Занятие "Перелётные птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Майстренко Вера Александровна

Воспитание любви к природе, представление о перелетных птицах; Знакомство с особенностями внешнего вида птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy_vesnoy.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Перелётные птицы»

Цель: Воспитание любви к природе, представление о перелетных птицах; Знакомство с особенностями внешнего вида птиц.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение к друг к другу, умение слушать.

Развивающие: развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

Образовательные: закрепить признаки весны; расширить представления детей о перелётных птицах в весенний период.

Материалы: мнемодорожки к стихотворению «Кто пришёл так тихо-тихо...»; плоскостной макет солнышко и лучики с приметами весны; иллюстрации перелётных птиц; аудиозапись с голосами перелетных птиц.

Ход НОД:

-Здравствуйте ребята, милые друзья!

Видеть вас сегодня очень рада я.

Сегодня с вами вместе многое узнаем,

И кое-что мы вспомним, немножко поиграем.

Ребята, прислушайтесь. Кто это так тихо прошагал за окном?

(Чтение стихотворения с показом мнемодорожки…)

«Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел,

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…весна!»

-Ребята, я так рада, что наконец, пришла долгожданная, тёплая, солнечная весна! Давайте вспомним, какими шагами идёт к нам весна?

«К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.»

-С приходом весны всё вокруг оживает. Хочется радоваться солнышку. Посмотрите какое солнышко на доске, только лучики свои солнышко растеряло. Надо их собрать.

Речевая игра «Собери лучики» (дети берут лучик и вспоминают весенние приметы: (Познакомить детей с приметами ранней весны:)
весной природа просыпается;
солнышко ярко светит и начинает пригревать;
тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
на крышах появились сосульки;
дни становятся длиннее, а ночи короче;
на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
появилась первая травка;
расцвели подснежники;
весело зачирикали воробьи,
скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран;
проснулись насекомые;
поднялись после зимней спячки дикие животные;
люди сняли тёплую зимнюю одежду.

«Ожила вокруг природа

Пробудилась ото сна,

с голубого небосвода

С солнцем к нам пришла весна.»

-Весной к нам начинают прилетать птицы, а вот какие это птицы мы сейчас и узнаем, отгадав первую загадку:

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач-

Ест букашек разных…(ГРАЧ)

Про грача в народе говорят: «Грач на горе, весна на дворе»., «Увидел грача, весну встречай».

Показ картинки грача.  

 Грач по размерам напоминает свою родственницу ворону. Но он стройнее, у него более тонкий и прямой клюв. Цвет оперения чёрный, с блестящим металлическим отливом. В отличие от вороны, у взрослого грача голова у основания клюва белая, без перьев.

Свою добычу грач ищет на земле. Часто можно увидеть стайки грачей на вспаханном поле: они ищут в бороздах, оставленных плугом, личинки насекомых и дождевых червей.

Грачи приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, вредителей урожая. 

Живут грачи большими шумными компаниями. И часто - на одном месте много лет подряд. На дереве можно увидеть сразу несколько грачиных гнёзд. Предлагаю вам послушать, как кричат грачи.

Вторая загадка:

Домик я ему построил,

важный я урок усвоил.

Вот пришел зиме конец,

прилетел домой… (СКВОРЕЦ)

Почти одновременно с грачами прилетают в начале марта скворцы. В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»

Обыкновенный скворец - это небольшая птица, достигающая в длину не более 20 см, но имеющая размах крыльев в двое больше.  Оперение птиц имеет темно черный цвет. Весной после сезонной линьки птица становится бурового цвета. Пение обыкновенного скворца может включать в себя скрипы, свисты и дребезжания, а также скворец умеет подражать пение других птиц.

Давайте, послушаем пение скворца.

Третья загадка:

Сам оранжев, как закат,

Клюв короткий – сильный хват.

Плывёт по небу, как кораблик,

Называют его…(ЗЯБЛИК)

К концу марта начинают прилетать зяблики. В народе говорят: «Зяблик прилетел, весну на хвосте принес.»  Эти птицы имеют очень маленький размер, в длину достигают не более 15 см. У самца оперение яркое, и чем ближе к весне, тем ярче: буро - красная грудка, коричневатая с зелёным спинка, синевато-серая головка, большие белые пятна на крыльях. У самки же окраска более тусклая. Гнездится зяблик в лесах, садах и парках. Послушайте, как поют зяблики.

Четвёртая загадка:

Брюшко в крапинку как будто,

Он поёт, бывает, утром.

У птицы невысокий рост,

Называют её…(ДРОЗД)

Чуть позже, примерно к середине апреля прилетают дрозды. В народе существует примета, которая гласит: «Дрозды прилетели, морозы на нет сошли». По земле Дрозды передвигаются исключительно скачками. На зиму улетают на юг большими стаями. Гнездятся одиночно или небольшими колоннами. Птицы являются легко узнаваемыми, у них серая спинка и желтая грудка.

А вот так дрозды поют, послушайте.

Пятая загадка:

Эта птица – музыкант.
У нее большой талант.
Слушать поспеши скорей:
Здесь поет сам…(СОЛОВЕЙ)

В первой половине мая возвращаются соловьи. Существует примета: «Соловьи запели, значит весна расцвела.» Соловей имеет бурый окрас с рыжеватым хвостом, гнезда предпочитают делать ближе к земле, как правило в небольших кустарниках. Соловей славится своим чудесным пением, многозвучным с множеством различных звуков. В мае соловей поет весь день, но особенно красиво песни его звучат с вечерней зари и до утра. Благодаря столь чудесным трелям этой птицы 15 мая отмечался соловьиный день и именно с этого дня считалось, что весна наполняется теплом и солнечной погодой. После прилета соловья можно действительно считать, что весна пришла!

Давайте послушаем, эту чудесную птичку.

Игра. «Птицы»

Если птицу назову, в ладоши надо хлопнуть, а если что-то другое, - то ногою топнуть!

Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и слоны….

Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, комары,  

Грачи и балалайки, Снегири, кукушки,

Гуси и ватрушки, Лебеди и совы, дятлы и коровы.

Прилетели под конец Утка, щука и скворец!

Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по – одному: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, стрижи, грачи, снегири, кукушки, гуси, лебеди, совы, дятлы, утки и скворец)

-Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? (Перелётные)

-Как вы думаете, какая первая забота у птиц весной?  (Поправить старые гнезда и построить новые)

-Из чего птицы строят гнёзда?  (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

-Ну вот, гнёзда готовы, и какая же следующая забота у птиц? (Вывести птенцов).

- Какую пользу приносят птицы: они уничтожают вредных насекомых, их личинки, вредителей садов, лесов и огородов. Правильно:

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знайте дети,

Жить без птиц на белом свете!

Итог:

Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование на тему "Весна. Звери и птицы весной"

Разработаны групповые и индивудуальные занятия....

перспективное планирование младшая группа. Тема проекта: «Весна. Животные и птицы весной»

Цель: Создание условий для расширений и обогащений знаний детей о признаках ранней весны, об изменениях в природе; расширение знаний о домашних животных и птицах весной.Задачи: Раскрыть возможности и ...

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.

Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме

Практический  материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...