Методическая разработка: Конспект совместной образовательной деятельности «Плавучесть предметов. Почему не тонут корабли» с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Чупринина Ульяна Геннадьевна

Данную разработку можно использовать в летний оздоровительный период с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке в совместной образовательной деятельности. Цель СОД: Выявление с детьми природы плавучести предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavuchest.starsh.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности

 «Плавучесть предметов. Почему не тонут корабли»

 с  детьми старшего дошкольного возраста

с интеграцией образовательных областей

 «Познавательное развитие», «Физическое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Воспитатель: Чупринина У.Г.

                                                                                     Дата проведения:

Санкт-Петербург

2024

Конспект совместной образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности с использованием здоровье-сберегающих технологий.

Тема: «Плавучесть предметов. Почему не тонут корабли»

Цель: Выявление природы плавучести предметов.

Задачи:

образовательные:

- Закрепить знания детей о водном транспорте, свойствах воздуха, упражнять в умении делать выводы на основании увиденного эксперимента.

развивающие:

- Развивать логическое мышление, наблюдательность, познавательную активность ,умение рассуждать, высказывать свои предположения, аргументировать свои высказывания

воспитательные:

- Воспитывать терпеливость, дисциплинированность.

здоровьесберегаюшие:

- Укреплять мышцы спины и ног; дыхательной мускулатуры.

Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения. 

 

Материалы: иллюстрации различных моделей кораблей и пароходов, корабля в разрезе с перегородками, модели правил проведения опытов; прозрачная ёмкость с водой; кубик, мяч, шарик, расческа, пробка, бумажный кораблик, кусок пластилина, металлические предметы: скрепки, магнит, ножницы, чайная ложка, ключ, гвоздь, две баночки из-под леденцов, одна из которых с парусом; поднос, бумажные веера, пластилин, маркеры, баночки с отверстием, трубочки.

Содержание СОД:

Приветствие
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!

Письмо персонажа. Просит помочь. (Дим Димыч из Фиксиков отправился на каникулы. Увидел корабли и задался вопросом. А фиксиков рядом нет.

« Я решил узнать, почему корабли держатся на воде».

    Гипотеза: Я предполагаю:

1. Вероятно, существует какая-то сила, которая удерживает корабли на воде.

2. Большие корабли не тонут, потому что они легче воды.

Воспитатель: Ребята, поможем Дим Димычу ответить на его вопрос? Проверим его гипотезу в нашей лаборатории Фиксиков.

 Но для начала разгадайте загадку:

Ходит город-великан

На работу в океан.

О чём эта загадка? (о пароходе, корабле)

- Совершенно верно. Сегодня мы будем говорить с вами о кораблях. Посмотрите внимательно: что такое изображено на этих иллюстрациях? (Корабль, пароход, парусник, лодка, катер)

- Как одним словом можно назвать их всех? (Водный транспорт)

Почему все они относятся к водному транспорту? (Все они передвигаются по воде)

-Для чего нужен водный транспорт? (Перевозить грузы, пассажиров, путешествовать)

- Вспомните, из чего раньше строили корабли и лодки? (Из дерева)

- Из чего строят корабли теперь? (Из металла)

- Как вы думаете, почему?  (Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учёными.
В лабораторию пойдём,
И чудо-опыт проведём.
— А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов ( повторяют правила по моделям):
1. Не трогать руками глаза, рот, нос, уши.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время работы.
4. Сначала посмотри и послушай, а потом повтори.

- Ребята, посмотрите. Здесь на подносе у меня лежат какие-то предметы. Внимательно рассмотрите их и назовите.

- Как вы думаете, какие из этих предметов плавают? Проверим.

   Опыт 1.

 Поочередно опускаем в воду кубик, мяч, шарик, расческа, пробка, бумажный кораблик.

Почему эти предметы не утонули? (Пробка, бумажный кораблик, кубик, шарик и мяч плавают, потому что они легкие, внутри у них воздух.)

- Какие предметы остались на подносе?

- Как вы думаете, какое отношение все эти предметы имеют к кораблям? Что между ними общего? (Все они также как и корабли сделаны из металла)

- Чем отличаются эти предметы друг от друга? (формой)

- Какими свойствами обладает металл? (Он твёрдый, тяжёлый, тонет в воде).

- Если мы опустим эти предметы в воду, что произойдет? (Утонут.)  Почему? (Они тяжёлые)

- А давайте попробуем.  

             Поочередно опускаем предметы в воду.

- Что с ними произошло? (Они утонули, пошли ко дну)

- Значит, мы можем сделать вывод, что металлические предметы не обладают плавучестью, тонут.

- А теперь посмотрите на наши иллюстрации с кораблями. Они тоже построены из металла, и гораздо больше по размеру, однако плавают. Как такое возможно? Почему корабли, построенные из металла, не тонут?  (Его волны держат, они большие, и т. д.)

Педагог показывает детям металлическую баночку из-под леденцов.

- Это наш с вами кораблик. Он, как и настоящие корабли, сделан из металла. Как вы думаете, он поплывёт? (Нет) Почему?

Опыт 2.

Педагог опускает банку в воду.

Почему она не тонет?  (Дети высказывают свои предположения, аргументируя их.)

- Ребята, что находится внутри нашего кораблика -банки? (Воздух)

- А внутри больших кораблей воздух есть? Влияет ли воздух на их плавучесть? Как?

- В кораблях тоже есть воздух, который держит их на плаву. А почему тогда утонули другие металлические предметы? (В них нет воздуха)

Почему воздух держит корабли на плаву? (Он легче воды)

Физминутка «МОРСКАЯ ГИМНАСТИКА»

Упражнения выполняются под ритмичное чтение текста ведущим или после каждого стихотворного отрывка под счет: раз - два - три - четыре.

Как на море тишина,

Солнышко сияет,

Плещет легкая волна,

Камушки катает.

 (Дети, сидя на стульях, вытягивают ноги вперед и поочередно сгибают стопы, как бы плескаясь в воде.)

Что-то ветер стал крепчать,

Волны выше поднимать.

 И запенилась вода,

Знать, сердитая она.

(Сидя на стульях, поочередно двигают ногами вверх-вниз, увеличивая амплитуду движения.)

Нагоняет ветер тучи,

А волна все круче, круче.

И рычит, и тяжко дышит,

И песок прибрежный лижет.

(Дети, сидя, двигают выпрямленными ногами от бедра, ускоряя темп и увеличивая амплитуду движения.)

Волны выросли, как дом,

И обрушились на берег.

Закрывайте окна, двери -

Начался на море шторм!

(Встают, поднимают руки через стороны вверх, как бы захватывая побольше воды, встают на носочки, глубоко вдыхают и, наклоняясь вперед, с силой опускают руки вперед до пола - "сбрасывают воду".)

Ветер тучи рвет - рвет

И деревья гнет - гнет.

Не ходи, рыбак, на берег,

А то в море унесет!

(Подняв руки вверх, как ветви деревьев, дети делают наклоны вправо-влево, каждый раз наклоняясь все ниже, раскачивая руками.)

Шторм не может длиться вечно.

Бушевало море вечер,

Ночь, наутро стало тише,

Волны стали ниже крыши.

(Стоя, поднимают руки через стороны вверх, встают на носочки, глубоко вдыхают и, наклоняясь вперед, с силой опускают руки вперед до пола.)

Волны хоть еще ворчали,

Волны хоть еще бурчали

И на берег набегали,

Никого уж не пугали.

(Дети, сидя на стульях, двигают выпрямленными ногами, замедляя темп.)

- А сейчас мы проведём ещё один опыт, который поможет нам понять. Почему не тонут корабли.

Опыт 3.

- Возьмите кусочек пластилина, скатайте из него шарик и опустите в стакан с водой. Он утонул. Почему? (пластилин тяжелее воды, в нём нет воздуха)

- Нарисуйте маркером на стакане уровень воды.

-А теперь сделайте из этого шарика лодочку и аккуратно опустите на воду. Нарисуйте маркером уровень, до которого пподнялась вода. Что произошло с лодкой? (Она плавает на поверхности).

- Как вы думаете почему?
- Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды.

- Что произошло с уровнем воды? (Он почти не изменился). Пластилиновая лодка не утонула и не вытеснела воду.

Форма предмета имеет большое значение. Чем больше поверхность, которой предмет соприкасается с водой, тем больше давление воды на предмет.

   Кстати, внутри корпуса корабля тоже делают специальные воздушные прослойки, это и помогает ему плавать.

- И всё же, иногда случаются кораблекрушения, и корабли тонут, идут ко дну. Как вы думаете, почему это происходит?

- Как вы думаете, влияет ли на это погода? Как влияет? (Сильный ветер и волны)

«….Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

Дыхательная гимнастика

«Ветер – ветерок – буря» 

-На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря. (Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхатьимитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать).

- Когда погода портится, на море начинается шторм, буря. А что такое шторм? Буря? (Сильный ветер, гроза, большие волны)

- Как влияет сильный ветер на то, что корабли тонут? (Рвёт паруса)

- Как влияет вода на то, что корабли идут ко дну? (Волны заливают корабль)

- Но мы же с вами выяснили, что корабли не тонут потому, что их держит на плаву воздух. Почему же тогда во время шторма происходит с кораблями, что они могут пойти ко дну? (Дети выдвигают свои предположения.)

- Давайте мы посмотрим, как влияет сильный ветер на плавучесть кораблей.

Опыт 4.

Педагог предлагает детям взять веера и начать сильно махать на «кораблик» и понаблюдать, что при этом происходит.

- Что происходит с кораблём при сильном ветре? (Начинается шторм, буря и «кораблик» терпит кораблекрушение)

- Как вы думаете, а что сильнее влияет на то, что корабли терпят кораблекрушение: вода или ветер? Почему? (Они равны по силе)

Воспитатель: - Есть ещё и подводные виды транспорта. Давайте вспомним какие? предполагаемые ответы детей: подводные лодки, батискафы).

Опыт 5.

- Вы хотите узнать, как же они плавают под водой и не тонут, и при необходимости всплывают на поверхность? Чтобы это узнать, мы с вами погружаем, пустые алюминиевые банки в воду, чтобы они наполнились водой и утонули. В банки вставим конец пластиковой трубочки (дети делают по показу воспитателя).

- Давайте подуем в трубочку. Что произошло? предполагаемые ответы детей: банки всплыли).

Воспитатель: - Воздух, который мы вдуваем в банку, вытесняет воду. От этого банка становится легче и поднимается на поверхность. В подводной лодке есть похожие на алюминиевую банку цистерны. Чтобы подводной лодке погрузиться необходимо, наполнить цистерны, как вы думаете чем? предполагаемые ответы детей: водой). А для того чтобы лодка всплыла на поверхность в цистерны закачивают, как вы думаете что? предполагаемые ответы детей: воздух).

Воспитатель: - Как вы думаете, где человек использует плавучесть воздуха в обычной жизни? ( предполагаемые ответы детей: резиновая лодка, спасательный жилет, спасательный круг).

Рефлексия:

- Какой серьёзный вопрос мы сегодня выясняли на нашем занятии? (Почему не тонут корабли)

- И почему же они не тонут? (В полостях корабля содержится воздух. Он легче воды, поэтому держит корабль на плаву, корабли имеют определённую форму).

Воспитатель: - Правильно, ребята! Корабли имеют определенную форму; в них есть перегородки наполненные воздухом; на корпусе судна есть грузовые отметки, которые указывают на загруженность судна.

Предположения Дим Димыча подтвердились, действительно, существует сила, которая удерживает корабли на воде и большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.

- Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри него много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.

       Мы сможем написать ответ Дим Димычу и зарисовать результаты опытов, как вернёмся в группу.

- Ребята, а теперь, кто еще хочет поиграть с корабликами, я вам предлагаю сделать их вместе со мной своими руками из бумаги или скорлупок орехов.

(алгоритмы изготовления)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы."Путешествие в зимний лес"

Это методическая разработка - конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей групыы, направленный на следующие цели:- Обогащение и актуализация словаря по теме "Зима", "Дикие животн...

Конспект совместной образовательной деятельности «Игра-драматизация по сказке «Рукавичка» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект совместной образовательной деятельности «Игра-драматизация по сказке «Рукавичка» для детей старшего дошкольного возраста.Программные задачи: 1)      Развива...

Методическая разработка конспекта совместной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности; прививать любовь к сказкамспособствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, дог...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...