Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
конспект занятия.в игровой форме знакомимся с насекомыми
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20"
ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАС
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых»
Выполнила и провела:
Рейнвальд Наталья Валерьевна
Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых.
Задачи:
Обучающие:
- Углубить знания и представления детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида, жизненных проявлений насекомых.
- Расширить знания детей о последовательности цикла развития бабочки.
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Развивающие:
- Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами.
- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
- Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.
- Соблюдать правила поведения в природе.
Материалы и оборудование:
Бабочка, муравей, кузнечик, муха, пчела и другие насекомые (распечатать красочные изображения насекомых на плотных листах А4 и разрезать на несколько частей), картинки с изображениями божьей коровки, гусеницы, муравья, бабочки, стрекозы для игры, 3 стола, магнитная доска, магниты, наборы насекомых для д\и, иллюстрация «Чудесные превращения», мнемотаблица «Насекомые».
Предварительная работа:
Познавательные беседы: «Познакомьтесь, это букашки», «Насекомые».
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Насекомые».
Отгадывание загадок о насекомых.
Д\И «Парные картинки», «Кто где живет?»,
Н-П\И «Насекомые».
Рисование на тему «Бабочка-красавица», «Божьи коровки-подружки».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила вот этот конверт у двери нашей группы. На нем написано: «Открыть, когда придут дети». (Открываем.)
Да тут письмо, не простое, зашифрованное. Как вы думаете кто же это?
(Это насекомые.)
Сегодня о насекомых и пойдет речь.
Воспитатель: Ребята, а если я загадаю о них загадки, сможете отгадать? (после того, как дети отгадают загадку, они находят картинку, прикрепляют к магнитной доске соответствующую картинку. «Молодец, а теперь найди соответствующую картинку).
Ребята, напоминаю вам, что если вы не поняли вопроса, если у вас трудности или есть ко мне вопросы, не нужно выкрикивать с места, просто покажите вот этот красный флажок.
- Всех жучков она милей, спинка алая у ней. На спине кружочки — чёрненькие точки. (Божья коровка.)
- Он работник настоящий, очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)
- Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
- Волосата, зелена, в листьях прячется она хоть и много ножек, бежать она не может. (Гусеница.)
- У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называют её … (Стрекоза.)
- С ветки на тропинку, с тропинки на травинку,
Прыгает пружинка, зелененькая спинка. (Кузнечик.)
- Над столом жужжит, летает,
Очень всем надоедает. (Муха.)
- Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук.)
- Жу-жу-жу! Над цветами я кружу!
Потружусь я над цветком,
Вас порадую медком. (Пчела.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно. И они называются одним словом…насекомые. Кто знает почему? Обратите внимание на тело насекомых, которых вы назвали, оно у многих из них, словно глубокими насечками, разделено на несколько частей, вот от этих слов «насекать», «насечки» и произошло название Насекомые».
Предлагаю рассмотреть модель тела мухи и муравья, чтобы подтвердить наш правильный ответ.
Тело насекомых состоит из 3 частей: из каких? (головы, груди и брюшка). (показать на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы.
На туловище имеются три пары конечностей, т.е. 6 лапок и крылья. У некоторых на брюшке есть жало. Вспомните, у каких насекомых? (оса, пчела, шмель).
Воспитатель: Вы знаете, ребята, насекомые — самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле.
Кстати, обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики.
- Как передвигаются насекомые, как вы думаете? ( ответы детей)
Они умеют плавать, ползать, ходить, бегать, летать. Многие насекомые способны ползать вниз головой.
Вспомните загадку: «Кто над нами вверх ногами?». (муха).
А как вы думаете, чем питаются насекомые?
(ответы детей).
У каждого насекомого свой корм. Большинство из них поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Гусеницы (личинки бабочек) поедают листья, цветки и плоды растений. Есть вредоносные виды гусениц, а есть и такие, которые уничтожают других насекомых-вредителей и оказывают этим помощь людям.
Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев.
Бабочки, пчелы, шмели, осы, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Они собирают нектар цветов и опыляют растения. Божьи коровки поедают тлю, тоже приносят огромную пользу. А вот комары питаются соком растений и кровью животных. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
Насекомые – отличное лакомство для птиц, лягушек, ящериц и других животных.
- Как вы думаете, у насекомых могут быть враги?
- Какие враги у мухи? Скажи полным ответом. (Мы боремся с мухами, чтобы они не разносили бактерии.)
- Как насекомые спасаются от врагов?
Часто природа дарит им защитную окраску. Например, зеленые кузнечики и зеленые гусеницы. Некоторые гусеницы похожи на свернутые в трубочку сухие листья или обломки веточек. Многие насекомые имеют острое жало, которым прокалывают кожу и выпускают в ранку яд.
Очень много можно узнать о жизни насекомых, и встретить их можно не только в лесу.
- Вы наверняка уже встречались с ними. Каких насекомых вы видели? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как и у многих насекомых, жизнь у бабочки начинается с яйца.
Предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
- Что сначала делает бабочка? (откладывает яйца).
- А вы знаете, сколько яиц она может отложить сразу? До 1000. - Что происходит дальше?
- Кто появляется из яйца? Появляются гусеницы, которые поедают листья растений, цветы, плоды. Сначала появляются гусеницы маленького размера, но они сразу же начинают много-много есть.
- Как вы думаете, для чего? (Чтобы быстрее вырасти.) Они быстро растут и линяют 4 раза. Гусеницы обладают особыми железами, которые выделяют специальное вещество, а оно на воздухе твердеет и превращается в тонкую нить, которая со временем станет коконом. Как долго бабочка находится в стадии гусеницы? (2 недели.)
- Со временем бабочка начинает окукливаться и наступает 3 стадия жизненного цикла бабочки.
- Как она называется? Где она прикрепляется на листочке? Куколка ничего не ест, отдыхает, но внутри куколки идет процесс превращения в кого?
- На последней стадии превращения из куколки появляется голова, туловище, ноги. Сначала бабочка сидит неподвижно.
- Кто подскажет, почему?
- Дети, когда бабочка в стадии гусеницы, она что нам приносит? А взрослая бабочка?
- Как вы думаете, где спят бабочки? (Они не нуждаются во сне, не спят.)
Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок, сели, посидели,
Травушку покушали, тишину послушали,
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко
Дидактическая игра «Кто как передвигается».
На столе разложены карточки с насекомыми. Надо разделить на 4 группы по способу передвижения: летающие, бегающие, прыгающие, плавающие и перенести на нужное «поле».( дети выполняют задание)
Дидактическая игра «Подбери признак»
- Пчела какая? (полосатая, трудолюбивая, жужжащая)
- Бабочка какая? (красивая, лёгкая, разноцветная)
- Гусеница какая? (зелёная, медлительная, зловредная)
- Муравей какой? (коричневый, маленький, работящий).
- Кузнечик какой? (зеленый, прыгающий).
- Комар какой? (маленький, кусачий, назойливый, пищащий).
- Муха какая? (черная, вредная, надоедливая.).
Дидактическая игра «Кого не стало».
Дети рассматривают насекомых, отворачиваются, воспитатель убирает несколько карточек, дети поворачиваются, вспоминают каких насекомых не хватает.
Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что есть опасные насекомые и усвоить правила поведения при встрече с ними. Какие вы знаете?
- Если поблизости пчела, оса, шмель — нельзя размахивать руками. Надо отойти в сторону и вести себя спокойно.
- Открытые участки тела обрабатывают специальными средствами от укусов насекомых (с помощью взрослых). Если всё же тебя укусила, например, пчела – надо немедленно обратиться за помощью к взрослым (родителям, воспитателям).
Дидактическая игра «Польза и вред»
Воспитатель: Есть полезные и вредные насекомые, опасные и хищные. Мы сейчас с вами попробуем разобраться.
На доске 2 знака: + и -. В столбик с + будем записывать пользу, а с – вред.
+ | _ |
Опыляют растения | Одни насекомые поедают других (хищники) |
Собирают мед | Распространяют микробы |
Борются с вредными насекомыми | Есть ядовитые |
Являются кормом для птиц, животных | Уничтожают посевы, огородные овощи, леса |
Рыхлят почву | Кусают и есть кровососущие |
Радуют глаз, мы ими восхищаемся | Пугают людей |
Переносят семена цветов |
|
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что будет, если насекомые вдруг исчезнут? (Погибнут растения, многие птицы и животные.)
Правильно, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других. Насекомые — это часть природы, так же, как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять!
Воспитатель: Сегодня мы много говорили о насекомых.
- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
- Что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?
- А что вы знали раньше?
- Какие вопросы о насекомых для вас были трудными, и вы не знали ответа?
- Что еще о насекомых вы хотели бы узнать?
- Вам занятие понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию (Обучение грамоте) в подготовительной группе на тему: "Путешествие в Буквоград"
Цель: Продолжать давать знания: что такое алфавит, из каких звуков он состоит. Продолжать учить делать звуко-буквенный анализ слов с помощью звуковых кубиков и схем; продолжать знакомить д...
Конспект НОД по познавательному развитию (социальный мир) в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек".
Конспект НОД по позновательному развитию в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек"....
Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в подготовительной группе на тему «Где живет волшебное электричество»
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статистического электричества через экспериментальную деятельность....
План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе Тема: «Путешествие на морское дно»
План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)в подготовительной группеТема: «Путешествие на морское дно»Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания дет...
Конспект ООД по познавательному развитию (Окружающий мир) с элементами тестопластики на тему "Сундучок Лесовичка" Подготовительная группа
Конспект ООД по познавательному развитию (Окружающий мир) с элементами тестопластики на тему "Сундучок Лесовичка" Подготовительная группаЦель: развитие интеллектуальной, нравствен...
Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе "Птицы и звери зимой"
Конспект занятия по познавтельному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе "Птицы и звери зимой"...
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в разновозрастной группе на тему: «В мире насекомых»
Конспект НОД по позновательному развитию...