Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе "Птицы и звери зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Васильева Гульнара Витальевна

Конспект занятия по познавтельному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе "Птицы и звери зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ptitsy_i_zveri_zimoy.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)

с детьми подготовительной группы

на тему:

        «Птицы и звери зимой»

                                                                                Подготовила:

                                                                    воспитатель высшей

                                                                    квалификационной категории

                                                                    Васильева Г.В.

Декабрь 2022 г.

Цель. Формирование представлений о сезонных изменениях в живой природе.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о том, как зимуют звери  и птицы в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой.  Формировать умение детей различать следы животных.

Развивающие: Вызывать интерес к жизни животных и птиц, развивать воображение,  внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе,  любовь к животным и птицам, стремление помочь им в трудных условиях.

Интеграция: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, подвижная игра, слушание звукозаписи.

Демонстрационный материал:

 мягкие модули для имитации берлоги; деревья, нарисованные следы животных; звуковые эффекты (вой волков); видеосообщение от Лесовичка; набор предметов для угощенья зверей;

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, музыка.

 

Ход занятия

Воспитатель: ребята, вы знаете, что при встрече принято здороваться. Какие приветствия вам знакомы?

Дети: Здравствуйте, добрый день, доброе утро, привет, можно помахать рукой, мужчины обычно пожимают руки.

Воспитатель: А, я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Подумайте, как приветствуют друг друга в лесу животные (трутся носами, лапками, спинами).

Воспитатель: Давайте на минуту представим себя животными и поприветствуем себя.

Игра «Давайте поздороваемся»

 (Звучит спокойная музыка, зимняя тематика)

Воспитатель: Мы поздоровались, как животные, а вы знаете, где у них дом? предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где живет? (с мячом)

У зайчат дом….. под кустом

У лисят дом…. нора под пеньком

У волчат дом….логово

У медвежат дом …..берлога

У бельчат дом…. дупло

У ежат дом…. гнездо в норке

У лосят дом…. в рыхлом снегу

(Звук сообщения)

Воспитатель: - Ребята, мне кажется, пришло сообщение. Давайте посмотрим, вдруг там что-то важное.

(Включается видеозапись.)

«Здравствуйте, ребята! Я Старичок-Лесовичок, обращаюсь к вам за помощью,  потому что не знаю больше к кому обратиться за помощью. На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами. Лес уснул, потонул в снегу. Вот смотрите (картина «Зимний лес»)

И спрятались под снегом плоды и семена, корни растений. Нет, ни сочной травки, нет грибов и ягод, т.е. всего того, чем так любят питаться звери в лесу. Для них наступила суровая пора. Я пытаюсь им помочь, подкормить их, но один я не справляюсь. Помогите мне, ребята»

Воспитатель: - От кого мы получили видеосообщение?

Дети: от Лесовичка

Воспитатель: - О чём он нас просит?

Дети: Покормить жителей леса

Воспитатель: Давайте поможем диким животным, соберём корзинку с едой и отправимся в зимний лес. У меня на столе, смотрите, морковка и капуста это для кого?

Дети: для зайца.

Воспитатель: А шишки и грибочки?

Дети: для белочки.

Воспитатель: А рыбка и косточка?

Дети: для лисы и волка.

Воспитатель:  Кормушка и семечки?

Дети: для птиц.

(называю продукты и убираю в корзину.)

Воспитатель: Ну, что, ребята, хотите пойти в зимний лес и помочь Лесовичку?

Дети: Да

Воспитатель: А на чём же мы туда доберемся, дорога же неблизкая? Давайте вспомним, на чем дети катаются зимой?

Дети: на лыжах, коньках, санках, тюбинге, ледянке.

Воспитатель: А, мы  отправимся в лес на лыжах, потому что там очень много снега.

- Думаю, нам нужно потеплее одеться, ведь в зимнем лесу очень холодно.

- Что нам нужно надеть?

(Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапку, варежки.)

- Ребята, как надо вести себя в лесу?

Дети: нельзя рубить деревья, ломать ветки деревьев и кустарников, в лесу нельзя кричать, нарушать тишину леса, нельзя разорять гнезда, оставлять мусор.

Воспитатель: Встаём на лыжи, берём в руки палки и корзинку с продуктами для зверей и птиц. Идём строго друг за другом, чтоб нам не потеряться.

(Дети встают и под музыку имитируют ходьбу на лыжах за воспитателем.)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу (картина) Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух. Давайте подышим морозным, лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика)

Сколько здесь  снега. Лес как будто спит под  одеялом. Тишина, как будто в лесу нет ни животных, ни птиц. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть разные следы. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, кто за ним охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу. А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут (Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца)

Воспитатель. Кто это? (имя ребенка), расскажи ребятам, что ты знаешь о зайцах (если затрудняется, задаю вопросы)

Ребенок. Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый.

-Для чего меняет шубку? - Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников.

-Чем питаются? - Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха

прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять

испугается и побежит в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел (Дети прыгают с продвижением вперед)

Воспитатель: Надо оставить зайчику угощенье. Что мы ему оставим? (имя ребенка) иди, достань с корзинки морковку и капусту и положи на пенек, прибежит заяц обрадуется. (Слышится вой волков – звукозапись.)

Воспитатель: Что это, дети?

Дети: Это воют волки.

Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков испугался. Видите, вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках). А что (имя ребенка) знает о волках.

Ребёнок: Волк – хищник. Живут волки в норах, которые называются - логово. Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, а передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей.

А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Волк может за раз съесть до 10 кг мяса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов.

Воспитатель: Давайте ребята и для волка угощенье оставим. (Кость.)

Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.

(Идем к дереву с дуплом белочки.)

— А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это? (Воспитатель показывает картинку с изображением белки.)

Воспитатель: Как называется домик белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель:  Расскажите, как белочка зимует? (ответы детей.)

Ребёнок: Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением. Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Воспитатель: Ну что оставим и белочке угощенье. (Шишки, грибочки)

- Ребята, чьи это следы?

Дети: Лисы (показ картинки лисы)

Воспитатель: (имя ребенка), а что ты знаешь о лисе.

Ребенок. Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

Воспитатель: Давайте и лисичке оставим угощенье (рыба).

- Ребята, посмотрите, а это что за гора, как вы думаете? (Берлога медведя).

А, что нам (имя ребенка) расскажет про медведя.

Ребенок: Медведь самый крупный хищник. Его высота может достигать 3 метров. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун.

И хорошо плавают, а еще лазают по деревьям. Если медведь не старый и не громоздкий – он может с легкостью залезть на дерево, но не будет делать это без необходимости, ведь не каждая ветка способна выдержать его вес. Мишки умные. Они могут швырять ветки и булыжники в открытые капканы, заставляя их сработать впустую; могут стоять неподвижно за стволом дерева или камнем, чтобы спрятаться от человека и от возможной опасности. Перед спячкой бурые мишки запутывают следы. Перед тем, как залечь в спячку, животные старательно запутывают след, блуждают по кругу, заходят на болота и даже передвигаются задом наперед.

Воспитатель: Ребята, а какие звери также как медведь впадают в спячку.

Дети: Барсук, еж, суслик.

Воспитатель: 

Ребята зверей мы покормили теперь можно и поиграть. Вставайте в круг поиграем в игру лиса и заяц. (Дети в кругу.)

Физминутка «Лиса и зайцы»

«Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки ушки

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется

Ты, зайчонок убегай и к лисе не попадай».

(Заяц убегает, лиса догоняет.)

Воспитатель: А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их. След копыта на снегу.

— Кто это? (Ответ детей.)

— Правильно, это лось. А как зимуют лоси?

Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу.

Соль важна для лосей, благодаря витаминам, которые содержаться в ней, у лосей укрепляются рога и улучшается их рост, а ещё, если они едят соль, то они меньше болеют.

Положим на пенёчек сена, соль.

Воспитатель:  А, вот еще следы. Чьи же они? (Кабан)

Как вы думаете, на кого похож кабан? Правильно, на домашнюю свинку, хрюшку.  Кабан грозное животное. Спокойный на вид, даже ленивый, он в минуту опасности становится свирепым и опасным зверем. Почувствовав опасность, кабан не убегает, сломя голову, а останавливается и достойно ее встречает. Закрутит хвост крючком, поднимет шерсть дыбом, щелкнет клыками и бросится вперед! Разозленный или раненный кабан страшен. Он способен долго преследовать врага, часами стоять под деревом, поджидая залезшего туда неприятеля. Может даже дерево свалить. А если настигнет кабан врага своего, то тому не поздоровится-отведает острых кабаньих клыков! Ну, а если враги побеждают, кабан сражается до последнего, не покидая поля боя.

Игра «Хвосты»

Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки

изображениями животных.

- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное?

Ребята, у  нас есть такая лесная профессия как Егерь.        

Егерь-это человек, хорошо знающий всех обитателей леса, и старающийся помочь им в трудную минуту.

Егерь осуществляет охрану за животными, находящимися на территории его участка.

-Животным в лесу бывает тяжело, их жизнь полна трудностей, а ещё они часто попадают в беду!

Давайте посмотрим, что же может с ними случится!

волк попал в капкан

волк застрял в пластиковой канистре и голодный

лису прижало деревом

лось провалился в водоём

медвежата остались без мамы

-Ребята, видите, как трудно бывает животным!

Егерь, тот человек, который помогает им!

-А как же он им помогает, сейчас мы и узнаем!

(Появляются фотографии, одна за другой, каждую фотографию обсуждаем)

веники и сено для зайцев

корм для животных

кормушки для птиц

вытаскивают их из воды

оставляют соль

оставляют сено

- Ребята, а что же нужно Егерю для работы? (фонарик, бинокль, блокнот…)

-А какими качествами должен обладать егерь? (смелый, выносливый….)

Воспитатель. А, что за звуки?

Дети. Птичек.

Воспитатель. Как называют птичек, которые остаются у нас?

Дети. зимующие.

- На столе лежат картинки с птицами, выберите зимующих птиц, и прикрепите их  под снежинку.

- Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?

Дети. Голод.

Воспитатель: Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как?

Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба) Давайте мы им повесим кормушку и насыпим зернышек.

Воспитатель: - Ну, вот вроде бы всё сделали, по лесу погуляли, свежим воздухом подышали, корм оставили, пора и в детский сад возвращаться. Не будем тревожить лесных зверей.

(Дети под музыку имитируют езду на лыжах.)

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад, снимайте лыжи и теплую одежду.

Рефлексия: Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что мы видели в зимнем лесу. А зачем мы ходили в зимний лес?

Я думаю, что Лесовичок видел нас в лесу и был доволен тем, что мы немножко помогли лесным животным подкормили  (Звук смс )

Воспитатель: Ребята нам опять на компьютер пришло ещё одно сообщение, давайте посмотрим. (Включается видеописьмо.)

«Спасибо вам ребята за то, что вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей и птиц. Я очень хотел отблагодарить вас и поэтому прислал вам корзину с гостинцами. До свидания ребята! До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Ой, зима, зима, игры да забавы»

Конспект занятия  по познавательному развитию для детей среднегодошкольного возрастаТема: «Ой, зима, зима, игры да забавы»...

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе Тема: «Путешествие на морское дно»

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)в подготовительной группеТема: «Путешествие на морское дно»Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания дет...

Конспект занятия по Познавательному развитию (окружающий мир) «Где живут звери?» средняя группа

Конспект занятия поПознавательному развитию (окружающий мир)«Где живут звери?»средняя группаС использование ИТК Цель.Расширять представления детей о диких животных и их жилищах;Формир...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...

Конспект занятия по познавательному развитию №19 в первой младшей группе Тема: «Звери»

Конспект занятия по познавательному развитию № 19в первой младшей группеТема: «Звери»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Следы зверей»

Цель:  Закрепить и расширить представление детей  о некоторых лесных жителях и об их следахПрограммные задачи:Способствовать формированию знаний детей о зверях, впадающих зимой в спячку;Акти...