Занятие "Перелётные птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Воспитание любви к природе, представление о перелетных птицах; Знакомство с особенностями внешнего вида птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perelyotnye_ptitsy_vesnoy.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Перелётные птицы»
Цель: Воспитание любви к природе, представление о перелетных птицах; Знакомство с особенностями внешнего вида птиц.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение к друг к другу, умение слушать.
Развивающие: развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.
Образовательные: закрепить признаки весны; расширить представления детей о перелётных птицах в весенний период.
Материалы: мнемодорожки к стихотворению «Кто пришёл так тихо-тихо...»; плоскостной макет солнышко и лучики с приметами весны; иллюстрации перелётных птиц; аудиозапись с голосами перелетных птиц.
Ход НОД:
-Здравствуйте ребята, милые друзья!
Видеть вас сегодня очень рада я.
Сегодня с вами вместе многое узнаем,
И кое-что мы вспомним, немножко поиграем.
Ребята, прислушайтесь. Кто это так тихо прошагал за окном?
(Чтение стихотворения с показом мнемодорожки…)
«Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…весна!»
-Ребята, я так рада, что наконец, пришла долгожданная, тёплая, солнечная весна! Давайте вспомним, какими шагами идёт к нам весна?
«К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.»
-С приходом весны всё вокруг оживает. Хочется радоваться солнышку. Посмотрите какое солнышко на доске, только лучики свои солнышко растеряло. Надо их собрать.
Речевая игра «Собери лучики» (дети берут лучик и вспоминают весенние приметы: (Познакомить детей с приметами ранней весны:)
весной природа просыпается;
солнышко ярко светит и начинает пригревать;
тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
на крышах появились сосульки;
дни становятся длиннее, а ночи короче;
на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
появилась первая травка;
расцвели подснежники;
весело зачирикали воробьи,
скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран;
проснулись насекомые;
поднялись после зимней спячки дикие животные;
люди сняли тёплую зимнюю одежду.
«Ожила вокруг природа
Пробудилась ото сна,
с голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна.»
-Весной к нам начинают прилетать птицы, а вот какие это птицы мы сейчас и узнаем, отгадав первую загадку:
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач-
Ест букашек разных…(ГРАЧ)
Про грача в народе говорят: «Грач на горе, весна на дворе»., «Увидел грача, весну встречай».
Показ картинки грача.
Грач по размерам напоминает свою родственницу ворону. Но он стройнее, у него более тонкий и прямой клюв. Цвет оперения чёрный, с блестящим металлическим отливом. В отличие от вороны, у взрослого грача голова у основания клюва белая, без перьев.
Свою добычу грач ищет на земле. Часто можно увидеть стайки грачей на вспаханном поле: они ищут в бороздах, оставленных плугом, личинки насекомых и дождевых червей.
Грачи приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, вредителей урожая.
Живут грачи большими шумными компаниями. И часто - на одном месте много лет подряд. На дереве можно увидеть сразу несколько грачиных гнёзд. Предлагаю вам послушать, как кричат грачи.
Вторая загадка:
Домик я ему построил,
важный я урок усвоил.
Вот пришел зиме конец,
прилетел домой… (СКВОРЕЦ)
Почти одновременно с грачами прилетают в начале марта скворцы. В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»
Обыкновенный скворец - это небольшая птица, достигающая в длину не более 20 см, но имеющая размах крыльев в двое больше. Оперение птиц имеет темно черный цвет. Весной после сезонной линьки птица становится бурового цвета. Пение обыкновенного скворца может включать в себя скрипы, свисты и дребезжания, а также скворец умеет подражать пение других птиц.
Давайте, послушаем пение скворца.
Третья загадка:
Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывёт по небу, как кораблик,
Называют его…(ЗЯБЛИК)
К концу марта начинают прилетать зяблики. В народе говорят: «Зяблик прилетел, весну на хвосте принес.» Эти птицы имеют очень маленький размер, в длину достигают не более 15 см. У самца оперение яркое, и чем ближе к весне, тем ярче: буро - красная грудка, коричневатая с зелёным спинка, синевато-серая головка, большие белые пятна на крыльях. У самки же окраска более тусклая. Гнездится зяблик в лесах, садах и парках. Послушайте, как поют зяблики.
Четвёртая загадка:
Брюшко в крапинку как будто,
Он поёт, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют её…(ДРОЗД)
Чуть позже, примерно к середине апреля прилетают дрозды. В народе существует примета, которая гласит: «Дрозды прилетели, морозы на нет сошли». По земле Дрозды передвигаются исключительно скачками. На зиму улетают на юг большими стаями. Гнездятся одиночно или небольшими колоннами. Птицы являются легко узнаваемыми, у них серая спинка и желтая грудка.
А вот так дрозды поют, послушайте.
Пятая загадка:
Эта птица – музыкант.
У нее большой талант.
Слушать поспеши скорей:
Здесь поет сам…(СОЛОВЕЙ)
В первой половине мая возвращаются соловьи. Существует примета: «Соловьи запели, значит весна расцвела.» Соловей имеет бурый окрас с рыжеватым хвостом, гнезда предпочитают делать ближе к земле, как правило в небольших кустарниках. Соловей славится своим чудесным пением, многозвучным с множеством различных звуков. В мае соловей поет весь день, но особенно красиво песни его звучат с вечерней зари и до утра. Благодаря столь чудесным трелям этой птицы 15 мая отмечался соловьиный день и именно с этого дня считалось, что весна наполняется теплом и солнечной погодой. После прилета соловья можно действительно считать, что весна пришла!
Давайте послушаем, эту чудесную птичку.
Игра. «Птицы»
Если птицу назову, в ладоши надо хлопнуть, а если что-то другое, - то ногою топнуть!
Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и слоны….
Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, комары,
Грачи и балалайки, Снегири, кукушки,
Гуси и ватрушки, Лебеди и совы, дятлы и коровы.
Прилетели под конец Утка, щука и скворец!
Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по – одному: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, стрижи, грачи, снегири, кукушки, гуси, лебеди, совы, дятлы, утки и скворец)
-Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? (Перелётные)
-Как вы думаете, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые)
-Из чего птицы строят гнёзда? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
-Ну вот, гнёзда готовы, и какая же следующая забота у птиц? (Вывести птенцов).
- Какую пользу приносят птицы: они уничтожают вредных насекомых, их личинки, вредителей садов, лесов и огородов. Правильно:
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки -
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут - пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья...
Скучно будет, знайте дети,
Жить без птиц на белом свете!
Итог:
Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематическое планирование на тему "Весна. Звери и птицы весной"
Разработаны групповые и индивудуальные занятия....
перспективное планирование младшая группа. Тема проекта: «Весна. Животные и птицы весной»
Цель: Создание условий для расширений и обогащений знаний детей о признаках ранней весны, об изменениях в природе; расширение знаний о домашних животных и птицах весной.Задачи: Раскрыть возможности и ...
Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.
Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...
Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».
Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»....
Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...
Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая
Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...
«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме
Практический материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...