Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительное мыло»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Штайгер Елена Ивановна

Цель: Расширить представления детей о мыле, его свойствах и качествах.

Задачи:

Образовательные:

• Закреплять и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.

• обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие:

• уметь на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы;

• развивать познавательную активность;

• развивать связную речь, воображение.

Воспитательные:

• воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_mylo.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительное мыло»

Цель: Расширить представления детей о мыле, его свойствах и качествах.

Задачи:

Образовательные:

• Закреплять и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.

• обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие:

• уметь на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы;

• развивать познавательную активность;

• развивать связную речь, воображение.

Воспитательные:

• воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Материалы к занятию:

-Кусочки туалетного мыла по количеству детей в коробочке.

— Для опытов : стаканчики с тёплой водой по количеству детей, тёрка, стружки мыла, деревянные палочки, трубочки для коктеля.

-Мыльные пузыри.

-Фартуки для детей.

-Косынки или шапочки

-Чумазый ребенок

-Коробка

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.

Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.

Например,

– Здравствуй, Машенька! (Позвонили в колокольчик)

– Здравствуй, Сашенька! (Позвонили в колокольчик)

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг и вернется ко мне.

Ну, что же давайте начнем наше приветствие.

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать фрагмент из знакомой вам сказки, а вы должны догадаться, какая это сказка и о ком в ней идет речь?

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня,

Убежал, как от огня.

Что такое,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Ну, что ребята догадались от кого, убегает одеяло? (от грязного мальчика)

А почему, знаете? (потому, что он не умывался)

Все правильно, потому что мальчик не умывался и грязнулею остался.

Ребята, Мойдодыр просит, чтобы мы с вами объяснили этому мальчику и всем детям, которые не хочет умывать, как это важно!

Воспитатель привлекает внимание детей, на входящего чумазого ребенка с коробкой

Ребенок: Здравствуйте ребята, я пришел к вам от Мойдодыра, он просил вам передать вот эту посылку и сказал, что вы мне поможете и научите меня правильно умываться.

Хорошо, проходи, мы обязательно тебе поможем.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает коробочку

Воспитатель: Откроем ее? (да, конечно)

— Ой, она не открывается!

Ребенок: Эта посылка волшебная, чтобы ее открыть, Мойдодыр приготовил для вас загадку (ребенок отдает воспитателю конверт с загадкой)

Воспитатель: Хорошо, слушайте внимательно загадку?

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда… Дети отвечают – это мыло).

Воспитатель: Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Давайте пройдем в нашу небольшую лабораторию, оденем фартучки, и начнем исследовать мыло. Ну, что же давайте построимся друг за другом и отправимся в путь

Физкультминутка:

(Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).

По ровненькой дорожке,

Бежали наши ножки — дети идут обычным шагом.

По камешкам, по камешкам

И в ямку за товарищем – дети перешагивают через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседают. Затем встают и снова идут:

Встали мы на ножки

На ровненькой дорожке.

Воспитатель: Мы пришли в лабораторию, где все готово для работы. (Дети подходят к столам, одевают фартуки, воспитатель помогает)

Ребята, но прежде чем начать наш эксперимент, я напомню вам правила безопасности:

1. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

2. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

4. А самое главное правила, без разрешения не чего брать нельзя!

Воспитатель: Возьмите в руки по кусочку мыла.

Дети обследуют кусочки мыла.

Воспитатель: Ребята, потрогайте мыло, какое оно на ощупь? (гладкое). Понюхайте его, что чувствуете? (оно пахнет).

Какое оно по цвету? (Розовое, желтое, зеленое)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы.

Воспитатель: Дети, а для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)

Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Давайте же с вами, начнем наше исследование, чтобы, как можно больше узнать о мыле.

Воспитатель совместно с детьми проводит опыты.

1. В прозрачные стаканчики налейте немного тёплой воды: какая вода?

(чистая и прозрачная)

2. А сейчас я вам покажу ещё одно свойство твёрдого мыла – его мягкость. Я мыло попробую натереть на терке. Обратите внимание, как он хорошо натирается, это говорит о том, что мыло мягкое. (Предлагает детям посмотреть и потрогать стружку мыла)

3. А сейчас в стаканчики с чистой водой насыпьте стружки мыла, понаблюдайте, как постепенно мыло растворяется в воде. Какая стала наша вода после растворения в ней мыла? (мутная)

4. Возьмите деревянную палочку и размешайте воду с растворённым мылом до образования пены. Давайте поиграем с нашей пеной, игра – эксперимент «Сделаем пену» Какое ещё свойство имеет мыло? (в жидком состоянии сильно пенится)

Воспитатель: Давайте же сделаем вывод

(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).

Выводы детей: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Ребятки, мы с вами узнали много нового и интересного о мыле. Давайте вспомним все, о чем мы сегодня узнали (мыло пахнет, пенится, растворяется в воде, имеет разную форму и цвет)

Воспитатель: Все правильно. Но самое главное мы сейчас поможем отмыться нашему гостю и расскажем, как это нужно сделать правильно.

(воспитатель подводит ребенка к тазику с водой, просит намочить руки, затем дает мыло и просит намылить руки. После этого воспитатель помогает промыть руки, чтобы не осталось пены. В завершение воспитатель дает полотенце и просит вытереть руки досуха)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какой наш гость стал чистым, а это значит, что мыло не только вкусно пахнет, пенится, хорошо растворяется, но и хорошо отмывает грязь и микробы.

Вам понравилось? (ответы детей)

Воспитатель обращается к ребенку гостю

Теперь ты будешь дружить с мылом? (да)

А ручки мыть без мыла можно? (нет, оно отмывает грязь)

Воспитатель: Молодцы! А наше занятие хочется закончить словами из сказки про «Мойдодыр» :

«Да здравствует мыло душистое!

И полотенце пушистое»

А за вашу работу, я вам дарю «Мыльные пузыри», ведь мыло не только помощник для поддержания чистоты, но и веселое развлечение.

Дети играют с мыльными пузырями.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительное место- Африка"

Дети окунуться в волшебный мир Африки, получат  новые сведения об Африке, изучат с преобладающий ландшафт Африки - пустыню, воссоздадут живую( животный и растительный мир) и неживую (горы, вулкан...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Удивительное мыло»

Цель:знакомство детей с производством мыла в домашних условиях; со свойствами мыла, его разновидностями и назначением  в процессе экспериментальной деятельности.Задачи:·...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)

Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...