложение №2). Учитывая возрастные особенности детей 5-6 лет, воспитатель изменила формы работы с детьми: были добавлены экскурсии и целевые прогулки.
В старшей группе воспитателю предстояло познакомить детей с историей возникновения поселка Маслова Пристань, с названиями улиц, учреждений, их назначением, с деятельностью и ремеслом людей односельчан.
Таким образом, с детьми старшего дошкольного возраста были проведены проекты: «История поселка Маслова Пристань», «Улицы нашего поселка», «Школа», «Дом культуры» и многие другие. В рамках этих проектов были проведены следующие формы работы с детьми:
- экскурсии по улицам Шумилова, 1- Мая, Баталова, 72-ой Гвардейской дивизии, Морской. После каждой экскурсии дети выполняли зарисовки, делились своими впечатлениями;
- экскурсия в школьный краеведческий музей;
- целевые прогулки к Масловопристанской школе, почте, амбулатории, спортивному комплексу, дому культуры, детской школе искусств;
- занятия, на которых дети познакомились с Масловопристанскими мастерами по лозоплетении, по дереву: резьба, поделки из корней; узнали, что в поселке есть цементный завод;
- рассказы для детей об истории поселка Маслова Пристань (с показом презентации), о Микуле Маслове – основателе поселка;
-праздник «Михайлов день», дети узнали, что этот праздник является престольным для односельчан, узнали о традициях его празднования.
В течение учебного года воспитатель совместно с детьми и родителями оформляли макеты улиц поселка, и к концу года получилась коллективная работа «Макет поселка Маслова Пристань»; собирали фотографии учреждений поселка.
В подготовительной группе, в течение 2019-2020 учебного года были реализованы проекты:
- «Маслова Пристань – мой край родной», в результате многочисленных экскурсий дети узнали о природных особенностях нашего поселка: водохранилище, сосновый бор, луг, в результате воспитатель с детьми оформили альбом о природных особенностях поселка (фотографии, детские рисунки);
- «Этих дней не смолкнет слава», через целевые прогулки и экскурсии дети узнали о памятниках, в честь погибших солдат в годы Великой отечественной войны, был оформлен фотоальбом, маршрут выходного дня для родителей, виртуальная экскурсия к памятникам погибших (Приложение №3);
- в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, воспитатели, дети и родители, приняли участие в проекте «Бессмертный полк». Дети и родители приносили фотографии своих родных и близких людей, которые приняли участие в войне, были оформлены планшеты для участия в митинге к вечному огню (на празднике «День Победы»). Каждому родителю нужно было составить рассказ о своих родных. Итоговым продуктом проекта стал альбом в стиле «скрапбукинга».
Каждый проект прошел под руководством воспитателя, которая направляла, систематизировала работу детей и родителей, вносила корректировки, усложняя или упрощая формы работы. Например: при реализации проекта «Бессмертный полк», дети и родители так заинтересовались темой, что было собрано большое количество материала, но необходимо было внести новизну, оригинальность в оформление, так и возникла идея воспитателя о стиле «скрапбукинг».
Воспитателем, детьми и родителями, на территории детского сада был оформлен тематический уголок «Моя малая Родина», с фотографиями поселка Маслова Пристань (собранными по итогам проектной деятельности). Для организации занятий в уголке, воспитатель разработала тематические материалы, конспекты познавательных занятий «Природа нашего края», «Наш поселок – Маслова Пристань», «Легенда о поселке», «Вечная память героям», «Маслова Пристань. Наши дни».
Завершающей работой по проектной деятельности, было оформление воспитателем, детьми и родителями «Летописи о Масловой Пристани», которая незаменима в работе с детьми по изучению история Родного каря.
На протяжении основного этапа педагогического опыта работы воспитателем были организованы следующие мероприятия для педагогов:
- коучинг - сессия для педагогов «Организация проектной деятельности с дошкольника»;
- семинар-практикум «Патриотическое воспитание дошкольников на материале истории Родного края» (Приложение №4);
- выступление на педсовете «Воспитание маленьких патриотов», «Дошкольнику – об истории Родного края».
Для родителей оформлялись:
- образовательные афиши «День села», «Народные праздники месяца», «Совместные проекты»;
- постеры - консультации «Организация целевых прогулок, экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста», «История поселка Маслова Пристань», «Как организовать работу с родителями по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»;
- маршруты выходного дня «Прогулка в лес» (Приложение №5), «Вечная память героям ВОВ»;
- анкетирование родителей, с целью выявления заинтересованности в сотрудничестве с педагогами, проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Завершающим этапом (апрель 2020 года) педагогического опыта работы стало подведение воспитателем итогов проделанной работы, анализ сформированности у детей представлений о культуре и истории Родного края, обобщение разработанных практических материалов для работы с детьми.
Для педагогов и родителей в детском саду была организована отчетная презентация (в форме круглого стола) по теме «Проектная деятельность, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края («Малой Родины») оформлена выставка фотография и материалов, по итогам проектов, с комментариями детей.
3. Результативность опыта
В конце каждого учебного года проводилась диагностика по выявлению представлений и интереса дошкольников к русской традиционной культуре (используя методики разработанные автором Акуловой О.В., приложение №1). Таким образом, были выявлены следующие результаты:
В завершении педагогического опыта, следует отметить:
- за период реализации опыта значительно преобразилась развивающая предметно-пространственная среда в группе: появился макет поселка, стенды, множество фотоальбомов, книжки-малышки, альбомы с фотографиями, описанием, рисунками детей: «История поселка Маслова Пристань», «История детского сада». Оформлен кейс с материалами: конспекты занятий, беседы, досуги, иллюстрации, фотографии, рекомендации для воспитателей, родителей. На территории детского сада оформлен уголок «Моя малая Родина»;
- разработаны планы проектов для детей дошкольного возраста по приобщению к истории и культуре Родного края (поселка Маслова Пристань), перспективное планирование для средней, старшей и подготовительной группы;
- у детей повысился уровень знаний и представлений об истории и культуре Родного края («Малой Родины» - поселка Маслова Пристань), дети научились формулировать рассказы, как появился поселок Маслова Пристань, кто был его основателем, появились знания об истории поселка в годы Великой Отечественной войны, дети с удовольствием рассказывали о местных жителях, которые внесли большой вклад в развитие поселка, о традиционных праздниках, о промыслах местных жителей и многое другое;
- у детей повысился интерес к рассказам о поселке, об истории, о природе, дети стали проявлять активный познавательный интерес к знакомству с разными событиями, интересоваться новыми материалами при реализации проектов. Дети стали проявлять положительное эмоциональное отношение к своему поселку, с интересом рисовать его улицы, природу, научились объяснять, что им нравится в родном поселке, с удовольствием рассуждать о том, что бы они изменили в своем поселке, городе, стране, чтобы жизнь у людей стала еще лучше и интереснее.
В конце каждого учебного года с целью освещения результатов проектов, воспитатель организовывала итоговые (отчетные) мероприятия для детей и родителей в форме: вечера встреч, публичного выступления, круглого стола. Разработки проектов публиковались в международном научно-методическом журнале «Вопросы дошкольной педагогики».
Реализация педагогического опыта воспитателя показала, что развитие у современных дошкольников представлений о родном крае, отношение к событиям его прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых - родителей и педагогов. Основой в воспитании у дошкольников патриотических чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.
4. Библиографический список
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. Мониторинг в детском саду. СПб.: Детство – Пресс, 2011.-588с.
- Басаргина А.А. Уроки о вечном. Белгород, 2006.-85с.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Учебно-методический комплекс к основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», М.: Мозаика - Синтез, 2016.-368с.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.М.:Аркти, 2003.-181с.
- Кузюлев Н.Н. Записки краеведа. Часть 1. Село Купино: Шебекинская типография, 2005.-62с.
- Кузюлев Н.Н. Записки краеведа. Часть 2. Село Купино: Шебекинская типография, 2005.-62с.
- Кузюлев Н.Н. Записки краеведа. с.Купино: Шебекинская типография, 2005.-62
- Кузюлев Н.Н. И мачехой была природа. с.Купино: Шебекинская типография, 2006.-44с.
- Кузюлев Н.Н. Поклонимся мозолистым рукам. с.Купино: Шебекинская типография, 2005.-77с.
- Кулюпина Г.А., Туранина Н.А. Формирование языковой личности дошкольника в этнокультурном пространстве Белгородчины. Белгород, 2009.-70с.
- Туранина Н.А. Традиции и культура русского быта. Белгород, 2004.-72с.
5.Приложение к опыту
1.Приложение №1 Материалы для проведения диагностики представлений и интереса дошкольников к русской традиционной культуре (используя методики разработанные автором Акуловой О.В.)
2.Приложение №2 Перспективный план работы с детьми старшей группы по приобщению к истории и культуре Родного края («Малой Родины»), через проектную деятельность
3.Приложение №3 План реализации проекта по теме «Этих дней не смолкнет слава»
4.Приложение №4 Семинар-практикум «Патриотическое воспитание дошкольников на материале истории Родного края»
5.Приложение №5 Маршрут выходного дня «Прогулка в лес»
Предварительный просмотр:
Новикова Людмила Алексеевна
Приложение №1
Материалы для проведения диагностики
представлений и интереса дошкольников
к русской традиционной культуре
(по методике Акуловой О.В.)
Задание 1
Индивидуальная беседа с ребенком по иллюстрации. «Русская изба»
Цель: определить своеобразие представлений о традиционных предметах быта, одежды, занятий.
Стимульный материал: сюжетная картинка интерьера русской избы с предметами быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, прялка, сундук, лавка, веретено и т. д. и людьми в народных костюмах.
Задания:
1. Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь? Как ее можно
назвать?
2. Какие предметы тебе знакомы? Назови.
3. Чем занимаются люди (прядет, вышивает, играет?
4. Назови, во что одеты?
5. Покажи, где прялка, шкатулка, и т. д., где их можно встретить в наше время?
Критерии оценки для обработки данных:
- Знание названий и назначений предметов быта.
- Представления о русской народной одежде.
- О занятиях людей в старину.
- Интерес к теме.
Задание 2
Индивидуальная беседа с ребенком. «Будни и праздники»
Цель: выяснить особенности отношения и представления о календарной жизни русского народа (будни и праздники).(приложение2)
Стимульный материал: Иллюстрации
Задания: (индивидуально детям задаются вопросы):
1. Что такое календарь, зачем он нужен?
2. Как ты думаешь, что такое народный календарь?
3. Что такое праздники и будни?
4. Чем праздники отличаются от будней?
В случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные заранее картинки, и задаются вопросы:
- Как ты думаешь, где здесь праздники, а где будни? Разложи эти картинки.
- Чем заняты люди на картинках праздников и на картинках будних дней?
- Чем праздники отличаются от будней?
Критерии оценки для обработки результатов:
- Понимание понятий.
- Доказательность – умение обосновать.
- Знание признаков праздника (одежда, песни, угощения).
- Активность при обсуждении.
- Стремление к получению новых знаний.
- Наглядность.
Задание 3
Экспериментальная ситуация «Выбери праздник»
Цель: выявить особенности представлений детей об основных обрядовых праздниках русского народа.
Стимульный материал: подборка иллюстраций с изображением обрядовых праздников: «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Сороки», «Синичкин день», «Наум Грамотник».
Задания: Рассмотри картинки. На них изображены разные русские народные праздники.
1. Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?
2. Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?
3. Выбери те, которые тебе незнакомы?
4. Ты бы хотел о них узнать?
Задание 4
Экспериментальная ситуация «Выбери игру»
Цель: Определить особенности интереса детей к русским народным играм.
Стимульный материал: Картинки с сюжетами народных и современных игр.
Задания: рассмотри картинки:
1. Выбери из них те игры, которые тебе нравятся больше других. Чем они тебе нравятся?
2. В какие из них тебе хотелось бы поиграть? Как будешь играть?
3. Выбери те игры, которые ты видишь впервые.
4. Хотел бы ты узнать о них и поиграть?
Задание 5
Наблюдение за детской деятельностью. «Ситуация выбора»
Цель: Выявить желание детей отражать имеющиеся представления о русской народной культуре в игровой, изобразительной деятельности.
Наблюдение в уголке художественно-изобразительной деятельности.
Задача: выявить наличие интереса к предметам народного быта и игрушкам, выраженного в желании раскрасить изображения определенных видов.
Стимульный материал: Заранее в уголок изобразительной деятельности вносятся: раскраски с изображением девушки в русском народном костюме, реалистичной девочки, мальчика, силуэты дымковских игрушек (лошадка, козочка, барышня, реалистичное изображение лошадей, коз, изображение народных и классических музыкальных инструментов, цветные карандаши.
Критерии оценки для обработки результатов 4, 5, 6 заданий:
- Выбор картинки с тематикой традиционной культуры.
- Наличие мотива.
- Желание узнать новое, стремление к получению новых знаний.
Задание 6
Индивидуальная беседа с ребенком. «Природа России»
Цель: выяснить особенности представлений детей о природе России и об отношении к ней людей.
Задания: детям задаются вопросы:
1. Как ты считаешь, какое время года в России самое красивое?
2. Почему о природе, животных так много придумано сказок, загадок, пословиц и поговорок?
3. Как ты думаешь, почему Россию называют матушкой, землю – кормилицей. А лето – красным?
4. В старину месяцы назывались по-другому. Как ты думаешь, месяцы, какого времени года назывались хмурень, листобоем, полузимником?
Критерии анализа особенностей развития интереса и представлений о традиционной культуре России.
- Интерес детей к некоторым составляющим духовной и национальной культуре России.
- Представления о некоторых особенностях русского быта, обрядовых праздников и наиболее важных нравственных ценностях русского народа.
- Желание отражать представления в игровой, изобразительной деятельности.
- Самостоятельность суждений.
На основе данных критериев можно выделить 3 уровня характеризующие своеобразие интереса и представлений о традиционной культуре:
Низкий уровень характеризуется неустойчивым или отсутствием интереса, недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты национальной культуры. Ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого.
Средний уровень характеризуется проявлением положительного интереса к традиционной культуре. Усвоение традиций дошкольниками правильные, но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о традициях. Ребенок затрудняется назвать некоторые элементы национального костюма, но называет принадлежность костюма, знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более двух народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.
Высокий уровень характеризуется высоким интересом, правильным, обобщенным представлением о национальной культуре, выражающимся в развернутом суждении о ней. Ребенок называет все элементы национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы быта.
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Акулова О. В. и др. Мониторинг в детском саду. – СПб. : Детство – Пресс, 2010. – 592 с.
2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005г. – 207 с.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. : Детство – Пресс, 2006. – 304 с.
Приложение №2
Перспективный план работы с детьми старшей группы
по приобщению к истории и культуре
Родного края («Малой Родины»),
через проектную деятельность
№ п/п | Название проекта | Цель | Сроки реализации | Итоговые продукты |
1 | «История поселка Маслова Пристань» | Знакомство с историей возникновения поселка Маслова Пристань | Сентябрь | Летопись, фотоматериалы поселка |
2 | «Традиции нашего поселка» | Знакомство с традициями поселка Маслова Пристань (праздниками, которые стали традициями для поселка) | Октябрь | Альбом с фотоматериалами |
3 | «Улицы нашего поселка» | Знакомство с названиями улиц, их расположением в поселке Маслова Пристань | Ноябрь | Рисунки детей, макеты улиц, маршрут выходного дня для родителей |
4 | «Мастера своего дела» | Знакомство с Масловопристанскими мастерами (по лозоплетению, по дереву: резьба, поделки из корней) | Декабрь | Альбом с фотоматериалами, выставка детских поделок из глины |
5 | «Цементный завод» | Знакомство с производством цемента, с историей завода | Январь | Альбом с фотоматериалами |
6 | «Школа» | Знакомство с профессией учитель; с историей школы | Февраль | Альбом с фотоматериалами, лепбук |
7 | «Дом культуры» | Знакомство с творческими профессиями, с историей Дома культуры | Март | Альбом с фотоматериалами |
8 | «Спортивный комплекс» | Знакомство с разными видами спорта, с условиями, которые имеются в спортивном комплексе для укрепления здоровья | Апрель | Альбом с фотоматериалами |
9 | «Амбулатория» | Формирование представлений о медицинских профессиях | Май | Альбом с фотоматериалами |
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.М.:Аркти, 2003.-181с.
- Кузюлев Н.Н. Поклонимся мозолистым рукам. с.Купино: Шебекинская типография, 2005.-77с.
- Кулюпина Г.А., Туранина Н.А. Формирование языковой личности дошкольника в этнокультурном пространстве Белгородчины. Белгород, 2009.-70с.
- Туранина Н.А. Традиции и культура русского быта. Белгород, 2004.-72с.
Приложение №3
План реализации проекта по теме
«Этих дней не смолкнет слава»
Примерный срок реализации: 1 месяц
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели
Руководитель проекта: воспитатель группы
Цель: знакомство детей и родителей с памятниками героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны (на территории Масловопристанского сельского поселения)
Задачи:
- познакомить дошкольников и родителей с памятниками находящимися на территории Масловопристанского сельского поселения: «Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками», «Вечная память односельчанам, погибшим в боях за Родину в годы ВОВ», «Братская могила 5-ти жертв фашизма», «Памятник в честь подвигов воинов 72-ой стрелковой дивизии 1119 зенитного полка»;
- формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности краеведческого содержания;
- способствовать патриотическому воспитанию дошкольников, любви и уважения к родному поселку, его историческому прошлому.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап
1. Оформление образовательной афиши для родителей и детей с описанием темы, цели, сроков реализации и плана проекта.
2.Поиск информации в сети интернет, администрации поселка Маслова Пристань, Масловопристанской библиотеке и школе, о памятниках, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны (на территории Масловопристанского сельского поселения): истории возникновения, фотоматериала.
2.Основной этап
1.Разработка плана проведения целевых прогулок.
2.Проведение бесед с детьми.
3.Проведение целевых прогулок к памятникам, фотофиксация объектов целевых прогулок.
4.Оформление фотографий, детских рисунков, детских рассказов об увиденном.
5.Разучивание стихотворений и песен о войне.
6.Обобщение материалов, полученных в результате поиска информации на подготовительном этапе, и материалов, полученных в результате проведения целевых прогулок.
3.Итоговый этап
1.Оформление альбома «Этих дней не смолкнет слава» с материалами о памятниках, павшим героям в боях за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны (на территории Масловопристанского сельского поселения) в годы Великой Отечественной войны.
2. Оформление маршрута выходного дня для родителей;
3.Оформление виртуальной экскурсии к памятникам.
Материалы к проекту
Остановка «Братская могила советских воинов,
погибших в боях с фашистскими захватчиками»
В 1965 году в селе Маслова Пристань, в честь 20-летия победы над фашистской Германией, был воздвигнут памятник воинам 72-й гвардейской стрелковой дивизии.
На гранитном постаменте возвышается во весь рост 2-х метровая фигура воина-освободителя, отлитая из сплавов легких металлов серебристого цвета. В приподнятой правой руке солдат держит автомат, с которым прошел победоносный путь от Сталинграда до Берлина. Суровый взгляд воина, обращенный на запад, как бы предупреждает нас об опасности, просит прекратить гонку вооружения, которая может привести к третьей мировой войне.
У подножия постамента, на мраморной площадке, над бронзовой пятиконечной звездой, колышется голубое знамя вечного огня.
Рядом находится братская могила, в которой покоится прах 1158-ми погибших воинов. (Это самое крупное братское захоронение Шебекинского района.)
На 45-ти гранитных плитах высечены их имена.
На лицевой стороне постамента – мраморная доска, увитая лаврами. Надпись гласит: «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».
Вот некоторые из них:
Евдокимов Михаил Филиппович - ефрейтор, погибший в июле 1943 года в боях за нашу Родную Землю. Будучи в разведке они попал в засаду и был убит.
Дыркач Кузьма Сергеевич – стрелок, погиб в бою возле нашего поселка в августе 1943 года
Чубов Тихон Арсеньевич - участвовал в освобождении села Маслова Пристань в составе моторизованного стрелкового пулеметного батальона танковой бригады. Погиб в августе 1943 года.
Все они увековечены в братской могиле п.Маслова Пристань.
Ежегодно в День Победы у памятника проводятся многолюдные митинги. Сюда приезжают ветераны войны, родственники, близкие погибших из различных уголков России и ближнего зарубежья.
Остановка «Вечная память односельчанам,
погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны»
7 мая 2011 года, накануне Дня Победы в Масловой Пристани рядом с памятникам воинам, погибшим в боях за освобождение села открыт обелиск, посвященный односельчанам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественно войны. Окружают обелиск десять мраморных плит, на которых высечено более трёхсот имен.
Остановка «Братская могила 5-ти жертв фашизма»
22 декабря 1941 года фашисты повесили пятеро молодых ребят, комсомольцев села, на ветке тополя (дерево находится недалеко от могилы). Вот их имена: Выродов Александр Артамонович, Жихарев Алексей Гаврилович, Обернихин Семен Иванович, Парамонов Владимир Семенович, Толокнев Сергей Федорович. Им было по 17-18 лет. Это были славные ребята. Учились, трудились, занимались в оркестре струнных инструментов в клубе. Играли, хорошо пели, были внимательны к окружающим, уважали и слушали родителей. В старом клубе были спрятаны две винтовки, там же немцы нашли гранаты. Предатель указал на этих ребят. Немцы забрали их, неделю издевались над ними: при пытках били по спине топором, по голове, по всем частям тела. Затем привезли их в Маслову Пристань, чтобы повесить. Фашисты согнали всех жителей к месту казни. Когда ребят повесили, двое из них оборвались, упали на землю. Их фашисты пристрелили. Родственникам этих ребят разрешили их похоронить. А трое еще три дня висели, к ним никого не допускали. Для родителей и близких это была настоящая пытка. Через три дня трое ребят были похоронены в том же месте, что и их товарищи. Брат одного из погибших сделал памятник, за которым ухаживают родственники, учащиеся школы.
Остановка «Памятник в честь подвигов воинов
72-ой стрелковой дивизии 1119 зенитного полка»
Мемориальный комплекс в честь воинов 1119 отдельного зенитного артполка 72 стрелковой дивизии, принимавших участие в боях за освобождение поселка Маслова Пристань 5 июля 1943 года. Установлен трудящимися Шебекинского района в 1975 году.
Памятник представлен в виде обелиска, зенитного орудия и миномета на постаментах.
Зенитное орудие (зенитная пушка) - артиллерийское орудие, смонтированное на самоходном колесном или гусеничном шасси, с круговым обстрелом и очень большим углом возвышения (стрельбой «в зенит», отсюда и происходит название — «зенитное орудие»), предназначенное для борьбы с авиацией противника.
Миномёт - гладкоствольное орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений. Имеется опорная плита, через которую импульс отдачи передается грунту или самоходному шасси.
Приложение №4
Семинар-практикум
«Патриотическое воспитание дошкольников
на материале истории Родного края»
Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями по вопросам патриотического воспитания.
Задачи:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
- вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Предварительная работа:
- изучение литературы по данному вопросу;
- подготовка наглядного материала.
Ход семинара-практикума
Вступительное слово:
Ведущий. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Слово предоставляется педагогу психологу.
1.Консультация для педагогов «Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды», с медиа - сопровождением.
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нравственно - патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
2.Слово предоставляется воспитателю.
В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить:
-историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
-формирование культуры мира и межличностных отношений.
Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно - нравственного воспитания молодежи для формирования социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Иными словами, патриотическое воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой - либо сфере в том виде, в котором она существует в данный исторический момент, патриотическое же привить определенное отношение к собственной стране. С психологической точки зрения, быть гражданином - более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако, это лишь необходимое, но недостаточное условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания - активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
В свете введения ФГОС ДО, работа с родителями является главным условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию взрослых, что положительно сказывается на развитии детей. У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями, а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое. Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Ведущий. В заключении выше сказанного, предлагаю немного отдохнуть и ответить на вопросы:
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
(флаг)
3.Официальная эмблема государства?
(герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
6.Что такое патриотизм?
(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
10. Почему Красная площадь так называется?
(«Красная» - значит красивая)
11. Что означают три цвета флага? Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Ведущий. Теперь предлагаю поиграть в игру, которая называется
«Скажи иначе пословицу»
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) - «Баба с возу - кобыле легче».
«Голова - венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) - «Глаза - зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) - «Язык до Киева доведёт».
«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».
«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская).«Бодливой корове Бог рогов не дает».
«Как постелешь, так и поспишь» - (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). «Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»
«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
Ведущий.
- С чего начинается Родина… с родной природы.
Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.
Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Игра по экологии «Исключи два лишних элемента …»
1.Назовите лишние птицы, которые не водятся в Белгородской области: дрозд, синица, ворона, казуар, кукушка, трясогузка, тукан. (Тукан, казуар)
2.Назовите две лишние реки, которых нет в Белгородской области: Северский Донец, Дон, Оскол, Валуй, Везелка, Ворскла, Обь, Нежеголь (Дон, Обь)
3. Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Белгородской области: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник, элеутерококк)
4. Назовите двух лишних животных, не обитающих в Белгородской области: волк, кабан, косуля, тигр, норка, лось, лисица, белка, заяц, медведь (тигр, медведь)
Ведущий.
И последнее задание «Нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина».
1.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.М.:Аркти, 2003.-181с.
2.Кулюпина Г.А., Туранина Н.А. Формирование языковой личности дошкольника в этнокультурном пространстве Белгородчины. Белгород, 2009.-70с.
3.Присный А.В. Красная книга Белгородской области. Белгород, 2004. – 532 с.
Приложение №5
Маршрут выходного дня
«Прогулка в лес»
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители.
Цель экскурсии: знакомство детей с природой Родного края, растительным миром и животным миром соснового бора, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Маршрут передвижения: дом – сосновый бор.
Итоговый продукт выходного дня: изготовление лепбука «Природа Родного края»
Краснеют на солнце сосен стволы,
Разносится всюду запах смолы;
А ландышей белых кисти висят;
Как тонок и нежен их аромат.
По лесу иду я, песню пою,
И слушают сосны песню мою.
Сквозь ветви густые солнце глядит;
Зяблик в ответ мне песней звенит…
Советы родителям,
что необходимо взять с собой в поход:
Весь мусор положи в пакет и забери с собою –
Ведь за тебя его никто не уберёт.
Не разбивай бутылки под ногою -
Поранятся и люди, и лесной народ.
А если вдруг осталась пища от обеда –
Ты аккуратно всю сложи под куст.
И житель леса, плотно пообедав,
К тебе исполнен будет светлых чувств.
Не разводи костёр ты, где попало.
А то погибнет лес – и всё пропало.
Ты лучше разожги его на месте старом,
Где кто-то разводил уже огонь.
Чтобы пикник не кончился пожаром –
Подальше от деревьев отдых свой устрой.
Сосновый бор
(растительный и животный мир)
Самыми распространенными деревьями хвойного леса являются ель и сосна.
Ель - одна из важнейших лесных пород . Она обычно растёт на влажных низменных местах , так как влаголюбивая и тенелюбивая . Короткие игольчатые листья - хвоинки сидят по одной очень густо и сохраняются по5 - 7 лет .
В густых ветвях ели ютятся птицы , строят свои домики - гнёзда белки, под низко нависшими ветвями прячутся зайцы . В еловых лесах строят свои берлоги медведи . Под листьями прячутся ежики. Водятся лоси, лисы, косули.
Очень красивы молодые ёлочки , похожие на лесных пионеров . Сосна является красивейшим и целебнейшим деревом наших хвойных лесов .
Увидеть в нашем лесу крупных зверей мудрено . А вот птицы не очень прячутся от человека , и , сидя где-нибудь на высоком крутом берегу с биноклем в руках , можно спокойно наблюдать жизнь пернатых .
В лесу ( в дуплах , в подлеске ) , на воде и на берегу - ещё великое множество всяких птиц .
В наших хвойных лесах живут большой серый и черный дятлы , а в лиственных лесах - малый пестрый ( величиной с воробья ) и исчезающий вид - зелёный дятел .Каждый год они выдалбливают новые дупла , а старые бросают . Эти пустующие дупла занимают другие полезные для леса птицы: синицы, пищухи , поползни.
В глубине сухого соснового бора , около старого пня можно встретить муравейник . Насыпная часть его состоит из хвоинок , листьев , кусочков коры , обломков веточек и другого мелкого растительного мусора .
Муравьи - самые трудолюбивые санитары леса . В среднем в своё гнездо они ежеминутно приносят 2 -3 десятка насекомых , а за день - около 20-ти тысяч.
Также в лесу растут лекарственные растения, чистотел, подорожник, одуванчики, ландыши, съедобные и несъедобные грибы, различные виды кустарников, земляника и ежевика.
Подвижные игры
«Сосчитай шаги»
Во время прогулки по парку или лесу взрослый останавливает детей, обращает их внимание на какое-либо дерево и предлагает угадать, сколько до него шагов. Ребята дают разные ответы. Затем ведущий просит одного из участников игры (самого высокого) дойти до дерева и сосчитать шаги. Побеждает в игре тот, кто назвал число, наиболее близкое к реальному числу шагов. После этого руководитель предлагает угадать, сколько шагов до ручья, и игра продолжается.
«Жмурки»
Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, спрашивая:
- Кот, кот на чем стоишь?
- На квашне.
- Кто в квашне?
- Квас.
-Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становиться жмуркой.
Правила игры: если жмурка подойдём близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Участники дают подсказки хлопками. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать его по имени, не снимая повязки.
«Блуждающий мяч»
Обеспечение игры: большой мяч.
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идёт на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры: Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.
Художественное слово
(пословицы, поговорки, загадки, стихи)
Рощи да леса — всему краю краса.
Зелёный наряд радует взгляд.
Где сосна взросла, там она и красна.
Лес и вода — брат и сестра.
Скатерть-самобранка
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
* * *
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором:
– Спа–си–бо!
И лес отвечал нам:
“Спасибо! Спасибо!”
Потом вдруг качнулся,
Вздохнул … и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
* * *
Как прекрасно летом в зной
Прогуляться с мамой в лес,
Насладиться тишиной
Синевой небес.
* * *
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Лес)
Шапочка да ножка. -
Вот и весь Ермошка. (Гриб)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, сосна)
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №3 посёлка Маслова Пристань"
Автор: Новикова Людмила Алексеевна
Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 поселка Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района»
Группа: средняя группа (дети 5 лет)
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Тема: «Моя малая Родина, посёлок Маслова- Пристань»
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о своём посёлке, как о малой Родине;
- уточнять и расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории его образования;
- активизировать в речи детей слова – определения, упражнять в употреблении простых предложений.
Развивающие:
- способствовать развитию речи детей, памяти, образного мышления, воображения;
- развивать познавательную активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному посёлку;
- вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным посёлком и его жителями;
- способствовать воспитанию патриотических чувств у детей и положительных черт характера;
Оборудование и материалы: Кукла «Знайка» из кукольного театра Би- Ба -Бо; презентация слайдов посёлка памятных и исторических мест посёлка.
Ход работы:
1.Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте.
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Руку дал другу друг.
Воспитатель. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Воспитатель с детьми слышат стук в дверь группы.
Воспитатель. Давайте посмотрим, кто стучит в нашу дверь?
Открывают дверь и видят маленького коротышку «Знайку»
Знайка. Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)
Знайка. Надеюсь, вы меня узнали, я коротышка Знайка, из цветочного города. (Да, мы тебя узнали, мы слушали рассказы Н.Носова из книжки «Приключения Незнайки»)
Знайка. Ребята, я пришел к вам за помощью. Мы с друзьями путешествовали на воздушном шаре по живописным местам Белгородской области. Решили сделать фоторепортаж, но произошло непредвиденное, пролетая над вашим поселком, я спрыгнул на парашюте, а моих друзей унесло сильным ветром дальше. Из-за этого мое путешествие прервалось, и я не смог сделать фоторепортаж о вашем поселке.
Воспитатель. Ребята, мы можем помочь Знайке? А как же мы это можем сделать? (Рассказать о родном посёлке Маслова - Пристань, показать исторические места, показать фотографии поселка)
Воспитатель: хорошая идея, ребята.
2. Поисковый этап
Воспитатель. И так, давайте составим последовательный план, как мы будем помогать Знайке:
План
1. Познакомим с названием поселка.
2. Расскажем, об истории названия поселка.
3. Познакомим с названиями улиц и расскажем, почему они так называются.
4. Покажем исторические памятники нашего посёлка.
3.Практический этап
Воспитатель. Прежде, чем подойти к экрану и рассказать о нашем родном посёлке, я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Гости»
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама! (мизинцы четыре раза постукивают друг о друга)
- Что, что, что? (три раза постукивают друг о друга указательные пальцы)
- Гости едут! (постукивают мизинцы)
- Ну и что? (постукивают указательные пальцы)
- Здрасте, здрасте! (средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)
- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются. Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
Воспитатель. Пройдите к экрану, посмотрите, что вы видите на экране?
1. Ребёнок. (1 слайд с общим видом посёлка с противоположной стороны водохранилища Графовской горы.)
На солнечном красивом месте,
С вершины гордого холма,
Родной поселок, сердцу милый,
Раскинул первые дома.
2.Ребёнок. (2 слайд)
Шло время, вырастал поселок,
Что «Масловой – Пристанью» зовут
Он сердцу очень -очень дорог
Ведь с детства все знакомо тут.
3.Ребёнок. (3 слайд)
Поселок наш такой один,
Здесь Пристанцы живут,
И облака летят по небу,
Нас к пристани они зовут.
Воспитатель. Ребята, а как называется наш посёлок? (Маслова – Пристань)
Воспитатель. Почему поселок так называется? (Потому что наш поселок основали братья Микула и Иван Масловы)
Воспитатель. Правильно, и при въезде в наш посёлок основателям Микуле и Ивану стоит памятник. (4слайд).
Воспитатель. Я предлагаю немного отдохнуть и набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физкультминутка
Мы очень любим посёлок свой (дети прижимают руки к груди)
Сияет солнце над рекой (руки вверх, развести в стороны)
Идут дожди (шагать на месте)
Стучат в окно (прыгать на месте)
Его мы любим все равно (обхватить себя руками)
Мы в этом посёлке живем (руки над головой «домиком»)
И он растет, и мы растем (руками очертить круг)
Воспитатель. Какие названия улиц вы знаете? (ул. Шумилова, ул.Гагарина, ул. Баталова, ул. 72-й Гвардейской дивизии)
Воспитатель. В честь кого названы улицы нашего посёлка? (В честь генерала Шумилова, который освобождал наш посёлок вовремя войны, 72-й Гвардейской Дивизии, героя войны Баталова, космонавта Гагарина)
Воспитатель. Какие исторические памятники есть в нашем посёлке и кому они посвящены? (5 слайд) («Вечный огонь», памятник «Вечная память односельчанам, погибшим на войне», братской могила жертвам фашизма)
Воспитатель. Дорогие ребята мы с вами завершаем наше увлекательное путешествие по посёлку Маслова Пристань, нашей Малой Родины.
4.Рефлексивно – оценочный этап
Знайка. Какой у вас красивый поселок. А скажите мне пожалуйста, что такое Родина? Что в вашем понятии «Моя малая родина?» Родной край, за что вы её любите? (Родина - это близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это наш дом, улица, посёлок, где мы родились и живём. Это детский сад куда мы ходим, воспитатели, которые нас окружают.)
Знайка. Спасибо вам ребята! Мне понравился ваш посёлок, я собрал хороший фоторепортаж благодаря вам, мне пора, на горизонте вижу воздушный шар, скоро я встречусь со своими друзьями и обязательно расскажу о вашем поселке. До свидания. (До свидания)
Воспитатель. Ребята, как мы смогли помочь нашему гостю «Знайке»? (мы рассказали о нашем посёлке, почему он так назван, в честь кого, рассказали о названиях улиц, о памятниках)
- что вам запомнилось в нашем путешествии?
- о чем вам было интересней рассказывать?
- куда бы вы хотели сходить на прогулку?
Последующая работа. Оформляется фотоальбом «Моя малая Родина – Маслова Пристань».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается одной из актуальнейших. Все большее распростран...
Программа развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края»
Целевые показатели:Повышение качества образовательного процесса;Активизация инновационной деятельности педагогического коллектива;Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников, повышение педагоги...
Методическая разработка по теме "По следам истории"(проект по ознакомлению обучающихся старшего дошкольного возраста с историей и культурой родного края)
Ребенок приходит в этот огромный мир и ему много предстоит узнать, понять , освоить. Первоначально ребенок знакомится со своим городом под руководством родителей, шаг за шагом расширяя границы своего ...
"Проектная деятельность как средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни"
Исхо Исходя из принципа «здоровый ребенок + умный + желающий + умеющий = успешный ребенок», необходимо осуществлять комплекс во...
"Проектная деятельность как средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни"
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавател...
“ Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края “
ldquo; Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края &ldquo...
Визитная карточка "Приобщение детей дошкольного возраста к культурно - историческим ценностям родного края"
Визитная карточка конкурса "Воспитатель года России" в 2023 году...