Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Хакасия – край, где мы живем!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Один из компонентов экологического проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_hakasiya_kray_gde_my_zhivem.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Хакасия – край, где мы живем!»
Автор: Беляева Татьяна Ивановна – воспитатель.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности воспитателя: образовательная.
Возраст, количество детей: подготовительная группа 6-7 лет общеразвивающей направленности, количество 11 человек. Длительность 30 минут, что соответствует нормам СанПина.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Рабочее пространство при разной форме организации ОД:
Партнерская форма:
- Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге
- Разрешено свободное размещение детей
- Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности
- Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Создание условий для выявления знаний детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
Обучающие:
- Создать условия для углубления знаний детей о животном и растительном мире республики Хакасия и применении полученных знаний в жизни;
- Создать условия для уточнения и закрепления знаний детей о природе, раскрывающих взаимосвязь между объектами природы;
Развивающие:
- Создать условия для развития речевой активности детей;
- Способствовать поддержанию познавательного интереса к своей Родине;
- Способствовать развитию коммуникабельности у детей;
Воспитательные:
- Создать условия для формирования осознанного отношения к природе, желание беречь и охранять ее;
- Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Организация детских видов деятельностей:
- Общение ребенка со взрослым;
- Общение ребенка со сверстниками;
- Исследовательская деятельность;
Программное содержание.
Учебно-методический комплект:
Оборудование: карта России, карта республики, наборы открыток с животным и растительным миром, аудиозапись «Звуки леса», музыкальный проигрыватель, набор для игры «Кто, где живет».
Методы и приемы: метод практической передачи и тактильного восприятия, поисковый (исследовательская деятельность), методы словесной передачи (рассказ воспитателя, художественное слово, беседа), методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, демонстрация, ИКТ), метод стимулирования познавательной деятельности (сюрпризный момент, игра), метод самоконтроля (рефлексивное задание).
Ожидаемый результат:
Умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование знаков).
Предварительная работа: слушание рассказов, стихов о природе; рассматривание иллюстраций, картин; наблюдение на участке детского сада за природой; составление рассказов.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
Воспитатель, показывая карту России:
- В какой республике мы живем? Вы знаете, где она находится на карте? (ответы детей)
- Давайте поближе рассмотрим карту нашей Хакасии! Как вы думаете, почему карта разноцветная? (ответы детей)
- Правильно, она разделена на зоны! Какие? (лес, степь, озера, реки). (ответы детей).
- Давайте отправимся с вами в путешествие! Куда бы вы хотели поехать? (ответы детей) (по большинству голосов выбираем лес).
Воспитатель:
- Я предлагаю вам мысленное путешествие в зимний лес!
- Закройте глаза, и представьте, что мы в лесу! Представили? Открывайте глаза!
Воспитатель:
- А увидеть красоту зимнего леса, растения и животных, нам помогут иллюстрации! Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес? (ответы детей)
- Вот мы и приехали в лес!
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель:
- Ребята, что вы слышите? (ответы детей)
- А когда поют птицы? Почему?
- А когда птицы не поют? Почему?
- А вот вы сказали, «треск» услышали, какие животные или птицы могут издавать треск, стук, рычание, рёв, клёкот? (ответы детей)
Воспитатель:
- Почему, когда дятел стучит по дереву зимой раздается глухой звук? (дерево зимой сит, сокодвижения нет) (ответы детей).
- Почему в зимнем лесу звуки разносятся так далеко? (нет шума листвы, травы, воды в реке, шума дождя) (ответы детей)
- Почему лес так мало населен животными и птицами зимой? (ответы детей)
- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте!
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом! (белка)
(ответы детей).
Беседа
Воспитатель:
- Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей было легче прятаться от своих врагов, например, ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. (показать иллюстрации)
- А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода – кора! (заяц) (ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, заяц! Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет – сначала становится белым хвост, потом белеют задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зачем зайцу белая шубка? (ответы детей).
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса) (ответы детей)
Воспитатель:
- Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк) (ответы детей)
- Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
- Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (ответы детей).
Воспитатель:
- А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? (ответы детей)
- Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна. (медведь).
Воспитатель:
- Ребята, а вы ничего не слышите? Поет кто-то? Прислушайтесь! (звучит запись «Голоса птиц»)
Воспитатель:
- Да это птичка синичка, держит в клювике письмо! Что же там? (читают)
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». (исключить из перечисленных четырех слов то, которое считается лишним).
Игра «Четвертый лишний» (игра на развитие внимания, слуха, логического мышления. Игра проводится без опоры на наглядность).
- Медведь, волк, лиса, заяц. (медведь – впадает в спячку)
- Волк, лиса, лось, олененок. (олененок – детеныш)
- Волк, лиса, еж, заяц (заяц – травоядное)
- Кошка, медведь, заяц, белка (кошка – домашнее животное)
- Береза, липа, сосна, клен. (сосна – хвойное дерево)
- Сосна, ель, ольха, кедр. (ольха – лиственное дерево).
- Тетерев, куропатка, белка, сова. (белка – животное или сова – хищник)
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, животные и птицы — это часть природы? (ответы детей)
- Мы с вами выяснили, что с ними происходят перемены. Вспомните, какие?
- Не замерзли в зимнем лесу? Давайте согреемся!
Физминутка
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень:
Мы немного разомнемся,
За дела опять возьмемся! (произвольная имитация движений)
Воспитатель:
- Очень интересно в зимнем лесу, но пора возвращаться! Вот и наша любимая группа!
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
(не говорить громко, если рядом птичье гнездо; не ломать веток; ходить по тропинкам; нельзя бросать мусор; тушить костры, чтобы не было пожара; нельзя топтать растения; не брать животных и птиц из привычных условий) (ответы детей).
- Молодцы! Послушайте стихотворение «Лесные правила»!
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель:
- Что бы хорошо запомнить эти правила, что можно сделать? (заучить, рассказать малышам, нарисовать). (ответы детей).
Воспитатель:
- Молодцы, выбирайте материал, который вам нужен для работы!
(дети выполняют работу – рисуют знаки о правилах поведения в лесу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы рисунки дети могут подарить малышам).
Воспитатель (звучит аудио запись «Звуки леса»):
Рефлексия:
- Что вам понравилось в нашем путешествии, ребята? Что нового вы узнали? Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Краски родного края" старшая группа
· Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае· Закреплять навыки рисования красками кубанских уз...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "История родного края"
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с историческим прошлым Белгородчины, с полным описанием задач, основных форм, методов работы с детьми. указаны образовательные области, интеграци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)
КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Петушок и его семья» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край
Конспект непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Петушок и его семья»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Родной край - часть великой России»
Возрастная группа старшая группа (5-6 лет)Тема «Родной край - часть великой России»Вид деятельности: Коммуникативная деятельность. Цель: Продолжать формировать предс...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Деревья родного края» для детей с ТНР старший возраст.
Расширение знаний детей по теме "Деревья"....
- Мне нравится (1)