План работы по организации опытно – исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Брус Анна Сергеевна
для детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по организации опытно – исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа с детьми старшего возраста гр. «Ёжики»

«Экспериментирование с живой и неживой природой»

Цель: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

         Задачи:

  1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.
  2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.
  3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.
  4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
  5. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

(воздух)

1

Что в пакете?

Формировать представления о воздухе.

2

Игры с соломинкой.

Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.

3

Весёлая полоска бумаги

Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха.

4

Воздух в стакане

Показать детям, что в стакане есть воздух, при погружении не пускает туда воду.

Октябрь

(дары осени)

1

Рассматривание семян и овощей под микроскопом.

Дать детям понятие, что растение не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям.

2

Рассматривание срезов картошки или яблока

Рассмотреть срез картошки и яблока – отметить, что под действием кислорода (воздуха), срезы становятся темными. Показать влияние внешней среды на продукт. Вызвать интерес к проведению опыта.

3

Вкусный сок

Познакомить детей с процессом приготовления сока.

4

«Красящие вещества овощей»

Познакомить детей с тем, что в овощах есть сок, он имеет цвет. Показать, что, если капнуть соком на бумагу. То при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам овощ, его сок.

Ноябрь

(магниты)

1

«Липнет – не липнет»

Показать детям к чему магнит «прилипает», а к чему нет. Рассматривание под микроскопом магнитной стружки

2

Сквозь преграды

Предложить проверить действует ли притягивающая сила магнита сквозь бумагу, дерево и воду.

3

Битва магнитов

Показать детям, что при соединении двух магнитов друг с другом, они будут либо притягиваться, либо отталкиваться.

4

Магнитная рыбалка

Продолжать знакомить детей со свойствами магнита.

Декабрь

(вода)

1

Какая бывает вода

Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

2

Вытеснение воды

Показать детям, что при погружении предмета в воду, уровень воды повышается.

3

Куда делась вода?

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий

4

Ходит капелька по кругу

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Январь

(снег)

1

-

2

«Снег — снежок»

Дать детям представление о свойствах снега: холодный, может лепиться, в тепле тает.

3

Куда пропал снег

Обратить внимание ребенка, что снег под воздействием тепла изменил агрегатное состояние. Рассмотреть осадок, который остался в воде.

4

Изучаем снежинки

Показать детям, что снег состоит из снежинок.

Февраль

(лед)

1

Лед – твердая вода.

Продолжать знакомство со свойствами воды.

2

«Цветные льдинки»

Формировать представления детей о том, что на морозе вода замерзает, превращается в лед.

3

Тает лед

Показать, как по-разному тает лед в холодной и теплой воде.

4

Плавим лёд

Показать детям, что лед посыпанный солью тает быстрее чем просто лед.

Март

(мир растений)

1

«Цветок меняет свой цвет»

Показать детям, что подкрашенная вода изнутри окрашивает цветы.

2

Чиполлино

Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

3

Хитрые семена

Познакомить детей со способами проращивания семян.

4

Первые листочки

Показать значение воды и тепла в жизни растений.

Апрель

(разные материалы)

1

Извержение вулкана

Дать элементарные представления о природном явлении; расширение представлений об окружающей среде.

2

Как обнаружить крахмал

Показать детям способ выявления крахмала в различных продуктах. Рассматривание под микроскопом

3

«Волшебная кисточка»

Познакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

4

«Радуга в доме»

Показать детям, что зеркало отражает от воды цветного солнечного зайчика.

Май

(скоро лето)

1

Солнечная лаборатория

Показать детям предметы какого цвета, темного или светлого быстрее нагревается на солнце.

2

Солнечные зайчики

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами от которых они отражаются.

3

Рассматривание насекомых под микроскопом.

Уточнить знания детей о насекомых и их разновидностях. Приспособленности к жизни. Воспитывать интерес к экспериментированию.

4

Рассматривание дождевого червя.

Уточнить знания детей о дождевых червях, приспособленности к жизни. Продолжать вызывать интерес к работе с микроскопом.

Опыты и эксперименты для детей раннего дошкольного возраста

Сентябрь

  1. Какая бывает вода

Цель. Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

Материал. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (чай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход занятия. Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследует их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей – окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

  1. Что в пакете?

Цель. Формировать представлений о воздухе.

Материал. Полиэтиленовый пакет.

Ход занятия. Взрослый предлагает детям разглядеть пустой прозрачный полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находиться в пакете. Отвернувшись от детей, взрослый набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает. Почему кажется, что пакет пустой? (Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий).

  1. «Как листики летают по ветру»

Цель. Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнить их по цвету, величине, форме: находить дерево, с которого упал лист.

Материалы: Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши- для каждого ребенка.

Ход. Опыт проводиться в сухую погоду, в период листопада. Педагог с детьми собирает листья, рассматривает и сравнивает их. Затем предлагает детям узнать, какой листик медленнее остальных падает на землю и какой красивее всех кружиться. Дети по очереди забираются на горку и пускают листики по ветру.  Остальные смотрят и оценивают падение листика.

Результат. В процессе опыта крупные листики клена будут падать медленнее, а березовые листочки дольше других кружиться.

Вывод. Крупные листики падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие

листики больше кружатся по ветру, но падают быстрее.

  1. «Игры с соломинкой»

Цель: формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.

Материал: трубочки для коктейля; емкости с водой.

Ход занятия: дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (через них можно что-нибудь вдувать и выдувать). Взрослый предлагает детям подуть на лодочку через трубочку. Затем спрашивает, что они чувствовали, когда дули (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого необходимо подуть в трубочку, конец которой опущен вводу. Далее взрослый спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли? (Из трубочки выходит воздух, он лёгкий, поднимается через воду вверх, образуя пузырьки.)

Октябрь

  1. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Цель: расширять представление детей о свойствах мокрого и сухого песка.

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента: предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (нет) Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: на мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

  1. «Красящие вещества овощей»

Цель: познакомить детей с тем, что в овощах есть сок, он имеет цвет. Показать, что, если капнуть соком на бумагу. То при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам овощ, его сок.

Материал: 3-4 плода различных овощей разного цвета (помидор, морковь, свекла); листы фильтровальной бумаги, пластмассовые ножи и прозрачные пластмассовые стаканчики по количеству детей; лупа, клеенка.

Ход эксперимента: Педагог предлагает отгадать фрукт на ощупь. Спрашивает, откуда берут люди фруктовые соки, как они получаются, почему они все разного цвета. Педагог предлагает рассмотреть фрукт через лупу, а потом самостоятельно выдавить сок из кусочков фруктов в стаканчик. Сравнивают цвета каждого сока. Педагог предлагает капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при высыхании сока.

Результат. В результате сдавливания кусочков фруктов выделяется сок: чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются пятна такого же цвета, как и сам сок.

Вывод. Во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же цвета, как и сок. Поэтому есть фрукты нужно аккуратно, чтобы не забрызгать одежду фруктовым соком.

  1. Рассматривание перышка птицы

Ноябрь

  1. «Камешки»

Цель: формировать представления детей о свойствах камней: тяжелые, крепкие, твердые; по просьбе взрослого выбирать камни по размеру, цвету, гладкости и пр.

Губки поролоновые, камни разные по размеру, цвету, гладкости.

Ход эксперимента: предложить детям нажать на губку, камень (губка – продавливается, камень – нет), попытаться с детьми сжать камень, губку (камень не сжимается, губка – да), на ладони определяем на вес, камень тяжелый. Предложить детям выбрать камни разного цвета, формы, поверхности.

Вывод: камень твердый, крепкий, тяжелый. Бывает разного цвета, формы, поверхности (гладкий, шершавый).

  1. «Липнет – не липнет»

Цель: показать детям к чему магнит «прилипает», а к чему нет.

Материал: магнит; железные, пластмассовые и деревянные предметы.

Ход эксперимента: рассыпьте на столе различные железные, пластмассовые, деревянные предметы. Посмотрите, какие предметы притягиваются к магниту, а какие – нет.

  1. Что звучит?

Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Материал. Дощечка. Карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход занятия. За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

  1. Цветок меняет свой цвет.

Цель: показать детям, что подкрашенная вода изнутри окрашивает цветы.

Материал: цветок, стакан с водой, пищевой краситель или гуашь.

Ход действий: нам понадобится цветок. Лучше всего подойдет цветок белого цвета. В стакане с водой растворяем краситель и ставим цветок, на следующий день цветок окрасится в цвет красителя.

Вывод: растение поглощает воду, и подкрашенная вода изнутри окрашивает цветок.

 

Декабрь

  1. Холодный – горячий

Цель. Учить определять температуру воды.

Материал. Емкости с водой разной температуры; ванночка.

Ход занятия. Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый просит детей выбрать воду для умывания куклы (холодной водой умываться неприятно, горячей – можно обжечься, надо выбрать теплую), определив, какая вода в ведерках (осторожно потрогать не воду, а емкости, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Взрослый вместе с детьми выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый предлагает детям добавить еще теплой воды, но как ее получить? (Налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями температуры воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода (она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли). Взрослый с детьми обсуждают результат.

  1. Чудесный мешочек.

Цель. Научить определять температуру веществ и предметов.

Материал. Мелкие предмет из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

Ход занятия. Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, металла, стекла (зеркало), называют их, определяют материалы и складывают предметы в чудесный мешочек. Взрослый предлагает детям достать их мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические предметы в руках и определить, какие стали предметы. (теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и проверяют (через 5-10миннут), как изменилась их температура (стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные. Дети делают вывод, что металлические предметы самые холодные; деревянные – теплее.

  1. Древесина, ее качества и свойства.

Цель. Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Материал. Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски.

Ход занятия. Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого дети получают дощечки и брусок, ощупывают их, делают вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выяснить свойства, взрослый опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется).

  1. Рассматривание кристалликов соли и сахара под микроскопом.

Цель: познакомить детей со свойствами и структурой камней на примере кристалликов соли и сахара.

Январь

  1. «Снег — снежок» Рассматривание.

Цель: дать детям представление о свойствах снега: холодный, может лепиться, в тепле тает, становиться водой

Материал: Таз со снегом, матерчатые салфетки.

Ход занятия: набрать в таз снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Вывод: Снег холодный, может лепиться, в тепле тает, становиться водой.

  1. Игры с воздушным шариком и соломинкой

Цель. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материал. Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий).

Ход занятия. Взрослый вместе с детьми рассматривают два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой – мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находиться внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух, внутри человека (его вдыхают).

Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт сами.

  1. «Цветные льдинки»

Цель: формировать представления детей о том, что на морозе вода замерзает, превращается в лед.

Материалы: емкость для воды, краски, формочки для льда, фигурные формочки, вода, веревочки для петельки.

Ход эксперимента: в емкости развести воду с краской, приготовить формочки для льда, положить в них веревочки для петельки. Залить водой, поставить на холод. Вечером посмотреть (вода превратилась в лед).

Вывод: на холоде вода превращается в лед.

  1. Рассматривание снега

Цель: рассмотреть снег, отметить, что каждая снежинка отличается.

Февраль

  1. Музыка или шум?

Цель. Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал. Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.)

Ход занятия. Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут создавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет). Дети рассматривают коробочки со «звуками2, заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.

  1. Свойства воздуха.

Цель. Формирования представлений о свойствах воздуха.

Материалы. Воздушный шар; пластиковые игрушки; мяч; таз с водой.

Ход занятия. Взрослый опускает предметы в таз. Дети наблюдают, делают вывод, что предметы не тонут, так как наполнены воздухом, воздух легкий.

  1. Какие предметы держатся на воде?

Цель. Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования.

Материал. Набор предметов из различных материалов: щепка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планка (рыбка), железный гвоздь (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведро или таз, наполненный водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает рассмотреть предметы, а затем по очереди опустить их на воду.

В процессе игровых действий опытным путем устанавливается, что не все предметы держатся на воде – на поверхности плавают лёгкие предметы (щепка, резиновый шарик, ватный «снежок»), а более тяжёлые предметы (металлические) тонут. Предложите ребёнку подуть на лодку, направив плавающие предметы в определённую сторону.

  1. Воздух (рассматривание срезов картошки или яблока)

Цель: рассмотреть срез картошки и яблока – отметить, что под действием кислорода (воздуха), срезы становятся темными. Показать влияние внешней среды на продукт. Вызвать интерес к проведению опыта.

Март

  1. Надувание мыльных пузырей.

Цель. Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы и оборудование. Тарелка (поднос, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, цветок.

Ход занятия. Педагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину тарелки цветок и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Педагог объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Все вместе рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, а другие большие. Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их. Вместе с педагогом дети делают вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

  1. Бумага, ее качества и свойства.

Цель. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется, горит).

Материал. Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой.

Ход занятия. Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, завладевая вопросы о том, какая это бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвётся); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает).

  1. Посадим лук.

Цель. Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

Материал. Ящик с землёй, клеёнка, проросший лук, луковицы, лейки с водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает рассмотреть проросший лук (какой формы и цвета луковицы? У лука есть корешки и верхушка). Взрослый предлагает детям посадить луковицы в землю, и полить.

  1. Рассматривание семян и плодов под микроскопом.

Цель: дать детям понятие, что растение не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Апрель

  1. Веселые человечки играют

Цель. Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, голова, волосами.

Материал. Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, голова).

Ход занятия. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человека (куклу - голыш). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что это человек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.).

  1. Поиграем с солнечными зайчиками.

Цель. Формировать представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечные луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде).

Материал. Круглое зеркало небольшого размера (диаметром 7-10см).

Ход занятия. Взрослый предлагает детям посмотреть, как солнечный зайчик «бегает» по ковру «играет» в прятки. Взрослый предлагает детям поймать солнечный зайчик.

  1. Первые листочки.

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход эксперимента: Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

  1. Рассматривание насекомых под микроскопом.

Цель: уточнить знания детей о насекомых и их разновидностях. Приспособленности к жизни. Воспитывать интерес к экспериментированию.

Май

  1. Ткань, ее качества и свойства.

Цель. Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Материал. Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, емкости с водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает детям, рассмотреть ткань; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет понравившейся кусочек ткани, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает на две части ножницами (режется); опускает в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостной.

  1. «Волшебная кисточка»

Цель: познакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Материал: красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

Ход: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

Вывод: дети познакомились с путем смешивания красок и получения промежуточного цвета.

  1. «Радуга в доме»

Цель: показать детям, что зеркало отражает от воды цветного солнечного зайчика.

Материал: таз с водой, зеркало, солнечная погода.

Ход эксперимента: поставьте зеркало в таз с водой под небольшим углом, поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену – на стене появится радужный солнечный зайчик.

  1. Рассматривание дождевого червя.

Цель: уточнить знания детей о дождевых червях, приспособленности к жизни. Продолжать вызывать интерес к работе с микроскопом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по проведению опытно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ.

Организация  опытно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ...

План работы по организации исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа с детьми (5-7 лет), гр. «Радуга»

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможным...

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Выступление на педагогическом совете «Организация познавательно – исследовательской деятельности через использование различных форм работы».

laquo;Познавательно – исследовательская деятельность с  детьми младшего дошкольного возраста в детском саду и дома»...

Опыт работы: организация опытно - исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

Организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за фи...