Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

конспект занятия.в игровой форме знакомимся с насекомыми

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ        «ДЕТСКИЙ САД № 20"

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАС

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых»

        

Выполнила и провела:

                                                                                                                                Рейнвальд Наталья                                        Валерьевна

Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых.

Задачи:

Обучающие:

- Углубить знания и представления детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида, жизненных проявлений насекомых.

- Расширить знания детей о последовательности цикла развития бабочки.

- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Развивающие:

-  Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами.

- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

- Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

Воспитательные:

-  Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.

- Соблюдать правила поведения в природе.

Материалы и оборудование:

        Бабочка, муравей, кузнечик, муха, пчела и другие насекомые (распечатать красочные изображения насекомых на плотных листах А4 и разрезать на несколько частей), картинки с изображениями божьей коровки, гусеницы, муравья, бабочки, стрекозы для игры, 3 стола, магнитная доска, магниты, наборы насекомых для д\и, иллюстрация «Чудесные превращения», мнемотаблица «Насекомые».

Предварительная работа:

Познавательные беседы: «Познакомьтесь, это букашки», «Насекомые».

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Насекомые».

Отгадывание загадок о насекомых.

Д\И «Парные картинки», «Кто где живет?»,

Н-П\И «Насекомые».

Рисование на тему «Бабочка-красавица», «Божьи коровки-подружки».

                                            Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром  я обнаружила вот этот конверт  у  двери нашей группы. На нем написано: «Открыть, когда придут дети». (Открываем.)

Да тут письмо, не простое, зашифрованное. Как вы думаете кто же это?

(Это насекомые.)

     Сегодня о насекомых и пойдет речь.

Воспитатель:  Ребята, а если я загадаю о них загадки, сможете отгадать? (после того, как дети отгадают загадку, они находят картинку, прикрепляют к магнитной доске соответствующую картинку. «Молодец, а теперь найди соответствующую картинку).

                Ребята, напоминаю вам, что если вы не поняли вопроса, если у вас трудности или есть ко мне вопросы, не нужно выкрикивать с места, просто покажите вот этот красный флажок.

- Всех жучков она милей, спинка алая у ней. На спине кружочки — чёрненькие точки. (Божья коровка.)

- Он работник настоящий, очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)

- Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

- Волосата, зелена, в листьях прячется она хоть и много ножек, бежать она не может. (Гусеница.)

- У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза.       Называют её … (Стрекоза.)

-  С ветки на тропинку, с тропинки на травинку,

   Прыгает пружинка, зелененькая спинка. (Кузнечик.)

-  Над столом жужжит, летает,

   Очень всем надоедает. (Муха.)

-  Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук.)

- Жу-жу-жу! Над цветами я кружу!

  Потружусь я над цветком,

  Вас порадую медком. (Пчела.)

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно. И они называются одним словом…насекомые. Кто знает почему? Обратите внимание на тело насекомых, которых вы назвали, оно у многих из них, словно глубокими насечками, разделено на несколько частей, вот от этих слов «насекать», «насечки» и произошло название Насекомые».

    Предлагаю рассмотреть модель тела мухи и муравья, чтобы подтвердить наш правильный ответ.

       Тело насекомых состоит из 3 частей: из каких? (головы, груди и брюшка). (показать на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы.

   На туловище имеются три пары конечностей, т.е. 6 лапок и крылья. У некоторых на брюшке есть жало. Вспомните, у каких насекомых? (оса, пчела, шмель).

Воспитатель:  Вы знаете, ребята, насекомые — самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле.

Кстати, обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики.

  - Как передвигаются насекомые, как вы думаете? ( ответы детей)

Они умеют плавать, ползать, ходить, бегать, летать. Многие насекомые способны ползать вниз головой.

Вспомните загадку: «Кто над нами вверх ногами?». (муха).

А как вы думаете, чем питаются насекомые?

   (ответы детей).

       У каждого насекомого свой корм. Большинство из них поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Гусеницы (личинки бабочек) поедают листья, цветки и плоды растений. Есть вредоносные виды гусениц, а есть и такие, которые уничтожают других насекомых-вредителей и оказывают этим помощь людям.

        Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев.

       Бабочки, пчелы, шмели, осы, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Они собирают нектар цветов и опыляют растения. Божьи коровки поедают тлю, тоже приносят огромную пользу. А вот комары питаются соком растений и кровью животных. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

               Насекомые – отличное лакомство для птиц, лягушек, ящериц и других животных.

- Как вы думаете, у насекомых могут быть враги?

 - Какие враги у мухи? Скажи полным ответом. (Мы боремся с мухами, чтобы они не разносили бактерии.)

- Как насекомые спасаются от врагов?

    Часто природа дарит им защитную окраску. Например, зеленые кузнечики и зеленые гусеницы. Некоторые гусеницы похожи на свернутые в трубочку сухие листья или обломки веточек. Многие насекомые имеют острое жало, которым прокалывают кожу и выпускают в ранку яд.

        Очень много можно узнать о жизни насекомых, и встретить их можно не только в лесу.

 - Вы наверняка уже встречались с ними. Каких насекомых вы видели? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как и у многих насекомых, жизнь у бабочки начинается с яйца.

 Предлагаю поиграть.

                    Дидактическая игра  «Что сначала, что потом?»

-  Что сначала делает бабочка? (откладывает яйца).

- А вы знаете, сколько яиц она может отложить сразу? До 1000. - Что происходит дальше?

  - Кто появляется из яйца? Появляются гусеницы,  которые  поедают листья растений, цветы, плоды.  Сначала появляются гусеницы маленького размера, но они сразу же начинают много-много есть.

- Как вы думаете, для чего? (Чтобы быстрее вырасти.) Они быстро растут и линяют 4 раза. Гусеницы обладают особыми железами, которые выделяют специальное вещество, а оно на воздухе твердеет и превращается в тонкую нить, которая со временем станет коконом. Как долго бабочка находится в стадии гусеницы? (2 недели.)

- Со временем бабочка начинает окукливаться и наступает 3 стадия жизненного цикла бабочки.

- Как она называется? Где она прикрепляется на листочке? Куколка ничего не ест, отдыхает, но внутри куколки идет процесс превращения в кого?

- На последней стадии превращения из куколки появляется голова, туловище, ноги. Сначала бабочка сидит неподвижно.

- Кто подскажет, почему?

- Дети, когда бабочка в стадии гусеницы, она что нам приносит? А взрослая бабочка?

- Как вы думаете, где спят бабочки? (Они не нуждаются во сне, не спят.)

Физкультминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок, сели, посидели,

Травушку покушали, тишину послушали,

Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко

                         Дидактическая игра «Кто как передвигается».

 На столе разложены карточки с насекомыми. Надо разделить на 4 группы по способу передвижения: летающие, бегающие, прыгающие, плавающие и перенести на нужное «поле».( дети выполняют задание)

                         Дидактическая игра «Подбери признак»

- Пчела какая? (полосатая, трудолюбивая, жужжащая)

- Бабочка какая? (красивая, лёгкая, разноцветная)

- Гусеница какая? (зелёная, медлительная, зловредная)

- Муравей какой? (коричневый, маленький, работящий).

- Кузнечик какой? (зеленый, прыгающий).

- Комар какой? (маленький, кусачий, назойливый, пищащий).

- Муха какая? (черная, вредная, надоедливая.).

                     

                     Дидактическая игра «Кого не стало».

     Дети рассматривают насекомых, отворачиваются, воспитатель убирает несколько карточек, дети поворачиваются, вспоминают каких насекомых не хватает.

Воспитатель:  Ребята, вы должны знать, что есть опасные насекомые и усвоить правила поведения при встрече с ними. Какие вы знаете?

- Если поблизости пчела, оса, шмель — нельзя размахивать руками. Надо отойти в сторону и вести себя спокойно.

-  Открытые участки тела обрабатывают специальными средствами от укусов насекомых (с помощью взрослых). Если всё же тебя укусила, например, пчела – надо немедленно обратиться за помощью к взрослым (родителям, воспитателям).

                           Дидактическая игра «Польза и вред»

Воспитатель:     Есть полезные и вредные насекомые, опасные и хищные. Мы сейчас с вами попробуем разобраться.

На доске 2 знака: + и -. В столбик с + будем записывать пользу, а с – вред.

+

_

Опыляют растения

Одни насекомые поедают других (хищники)

Собирают мед

Распространяют микробы

Борются с вредными насекомыми

Есть ядовитые

Являются кормом для птиц, животных

Уничтожают посевы, огородные овощи, леса

Рыхлят почву

Кусают и есть кровососущие

Радуют глаз, мы ими восхищаемся

Пугают людей

Переносят семена цветов

 

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, что будет, если насекомые вдруг исчезнут?  (Погибнут растения, многие птицы и животные.)

     Правильно, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других. Насекомые — это часть природы, так же, как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять!

Воспитатель:      Сегодня мы много говорили о насекомых.

- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

- Что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?

- А что вы знали раньше?

- Какие вопросы о насекомых для вас были трудными, и вы не знали ответа?

- Что еще о насекомых вы хотели бы узнать?

- Вам занятие понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию (Обучение грамоте) в подготовительной группе на тему: "Путешествие в Буквоград"

Цель: Продолжать давать знания: что такое алфавит, из каких звуков он состоит. Продолжать учить делать звуко-буквенный анализ  слов с помощью звуковых кубиков и схем; продолжать знакомить д...

Конспект НОД по познавательному развитию (социальный мир) в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек".

Конспект НОД по позновательному развитию в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек"....

Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в подготовительной группе на тему «Где живет волшебное электричество»

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статистического электричества через экспериментальную деятельность....

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе Тема: «Путешествие на морское дно»

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)в подготовительной группеТема: «Путешествие на морское дно»Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания дет...

Конспект ООД по познавательному развитию (Окружающий мир) с элементами тестопластики на тему "Сундучок Лесовичка" Подготовительная группа

Конспект  ООД по познавательному развитию (Окружающий мир) с элементами тестопластики на тему "Сундучок Лесовичка" Подготовительная группаЦель: развитие интеллектуальной, нравствен...

Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе "Птицы и звери зимой"

Конспект занятия по познавтельному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе "Птицы и звери зимой"...