Конспект Организации образовательной деятельности "Заповедники Родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект Организации образовательной деятельности "Заповедники Родного края.Воронежский заповедник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood.docx | 33.38 КБ |
презентация | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 119»
Советского района
Конспект организации образовательной деятельности
Познавательное развитие
«Заповедники родного края»
Воспитатель 1КК
Колесникова Ю.А.
Воронеж 2021
Цель: расширение и систематизация представления детей о заповеднике, для чего они создаются; знакомство детей с заповедником родного края.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории воронежского края;
- сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
- воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Материалы и оборудования:
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с Вами необычный день, к нам сегодня пришли гости. А как называется наша группа? «Улыбка».Вот давайте друг другу подарим улыбки.соседу слева и справа передадим улыбку. И гостям предлагаю тоже друг другу подарить улыбку.
Ребята, а теперь внимание, звучит наш колокольчик? Что он означает?
Чтобы мы приготовили наши ушки и глазки. Для внимания и запоминания.
СЛАЙД 1 (ЛЕС)
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей.
Я хочу вам прочитать рассказ Н. Сладкова «Друг или враг». Послушайте его внимательно.
Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик. — Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет.А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно?Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…
Вопросы по рассказу.
Воспитатель:
- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
СЛАЙД 2
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
А как Вы думаете,что делают в нашей стране, чтобы сохранить исчежающие виды? Что создают?
СЛАЙД 3
Для этого в нашей стране созданы заповедники. Для того чтобы сохранить нашу природу у нас есть заповедники.
А вы знаете что такое заповедник?
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников Для чего они полуается создаются?
Главная задача заповедников - Но не только сохранить, а и увеличить
количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.
Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
А люди каких профессий работают в заповеднике?
Вот сейчас и разгадаем две профессии.
ЛЕСНИК И ЭКОЛОГ
Разбросанные буквы, должны собрать слово или слайд с буквами
Не только ленники и экологи.Но и Егери , охраняют, заботяться о природе.
Учёные, лаборанты.
(Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?
СЛАЙД 4
Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. И сколько у тебя загадок и чудес!
Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
Ребята, у нас в России очень много заповедников.
Самый большой заповедник России? (называется Большой Арктический)
СЛАЙД 5, 6
Оказывается и в нашем Воронежском крае есть свой Воронежский заповедник.
Я приглашаю Вас туда на виртуальную экскурсию.
Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).
Работа с презентацией. (дети подходят к экрану)
История Воронежского заповедника началась много лет назад, в далеком 1927 году.
СЛАЙД 7
На одной из лесных речек с красивым названием Усманка, недалеко от Воронежа, ученые-биологи нашли несколько семей бобров
СЛАЙД 8
Этих животных осталось совсем мало. Их убивали, чтобы получить красивую и теплую шкуру (изображение бобров)
СЛАЙД 9
Найденных бобров надо было как-то спасать, вот ученые и предложили создать в этом месте заповедник для бобров. Ведь их осталось очень мало, и без помощи человека этим животным было уже не обойтись
Решили поймать несколько бобров. Соорудить им удобные вольеры, кормить и ухаживать за ними. Ведь даже в неволе у бобров могут родиться малыши-бобрята. Когда же бобрята вырастут и окрепнут, можно будет отпустить их на волю – пусть живут. Создают свои семьи и рождают своих детей (изображения бобрят).
СЛАЙД 10
Так в Воронежском заповеднике был создан знаменитый бобровый питомник (бобер строит хатку).
СЛАЙД 11, 12
Посмотрите на бобра;
Без пилы, без топора.
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи платину.
Зубы крепкие бобра.
Поострее топора.
Теперь бобр является символом Воронежского заповедника – его изображение находиться на эмблеме заповедника. Вместе с ним изображено еще одно животное. Отгадайте какое.
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (олень)
(изображение эмблемы заповедника).
СЛАЙД 13
Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет медленно. Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают места отдыха.
СЛАЙД 14
Давайте с вами представим, как олени пробираются сквозь заросли.
Релаксационное упражнение «Олени»
Расслабление рук, ног, корпуса.
«Олени»
Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя.
Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем воспитатель может проверить степень напряжения мышц у детей всей группы или выборочно.
Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьте их. А теперь мы выполним это упражнение под рифму.
А сегодня мы – олени,
Ветер рвется нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь – немного лени,
Руки не напряжены и расслаблены.
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают все их пальчики».
Но не надо думать, что в заповеднике охраняются только бобры и олени.
В заповедном лесу произрастает более тысячи видов растений, здесь нашли убежище самые разные животные: лоси, косули, кабаны, волки, лисицы, белки, норки, зайцы и многие другие.
СЛАЙД 15
А еще птицы, рыбы, змеи, ящерицы, насекомые… Все они находятся под охраной.
СЛАЙД 16, 17, 18
Присаживаемся ребята на места.
А сейчас я хочу проверить ваше внимания и память. Вы же будущие школьники.А это очень важно иметь внимание память хорошую
Рассмотреть открытки заповедника на доске и описать их по очереди, подходить.
Ребята как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
Правильно, охранять родную природу надо в любом месте, ,где бы ты не находился. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)(топнуть ногой 1 раз)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)(хлопнуть в ладоши 2 раза)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
подведёт итоги нашей игры с помощью замечательного стихотворения.
Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нём:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!
Вот подошла к завершению наша небольшая виртуальная экскурсия по воронежскому заповеднику.
Где мы с вами побывали?
что мы узнали о Воронежском заповеднике? А с чего началась история заповедника? (с бобров).
Я, предлагаю Вам в нашей волшебной мастерской создать в группе макет своего Заповедника. Потом вы можете играться в нем
Ребята, Я ВАМ и нашим гостям прочту стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ря́бчик ру́сский Многолетнее травянистое растение, вид рода Рябчик, семейство лилейные.
Черника обыкновенная Низкорослый кустарничек, вид рода Вакциниум семейства Вересковые . Ягоды и листья используются в лекарственных целях.
Касатик безлистный Многолетнее травянистое растение, вид рода Ирис семейства Ирисовые.
Лиса Соня Волк Лось Выдра Бобр Ласка Белка
Подснежники Земляника Иван-чай Пролеска Василёк во ржи Сусак
Крокусы Овсяник Кубышка Ковыль Дикий чеснок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наш край родной".
Автором представлен конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем (г. Самара)....
Викторина с детьми восточного образовательного округа « Родной край – люби и знай »
Викторина для детей...
Дополнительная образовательная программа "Родной край" (ДДТ г. Сосногорска)
Я два года работала с детьми нашего ДОУ в качестве педагога дополнительного образования. Мне нравится эта тема. Детям тоже было интересно....
Непосредственно образовательная деятельность "Родной край"
middot; прививать интерес к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине;· ·...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»...
конспект Тема: «Лесные жители родного края» Возрастная группа: для детей среднего возраста 4-5 лет Образовательная область: Речевое развитие Используемая технология: игровая/здоровье сберегающая
Тема: «Лесные жители родного края»Возрастная группа: для детей среднего возраста 4-5 лет Образовательная область: Речевое развитиеИспользуемая технология: игровая/здоровье сбере...
Сценарный конспект непосредственно-образовательной деятельности «Родной город» (мой край) в средней группе
Сценарный конспект непосредственно-образовательной деятельности «Родной город» (мой край) в средней группе...