«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».
статья (старшая группа) на тему
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре и природе родного края. Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Родничок»
пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Статья
«Краеведческая игра - путешествие
как средство приобщения дошкольников
к истории и культуре родного края».
Составитель:
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Белобородова Людмила Алексеевна
ноябрь 2017 г.
пгт Юрья
1 слайд
2 слайд
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине –
месту, где человек родился.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.
3 слайд Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре и природе родного края. Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.
4 слайд Благодаря им, дети глубже, шире познают свой край, узнают, что присуще только данной местности, что любят жители этой местности. Необходимо, чтобы ребенок в процессе игры ощутил удовольствие и от общения с взрослым, и от совместной деятельности, чтобы он пережил радости, самостоятельно решил новую задачу или нашел выход из трудного положения.
5 слайд Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, поиска самостоятельного решения.
6 слайд Проведению в нашем детском саду краеведческой игры-путешествия предшествовала большая предварительная работа.
7 слайд На 2016-17 год был составлен проект краеведческой направленности «Лучше нет родного края», который предусматривал мероприятия краеведческого содержания:
- цикл занятий
- цикл консультаций для педагогов и родителей
- оформление тематических стендов, альбомов
- цикл экскурсий
- цикл краеведческих игр, викторин на уровне ДОУ, района и России.
8 слайд
9 слайд Осенью 2016 г. в нашем ДОУ была проведена районная краеведческая викторина для детей 5-6 лет, посвященная 80-летию Кировской области. В ней приняло участие 11 воспитанников старшей и подготовительной группы детского сада. Задания выполнялись каждым ребенком отдельно, и с каждым участником викторины работал отдельный педагог.
10 слайд Викторина состояла из 9 заданий, и если ребенок выполнил все задания правильно, то в итоге он получает 90 баллов. Мы считаем, что наши дети показали неплохие результаты, хотя 90 баллов не набрал ни один ребенок. Здесь было одно наше упущение, которое состояло в том, что мы с детьми не успели хорошо изучить имена Героев-Юрьянцев (не хватило времени), но зато ни один ребенок не спутался в названии зверька нашей Кировской области, которое и выговаривать трудно и запомнить тоже.
Все выполненные задания викторины были отправлены в Центр детского творчества на проверку А.Г.Россохиной, но в итоге ни один наш воспитанник не стал участником районной краеведческой викторины, которая проводилась при ЦДТ.
11 слайд Поэтому мы весь учебный год работали с детьми в этом направлении и 21 апреля 2017 г. в нашем детском саду состоялась краеведческая игра – путешествие «Знатоки родного края». Игра использовалась как форма проверки знаний детей по данной теме.
12 слайд Участниками игры стали воспитанники старшей группы «Затейники» (воспитатель Баранцева М.Б., которая записывали все баллы в ходе игры). Надев рюкзаки и, получив маршрутные листы, дети отправились в путешествие по станциям.
13 слайд Условия игры: за каждое выполненное задание дети получали баллы, которые отмечались в маршрутных листах. Также детям задавались дополнительные вопросы, и за каждый правильный ответ начислялся дополнительный балл. Н-р:, рассказать дополнительную информацию о Герое-Юрьянце и т. д. За каждый неверный ответ дети получали штрафной балл, а за выполненное задание - сладкое угощение в рюкзачок.
Итак, дети отправились по станциям.
14 слайд 1 Станция «Переправа через болото».
Здесь дети проявили свои физические качества: перепрыгивали с кочки на кочку, чтобы не попасть в болото. С этим заданием справились все дети.
15 – 16 слайд 2 Станция «Собери пазл».
Дети из пазлов собирали герб, флаг Юрьянского района и Кировской области. Собрав пазлы, дети рассказывали, что изображено на символике нашего района и области.
17 слайд 3.Станция «Юрьянцы – Герои Советского Союза и России».
Дети выбирали из предложенных фотографий Героев ВОВ именно Героев-Юрьянцев. Дополнительное задание: «Расскажи, что ты знаешь о герое, кто тебе больше всего запомнился, чем». Конечно, больше всех дети запомнили следующих героев – это Хвостанцев Михаил Поликарпович, т.к. в нашем поселке есть улица Хвостанцева, которая носит название героя-Юрьянца (он геройски погиб под гусеницами танка, защищая своих товарищей) – это Зонов Николай Фёдорович, имя Героя носит Юрьянская средняя школа №1 и Шипицын Михаил Дмитриевич, т.к. он летчик.
18 слайд 4.Станция «Деревья Юрьянского района».
Дети выбирали из предложенных картинок (здесь были и тропические деревья) деревья, которые растут в нашем Юрьянском районе.
19 слайд 5.Станция «Животные Юрьянского района».
Дети выбирали из множества картинок животного мира, где можно встретить и экзотические животных, животных нашего района, рассказывали о них.
20 слайд 6.Станция «Съедобные Грибы Юрьянского района».
Здесь мы проверили знания детей о грибах, растущих в наших лесах родного края.
В конце всех детей ждал сюрприз-угощение – сушечка-малютка и конфетки из волшебного рюкзачка.
21 слайд В результате пройдя этот нелегкий путь, дети получили заряд бодрости и оптимизма. Краеведческая игра позволила не только сформировать представления у детей о символике родного края, о растительном и животном мире, о героях-земляках, но и способствовала развитию самостоятельности мышления, целеустремлённости, настойчивости, помогла ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развила умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сформировала познавательную и творческую активность детей.
Дети почувствовали себя частью великой Родины – России, проявили интерес к истории и культуре родного края, у них сформировались нравственные понятия и чувства.
22 слайд Благодарим Анну Гербертовну Россохину, за предоставленные материалы для проведения игры.
Используемая литература:
1.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
2.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
3. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г.
4. Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина», М. 2004г.
5. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г.
6. Алешина Н. В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, М.2003г
7.Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду, М.2007г
8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М.2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-594313-1425265813.jpg)
Проект «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края»
использование в работе с педагогическим коллективом технологии "коучинга", ИКТ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-807366-1471851129.jpg)
Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края
Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874508-1484060185.jpg)
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
папка-передвижка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573680-1422282762.jpg)
проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/17/picture-984687-1608193553.jpg)
«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-970347-1611833133.jpg)
папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"
Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....