Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия по окружающему миру
В конспекте раскрывается содержание занятия по познавательному развитиюв старшей гру ппе на тему: «Путешествие в прошлое»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_proshloe.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательному развитию
в старшей группе на тему:
«Путешествие в прошлое»
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
1 .Познакомить детей со старыми русскими обычаями:
- гостеприимство (встречать гостей с хлебом – солью, принимать важного гостя в «красном» углу);
-хлеборобство;
-отмечать православный праздник Пасху.
Раскрыть смысл этих обычаев.
2. Уточнить значение старых слов, вышедших из употребления: путник, утварь, чугунок, ухват.
3. Учить детей подбирать существительные к словам (гостеприимный, гостеприимные), к словообразованию (…березовые, дубовые, липовые, еловые).
4. Развивать артикуляцию.
5. Уточнить знания детей об убранстве русской избы.
6. Прививать интерес к русским народным играм («Волшебный платок», «Танцующее пасхальное яйцо»), колыбельным песням.
7. Познакомить с изделиями, сделанными из муки (кекс, рогалик, батон, лепешка, булка, печенье).
8. Воспитывать уважение к традициям, культуре своего народа.
9. Развивать творческие способности в процессе раскрашивания яиц, лепки изделий из теста.
10. Закрепить умение детей выделять в словах твердый и мягкий звуки: л - ль, н – нь, р – рь, к – кь.
Под русскую народную музыку дети входят зал. Их встречает девочка в русском сарафане с хлебом – солью. Она приветствует гостей.
Д: здравствуйте, гости дорогие, милости прошу, проходите. (дети проходят, встают полукругом)
-Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- В старину существовала такая традиция встречать путников и дорогих гостей хлебом солью.
- Ребята вы знаете кто такие путник? (ответы детей)
- Хлеб – выражал пожелания богатства и благополучия. А соль считалась оберегом способным защитить человека от чего - то плохого. Соль в старину была очень дорогая и по этому, её использовали в особых случаях.
- Традиция эта называлась гостеприимство. Она существует и сейчас. Как вы понимаете слово гостеприимство (гостей принимать)? (ответы детей)
О чём можно сказать гостеприимный, используя слова дом, хозяйка, хозяин, люди. (гостеприимный дом и т.д)
- Раз существует такая традиция, встречать дорогих гостей хлебом – солью. Давайте угостим наших гостей.
Дети угощают гостей хлебом – солью
- Ребята, а вы хотите больше узнать о русских традициях? (ответы детей)
- Зачем нужно знать русские традиции? (ответы детей)
Потому что мы живём в России и важно знать традиции наших предков, чем они жили, что чтили….
- Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое. Нам с вами нужно решить на чём мы могли бы отправится в путешествие. (ответы детей)
- Но в старину не было ни машин, не самолетов даже поездов.
Как же тогда люди путешествовали? (ответы детей)
- Люди передвигались пешком, а более состоятельные на лошадях.
Вот и я вам предлагаю отправиться в путешествие на тройке лошадей.
Предлагается 3 детям с имитировать тройку лошадей. Они надевают на голову маски. Дети встают в упряжку и под чоканье копыт отправляются в путешествие.
- Вот мы с вами и оказались в прошлом.
- Ребята посмотрите, что находится в центре нашего мини музея. (дом)
- Правильно дом. А из чего строились дома в старину? (из бревен)
- Как называли такие дома? (Изба). Правильно русская изба.
Отгадайте загадку:
То печет блины,
То показывает сны.
- Что это как вы думаете? (печка)
- Центральное место в нашей избе занимает – русская печь.
Для чего нужна печь в русской избе? (ответы детей)
- Конечно же, чтобы готовить еду и чтобы было тепло в избе.
- А что нужно сделать с печкой для этого? (растопить)
- А чем топили печь? (дровами)
Какие дрова дольше горят? (дрова из берёзы)
А как называются дрова из берёзы – берёзовые, из дуба – дубовые, из липы – липовые, из ели – еловые.
- Молодцы ребята!
- Но в печи не только готовили, но и спали на ней, сушили одежду, грибы и ягоды.
- Ребята, вы любите играть? Как вы думаете, в старину дети играли?
- А какие старинные игры вы знаете?
( «Гори, гори ясно», «Гуси – лебеди»).
Сегодня я для вас приготовила игру «Волшебный платок»
- Хотите поиграть? (дети играют в игру).
- Вам понравилось играть?
- Ребята, в русской избе мы видим разную утварь. Это предметы, которыми пользовались в старину
- Мы с вами говорили о том, что нужно подготовить загадки о предметах старины. Кто хочет загадать?
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. (дети
показывают).
- Ребята, почему его называют чугунок? (ответы детей).
- А в чём, сейчас готовят? (в кастрюле)
- Чем чугунок отличается от кастрюли? (ответы детей).
-Из какого материала сделан чугунок (из чугуна).
- Молодцы, ребята, чугун это прочный метал.
- А для того, чтобы поставить чугунок в печь нам нужен еще один
предмет слушайте следующую загадку:
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
- А давайте найдём, ухват в избе? (дети показывают)
- Ребятки, а как называлось место, где принимали дорогих гостей
(красный угол).
- Почему его так называли? (красный потому, что красивый)
Правильно потому, что это было самое красивое, светлое и чистое место.
- Что еще мы видим в нашей избе? (люльку)
- Маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.
- В старину верили, что в подвешенной над полом колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.
- Люльку для малыша делал отец, а спать укладывала его мать. Она
пела колыбельную.
- Давайте мы с вами тоже споём колыбельную. (дети исполняют колыбельную).
В старину люди занимались творчеством. Они делали разные изделия из глины и дерева.
- Самира приготовила нам одну загадку:
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (матрешка)
- Конечно же, матрёшка. Посмотрите, какие они нарядные и красивые.
- Но матрёшки не простые, а звуковые. Они предлагают с ними поиграть в игру. Вы хотите?
- Нужно нам с вами поделиться на пары и пройти за столы.
Проводится игра «Звуковые матрёшки».
- А теперь давайте проверим все ли справились. Посмотрите у всех картиночки на нужном месте. А теперь поменяйтесь местами и посмотрите у соседа правильно ли у него.
- Посмотрите ребята, что это такое? (мельница)
- Как вы думаете, для чего нужна мельница? (ответы детей)
- Это еще одна традиция люди сами выпекать хлеб. Они занимались хлеборобством. Как вы понимаете, слово хлеборобство. (хлеб и работа, работа на земле).
Что люди делали, чтобы вырастить пшеницу? (ответы детей)
- Правильно ребята сначала люди вспахивали землю, сеяли озимую пшеницу.
- Когда засевают озимую, пшеницу? (осенью, под зиму)
- Затем наступало время жатвы. Как вы понимаете слово жатва? (ответы детей)
- Жали пшеницу в ручную чтобы не потерять ни одного зернышка.
- Затем зерно привозили куда? (на мельницу).
- Так делали в старину, а как сейчас сеют и убирают пшеницу?
- Что там делали? (перемалывали и получалась мука).
- Давайте рассмотрим как выглядит пшеница и мука, которая из нее получается. (дети рассматривают зерно и муку трогают ручками, пробуют на вкус)
- Ребята, зерно какое? (твёрдое, желтое, мелкое).
- А мука какая? (белая, пушистая, не вкусная, вязкая).
-Давайте рассмотрим какие изделия получаются из муки. (дети рассматривают муляжи хлебный изделий и называют их).
- Но на Руси люди не только работали, но отдыхали и праздновали.
- Какие вы знаете праздники? (ответы детей).
- Какой был недавно праздник? (масленица).
- Правильно Масленица.
- Что вы знаете об этом празднике? (проводы зимы).
- Посмотрите Масленица – весёлый и древний праздник на Руси со своими традициями. Вы знаете, почему масленица – такой громкий и шумный праздник? (землю нужно разбудить и тогда начнётся весна, можно будет пахать землю и сеять пшеницу).
- Что ещё делают на масленицу? (жгут чучело, пекут блины).
- А какой праздник наступит скоро? (Пасха)
- Уже тысячу лет существует такая традиция отмечать праздник Пасхи. Это праздник, когда добро побеждает зло.
- А чем отличается Пасха от других праздников? (Ответы детей.)
- Правильно только на Пасху красят яйца и пекут пасхальные куличи.
- На Пасху всегда было принято дарить друг другу раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскрес!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христосоваться.
- А кто знает, почему стало традицией на Пасху красить яйца?
-С крашеными яйцами на Пасху связана следующая история: ученица Иисуса Христа, святая Мария Магдалина, ходила из страны в страну и рассказывала всем о том, как Христос воскрес из мертвых. Однажды она пришла в город Рим к римскому императору, протянув ему простое яйцо, она громко сказала: «Христос воскрес!» Однако император не поверил и сказал: «Как же можно воскреснуть из мертвых, трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». И пока он это говорил, яйцо стало меняться цветом, порозовело, потемнело и, наконец, окрасилось в красный цвет – цвет крови, которую пролил Христос за народ. С тех пор и возник обычай дарить друг другу крашеные яйца.
- Давайте рассмотрим, какие бывают пасхальные яйца.
- А вы хотите попробовать раскрасить сами яйца.
- Я предлагаю пройти в нашу мастерскую, где можно будет кому – то раскрасить яйца, а может кто – то захочет слепить праздничные куличи.
- Какие вы молодцы! Какие красивые яйца у вас получились, мы их сложим в нашу корзинку и сохраним до праздника. А куличики отнесём на кухню, чтобы их испекли.
- В моей семье тоже существует традиция красить яйца на Пасху. И вот какие яйца для своей семьи приготовила я.
Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Танцующее яйцо»
Каждому игроку раздать по одному яичку и показать, как можно их раскрутить на столе. По команде одновременно раскрутить яйца. Победа присуждается тому, чье яйцо прокрутится дольше других.
- Молодцы ребята вы сегодня славно потрудились. Но наше время вышло и нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Где наша волшебная тройка лошадей? (под чоканье копыт дети возвращаются в детский сад).
- А в детском саду для вас накрыт стол. Я приглашаю вас и наших гостей за стол.
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Где мы сегодня были?
- Какие русские традиции вы запомнили?
- Какая традиция вам понравилась больше?
- Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень постарались. И я приглашаю вас угоститься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (познание предметного мира) в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое жилища"
Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения открытых просмотров, методических объединений. Конспект ООД составлен по программе "Детство" с учетом ФГОС....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с элементами развития речи в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое планеты Земля».
· познакомить детей с понятием «вулканолог», «палеонтолог»;· сформировать представление у детей о природном явлении ...
Конспект занятия в старшей группе на тему:«Путешествие в прошлое книги»
Цель: Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о книге и ее значении в жизни человека.Познакомить детей с историей происхожд...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...
Конспект. Познавательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки"
Конспект. Позновательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки" Цель: -Создать условия для ознакомления детей с дос...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое одежды»
Знакомство с русским народным костюмом через интеграцию различных видов деятельности....
КОНСПЕКТ занятия по познавательному развития в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое"
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое" (старшая группа)...