Познавательно-исследовательский проект "Снег- какой он разный" (подготовительная группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

                                                    Цель проекта

      Ознакомление  со  свойствами снега  путем  развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sneg.docx162.2 КБ
Файл sneg_kakoy_.docx573.38 КБ

Предварительный просмотр:

         Познавательно - исследовательский проект

                           «Снег - какой он разный»

Образовательная область: познание

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По количеству участников: групповой,  фронтальный.

По продолжительности: 2-недели

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители

                                                    Актуальность

       Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию. Обобщение  стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе.

       Словесно-логическое мышление детей 5-6 лет формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка

                                             

                                        Проблема проекта

 Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Дети  выразили радость и интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.

                               

                                                    Цель проекта

      Ознакомление  со  свойствами снега  путем  развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

                                                          Задачи

-Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом

-Уточнить и расширить представления о снеге и, помочь понять изменение их свойств.

 - Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

 -Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

-Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.

 - Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .

-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

-Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

-Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

Планируемые результаты.

     

-Расширение представления о снеге.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод. 

                               

Этапы  реализации проекта

I этап – подготовительный.

• Обсуждение цели, задачи с детьми.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Перспективное планирование проекта.

II этап – основной.

• Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап – заключительный.

• оформление фотоальбома «Как мы изучали снег» по результатам проекта.

               

                                     

                                                Реализация проекта

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).  Вред и польза снега.                                                 Опыты со снегом и льдом.                   Наблюдение за явлениями природы (иней, снег, гололед, метель) .Д/и «Когда это бывает? »

Речевое развитие

Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей.

Сл/ игра «Доскажи слово»,                                                          Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме, снеге.   Загадки о зиме.  Чтение произведении «Снегурочка» (р.н.с К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»; 

Социально-коммуникативное развитие

Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…»,

«Снег может быть опасным»(нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие  снеговые козырьки), Очистка дорожек, перил от снега.

Художественно-эстетическое развитие

Драматизация сказки «Рукавичка»; 

 Постройки из снега «Снеговик».

Вырезывание снежинок из бумаги                                

 Физкультурно - оздоровительная деятельность

Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежна королева»                          Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Снегопад».               Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку»»   Игра в снежки. Катание на санках.

                                                   

                         

                              ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Снег состоит из множества красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как и дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь.

Снег образуется, когда крошечные капли воды в облаках, притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы падают вниз и растут. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок. [Приложение 1].

 Почему капельки воды прозрачные, а снежинки белые? Оказалось, все дело в том, что каждая отдельная снежинка сама по себе прозрачная, но вместе они падают на землю в разнообразном порядке и образуют рыхлую массу. Снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый.

Всегда ли снег бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Все это происходит из – за того, что снежинки, опускаясь на землю впитывают пыль и бактерии, которые находятся в воздухе.

В морозные дни при ходьбе по снегу, можно услышали звуки, напоминающий хруст. Звук возникает при надавливании на свежий снег ногами, при лепке снежков. И происходит это из –за ломания кристалликов снега. Снежный покров оказывает большое влияние на природу. Природе он не только полезен, но и вреден.

Польза:

- снег – это защита растений от замерзания;

- снег является защитой от холода для многих животных.

- большую пользу приносит снег для занятия зимними видами спорта.

Вред:

- быстрое таяние снега приводит к наводнению, а также смыву почвы и росту оврагов;

- в сильный снегопад замедляет работу наземного транспорта. На расчистку снега расходуются большие средства.

- иногда от большого количества снега рушатся крыши домов и зданий.

Вывод: снег-это природное явление, обладающее удивительными качествами. В настоящее время снег изучает раздел гляциологии– снеговедение.

.

                            Работа с родителями

 Выставка детских рисунков на тему «Зимние забавы».

Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».

Оформление фотоальбома «Как мы изучали снег».

                                   

                                 Заключительный этап

    Проект «Снег - какой он рыхлый» длился 2 недели. Во время проведения проекта дети всесторонне исследовали снег: на прогулках и в

группе, рассмотрели его, потрогали, понюхали, дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. Дети приобрели и закрепили знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от ее тепла, тает в помещении.

     Снег - это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.

      В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности, сформирован ряд навыков

Список литературы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

  1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

3.Источник: http://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html

Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.

4. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17

                           

                                            ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образование снежинки

Приложение 2

Опытно – экспериментальная деятельность.

Опыт 1. «Снег, какой он?»

Цель: ознакомление со свойствами снега.

Чтобы ответить на этот вопрос, воспитатель предложила рассмотреть хлопья снега через лупу. Мы увидели, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. Ольга Ивановна обратила наше внимание на то, что между снежинками находится воздух, поэтому, снег пушистый и легкий.

Вывод: между снежинками воздух, поэтому снег пушистый и легкий.

Опыт 3. «Какой снег растает быстрее: плотный или рыхлый»

Цель: ознакомление со свойствами снега.

Для этого опыта нам понадобились два одинаковых по объёму кусочка снега. Один мы оставили рыхлым, а второй сжали в комок. Затем положили в две разные тарелки. И стали наблюдать, какой кусочек быстрее растает? Через некоторое время мы заметили, что рыхлый снег начал таять быстрее чем, плотный. Ольга Ивановна объяснила, что всё дело расстоянии между снежинками. Там, где снег рыхлый, промежутков больше, а значит, тёплый воздух проникает и внутрь. Второй, плотный кусочек согревается только снаружи, поэтому тает медленней.

Вывод: плотный снег тает медленнее рыхлого.

Опыт 4. «Почему нельзя есть снег?»

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Для этого опыта нам понадобился свежевыпавший, чистый снег, который мы поместили в чистое белое блюдце. Затем накрыли блюдце крышечкой и занесли в детский сад. Через некоторое время снег растаял. Что же мы увидели? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.

Вывод: снег есть нельзя, т.к. он грязный и можно заболеть.

Словесная игра «Доскажи слово»

(необходимо добавить подходящее слово, связанное со словом «снег») .

- Тихо, тихо как во сне падает на землю (снег)

- С неба всё скользят пушинки — серебристые (снежинки)

- Кружатся над головою каруселью… (снеговою)

- На поселок, на лужок тихо падает (снежок)

- Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

- Рядом снежная фигурка—это девочка (снегурка)

- На снег-то посмотри, - с красной грудкой (снегири)

 Опыты со снегом.

1. Что такое снег?

Занести снег в комнату и дождаться когда он растает.

Вывод: снег – это замерзшая вода.

2. Сходства и различия льда и снега.

Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.

Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.

Вывод: вода может иметь различный вид

3. Почему снег сильно скрипит в мороз?

Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше.

4. Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?

Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются.

Вывод: на льду след остаться не может.

5. Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?

Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке – лед,  в средней – наполовину лед и вода ,  в нижней – вода не замерзла.

Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы.

6. Что такое снег, как он получается?

Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима) .

Вывод: вода – замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

                                                                                                       

                                                                                                             

                                 

                                      Загадки о зиме

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, в снегу дома,

Ночью к нам пришла... (Зима)

 Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

 Отгадай, кто я таков?

 Я играть с тобой готов:

 То качусь я, то скачу,

А подбросишь — полечу. (Мяч)

 Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной,

А когда придет весна,

 Он проснется ото сна. (Медведь)

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.

   

                                                     Игры со снегом

      Игра «Рисунки на снегу» способствует формированию представления у ребенка о том, что снег легко уплотняется. Порисовать на снегу, оставив на нем отпечатки рук, ног, линии от палочки и т.д. сделав разноцветные цветы из снега.

 

   Игра «Снежные скульптуры» направлена на формирование представления у ребенка о том, что мокрому снегу можно придать любую форму.

Применение снеголепов - формочки для лепки снежков и составление фигур.

 

Консультация для родителей

                 "Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной".

Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?

Попробуйте поиграть в   специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.

                                            Задания на внимание:

1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.

2.    Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.

3.    Обратить внимание, что:

а)    если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;

б)    яркие предметы кажутся ближе, чем темные;

в)    в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших  детей пользуются игры-эстафеты.  Такие развлечения помогают  содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.

                           

                                             

                                          Снежки

Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.

                                                Флажки

Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.

                          Кто выше подбросит снежок

В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.



Предварительный просмотр:

C:\Users\DESKTOP-953VB76\Pictures\презентация о снеге на сайт\IMG_20240307_104613.jpg         C:\Users\DESKTOP-953VB76\Pictures\презентация о снеге на сайт\IMG_20240307_104706.jpg

C:\Users\DESKTOP-953VB76\Pictures\презентация о снеге на сайт\IMG_20240307_104629.jpg          C:\Users\DESKTOP-953VB76\Pictures\презентация о снеге на сайт\IMG_20240307_104739.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Снег.Какой он?"

Цель занятия: формирование представления детей о снеге, его свойствах....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Какая разная бумага»

Цели и задачи.·            Формирование у детей основных знаний и представлений о бумаге и ее свойствах.·...

НОД. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Каким бывает хлеб» в старшей группе.

Программное содержание: Формировать представления детей о том как растет хлеб.Знакомить детей со злаковыми растениями: пшеницей и рожью. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения....

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «Ох, какое мыло».

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «Ох, какое мыло». ...

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «Ох, какое мыло»

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «Ох, какое мыло»...