Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"
консультация (подготовительная группа)
В рекомендациях для родителей размещается:
Минимальный словарь по теме недели
Формирование слоговой структуры
Пальчиковая гимнастика
Координация речи с движением
Лексико-грамматические игры и упражнения по теме недели
Развиваем связную речь
Художественная литература и иллюстративный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Май 3-я неделя
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОЗДНЯЯ ВЕСНА.
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ »
СЛОВАРЬ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Существительные: месяц, весна, март, апрель, май, зелень, листва, растительность, животное, птицы (перелетные), гнезда…
Глаголы: распускаться, появляться, расцветать, прилетать, вить, выводить, выкармливать, щебетать, греметь, громыхать, сверкать…
Прилагательные: ранняя, поздняя, весенний, зеленый, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные…
Наречия: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво.
Антонимы: холодный – теплый, прозрачный – мутный, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, ранняя – затяжная.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: листочек — клейкий.
2. Образование множественного числа существительных. Лужа - лужи.
3. Согласование числительных, местоимений. наречий с существительными. Один скворец, мой кораблик, много ручейков.
4. Предложно-падежное управление.
(Винительный.)
На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу).
Повесим скворечник (предлог «на»: липу, на березу).
На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).
Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну).
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
ЗАГАДКИ О ВЕСЕННИХ ЦВЕТАХ:
Жемчужин белых россыпи в лесу.
Жемчужины похожи на росу.
На стебельках их ветерок качает.
Ты ими любоваться можешь в мае.
(Ландыши)
Вот лиловый мотылек
Сел на тонкий стебелек.
С каплей меда в серединке.
Он красив, как на картинке.
(Фиалка)
Проблемные вопросы:
Почему весна приходит после зимы, а не после осени?
Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель.
КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ «ВЕСНЯНКА»
А уж ясно солнышко припекло, припекло,
(Хоровод, медленно поднимая руки вверх.)
И повсюду золото разлило, разлило. (Хоровод, медленно опускают руки.)
Ручейки по улице все журчат, журчат. (Бегут по кругу, руки на поясе.)
Журавли курлыкают и летят, летят.
(Поднимают высоко колени, руками изображают взмахи крыльев.)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЦВЕТОК»
Вырос высокий цветок на поляне. (Показать руками цветок.)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питанье (Движение пальцами вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести.)
Задания и упражнения по теме:
1. Познакомьте детей с приметами поздней весны:
– дни стали длиннее, а ночи – короче;
– на улице тепло, солнце ярко светит и греет;
– дуют теплые ветры;
– идут теплые дожди;
– прилетели перелетные птицы, они строят гнезда и выводят птенцов;
– появилась зеленая трава, на деревьях и кустарниках распустились листья, цветут весенние цветы.
2. Упражнение «Подбирай, называй» на подбор определений и глаголов.
Весна (какая) - ранняя, теплая, долгожданная и т. д.
Солнце (какое) -.
Погода весной (какая) -…
День (какой) -.
Солнце весной (что делает) - греет, припекает, ласкает, согревает.
Снег весной (что делает) - чернеет, тает.
Птицы весной (что делают) -.
Животные весной (что делают) -.
3. Подобрать как можно больше слов:
– ВЕСЕННИЙ – день, дождь, гром, цветок и т. д.
– ВЕСЕННЯЯ – капель, гроза… .
– ВЕСЕННИЕ – цветы, дни, … .
4. Найди общее слово:
– Льется, журчит - ….
– Дует, шумит - …
– Греет, светит - ….
5. Скажи наоборот: (продолжаем учиться подбирать антонимы) .
тепло – холодно
светло – …
сыро – …
грязно – …
день – …
утро – …
6. Упражнение «Бывает – не бывает»: (развитие логического мышления)
Зимой появляются проталины.
Весной дети катаются на санках.
Весной дети играют в снежки.
Зимой на деревьях распускаются листочки.
7. Работа над четкостью дикции,
(произношением звука [ч] и выразительностью речи)
выучите с детьми потешку:
Грач с грачихой на рассвете
В гнездышко грачатам-детям
Носят в клювах червячков,
И личинок, и жучков,
Чтоб росли грачатки —
Черные ребятки.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы.
Рассказы по темам:
Весенние изменения в природе
Докажи, на картинке весна.
Игры детей весной.
Чем тебе нравится весна.
ПЕРЕСКАЗ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Подготовьте с ребенком пересказ следующего текста. Не забудьте, что сначала вы должны выразительно прочитать рассказ ребенку, потом – задать несколько вопросов, затем еще раз прочитать текст, предупредив о том, что его надо будет пересказать.
Весну открыли грачи. Они прилетели, когда еще лежал снег, и сразу же принялись за ремонт старых гнезд и постройку новых. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят мухоловки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.
Вопросы к тексту.
- Какие птицы открыли весну? (Весну открыли грачи.)
- Когда они прилетели и что стали делать? (Они прилетели, когда еще лежал снег, и принялись за постройку гнезд.)
- Какие птицы прилетели вслед за ними? (Вслед за ними прилетели скворцы, жаворонки, зяблики, дрозды.)
- Какие водоплавающие и болотные птицы скоро прилетят? (Скоро прилетят утки, гуси, журавли.)
- Какие птицы прилетят, когда лес покроется зеленой дымкой? (Когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.)
Предложите ребенку вспомнить названия птиц из прочитанного рассказа. Сможет ли он вспомнить названия птиц, которые начинаются с гласного звука (утка), с твердых согласных звуков (грач, скворец, жаворонок, дрозд, гусь, журавль, соловей, кукушка, мухоловка, ласточка, стриж), с мягкого согласного звука (зяблик).
Художественная литература и иллюстративный материал:
Предметные и сюжетные картинки по теме.
Стихи и загадки по теме недели
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ.
Беседы с детьми старшего дошкольного возраста познавательного характера.
Цель:
– познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;
– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать интерес к жизни животных.
Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
МЕДВЕДИ ВЕСНОЙ.
В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.
Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.
Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).
Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.
Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.
Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.
ЕЖИ ВЕСНОЙ.
Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся.
В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.
Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.
Ёжиков любят. Знаете почему... Потому что редко с ними встречаются. А те кто с ними знаком знает, что характер и манеры у ёжиков... Ну, короче, ёжики - это вам не зайчики пушистые!
Для начала я вам сообщу, что ёжики ужасные засони. Спят они много. И долго. С октября по март они в спячке. Да и летом, когда они наедают бока, ёжики могут проспать большую часть суток. Уж очень любят они поспать.
Особенно любит поспать ёж-папа. Он убегает от жены сразу после свадебной церемонии. В одну из своих норок, которых у него обычно штук десять. А ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики могут стать вегетарианцами.
Поесть ёжики тоже очень любят, - иногда за ночь они съедают столько, что их вес увеличивается на треть.
ВЕСНОЙ МНОГИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛИНЯЮТ..
Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.
Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев. Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».
ВЕСНОЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ У ЗВЕРЕЙ ДЕТЕНЫШИ.
Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.
БЕЛКИ ВЕСНОЙ.
У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда. Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.
ЗАЙЦЫ ВЕСНОЙ.
Мама – зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три – четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама – зайчиха. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.
Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху – лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.
ЛИСЫ ВЕСНОЙ.
Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.
К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.
Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?
Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.
ВОЛКИ ВЕСНОЙ.
Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.
Домашнее задание:
18.05.– 22.05.20 Лексическая тема «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»
1. Выучите с ребенком названия весенних месяцев. В этом вам поможет четверостишие:
Март, апрель и май зеленый
Дарят листья липам, кленам.
Просыпаются сады,
Распускаются цветы.
Объясните ребенку, что ранняя весна закончилась и началась поздняя весна. 2. Понаблюдайте на прогулке за приметами поздней весны, помогите ребенку их запомнить.
Приметы поздней весны:
– дни стали длиннее, а ночи – короче;
– на улице тепло, солнце ярко светит и греет;
– дуют теплые ветры;
– идут теплые дожди;
– прилетели перелетные птицы, они строят гнезда и выводят птенцов;
– появилась зеленая трава, на деревьях и кустарниках распустились листья, цветут весенние цветы.
3. Подготовьте с ребенком пересказ следующего текста. Не забудьте, что сначала вы должны выразительно прочитать рассказ ребенку, потом – задать несколько вопросов, затем еще раз прочитать текст, предупредив о том, что его надо будет пересказать.
Весну открыли грачи. Они прилетели, когда еще лежал снег, и сразу же принялись за ремонт старых гнезд и постройку новых. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят мухоловки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.
Вопросы к тексту.
- Какие птицы открыли весну? (Весну открыли грачи.)
- Когда они прилетели и что стали делать? (Они прилетели, когда еще лежал снег, и принялись за постройку гнезд.)
- Какие птицы прилетели вслед за ними? (Вслед за ними прилетели скворцы, жаворонки, зяблики, дрозды.)
- Какие водоплавающие и болотные птицы скоро прилетят? (Скоро прилетят утки, гуси, журавли.)
- Какие птицы прилетят, когда лес покроется зеленой дымкой? (Когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.)
4. Предложите ребенку вспомнить названия птиц из прочитанного рассказа. Сможет ли он вспомнить названия птиц, которые начинаются с гласного звука (утка), с твердых согласных звуков (грач, скворец, жаворонок, дрозд, гусь, журавль, соловей, кукушка, мухоловка, ласточка, стриж), с мягкого согласного звука (зяблик).
5. Поработайте над четкостью дикции, произношением звука [ч] и выразительностью речи сына или дочери, а для этого выучите с ним (с ней) потешку.
Грач с грачихой на рассвете
В гнездышко грачатам-детям
Носят в клювах червячков,
И личинок, и жучков,
Чтоб росли грачатки —
Черные ребятки.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/05/21/pozdnyaya_vesna1.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/05/21/pozdnyaya_vesna2.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/05/21/pozdnyaya_vesna3.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-257454-1575441806.jpg)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ" Составлен по программе Н.Е. Вераксы "От рожде...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/13/picture-1239401-1586789967.jpg)
Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.
Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/26/picture-1002356-1677430659.jpg)
Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».
Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1184023-1572887513.jpg)
Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая
Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-931254-1706553694.jpg)
«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме
Практический материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/05/picture-1066770-1572939701.jpg)
Рекомендация для родителей по теме недели "Как дружат растения и животные"
Рекомендация для родителей по теме недели "Как дружат растения и животные"...