Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательной-исследовательской деятельности ознкомление с риродой в старшей группе на тему: " Путешествие в подводный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnoy.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по познавательной-исследовательской деятельности
ознакомление с природой в старшей группе
на тему: «Путешествие в подводный мир»
Выполнила:
Мкртчян А.Г.
2024г
Цели и задачи:
Образовательные:
- расширять и обогащать кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
- закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделяя существенные признаки;
- формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
- развивать связную речь, наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества;
- формировать бережное отношение к природным богатствам.
Методы и приемы: Использование информационно-коммуникационных технологий для моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации. Использование словесных методов и приемов: вопросы к детям, художественное слово. Использование наглядных методов и приемов: дидактических пособий, наглядный материал по теме. Двигательная активность: физкультминутка, подвижная игра.
Игра «Приветствие»
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
И к гостям мы повернемся
Им мы тоже улыбнемся (улыбаются гостям)
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие.
А куда именно мы отправимся поможет отгадать загадка:
Здесь — куда не кинем взор
— Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(море)
Правильно, мы отправимся к морю. А на чем можно добраться до моря? (на машине, самолёте, поезде, автобусе)
Воспитатель: Я предлагаю поехать на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (садятся на стульчики)
И в окошко посмотрели (повороты головой вправо влево)
Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)
И автобус побежал (держат в руках воображаемый руль)
Воспитатель показывает презентацию.
Слайд 1. Видео море, волны, пляж.
Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу моря. Посмотрите как здесь красиво. Какие волны. Посмотрите сколько здесь разных красивых ракушек.
Воспитатель предлагает рассмотреть настоящие ракушки.
Беседа «Откуда берутся ракушки?»
Раковина или ракушка является внешним скелетом таких существ, как моллюски. Для этих обитателей морей и океанов раковина является убежищем, которое помогает им защититься от других морских животных. Моллюск прикреплен к раковине мускулами.
Свои раковины моллюски продолжают строить в течение всего срока жизни. Состоят они в основном из известняка и солей, которые растворены в морской воде в большом количестве.
Когда моллюск погибает, его домик остается на морском дне. Волнами эти домики выбрасывает на берег. И мы с вами можем увидит эти раковины или ракушки на берегу моря
Опыт-игра с большой ракушкой «Послушаем шум моря»
Воспитатель: говорят если приложить к уху большую ракушку,
то можно услышать шум моря. Давайте с вами попробуем.
(Дети по очереди прикладывают к уху ракушку и делятся впечатлениями от услышанного)
Воспитатель: Все девчонки и мальчишки,
Знаем, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Каждый попасть туда мечтает.
Ребята, а Вы, желаете спуститься на морское дно, чтобы заглянуть в необычный подводный мир?
Воспитатель: А спуститься на морское дно нам поможет батискаф. Батискаф – это подводный аппарат для различных исследований на больших глубинах.
Слайд 2. Батискаф. Просмотр видеоролика «Погружение батискафа»
Слайд 3. На дне морском.
Воспитатель: Ребята, что же мы видим в морской глубине? (разные рыбки, камушки, ракушки и т.д.)
Ребята, как вы думаете, а что-нибудь растет на морском дне? (травы, водоросли)
А какие они? Какого цвета водоросли? (длинные, узкие, широкие, зелёные или коричневые)
Как вы думаете, почему их называют водорослями (потому что растут в воде)
Воспитатель: Каких жителей подводного мира вы знаете?
(Кит, дельфин, морские звезды, акула, крабы, осьминоги,, морские коньки, морская черепаха , медуза и т.д).
- Как мы их назовём одним словом? (морские обитатели)
Музыкальная физкультминутка «Рыбы в море» (ансамбль «Непоседы» «Рыбы в море»)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня повстречаем много подводных обитателей. Давайте угадаем, кто же к нам подплывает.
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно -
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь.
(акула)
Слайд 4. (фото и видео) Акула — крупная морская хищная рыба.
В пучине океана акулы скользят, словно бесшумные серые тени. Самые опасные и кровожадные из акульего семейства — белые и тигровые акулы.
У акул мощное, обтекаемое длинное тело от пяти до двенадцати метров и весом две или три тонны. Тело акул покрыто толстой шершавой кожей (иногда ее называют шкурой). Спина у нее темная, бока — голубовато-серые, а брюхо — белое.
У белой акулы огромная страшная пасть. А ее треугольные зубы острые, будто ножи. Акульи зубы очень большие (до пяти сантиметров).
Акулы едят все подряд! Они могут разорвать и проглотить и морскую черепаху, и сельдь, и треску, и кальмара, и осьминога. У них великолепный нюх. «Обоняние — главный поводырь акул» — так говорят об этих рыбах
Воспитатель: Кто еще плывет к нам на встречу?
Как рыба в воде, машет сильным хвостом,
Но кормит детишек своим молоком,
Он с радостью в море корабль встречает,
Людей не умеющих плавать спасает.
(дельфин)
Слайд 5. (фото и видео) Дельфины - эти приветливые жители морей и океанов известны всем. Игривые и любопытные, они с удовольствием приближаются к людям, чтобы пообщаться. Их кожа скользкая и гладкая, на солнышке блестит, словно покрытая лаком. Есть один спинной плавник и два грудных. Это морские животные, а не рыбы. Они дышат, всплывая на поверхность время от времени. Их детки питаются молоком. Взрослые дельфины едят рыбу. Дельфины живут небольшими стайками и охотиться тоже вместе.
В разных местах нашей планеты водятся разные виды дельфинов. Есть и пятнистые, и серенькие, и даже черно-белые. У дельфинов имеется звуковой язык. Он состоит из звуковых импульсов и ультразвука, т.е. визг, щебет, писк, рев и т.д.
Они умеют сочувствовать другим, могут при необходимости прийти на помощь. Молодые особи поддаются дрессировке и выступают в специальных цирках – дельфинариях. Есть даже особый вид лечения – дельфинотерапия, когда общение с этим животным помогает снять стресс, излечиться от депрессии, тревожности и бессонницы.
Воспитатель: Кто еще плывет к нам на встречу?
Купол, как зонтик, прозрачный имеет,
Плыть, если надо, неплохо умеет,
Движется купол и плыть помогает,
Щупальце, словно крапива кусает.
(медуза)
Слайд 6. (фото и видео) Медуза – загадочный и очень красивый обитатель морей и океанов. Её тело почти полностью состоит из воды и по виду напоминает желе. Формой туловище похоже на колокол или зонтик. Под этим колоколом расположен рот. У медузы есть особые ядовитые клетки, которые находятся на щупальцах или около рта. Вещество, которое они производят, больно обжигают кожу, может парализовать или даже остановить сердце. Вот почему в море от медуз лучше держится подальше. Сами они не будут нападать- у них нет мозга. Медуза поедает мелких рачков, икру и личинок рыб, а остатки пищи выплёвывает через рот. Студенистое тело медузы не может противостоять течению, поэтому она дрейфует- передвигается вместе с током вод. Обитают эти путешественницы в тёплых и холодных морях, океанах, озёрах и реках, у которых есть связь с океаном, потому что хорошо переносят и солёную и пресную воду. Плавает медуза так: набирает под купол воду и с силой выталкивает, будто прыгает вперёд.
Воспитатель: А что это за необычный морской житель?
В синеве морских пучин
Бродит он по дну один,
Все в присосках восемь ног,
Кто же это?
(осьминог)
Слайд 7. (фото и видео) Осьминог – головоногий моллюск. Кажется, что его туловище состоит только из крупной головы и ног-щупалец. Но это не совсем так. То, что мы зовем «головой» - тело осьминога, короткое, мягкое, сзади округлое. А восемь щупалец-ног называют «руками». На них в три ряда растут присоски, которыми осьминог ловит добычу. Рот расположен там, где сходятся щупальца. Во рту осьминога – две мощные челюсти, похожие на клюв, а в глотке – специальный орган-терка, чтобы перемалывать пищу. Кожа осьминога морщинистая, между щупальцами в верхней части образует перепонку. Она называется мантия. Под мантию осьминог набирает воду и с силой выталкивает – так он плавает. Но чаще ползает по дну. Осьминог умеет хорошо маскироваться под окружающую среду. Он меняет окраску и незаметно поджидает добычу: моллюсков, рачков, некрупную рыбу. ОТ врагов осьминоги прячутся в узкие щели в скалах или выпускают «чернильную» струю и пытаются скрыться в черном облаке.
Воспитатель: Кто еще здесь прятался на дне морском?
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой,
Хватает клешней.
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
(краб)
Слайд 8. (фото и видео) Краб – родственник раков. Оба вида животных называют «членистоногие» из-за особых конечностей. Ножки крабов и раков составлены из частей – члеников – и могут сгибаться в нескольких местах. Движения ножек краба похожи на движения наших согнутых пальцев. У краба десять конечностей: четыре по бокам и две самые большие спереди – их называют клешнями. У краба маленькая голова, плоское округлое тело, мощные челюсти, которые находятся на нижней поверхности туловища. Тело краба покрыто панцирем. Крабы легко приспосабливаются к любым природным условиям. Одни живут в океане на больших глубинах, другие предпочитают побережье, третьи могут жить и на суше. Краб не умеет плавать – только ползать по твердому грунту. Из-за особого расположения ножек он может ходить только боком, но делает это весьма проворно. Это хищные животные. Они поедают мидий, устриц, гребешков, и даже мелких рачков. Сильные челюсти позволяют им разгрызать твердый рачий панцирь.
Воспитатель: Сколько интересных морских жителей мы встретили сегодня в подводном мире. Кто вам больше всего понравился? Что интересного вы узнали?
Но теперь пришло время возвращаться на берег.
А прежде чем мы вернемся в детский сад предлагаю вам поиграть в интересную игру на берегу моря. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Как мы назовем наши команды? Например: «Дельфины» и «Акулы»
Воспитатель: ребята, а давайте соберем ракушки. (Ракушки рассыпаны на коврике, 2 одинаковых прозрачных ведерка для обеих команд, играет веселая музыка. Дети поднимают по одной ракушке, носят в ведерко своей команды на скорость).
Воспитатель предлагает детям сравнить в ведерке какой команды больше ракушек, а в каком меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"
Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие золотой рыбки"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с обитателями аквариума....
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку»
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группена тему: «Путешествие в сказку»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое»
В конспекте раскрывается содержание занятия по познавательному развитиюв старшей гру ппе на тему: «Путешествие в прошлое»...
План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие на луг».
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые»; расширять и закреплять знания детей о насекомых; развивать познавательные процессы детей дошкольного возраста (память, мышление, реч...
КОНСПЕКТ занятия по познавательному развития в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое"
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое" (старшая группа)...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие по сказкам"
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей о сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений...