Конспект Организации образовательной деятельности "Заповедники Родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Колесникова Юлия Алексеевна

Конспект Организации образовательной деятельности "Заповедники Родного края.Воронежский заповедник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx33.38 КБ
Файл презентация1.72 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 119»

Советского района

Конспект организации образовательной деятельности

Познавательное развитие

«Заповедники родного края»

Воспитатель 1КК

Колесникова Ю.А.

Воронеж 2021

Цель: расширение  и систематизация  представления детей о заповеднике, для чего они создаются; знакомство детей с заповедником родного края.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории воронежского края;

 - сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;

Развивающие:

-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;

-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

-развивать интерес к изучению родного края.

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;

- воспитывать бережное обращение к природе.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Материалы и оборудования:

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с Вами необычный день, к нам сегодня пришли гости. А  как называется наша группа? «Улыбка».Вот давайте друг другу подарим улыбки.соседу слева и справа передадим улыбку. И гостям предлагаю тоже друг другу подарить улыбку.

Ребята, а теперь внимание, звучит наш колокольчик? Что он означает?

Чтобы мы приготовили наши ушки и глазки. Для внимания и запоминания.

СЛАЙД 1 (ЛЕС)

Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей.

Я хочу вам прочитать рассказ  Н. Сладкова «Друг или враг». Послушайте его внимательно.

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.

Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?

«Ружья нет! — решает рябчик. — Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».

«На охотника не похож,— думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».

«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».

«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»

«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет.А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»

«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».

Идет человек удивляется, почему никого не видно?Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!

И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Вопросы по рассказу.

Воспитатель:

- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)

СЛАЙД 2

- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)

Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.

- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.

- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?

Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.

А как Вы думаете,что делают в нашей стране, чтобы сохранить исчежающие виды? Что создают?  

СЛАЙД 3

Для этого в нашей стране созданы заповедники. Для того чтобы сохранить нашу природу у нас есть заповедники.

А вы знаете что такое заповедник?

Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.

- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников  Для чего они полуается создаются?

Главная задача заповедников - Но не только сохранить, а и увеличить

  количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. 

Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.

А люди каких профессий работают в заповеднике?

Вот сейчас и разгадаем две профессии.

ЛЕСНИК И ЭКОЛОГ

Разбросанные  буквы, должны собрать слово или слайд с буквами

Не только ленники и экологи.Но и Егери , охраняют, заботяться о природе.

Учёные, лаборанты.

 (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц)

Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.

-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?

СЛАЙД 4

Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. И сколько у тебя загадок и чудес!

 Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.

Ребята, у нас в России очень много заповедников.

Самый большой заповедник России(называется Большой Арктический)

СЛАЙД 5, 6

Оказывается и в нашем Воронежском крае есть свой Воронежский заповедник.

Я приглашаю Вас туда на виртуальную экскурсию.

Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».

-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)

И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Работа с презентацией. (дети подходят к экрану)

История Воронежского заповедника началась много лет назад, в далеком 1927 году.

СЛАЙД 7

На одной из лесных речек с красивым названием Усманка, недалеко от Воронежа, ученые-биологи нашли несколько семей бобров

СЛАЙД 8

Этих животных осталось совсем мало. Их убивали, чтобы получить красивую и теплую шкуру (изображение бобров)

СЛАЙД 9

Найденных бобров надо было как-то спасать, вот ученые и предложили создать в этом месте заповедник для бобров. Ведь их осталось очень мало, и без помощи человека этим животным было уже не обойтись

Решили поймать несколько бобров. Соорудить им удобные вольеры, кормить и ухаживать за ними. Ведь даже в неволе у бобров могут родиться малыши-бобрята. Когда же бобрята вырастут и окрепнут, можно будет отпустить их на волю – пусть живут. Создают свои семьи и рождают своих детей (изображения бобрят).

СЛАЙД 10

Так в Воронежском заповеднике был создан знаменитый бобровый питомник (бобер строит хатку).

СЛАЙД 11, 12

Посмотрите на бобра;

Без пилы, без топора.

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи платину.

Зубы крепкие бобра.

Поострее топора.

Теперь бобр является символом Воронежского заповедника – его изображение находиться на эмблеме заповедника. Вместе с ним изображено еще одно животное. Отгадайте какое.

Трав копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (олень)

(изображение эмблемы заповедника).

СЛАЙД 13

Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет медленно. Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают места отдыха.

СЛАЙД 14

Давайте с вами представим, как олени пробираются сквозь заросли.

Релаксационное упражнение «Олени»

Расслабление рук, ног, корпуса.

«Олени»

Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога  у оленя.

Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем воспитатель может проверить степень напряжения мышц у детей  всей группы или выборочно.

Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьте их. А теперь мы выполним это упражнение под рифму.

  А сегодня мы – олени,

Ветер рвется нам навстречу.

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь – немного лени,

Руки не напряжены и расслаблены.

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают все их пальчики».

Но не надо думать, что в заповеднике охраняются только бобры и олени.

В заповедном лесу произрастает более тысячи видов растений, здесь нашли убежище самые разные животные: лоси, косули, кабаны, волки, лисицы, белки, норки, зайцы и многие другие.

СЛАЙД  15

А еще птицы, рыбы, змеи, ящерицы, насекомые… Все они находятся под охраной.

СЛАЙД 16, 17, 18

Присаживаемся ребята на места.

А сейчас я хочу проверить ваше внимания и память. Вы же будущие школьники.А это очень важно иметь внимание память хорошую

Рассмотреть открытки заповедника на доске и описать их по очереди, подходить.

Ребята как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?

Правильно, охранять родную природу надо в любом месте, ,где бы ты не находился. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.

- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».

• В лесу шуметь (запрещается)(топнуть ногой 1 раз)

• Оставлять мусор в лесу (запрещается)

• Беречь лес от пожара (разрешается)(хлопнуть в ладоши 2 раза)

• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)

• Рвать букеты цветов (запрещается)

• Ходить только по тропинкам (разрешается)

• Ломать деревья и ветки (запрещается)

• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)

• Разжигать костры в лесу (запрещается)

• Сажать деревья (разрешается)

• Беречь лес от пожара (разрешается)

• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)

• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)

• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)

• Разорять муравейники (запрещается)

• Разрушать грибницы (запрещается)

подведёт итоги нашей игры с помощью замечательного стихотворения.

Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!

Мы просим соблюдать порядок в нём:

Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.

Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!

Вот подошла к завершению наша небольшая виртуальная экскурсия по воронежскому заповеднику.

Где мы с вами побывали?

что мы узнали о Воронежском заповеднике? А с чего началась история заповедника? (с бобров).

Я, предлагаю Вам в нашей волшебной мастерской создать в группе макет своего Заповедника. Потом вы можете играться в нем

Ребята, Я ВАМ и нашим гостям  прочту стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб сосредоточенно молчать

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 14

Ря́бчик ру́сский Многолетнее травянистое растение, вид рода Рябчик, семейство лилейные.

Слайд 15

Черника обыкновенная Низкорослый кустарничек, вид рода Вакциниум семейства Вересковые . Ягоды и листья используются в лекарственных целях.

Слайд 16

Касатик безлистный Многолетнее травянистое растение, вид рода Ирис семейства Ирисовые.

Слайд 17

Лиса Соня Волк Лось Выдра Бобр Ласка Белка

Слайд 18

Подснежники Земляника Иван-чай Пролеска Василёк во ржи Сусак

Слайд 19

Крокусы Овсяник Кубышка Ковыль Дикий чеснок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наш край родной".

Автором представлен конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем (г. Самара)....

Дополнительная образовательная программа "Родной край" (ДДТ г. Сосногорска)

Я два года работала с детьми нашего ДОУ в качестве педагога дополнительного образования.  Мне нравится эта тема. Детям тоже было интересно....

Непосредственно образовательная деятельность "Родной край"

middot;        прививать интерес к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине;·       ·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»...

конспект Тема: «Лесные жители родного края» Возрастная группа: для детей среднего возраста 4-5 лет Образовательная область: Речевое развитие Используемая технология: игровая/здоровье сберегающая

Тема: «Лесные жители родного края»Возрастная группа: для детей среднего возраста 4-5 лет Образовательная область: Речевое  развитиеИспользуемая технология: игровая/здоровье сбере...

Сценарный конспект непосредственно-образовательной деятельности «Родной город» (мой край) в средней группе

Сценарный конспект непосредственно-образовательной деятельности «Родной город»  (мой край)  в средней группе...