План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие на луг».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Голенкова Юлия Викторовна

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые»; расширять и закреплять знания детей о насекомых; развивать познавательные процессы детей дошкольного возраста (память, мышление, речь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.04.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на луг.»

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые»; расширять и закреплять знания детей о насекомых; развивать познавательные процессы детей дошкольного возраста (память, мышление, речь).

Образовательные задачи:  

  • расширять и закреплять знания детей о насекомых;
  • вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «луг»;
  • продолжаем вводить использование схематической модели для описания  внешнего вида.
  • показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

Развивающие задачи:

  • развивать зрительную и слуховую память;
  • развивать связную речь;
  • развивать образность речи;
  • развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием  своего ответа;
  • продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою 

отгадку;

  • развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций, игрушек;
  • чтение природоведческой литературы; заучивание стихов о насекомых;
  • просмотр мультфильма «Лунтик»

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята!

Ребята, вы бывали когда-нибудь на лугу? (ответы детей). А кто из вас знает, что такое луг? (ответы детей). Правильно. Это то место, где растут травы, цветы. Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие на луг! (слайд 1)

Звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и  стрекочут).

Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво, а какие цветы вокруг!

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

                                            Иван Суриков

                                           НА ЛУГУ         (слайд 2)

Как много красоты вокруг,
          Пестрит цветами летний луг!
          Порхают бабочки-подружки,
          Рисуя сказки-завитушки*…(слайд 3)

, стрекоз,(слайд 4)

 жучков (слайд 5)

и паучков. (слайд 6)

Главное назначение цветов - привлекать насекомых, на лугу их очень много. А каких насекомых мы можем встретить здесь, узнаем с помощью загадок. (слайд 7)

Ростом мал, но работящий,

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает (муравей) (слайд 8)

Спал цветок и вдруг проснулся –
         Больше спать не захотел.
         Шевельнулся, встрепенулся,  

Взвился вверх и улетел.

Бабочки – это насекомые с полным превращением. Бабочки и вправду очень красивы! Они бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница... ( слайд 9)

Что за странная картинка?

Вот пушистая травинка

Плавно по листику ползет.

Всё жуёт, жуёт, жуёт.

Не жучок, не птица

Это…(гусеница) (слайд 10)

Гусеница наша поползла к ромашке, на которой приземлилось следующее насекомое.

Слушайте загадку:

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это? (стрекоза)

На что похожа стрекоза? (на вертолёт) Стрекоза – полезное насекомое, она на лету схватывает мух, комаров и других насекомых. (слайд 11)

Сок из цветков она берёт,

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела) (слайд 12)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик) (слайд 13)

Чёрен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит - воет,

Сядет - землю роет. (Жук) (слайд 14)

Воспитатель: О ком были все загадки? Каких насекомых вы знаете?

Ткач маленький и ловкий

Ткёт сети со сноровкой.

У него есть восемь ножек,

И поймать он муху может.

Это – паук! Посмотрите, сколько у него ножек! 8 ножек. Ребята, а вы знали, что Паук не является насекомым. Это вид хищников питается насекомыми, мелкими видами животных

Пауки часто плетут себе паутину. Знаете, зачем она нужна?

Паутина очень-очень липкая. И если другое насекомое – бабочка или муха – попадут в паутину, они запутаются и не смогут выйти из неё. (слайд 15)

Физкультминутка

«Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,

(машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает.

(считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять.

(хлопки в ладоши)

Ох, считать — не сосчитать!

(прыжки на месте)

За день, за два и за месяц…

(шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

(хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

(машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

(считаем пальчиком)

 (слайд 15)

Воспитатель: Молодцы, вы отгадали все загадки! И узнали, какие насекомые живут на лугу. Но среди насекомых есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются. (слайд 16)

В ходе работы воспитатель с детьми уточняет общие признаки для всех насекомых (у всех насекомых шесть ног).

Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: бабочка, божья коровка, пчела, жужелица, стрекоза.

Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные? Как вы думаете, какую пользу они приносят?

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а        затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом. (слайд 17)

Бабочки опыляют растения. (слайд 18)

Жужелицы рыхлят почву, уничтожают вредителей растений. (слайд 19)

Божья коровка ест тлю – этим она очень помогает растениям – не дает тле сгрызть все листики у цветочков и кустиков. (слайд 20)

Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух. (слайд 21)

 Физкультминутка

Этот странный дом без окон
    У людей зовётся «кокон».

(медленно поворачиваются вокруг себя)

Свив на ветке этот дом,

(вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.

(ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.

(ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо —

(взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…

(хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня-сонюшка!

(потягиваются)

Под весенним ярким солнышком

(рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.

(грозят пальцем)

Стала бабочкой она!

(бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Не все насекомые полезны для человека. Некоторые приносят вред или могут быть опасными.

Муха вредное для человека насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. (слайд 22)

Оса нарядилась в яркую жёлто-чёрную одежду. Это — предупреждение: не трогай меня! Укус осы очень болезненный. Лучше избегать этого насекомого. (слайд 23)

Комар. В лесу нужно защищаться от комаров. Их укус вызывает сильный зуд. (слайд 24)

Колорадский жук — вредно насекомое для садоводов. Эти жуки и их личинки способны уничтожить урожай картофеля. (слайд 25)

Клещ любит жить в высоко траве. Он очень опасен. Укус клеща вызывает опасную болезнь. (слайд 26)

Гусеница — будущая бабочка. Но, в отличие от бабочки, гусеницы приносят вред. Они поедают листья культурных растений, например, капусты. От этого страдает урожай. (слайд 27)

Тараканы практически всеядны, а значит — в высшей степени живучи. Они разносят инфекцию и часто появляются в квартирах и домах. (слайд 28)

Воспитатель; А сейчас предлагаю поиграть. Посмотрите внимательно на картинки. Кто здесь лишний?

 Игра «4 ЛИШНИЙ» (слайд 29-32)

воспитатель побуждает ребят отвечать полным предложением, используя союз «потому что» (лишний паук, потому что он не относится к насекомым).

Мы многое узнали про насекомых. Многие насекомые ярко окрашены, а некоторые похожи на листья или сучки деревьев, что помогает им прятаться от врагов. (слайд 33)

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы. А в природе все взаимосвязано, исчезнут насекомые, исчезнут цветы, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных. (слайд 34)

Чтобы обезопасить себя от вредных насекомых, нужно запомнить правила поведения в природе.

Воспитатель: Ребята, предлагаю посмотреть внимательно на картинки. Кто из детей нарушил правила безопасного поведения?

 Объясните, что он сделал неправильно.

Если вы идёте в лес, одежда должна покрывать все части тела, из-под неё не должны выглядывать открытые участки кожи! (слайд 35)

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы могут вылететь и ужалить!

 (слайд 36)

Ребята, наше путешествие на луг закончилось.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»

Познакомить детей со свойствами камней и минералов. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду. Закрепить знания о продуктах питания. Учить угадывать животных по силуэту, по ха...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения, практические навыки поведения на улицах города, умение соблюдать сигналы светофора.Задачи:- ОбразовательныеРасширять знания детей о правилах д...

Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Путешествие в страну сказки и фантазии»

Воспитатель: дети, я сегодня  получила письмо,  давайте  посмотрим,  что  в  письме.Дети: давайте посмотрим.Воспитатель с детьми  открывают конверт  и...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в лес»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в сенсорную страну».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей  группе. Тема: «Путешествие в сенсорную страну»....