Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром » Тема: «Волшебная вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.
Задачи:
Образовательные. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивающие. Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_issl.d_sr.gr_.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.
Задачи:
Образовательные. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивающие. Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: Капелька, картинки: мяч, окно, крыша, часы), поднос, посуда. Картинки: лимон, конфета, лук. Знаки для определения свойства воды.
Раздаточный материал: Одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, сахар, ванилин, гуашь, кисточки.
Словарная работа: лаборатория, лаборанты, эксперимент, опыт.
Методические приемы: загадка, беседа-диалог, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Рекомендации к проведению: Перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности.
Ход занятия:
1 часть.
Дети стоят на ковре в кругу. Воспитатель обращает внимание на пришедших гостей.
Воспитатель: здравствуйте, дети.
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: а теперь поприветствуем друг друга.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: доброе утро ребята!
Дети: доброе утро.
Воспитатель- Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
Капелька подготовила для вас загадку.
Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
Дети: вода
Воспитатель: верно! Значит тема нашей беседы – вода. Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода?
Дети: чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения;
Воспитатель: для чего нужно поливать растения?
Дети: чтобы они росли
Воспитатель: нужна ли рыбам вода? для чего?
Дети: они там живут – это их дом.
Воспитатель: ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: итак, давайте мы с вами представим, что мы учёные и мы будем проводить опыты. Согласны?
Дети: да.
Воспитатель: хорошо, давайте тогда мы с вами пройдем в нашу лабораторию. Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Опыт 1. «Вода не имеет форму».
Воспитатель: посмотрите на картинки и скажите какой формы предметы (мяч, окно, крыша, книга, часы).
Дети: мяч- круглый, окно – прямоугольное, крыша – треугольная, часы – квадратные.
Воспитатель: а как вы думаете, вода имеет форму?
Дети: нет
Воспитатель: посмотрите, если мы с вами разольем воду на поднос и в другую посуду, то форма у воды разная. Каждый раз, как только мы разливаем воду в другую посуду, она меняет форму. Какой вывод можно сделать? (делаем эксперимент)
Дети: вода не имеет форму
Воспитатель: и для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода не имеет форму). Что означает этот знак?
Дети: что вода не имеет форму
Воспитатель: молодцы, вот мы с вами и определили, что вода не имеет форму. Переходим к следующему нашему опыту.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: ребята, посмотрите перед вами стоят стаканы с водой, а теперь возьмите один стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода?
Дети: нет.
Воспитатель: правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет чего?
Дети: запаха.
Воспитатель: вот мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха) какое Аселия?
Аселия: вода не имеет запаха.
Воспитатель: что означает этот знак Искандер?
Искандер: что, вода не имеет запаха.
Воспитатель: а как вы думаете, может ли вода приобрести запах? ( индивидуальные ответы детей).Засыпаем в воду порошок(ванилин), перемешиваем. Теперь можно понюхать, появился запах?
Дети: да
Воспитатель: какай вывод мы можем сделать?
Дети: что, если добавить в воду определенное вещество, то вода может иметь запах.
Воспитатель: молодцы, а теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка:
Тихо плещется вода.
(Дети машут руками из стороны в сторону.)
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
(Руки вверх.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть погуляем.
(Шагают.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Садятся на стулья)
Воспитатель: давайте, перейдем к следующему нашему опыту.
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой).
Дети: лимон – кислый, конфета – сладкая, лук – горький.
Воспитатель: правильно, вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус?
Дети: без вкуса.
Воспитатель: кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой). Верно. Какое открытие вы сейчас сделали?
Дети: что вода не имеет вкуса
Воспитатель: правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша?
Паша: безвкусная.
Воспитатель:(вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего?
Дети: вкуса.
Воспитатель: и какой можно сделать вывод?
Дети: у воды нет вкуса.
Воспитатель: а как вы думаете вода может приобрести вкус? ( индивидуальные ответы детей). Ребята, а если в воду добавит сахар, какая она будет?
Дети: сладкая.
Воспитатель: а давайте проверим сами. Возьмите второй стакан с водой и положите в него комочек сахара. (Дети размешивают и пробуют.) Какая по вкусу стала вода?
Дети: сладкая.
Воспитатель: почему она стала сладкая? Как это получилось?
Дети: мы положили сахар.
Воспитатель: какой мы можем сделать вывод?
Дети: вода может изменять свой вкус
Воспитатель: молодцы, давайте перейдем к следующему опыту.
Опыт 4. «Вода бесцветная».
Воспитатель: как вы думаете, а какого цвета вода? ( индивидуальные ответы детей)
Дети: бесцветная
Воспитатель: правильно у чистой воды нет цвета. Вода бесцветна. Какая вода, Миша?
Миша: бесцветная
Воспитатель: ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
(вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная). Что означает этот знак?
Дети: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: но вода может обрести цвет. Попробуем окрасить воду с помощью гуаши. Предлагаю сейчас вам намазать ворс кисточки краской любого цвета, а затем окунуть кисточку в стакан с водой и размешать. Какого цвета вода теперь? (индивидуальные ответы детей). Какой мы можем с вами сделать вывод?.
Дети: вода бесцветная, принимает цвет той краски, которую в нее добавили.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими учеными. Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода не имеет формы; 2-е – она не имеет вкуса, 3-е -запаха; 4-е- она бесцветная.
Воспитатель. ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
Дети: без цвета, без вкуса, прозрачная, без запаха.
Рефлексия.
Воспитатель: у меня на столе солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. (дети подходят к столу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в 1 младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие » раздел – ознакомление с окружающим миром Тема: «Сказка Колобок»
Формирование у детей познавательной активности и закрепление знания русской народной сказки «Колобок»...
Конспект НОД в 1 младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» раздел – ознакомление с окружающим миром «Вода и её свойства»
Формирование у детей представления о качественных изменениях воды и её свойствах....
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Математические представления») на тему «Путешествие на Луну»
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Ма...
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «ФЭМП») на тему «Путешествие на планету добра» в подготовительной к школе группе
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательной области«Познавательное развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Ф...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром » Тема: «Вода - водичка» Возрастная группа: младшая
Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений. Задачи:Образовательные. Создать целостное представление о воде как о природном явлении; познакомить со свойствами воды...