Организация образовательной деятельности. Тема: «Мой край. Искусство Кубани ». региональный компонент.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Организация образовательной деятельности.

Тема: «Мой край. Искусство Кубани ».   региональный компонент.

Целевой ориентир: умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «речевое развитие», «физическое развитие».

Технологии, методы, приемы: теория развития познавательного интереса, информационно – коммуникативная, здоровье сберегающая.

Материал:  одинаковые квадраты белой и чёрной ткани по 1 штуке каждого цвета размером примерно 12х12 см. (Как вариант можно подобрать светло-голубой и тёмно-синий цвет, нежно фиолетовый и тёмно-фиолетовый и т.п.).

Предварительная работа: цикл организованной образовательной деятельности в мини-музее, изготовление кукол.

Задачи:                                                                                                                                                       1. Обучающая. Ознакомление детей с историей края и его искусством.                                                      2. Развивающая. Развитие представлений детей о быте, об укладе жизни кубанских казаков, продолжать знакомить с миром предметов, используемых в быту в старые времена.                                                                                                                                                           3. Закрепляющая. Закрепление знания знаний о традициях Кубани и искусстве.                                 4. Воспитательная. Воспитание гордости за свою малую родину, уважение к труду народных умельцев.

1. Организационный момент.                                                                                                                        Воспитатель: Ребята, нас сегодня приглашает в гости  Казачка.                                                                                                     Казачка: Чем дальше в будущее входим,                                                                                                                    Тем больше прошлым дорожим.                                                                                                                                                И в старом красоту находим,                                                                                                                                                                       Хоть новому принадлежим.                                                                                                                                         Приглашаю вас ко мне на кубанское подворье, погостить, помочь, продолжить нашу работу по изготовлению куклы. Дорогу покажет наш волшебный клубочек.                                                                                               Воспитатель: Вот он клубочек. Дети, принимаем приглашение?                                                                                    Воспитатель: Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
(Клубочек катится, а дети идут следом за ним. Попадают на кубанское подворье.)                                          Казачка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас на своем подворье.
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать оберег для дома.
Казачка. Научить то научу, но сначала хочу узнать, что вы знаете о Кубани. Вы уже много знаете о быте и традициях Кубани. Вы знаете много новых слов. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его, найти у меня в хате и показать.                                                                                                                     -Дом, в котором жили наши предки (хата)                                                                                                                                                           -Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)                                                                                                        -С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)                                                                                                                                        -В чем замешивали тесто? (в макитре)                                                                                                                                              -Воду приносили из ….(колодца)                                                                                                                                                 -Ведра носили на…(коромысле)                                                                                                         -Вкусный чай пили из …..(самовара)                                                                                                                                                        -В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)                                                                                                        - Чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи, пользовались чем? (Ухватом)                                                                                                                                                          -А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник)                                                                                                                                               Казачка. Сегодня мы познакомимся с новым предметом в хате.                                                                                             Прячет бабушка там вещи
сапоги, кафтан, сюртук. . .
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут ...(сундук)                                                                                                                                                                Казачка: Ребята, а это сундук (в хате в углу стоит сундук, дети подходят к нему). Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот сундук, так сундук, диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.                                                               Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)                                                                                                                                               Казачка: Наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, что же в этом сундуке хранится?                                                                                                                                                            "Что может находиться в сундучке?" (высказывания детей).                                               Казачка: Мы с вами поиграем в игру.                                                                                                                        Игра «Иголка, нитка и узелок». Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга. Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.                                                              Казачка достает из сундука корзинку:  Вот и наша корзина с лоскутами. Теперь вы знаете, что я храню в сундуке материал для наших с вами поделок. Рассаживайтесь на лавке, будем крутить куклу - оберег.                                                                                 Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-оберега «День-ночь»    Казачка: Помните, такую куклу нужно сделать без ножниц и иголки, по- старинному это называлось «свертеть» «скрутить».                                                                                 Казачка: А сегодня изготовим куклу оберег «День – ночь». Во время самостоятельной работы звучат кубанские лирические песни.
Пояснение во время работы: Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил.                             Казачка: Молодцы, какие красивые куколки-обереги у вас получились!

Рефлексия. Давайте подарим друг другу кукол со словами-пожеланиями. Вспомним, для чего изготавливали эти куклы, что нужно желать при дарении куклы. (Здоровья, счастья, благополучия, добра.) Куклу нужно дарить от чистого сердца, только тогда она принесет удачу, станет настоящим оберегом.                                                                                                           Воспитатель: Кому вы подарите своих кукол?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности.

Тема: «Мой край. Искусство Кубани ». региональный компонент.

Целевой ориентир: умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «речевое развитие», «физическое развитие».

Технологии, методы, приемы: теория развития познавательного интереса, информационно – коммуникативная, здоровье сберегающая.

Материал: одинаковые квадраты белой и чёрной ткани по 1 штуке каждого цвета размером примерно 12х12 см. (Как вариант можно подобрать светло-голубой и тёмно-синий цвет, нежно фиолетовый и тёмно-фиолетовый и т.п.).

Предварительная работа: цикл организованной образовательной деятельности в мини-музее, изготовление кукол.

Задачи: 1. Обучающая. Ознакомление детей с историей края и его искусством. 2. Развивающая. Развитие представлений детей о быте, об укладе жизни кубанских казаков, продолжать знакомить с миром предметов, используемых в быту в старые времена. 3. Закрепляющая. Закрепление знания знаний о традициях Кубани и искусстве. 4. Воспитательная. Воспитание гордости за свою малую родину, уважение к труду народных умельцев.

1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, нас сегодня приглашает в гости Казачка. Казачка: Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Приглашаю вас ко мне на кубанское подворье, погостить, помочь, продолжить нашу работу по изготовлению куклы. Дорогу покажет наш волшебный клубочек. Воспитатель: Вот он клубочек. Дети, принимаем приглашение? Воспитатель: Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
(Клубочек катится, а дети идут следом за ним. Попадают на кубанское подворье.) Казачка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас на своем подворье.
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать оберег для дома.
Казачка. Научить то научу, но сначала хочу узнать, что вы знаете о Кубани. Вы уже много знаете о быте и традициях Кубани. Вы знаете много новых слов. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его, найти у меня в хате и показать. -Дом, в котором жили наши предки (хата) -Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик) -С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка) -В чем замешивали тесто? (в макитре) -Воду приносили из ….(колодца) -Ведра носили на…(коромысле) -Вкусный чай пили из …..(самовара) -В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун) - Чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи, пользовались чем? (Ухватом) -А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник) Казачка. Сегодня мы познакомимся с новым предметом в хате. Прячет бабушка там вещи
сапоги, кафтан, сюртук. . .
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут ...(сундук)
Казачка: Ребята, а это сундук (в хате в углу стоит сундук, дети подходят к нему). Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот сундук, так сундук, диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках. Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей) Казачка: Наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, что же в этом сундуке хранится? "Что может находиться в сундучке?" (высказывания детей). Казачка: Мы с вами поиграем в игру. Игра «Иголка, нитка и узелок». Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга. Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг. Казачка достает из сундука корзинку: Вот и наша корзина с лоскутами. Теперь вы знаете, что я храню в сундуке материал для наших с вами поделок. Рассаживайтесь на лавке, будем крутить куклу - оберег. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-оберега «День-ночь» Казачка: Помните, такую куклу нужно сделать без ножниц и иголки, по- старинному это называлось «свертеть» «скрутить». Казачка: А сегодня изготовим куклу оберег «День – ночь». Во время самостоятельной работы звучат кубанские лирические песни.
Пояснение во время работы: Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил.
Казачка: Молодцы, какие красивые куколки-обереги у вас получились!

Рефлексия. Давайте подарим друг другу кукол со словами-пожеланиями. Вспомним, для чего изготавливали эти куклы, что нужно желать при дарении куклы. (Здоровья, счастья, благополучия, добра.) Куклу нужно дарить от чистого сердца, только тогда она принесет удачу, станет настоящим оберегом. Воспитатель: Кому вы подарите своих кукол?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми (с использованием регионального компонента) Подготовительная к школе группа Тема: «Хороши калачи из русской печи»

Задачи:-                   развивать  представление детей о народных традициях питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;-  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Родной край - часть великой России»

Возрастная группа  старшая группа  (5-6 лет)Тема «Родной край - часть великой России»Вид деятельности: Коммуникативная деятельность. Цель:  Продолжать формировать предс...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по физическому развитию с элементами регионального компонента

Здесь Вы сможете найти конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по физическому развитию с элементами регионального компонента...

Конспект Организации образовательной деятельности "Заповедники Родного края"

Конспект Организации образовательной деятельности "Заповедники Родного края.Воронежский заповедник"...

Организация образовательной деятельности. Тема: «Мой край. Искусство Кубани ». региональный компонент.

Организация образовательной деятельности.Тема: «Мой край. Искусство Кубани ».   региональный компонент.Целевой ориентир: умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения....