Конспект НОД по познавательному развитию (социальный мир) в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Датиева Ольга Владимировна

Конспект НОД по позновательному развитию в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_babushek.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 общеразвивающего вида

ст. Михайловской

Конспект НОД по познавательному развитию

(социальный мир)

Тема: «Игрушки наших бабушек»

                                                                         (Подготовительная группа, Датиева О.В.)

Цель: формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности в ходе сотрудничества воспитателей и детей в совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с некоторыми игрушками народных промыслов, учить детей, создавать игрушку своими руками, передавая  характерные особенности внешнего вида (форму, соотношение частей тела); знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки (матрешка, глиняная , тряпичная кукла); обогатить лексический запас детей словами глиняный, тряпичный, деревянный; научить делать самодельную игрушку куклу Пеленашку;

Развивающие: развивать образное мышление, воображение, индивидуальный творческий потенциал, эмоциональное отношение к деятельности развивать умение отгадывать загадки.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к отражению впечатлений об игрушках, в которые играли наши бабушки; воспитывать самостоятельность при выполнении работы, уверенность, инициативность; воспитывать аккуратность при выполнении работы, воспитывать интерес к народным промыслам;

Материалы и оборудование: выставка глиняных игрушек, тряпичных кукол, деревянных кукол, матрешек; аудиодиск классической музыки («Во поле береза стояла»).

Методические приемы: Рассматривание игрушек, сравнение разных игрушек и их технических характеристик, беседа.

Предварительная работа:  знакомство детей с народными художественными промыслами, которые связаны с народной игрушкой; беседа о любимых игрушках; рассматривание фотографий и иллюстраций с изображениями различных игрушек народных промыслов.

Ход НОД:

I Вводная часть. 

Читаю стихотворение А. Плещеева «Внучка».

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.

- Вам рассказывали ваши бабушки и дедушки, во что они играли во дворе, когда были маленькие? (ответы)

II Основная часть.

- Интересно, что многие дворовые игры объединяют мальчишек и девчонок. Это «Лапта», «Прятки», «Чиж», «Салки», «Вышибалы», «Море волнуется», «Казаки-разбойники». Но есть и чисто девичьи забавы: «Классики», «Скакалка», «Секретики». А вот любимые игры мальчишек: «Футбол», «Игра в войну», «Силки».

- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом,  из подручного материала.  Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Никто не может точно сказать, когда появилась первая кукла.

Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Влагает в нее непонятною властью

Частицу души своей кукольный мастер. 

Бывает довольно кусочка рогожки,

Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.

Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-

И мир изучает пытливый зрачок.

Далее дети рассматривали игрушки из разных материалов на выставке русской игрушки, которую для них подготовили воспитатели и родители.

 - Посмотрите, к нам пришла бабушка Веселушка и предлагает с ней поиграть в игры ее детства «Золотые врата». Послушайте правила игры:

  1. Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «врата».
  2. Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
  3. Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.
  4. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Все игроки проговаривают слова:

«Золотые врата
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй предупреждается,
А на третий раз
Не пропустим вас!»

- Посмотрите, что в руках у бабушки Веселушки? (куколка).

- Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом. Такие куклы были в каждой крестьянской семье. Девушка на Руси, готовя себе сундук с приданым, вместе с рушниками и рубашками, клала туда своих тряпичных кукол.
В семье мужа ей разрешали играть с куклами, считая, что так она скорее станет матерью. В ожидании рождения ребенка, молодая женщина делала куклу - мотанку  «Пеленашку», которая отождествлялась с будущим младенцем. И, прежде, чем положить ребенка в люльку, туда клали «Пеленашку». Эта
кукла ставала оберегом ребенка, его защитницей.

III Заключительная часть.

А еще любили наши бабушки и дедушки водить хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод «Во поле береза стояла». Под музыку все вместе водят хоровод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи во 2 младшей группе по теме "Игрушки". Составление описательного рассказа с помощью схемы.

Програмное содержание:формировать умение детей отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ об игрушке.учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных при пом...

Конспект занятия по познавательному развитию «В мире электричества». Подготовительная группа.

Занятие "В мире электричества" по познавательному развитию детей подготовительной группы познакомить с историей электричесой лампы и ее устройством. Значимости электричества в нашей жизни....

Конспект занятия по познавательному развитию (ЦКМ) для детей подготовительной группы «Я по Сусанину пройдусь…»

Формирование патриотических чувств, совершенствование знаний воспитанников о родном поселке, о Сусанинском районе....

Конспект ООД по познавательному развитию тема "Дикие животные" подготовительная группа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема "Дикие животные"....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Овощи и фрукты — наши лучшие друзья»

Задачи:1. Обучающие: закреплять знание детей о здоровом образе жизни; закреплять знания детей об овощах и фруктах: где они растут, какие они;2. Развивающие: внимание, память, мышление;3. Вос...

Конспект ООД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Наша планета Земля»

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета Земля" (экологическое воспитание)....

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"

Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"....