Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Музафарова Венера Батыровна
Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе Доминирующая образовательная область: «Познавательная» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы. Программное содержание: углубить представления детей о России; формировать представления о том, кто были наши предки, какие народы живут в России, о том, как жили на Руси в старину; развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе

Доминирующая образовательная область: «Познавательная»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Программное содержание: углубить представления детей о России; формировать представления о том, кто были наши предки, какие народы живут в России, о том, как жили на Руси в старину; развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа.

Длительность занятия 30 минут.

                                           Ход занятия

I.Вводная часть.

Звучит русская народная мелодия.

- Давайте, ребята поздороваемся: «Здраве буде», так здоровались раньше на Руси. Это означает, будьте здоровы! (Здраве буде – дети).

- Раньше русский народ жил на Руси, а сейчас наша страна как называется? (Наша страна называется Россия).

   Слава нашей стороне,

                       Слава русской старине.

                       И про эту старину,

                       Я рассказ свой поведу,

                       Чтобы дети знать могли

                       О делах родной земли!

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

II. Основная часть:

1.Рассказ-беседа «Как жили люди на Руси».

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне. Многие из них отличались необыкновенной физической силой. Мужчины охотились. А чем занимались женщины? Женщины собирали в лесу съедобные растения, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались хозяйством.

Жили наши предки все вместе племенем. Управляли племенем вожди. Это были самые храбрые воины. Восточных славян часто называли Русью. Поэтому и их земли стали величать русской землей или Русью.

Россия - лен, Россия - синь,

Россия - брошенный ребенок,

Россию, сердце, возноси

Руками песен забубенных.

2.Составление рассказа «Русская изба, чем ты красна?».

- Как называли русский дом? (Изба.)

Дети рассматривают иллюстрации русских изб и составляют о ней рассказ.

4.Рассказ-беседа «Народы России».

- Велика страна Россия, много в ней живет разных народов: и чукчи, и татары, и карелы, и буряты, и евреи, и многие другие. Чем же один народ отличается от другого? (У них разный язык, у каждого народа свои сказки, обычаи, песни, игры, разные жилища.)

Живут они в одной общей стране - Россия.

Воспитатель показывает картинки с изображением некоторых народов России. Дети рассматривают их: внешний вид народов, их одежду, праздники.

- Посмотрите на карту России (воспитатель показывает). Попробуйте отыскать и показать по карте, где живет тот или иной народ.

Карелия - живут в ней карелы. С древних времен строили здесь жилища, охотились на мелких зверей, ловили рыбу, собирали в лесах ягоды и травы. Карелы были прекрасными кузнецами, умели обрабатывать железо и изготавливать из него всякие полезные орудия труда.

Татарстан - населяют его татары. Разговаривают на татарском языке. Русские любят вышивать на своей одежде растительные орнаменты, а татары - геометрические узоры. Татарские мужчины предпочитали заниматься резьбой по дереву и камню, носят на голове тюбитейку - цветную скромно вышитую шапочку, а женщины - калфак - бархатную шапочку с вышивкой. Самой главной частью русского национального костюма был сарафан у женщин и кафтан у мужчин, а у татарского костюма - широкий полосатый или цветастый халат.

Чукчи - живут в тундре. Занимаются охотой, оленеводством, ловят рыбу. В поселках постройки похожи на городские, а летом на пастбищах строят дома, похожие на палатки, - яранги. Такое жилище легко собирается и разбирается, защищает от дождя и ветра. Чукчи носят очень теплую одежду на меху.

5.Сравнение старинных и современных домов.

-Рассмотрите иллюстрации. Что бы вам хотелось перенести из старинной избы к себе в дом?

- Есть ли предметы, помещения старинных построек, от которых в современных зданиях следует отказаться?

6.Игра-диалог «Чему должны были научиться люди».

Продолжите предложения:

Чему должны были научиться люди:

- чтобы из пещеры перебраться в современные квартиры;

- чтобы сменить шкуры на удобную одежду;

- чтобы горячим супом и котлетами заменить сырое мясо и жесткие корни растений?

III.Заключительная часть. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Бытовая техника - наша помощница».

Программное содержание:Закреплять знания детей о бытовой технике и её назначении; о цвете, размере, форме и пользе отдельных приборов современной бытовой техники;Учить детей составлять расск...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Кто нам шьет одежду?»

Программное содержание: познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; вызвать интерес к труду взрослых разных профессий...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Кто нам шьет одежду?»

Программное содержание:формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить с разными видами тканей и обра...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Я такой»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие.Вид деятельности детей: игровая, коммуникативн...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Военные профессии»

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Военные профессии»...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Я и взрослые люди»

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Я и взрослые люди»...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в подготовительной группе...