Конспект НОД по познавательному развитию. "Нюхаем, пробуем, трогаем"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дудорова Нина Викторовна

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nyuhaem_probuem_trogaem.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная основная общеобразовательная программа   «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,  Васильева М.А.

Воспитатель Дудорова Н.В. МБДОУ д/с «Берёзка» р.п. Лысые Горы

Возрастная группа:   средняя  

Тема: «Мой дом»

Тема НОД:  Познавательное развитие.   ФЦКМ «Нюхаем, пробуем, трогаем» 

Цель: Создавать условия для познавательного развития  детей в экспериментирование с воздухом.

Задачи:  дать представление о том, воздух есть вокруг и внутри нас; что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, развивать познавательный интерес, желание узнать новое;

  Воспитывать любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, экспериментирование,  коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание лаборатории.

Оборудование: наглядный материал: игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри), сундучок Кузи,  2 подноса;

раздаточный материал: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктельные трубочки, мыльные пузыри, салфетки бумажные, воздушные шары.

Предварительная работа: Наблюдения, беседы, познавательно-исследовательская деятельность.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

 Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,                                                                                                       Чтобы шарик надувать.                                             С нами рядом каждый час,                                                           Но невидим он для нас!   Что это?

Отгадывают загадку.

Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

Проходят в лабораторию

II. Основная часть                                   

 Домовёнок Кузя (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?                                                                                    

Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

 Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

 Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: как вы думаете, какие будут плавать, а какие нет? Покажите мне те игрушки, где спрятался воздух.

Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где, кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Какой можно сделать вывод?

 Вот видите! Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

 

Давайте и мыльные пузыри попускаем

Дети здороваются.

Ответы детей.

Дети берут полиэтиленовые пакеты, «ловят» пакетом воздух, развязывают его, выпускают его.

Дети делают вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?» (дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Ответы детей.

Дети дуют в трубочку в стакан в с водой.

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.                           Ф/минутка «Мыльные пузыри» (под музыку)

Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно, же, мыло!

Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

 Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Опыт 3. С салфеткой.

 А с салфеткой видно?

 Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?                                           Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Давайте устроим ветер

 Опыт 4. С веером.                                          

Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Кузя: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

 А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху.

  1. часть (заключительная). Рефлексия.

Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?       Кузя: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Ребята, а что вы расскажите дома  про воздух, что вы узнали сегодня интересного в нашей лаборатории?

Вот и нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! 

Ответы детей

Дети показывают,  как дышат носики.

Проводят опыт с салфеткой.

Ответы детей

Эксперимент с веером.

Ответы детей.

Дети смотрят, затем сами  делают «ветер» веером.

Ответы детей. Приводят примеры, какие запахи они знают.

Дети благодарят Кузю.

Дети рассказывают.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы.Форма организации: экспериментирование....